Данная разработка помогает ввести учащихся в мир переменных. Цель материала: обобщить понятия о формулах, ввести понятия переменных и научить писать простые вычислительные задачи на языке Паскаль. Ребята в ходе беседы с учителем подходят к выводу о том, что типовые задачи можно решать по одинаковому алгоритму и такие задачи являются типовыми. С другой стороны учитель подчеркивает, что одним из обязательных свойств алгоритма является универсальность. Занятие рассчитано на 45 минут. Если учащиеся уже знакомы со средой программирования, то они успевают справиться с данным заданием по образцу и самые способные выполняют дополнительное задание по определению периметра.Презентация для ведения урока.
Вычисление с помощью программ.pptx
Вычисление с помощью программ
Вычисление с помощью
программ
Основы программирования
Черевичкина Ирина Николаевна
Вычисление с помощью программ
Задача:
Найти площадь пола S в
комнате со сторонами
(стенами) A см и B см.
Что можно сказать о площади этих фигур?
А
S1
В
А
S2
А
В
S3
В
Что можно сказать о способе вычисления площади этих фигур?
Формула: S=A*B
А и B могут быть разными – МЕНЯТЬСЯ. В программировании
они называются ПЕРЕМЕННЫЕ – величины, которые могут
меняться при работе алгоритма.
Вычисление с помощью программ
Задача:
Найти площадь пола S в
комнате со сторонами
(стенами) A см и B см.
А
S1
В
А
А
S3
В
S2
В
Формула: S=A*B
Что необходимо для вычисление площади конкретной фигуры?
Числовые
значения!
S13
4
1) Задать значения А и B.
2) Вычислить, подставив заданные значения.
Вычисление с помощью программ
В типовых задачах решение выполняется
по одной формуле (алгоритму).
Буквенные обозначения величин в программировании
называются переменными: S, A, B.
Задать значения: READ(А) и READ(B) -
читать с клавиатуры
Вычислить: S:=A*B; {Присвоить переменной S
значение изведения А и В}
Вычисление с помощью программ
Добавим разделы: Описание переменных и вывод результата:
Описать типы данных, используемых переменных:
VAR S,A,B: integer; {Переменные S,A,B –целые числа}
Begin
Задать значения: READ(А); и READ(B); -
читать с клавиатуры
Вычислить: S:=A*B; {Присвоить переменной S значение
произведения А и В}
Вывести результат: WRITE(‘S=‘,S);
END.
Вычисление с помощью программ
Пример программы:
Запуск программы
Ввод значений переменных:
Внизу в строке ввода (после
запуска программы) и нажать
Enter
Вычисление с помощью программ
Таблица:
B
234
87
978
326
A
12
13
16
18
*
P
?
?
?
?
S
?
?
?
?
Задание:
1. Напишите программу.
2. В тетради подготовьте таблицу
3. Запустите программу и задайте данные
A и B из первой строки.
4. Полученный ответ запишите в тетрадь.
5. Повторите пункты 3 и 4 для остальных
данных
6. *Добавьте в программу переменную Р и
формулу, вычисляющую периметр
прямоугольника.
7. *В таблице добавьте столбец для
значений переменной Р.
Вычисление с помощью программ
Сверим ответы: A
12
13
16
18
B
234
87
978
326
Таблица:
S
280
8
113
1
156
48
P
492
200
198
8
688
Вычисление с помощью программ
Подведем итоги:
Какие задачи можно решать по одинаковому алгоритму (одному и тому же)?
Типовые задачи могут решаться
одинаково с разными числовыми данными.
Какие величины называют ПЕРЕМЕННЫМИ?
ПЕРЕМЕННЫЕ – это
величины, которые могут
меняться в алгоритме.
Вычисление с помощью программ
Методические рекомендации учителю:
Данный материал можно применять при первом знакомстве учащихся с понятием «Переменные».
Например, они уже познакомились со средой программирования Паскаль АВС при работе с роботами
в линейном алгоритме. Либо, этот урок следует проводить после первого урока «Знакомство со средой».
Тип целых чисел приемлем в 5 классе, так как десятичные дроби ребята изучают по разным
программам в разных классах. Поэтому лучше решать с целым типом данных.
При обсуждении понятия «Формула» ребят нужно подвести к выводу о том, что существуют задачи с
одинаковым алгоритмом решения (формулой) и такие типовые задачи можно и нужно решать через
переменные величины, содержащиеся в формулах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.