Цели: 1. Ознакомиться с алгоритмом вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
2. Закреплять понятие дроби.
3. Продолжать закреплять навыки счёта.
4. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Математика, 4й класс
Урок 18 (§ 1.17)
Тема: Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (урок введения нового знания)
Цели: 1. Ознакомиться с алгоритмом вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
2. Закреплять понятие дроби.
3. Продолжать закреплять навыки счёта.
4. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
I. Этап
актуализации
знаний и постановка
проблемы.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
У доски или по карточкам работают 3–6 учащихся.
Возможна работа по материалам пособия «Дидактический
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать, какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг;
© ООО «Баласс», 2014 1II. Постановка
проблемы и
первичное
формулирование
нового знания.
III. Введение нового
знания.
материал к учебнику “Математика”, 4й класс».
Задания № 9, 11, с. 103.
3
Работа в парах.
1. Задание № 1, с. 38.
Основные предметные цели работы:
– сформулировать новое правило.
Последовательность работы:
– читаем текст про себя;
– формулируем поставленную задачу (проблему).
2. Текст со знаком ?!
Цель работы:
– создание проблемной ситуации.
– Продумайте и предложите свои способы, обосновывая свою точку
зрения, выслушивая и в случае необходимости аргументированно
опровергая чужую.
4 5 4
Парногрупповая работа.
1. Задание № 2, с. 38.
– Смоделируйте задачу.
2. Работа с текстом в оранжевой рамке.
Цель работы:
– сформулировать новое правило.
Последовательность работы:
– читаем и обсуждаем текст по частям;
– формулируем новое правило.
2. отбирать необходимые для
решения учебной задачи
источники информации среди
предложенных учителем
словарей, энциклопедий,
справочников;
3. добывать новые знания:
извлекать информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.);
4. перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и
группировать математические
факты и объекты;
5. делать выводы на основе
обобщения умозаключений;
6. преобразовывать информацию
из одной формы в другую;
7. переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД
Развиваем умения:
1. самостоятельно
формулировать цели урока
после предварительного
© ООО «Баласс», 2014 2IV. Первичное
закрепление.
– Каким правилом теперь вы будете пользоваться при вычитании
дробей с одинаковыми знаменателями?
обсуждения совместно с
классом;
6 2 4 5
2 4 5 2
Парногрупповая работа.
1. Задание № 3, с. 38.
Основные предметные цели работы:
– учиться применять новое правило.
Самостоятельная работа в парах.
2. Задание № 4, с. 39.
(Ответ: Архит Тарентский)
Проверка решения парами у доски по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Какова цель задания?
– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
– Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы с
такой самооценкой?
3. Оценивание основных результатов работы на уроке.
Цель работы – проговорить:
– чему учились;
– необходимость дальнейшей работы.
2. совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3. составлять план решения
отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять
свои действия с целью и при
необходимости исправлять
ошибки с помощью класса;
5. в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и определять степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи в общепринятых формах)
с учётом своих учебных речевых
ситуаций;
© ООО «Баласс», 2014 3– Каким правилом теперь вы будете пользоваться при вычитании
дробей с одинаковыми знаменателями?
П
Фронтальная работа.
Задание № 6, с. 39.
Читаем и обсуждаем текст задачи:
– обсуждаем вспомогательную модель и план решения задачи.
1) выкройка разделена на равные части – прямоугольники;
2) при разрезании прямоугольника с угла на угол получили два
равных треугольника;
3) сложив два равных треугольника, можно снова получить такой
прямоугольник;
4) этот же прямоугольник разрезали на два равных квадрата;
5) чтобы ответить на вопрос задачи, надо найти число равных
прямоугольников;
6) площадь выкройки – часть от площади большого прямоугольника,
эту часть можно записать в виде дроби;
7) решение задачи сводится к поиску части от числа.
– Что нового сегодня узнали?
– Чему ещё учились? (Учились ставить цели работы, планировать свою
работу, работать в соответствии с заданным планом, оценивать
результат своей работы.)
– Всё ли получалось?
– Над чем ещё надо поработать?
Инвариант: задача № 5, с. 39; возможна работа по материалам
2. доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3. слушать других, пытаться
принимать другую точку зрения,
быть готовым изменить свою
точку зрения;
4. читать про себя тексты
учебников и при этом ставить
вопросы к тексту и искать
ответы, проверять себя,
отделять новое от известного,
выделять главное, составлять
план;
5. договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты
1. придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
2. в созданных совместно с
V. Повторение и
закрепление
изученного.
VI. Итог урока.
VII. Возможное
© ООО «Баласс», 2014 4домашнее задание. пособия «Дидактический материал к учебнику “Математика”, 4й
класс»: задание № 16, с. 104.
Вариант: задание № 7, с. 39.
Необходимость домашнего задания и его содержание обсуждаются
учителем и детьми.
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
© ООО «Баласс», 2014 5