Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-исследование.
Технологии: технология проблемного обучения, технология исследовательского обучения.
Цель урока: осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться; получить представление о языке как о знаковой системе, о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.урок-презентация
            
        
        
        
                    
                                    
                        
                        
                            ВВОДНЫЙ УРОК РССКОГО 
ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ 
«Язык и общение»
П Р ЕЗЕН ТА Ц И Ю П ОД ГОТ ОВ И ЛА :
АЗА Н ОВА  ЕВ ГЕН И Я  АЛ ЕКС А Н Д Р ОВН А
УЧИ ТЕ ЛЬ  Р У С С КОГО  ЯЗЫ КА
МБ ОУ  «КО Н И П ЛОТ Н И Ч ЕС КА Я ООШ »
С И ВИ Н С КОГ О МУ Н И Ц И П А ЛЬ Н ОГ О 
Р А Й ОН А
П ЕР М С КОГО  КР АЯ
6 1 7 2 4 8 , Д.  Б ОЛЬ Ш ОЕ  С АМ ЫЛ ОВ О
У Л.  С АМ Ы ЛО ВС КА Я, 1 6 .
ТЕ ЛЕФОН  8 ( 3 4 2 7 7 )2 -5 1 -4 6
2 0 1 5  Г ОД
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Класс: 5.
Тема урока: «Язык и общение».
Тип урока: открытие новых знаний.
Вид урока: урок-исследование.
Технологии: технология проблемного 
обучения, технология исследовательского 
обучения.
                        
                     
                                    
                                    
                        
                        
                            Цель урока:
важность 
Осознавать  роль  языка  в  жизни 
умений 
человека, 
общаться; получить представление о 
языке  как  о  знаковой  системе,  о 
лингвистике  как  науке,  о  видах 
речевой деятельности.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Планируемые результаты:
Предметные: осознавать роль языка в жизни человека, важность 
умений общаться; получить представление о языке как знаковой 
системе, о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:  выполнять  самопроверку  или  взаимопроверку 
учебного  задания;  выполнять учебное задание в соответствии с 
целью.
Познавательные:  определять  значимость  речи  в  общении  и 
обосновывать  своё  суждение;  различать  предложения  по  цели 
высказывания,  эмоциональной  окраске  и  обосновывать  своё 
суждение.
Коммуникативные:  формулировать  понятные  для  партнёра 
высказывания;  согласовывать  позиции  и  находить  общее 
решение.
Личностные:  понимать  связь  развития  языка  с  развитием 
культуры русского народа.
                        
                     
                                    
                                    
                                    
                        
                        
                            Актуализация знаний:
Задумывались ли 
вы над тем, что 
такое язык?
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Актуализация знаний:
Давайте изобразим 
все понятия слова 
«язык»
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Актуализация знаний:
Давайте изобразим 
все понятия слова 
«язык»
(дерево)
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Актуализация знаний:
ЯЗЫК
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Постановка учебной задачи:
Вопросы...
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Постановка учебной задачи:
Язык…
Для чего нужен такой язык?
Как мы можем общаться?
А если собеседник далеко, а телефона 
нет?
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Актуализация знаний:
Итак, как вы 
думаете, какова 
тема нашего урока?
                        
                     
                                    
                        
                        
                            «Открытие» нового знания:
                        
                     
                                    
                        
                        
                            «Открытие» нового знания:
Что возникло 
раньше: устная 
речь или 
письменность?
                        
                     
                                    
                        
                        
                            «Открытие» нового знания:
Как общались наши 
далёкие предки? 
Как передавали 
информацию?
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Первичное закрепление:
Упр. 4, 5.
                        
                     
                                    
                                    
                        
                        
                            Самостоятельная работа:
Упр. 6.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Самостоятельная работа:
Упр. 6.
Эталон:
2
1, 6.
1
2, 3, 4, 5, 
7.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Включение нового знания в систему знаний 
и повторение.
Упр. 8.
Составить диалоги 
(письменная и 
устная речь)
                        
                     
                                    
                                    
                        
                        
                            Рефлексия деятельности:
Что вы узнали сегодня на уроке?
Что вам было интересно?
Что не понравилось?
Как вы оцениваете своих 
одноклассников? Себя? Почему так?
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Домашнее задание:
§§ 1-4.
Упр. 7.
Мини-сочинение 
«Зачем надо изучать 
русский язык?»
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Литература:
Егорова Н.В. Поурочные разработки по 
русскому языку. 5 класс. – 2-е изд., 
перераб. –М.: ВАКО, 2013. – 416 с. – (В 
помощь школьному чителю).
Русский язык. 5 класс. Учеб. для 
общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.1. /
[Т.А. Ладыженская, М.Т.Барнов, Л.а. 
Тростаенцова и др.; науч. ред. Н.М. 
Шанский]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 
2015. – 191 с.: ил.