Коррекционное развитие речи
07.02 Тема урока: Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с выборочным пересказом текста, а также будет составлять планы для пересказа.
Для начала давайте с вами узнаем, что такое «выборочный пересказ»:
Частичный (выборочный) пересказ.
Частичный (выборочный) пересказ проводится как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое.
Алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии.
1. Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).
2. Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.
3. Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).
4. Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитывая отмеченные отрывки.
5. Определяю, какие чувства вызывает у меня этот персонаж (это событие).
6. Составляю рассказ (вслух или мысленно).
7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.
8. Рассказываю, пользуясь своими пометами или коллективно составленным планом.
Давайте прочитаем с вами рассказ В. Сухомлинского «Цветок или волчья пасть», составим к нему план и перескажем.
Шли из школы домой Сережа и Коля. Сережа был веселый, потому что он получил «пятерку». А Коля был грустный и задумчивый. Он не выучил урок, и учительница поставила ему «двойку».
Был теплый весенний день. Сияло солнце. В голубом небе плыло белое облачко.
Сережа загляделся на облако и сказал: «Смотри, Коля, какое красивое облако! Оно похоже на белую розу. У нее нежные, тоненькие лепестки».
Коля долго смотрел на облако, потом тихо сказал: «Где же лепестки? Где цветок? Облако похоже на страшного волка. Он хочет на кого-то броситься».
Мальчики долго смотрели на
облако, и каждый видел свое.
Разделим наш текст на части и составим план:
Прочитаем первую часть текста: Шли из школы домой Сережа и Коля. Сережа был веселый, потому что он получил «пятерку». А Коля был грустный и задумчивый. Он не выучил урок, и учительница поставила ему «двойку».
Давайте предложим первый пункт плана: Ребята идут из школы
Запишите в тетрадь
1. РЕБЯТА ИДУТ ИЗ ШКОЛЫ
Прочитаем вторую часть текста: Был теплый весенний
день. Сияло солнце. В голубом небе плыло белое облачко.
Давайте предложим первый пункт плана: Тёплый весенний день.
Запишите в тетрадь
2.
ТЁПЛЫЙ ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ
Прочитаем третью часть текста: Сережа загляделся на облако и сказал: «Смотри, Коля, какое красивое облако! Оно похоже на белую розу. У нее нежные, тоненькие лепестки».
Давайте предложим третий пункт плана: Серёжа видит белую розу
Запишите в тетрадь
3.
СЕРЁЖА ВИДИТ БЕЛУЮ РОЗУ
Прочитаем четвёртую часть текста: Коля долго смотрел на облако, потом тихо сказал: «Где же лепестки? Где цветок? Облако похоже на страшного волка. Он хочет на кого-то броситься».
Давайте предложим четвёртый пункт плана: Коля видит страшного волка
Запишите в тетрадь
4. КОЛЯ ВИДИТ СТРАШНОГО ВОЛКА
Прочитаем пятую часть текста: Мальчики долго смотрели на облако, и каждый видел свое.
Давайте предложим четвёртый пункт плана: Каждый видел своё
Запишите в тетрадь
5. КАЖДЫЙ ВИДЕЛ СВОЁ
В тетради у вас должен получиться следующий план пересказа:
1. Ребята идут из школы
2. Тёплый весенний день
3. Серёжа видит белую розу
4. Коля видит страшного волка
5. Каждый видел своё
Используя данный план, давайте расскажем о Серёже.
Примерный план пересказа, который у нас получился.
Сережа шел из школы с Колей. Он был веселый, потому что получил «пятерку». Коля получил двойку, поэтому был грустный. Был теплый весенний день. Ярко светило солнце. По небу плыло белое облако. Сережа посмотрел на облако и сказал: «Оно похоже на белую розу с нежными, тоненькими лепестками». А Коля посмотрел и сказал, что видит страшного волка, который хочет броситься на кого-то. Каждый видел свое.
Домашнее задание: запишите в тетрадь, что такое выборочный пересказ и алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.