Нашему далекому предку таких задач решать не приходилось. За него все решало государство, которому нужны были люди четырех чинов: освященный (духовенство), служивый (военная и государственная служба), торговый (купцы,) и земледелец (крестьяне).
В течение XVII -XIX вв. сословные ограничения были разрушены, на первый план выступили экономические. Они существуют и сейчас, но к ним прибавился целый ряд проблем, связанных с переходом нашего общества к рыночным отношениям, что делает задачу выбора профессии особенно сложной.
Некоторые молодые люди быстро включаются в новые экономические отношения, но большинство выпускников школ, решая вопросы дальнейшей учебы, трудоустройства, пребывают в положении неопределенности.
Это вызывает настоятельную необходимость в организации профориентационной работы с учениками с учетом новых социально-экономических реалий.
это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию учащимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Помощь учителя технологии в ситуации выбора профессии учащимися предполагает, такую организацию их деятельности на уроках, которая бы включала: получение знаний о себе (образ «я»), получение знаний о профессии, соотношение знаний о себе и знаний о профессии (профессиональная проба).
Наиболее распространенными методами профориентации на уроках технологии, активизирующими позицию учащегося, являются методы профессиональной диагностики, метод диагностической беседы, метод экспертной оценки продуктов учебной и внеучебной деятельности, метод деловых игр, профессиональной пробы, профориентационные лекции, конкурсы, выставки, экскурсии, психологические практикумы, анкетирование учащихся
Для успешного выбора профессии у учащихся должны быть сформированы идейные и нравственные мотивы, определенные знания, трудовые навыки, чтобы выбор был осознанным, самостоятельным, обоснованным и правильным.
методы профессиональной диагностики,
метод экспертной оценки продуктов учебной и внеучебной деятельности,
метод деловых игр, профессиональной пробы,
профориентационные лекции, беседы,
конкурсы, выставки, экскурсии,
психологические практикумы,
тестирование учащихся
Типы профессий:
«Человек – природа»;
«Человек – техника»;
«Человек – человек»;
«Человек – знаковая система»;
«Человек – художественный образ».
Дифференцированно-диагностический опросник интересов
Наиболее распространенным методом профориентации на уроках технологии является беседа, проводимая эмоционально, образно, с подкреплением отдельных положений примерами из жизни. Во время беседы раскрываются наиболее привлекательные стороны конкретной профессии, её сложности, трудности.
В беседе можно получить ценную дополнительную информацию от учащихся об их интересах, увлечениях, склонностях.
Живой интерес вызывают у учащихся уроки, посвященные деловым играм по профориентации. Они служат диагностическим методом для определения профессиональной направленности учащихся.
В процессе игры учащиеся реализуют свой личностный потенциал, раскрывают глубинную мотивацию поведения, проявляют истинные потребностно-мотивационные и профессиональные интересы.
Решение производственной ситуации путем включения учащихся в «пробу сил» на уроке технологии.
Деловая игра на уроке технологии «Раскрой и подготовка плечевого изделия к обработке».
Профориентационные игры «Контакт», «Оптимист и скептик», «Пришельцы».
Ценностно-нравственная профориентационная игра «Ветеран и бездельник».
Определение особенностей распределения своего внимания (умение одновременно делать несколько дел);
Определение особенностей переключаемости внимания (перестройка внимания с одного объекта на другой);
«Знаете ли вы себя? Каков ваш характер?»
«Общительны ли вы?»
«Увлечения в свободное время» - 5 кл;
«Моя будущая профессия» - 6 – 7 кл;
«Я выбираю профессию» - 8 кл;
«Выявление индивидуальных особенностей своей памяти».
Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, радостная, творческая жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.