Организация внеурочных занятий по социализации детей первого класса с использованием куклотерапии
Выпускная квалификационная работа
2023
Содержание
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы организации внеурочных занятий по социализации обучающихся первого класса. 7
1.1 Особенности организации внеурочных занятий по социализации детей первого класса 7
1.2 Подходы к использованию куклотерапии с обучающимися в первом классе. 15
1.3 Возможности куклотерапии во внеурочной деятельности как инструмента социализации обучающихся первого класса. 22
Список использованных источников. 30
Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают, так как само общество претерпевает глубокие изменения, связанные с инновационными процессами. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества, где ему предстоит жить. В связи с этим Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования акцентирует требования на развитии личности, создании условий, в том числе для социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе.
Проанализировав работы А.В.Мудрика, В.К. Мокшина и других, социализацией является процесс усвоения индивидом культурных и социальных норм, а также усвоение им разных социальных ролей. В младшем школьном возрасте ребенок учится формировать и отстаивать собственное мнение, проявлять личные качества. Именно поэтому первые года в школе являются наиболее значимыми в жизни каждого ребенка. Они способны во многом определить его дальнейшую школьную жизнь. Для достижения вышеперечисленных результатов в примерной общеобразовательной программе начального общего образования выделены следующие целевые установки, связанные с социализацией младших школьников: формирование психологических условий развития общения и сотрудничества, развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности.
Основываясь на работах А.А. Люблинской, Н.Ф. Голованой, Р.С. Немова, можно сказать, что младший школьный возраст является сензитивным для процесса социализации. Уже в первом классе появляется возможность саморегуляции поведения на основе усвоенных знаний и правил поведения. Наблюдаются настойчивые попытки сдерживать свои желания, идущие вразрез с требованиями взрослых, подчинять свои действия установленным социальным нормам поведения. В первом классе ребенок принимает на себя новую социальную роль. По многочисленным исследованиям в данном возрасте возникают трудности, связанные со сменой социальной ситуаций развития и социальной позиции. Помочь преодолеть данные трудности позволяет внеурочная деятельность, целью которой является создание условий, обеспечивающих достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у обучающихся принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося [1].
Обеспечить процесс социализации детей младшего школьного возраста поможет куклотерапия. Особенности куклотерапии рассматривались такими учеными, как А.Ю.Татаринцева, А.А.Перл, Н.М.Фараонова. Они описывают куклотерапию, как метод психологической помощи детям и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукол. Анализируя действия ребенка с куклой педагог, может выявить причину личностных проблем и трудностей ребенка и помочь их скорректировать.
В соответствии с обозначенной актуальностью была сформулирована тема исследовательской работы: «Организация внеурочных занятий по социализации детей первого класса с использованием куклотерапии».
Проблема исследования: как организовать внеурочные занятия с использованием куклотерапии для социализации обучающихся первого класса.
Объектом исследования является процесс организации внеурочных занятий по социализации обучающихся первого класса с использованием куклотерапии.
Предмет исследования – куклотерапия как инструмент социализации обучающихся первого класса на внеурочных занятиях.
Цель выпускной квалификационной работы – теоретическое обоснование и разработка конструктов внеурочных занятий по социализации обучающихся первого класса с использованием куклотерапии.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы социализации обучающихся первого класса на внеурочных занятиях с помощью куклотерапии.
2. Описать опытно-практическую работу по разработке конструктов внеурочных занятий для социализации обучающихся первого класса с помощью куклотерапии.
Гипотеза исследования: если использовать куклотерапию на внеурочных занятиях с обучающимися первого класса, то процесс социализации станет успешнее.
Методы исследования.
1. По этапам поиска:
- метод отбора материала;
- метод теоретической интерпретации;
- метод направленного преобразования.
2. По уровню проникновения, в сущности:
- эмпирический:
• изучение литературы;
• изучение результатов деятельности;
• наблюдение;
• метод диагностических ситуаций, заданий.
- теоретический:
• анализ и синтез;
• моделирование;
• мыслительный эксперимент.
3. По функциям:
- диагностика;
- прогнозирование;
- преобразование;
- коррекция;
- статистическая обработка материала.
Теоретической основой исследования являются работы Роберта Семёновича Немова, Альбины Юрьевны Татаринцевой, Анатолия Викторовича Мудрика, Вадима Артуровича Петровского, Василия Кирилловича Мокшина, а также нормативно-правовые документы: Федеральный государственный стандарт начального общего образования, примерная основная образовательная программа начального общего образования, стратегия развития и воспитания в Российской Федерации.
В Письме Министерства образования и науки в Российской Федерации дается следующее определение понятию внеурочная деятельность: «Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».
Согласно ФГОС НОО, внеурочная деятельность призвана обеспечить благоприятную адаптацию и социализацию ребенка в школе, улучшить условия для развития ребенка.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Так как внеурочная деятельность направлена, в том числе на социализацию детей, то подробнее рассмотрим понятие социализация. В словаре-справочнике по социологии В.К.Мокшина социализация – процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому принадлежит. Социализация происходит на основе обучения и воспитания, усвоения социальных ролей, и результате чего человек превращается в члена современного общества.
По мнению Н.П.Дубинина, в современной социологической и психологической литературе социализация личности рассматривается как превращение индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноценного члена общества. Ребенок, живущий в определенное историческое время, в определенном социальном окружении, включается самой жизнью в процесс «социального наследования».
В учебнике «Социализация человека: Учебник для студентов вузов» Мудрик А.В. отмечает, что в словарях фактор определяется как одно из необходимых действующих условий того или иного процесса. Говоря о процессе социализации человека, необходимо рассмотреть, в каких условиях он происходит. В обобщенном виде можно объединить в четыре группы:
Первая — мегафакторы (мега — очень большой, всеобщий) — космос, планета, мир, Интернет, взаимодействие с которыми в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияет или может влиять на социализацию всех жителей Земли (с Интернетом напрямую взаимодействуют лишь его пользователи).
Вторая — макрофакторы (макро — большой) — страна, этнос, общество, государство, взаимодействие с которыми влияет на социализацию жителей определенных стран (это влияние имеет как прямой характер, так и опосредствованный другими группами факторов).
Третья — мезофакторы (мезо — средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Взаимодействие человека с мезофакторами имеет как прямой, так и опосредованный характер, реализуясь через четвертую группу — микрофакторы. К ним относятся семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум.
В реальности социализация человека протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на его развитие. Эти условия фактически даже не все выявлены, а из известных далеко не все изучены. Выделенные выше факторы социализации также изучены в разной мере
Многогранный процесс социализации включает в себя как биологические предпосылки (филогенез), так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду (онтогенез) в результате активного взаимодействия между ним и окружающим социальным миром. В процессе этого взаимодействия осуществляется социальное признание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, активное переустройство окружающего мира.
По мнению С.И. Розум, социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и общества:
1. Нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте;
2. Личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно - мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;
3. Ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей определяющих образ жизни человека;
4. Коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни;
5. Прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом;
6. Творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя;
7. Компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.
Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.
По мнению Ю.Г. Волкова, процесс социализации индивида протекает на трех уровнях:
1. Биологический уровень - это связь организма человека с окружающей его средой.
2. Психологический уровень - в процессе социализации выделяется две стороны личности - как субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало индивида, процесс активного воздействия на себя (самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность).
3. Социально-педагогический уровень - это связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп, когда ребенок ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания.
Уровни социализации демонстрируют основу человеческой личности, влияние социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность как объект, так и субъект воздействия личности на себя и общество, а также общественных институтов на личность. Включенность в обозначенные выше уровни обуславливает пространственно- временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни человека.
Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.
По мнению Г.М.Андреевой, стадии социализации можно выделить, проанализировав возрастную периодизацию. Так как каждому возрастному этапу соответствуют определенные потребности, нужды, ощущения, особенности, то можно выделить шесть стадий социализации:
1. Биоэнергетическая (пренатальная). С 3-5 месяцев эмбрионального развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха) происходит «освоение» ребенком мира.
2. Идентификационная стадия (до 3-х лет). Этот период отождествления себя со всем, что окружает ребенка, от мебели, игрушек, до мамы, папы, животных, растительного мира. Это период становления и функционирования так называемого «сенсомоторного, доречевого, практического интеллекта» (Ж. Пиаже). Вся психическая деятельность ребенка состоит из восприятий действительности и моторных реакций на него.
3. Корреляционная стадия (3-5 лет). Для данной стадии характерно предпонятийное интуитивное мышление ребенка. Это период зарождения целенаправленной совместной деятельности детей, в процессе которой приобретается опыт руководства другими детьми, а также опыт подчинения.
4. Экспансивная стадия (6-10 лет). Характеризуется стремлением ребенка расширить свой социальный кругозор, а узнаваемое срочно распространить во все поры своего существования. Это период конкретных операций. У ребенка формируется самооценка, отношение к себе и, как результат, требования к самому себе.
Согласно мнению В.Г. Закировой и Л.А Камаловой, социально-психологические исследования показывают что, младший школьный возраст является сензитивным для процесса социализации. При поступлении ребёнка в школу, решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков, складывающиеся в школе межличностные отношения. Благодаря этому развивается эмоциональная и социальная жизнь ребёнка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нём другие.
Поведение первоклассников в силу произвольности высших психических процессов, регуляции действий отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
Став школьником и приступив к овладению особенностям учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Важным признаком успешной социализации у первоклассников является присвоение позиции школьника (осознанное отношение к школе, мотивы к учению, специфичные формы поведения).
Наиболее ярко новая социальная форма поведения проявляется в плане принятия и удержания задачи, поставленной взрослым. А.Л. Венгер и К.Н. Поливанова отмечают, что возраст 6 - 7 лет характеризуется новым взглядом ребенка на ситуацию действования и взаимодействия с взрослым. Авторы выделяют отношение ребенка к заданиям взрослого «как одну из основных характеристик развития ребенка данного возраста».
С поступлением в школу у ребенка расширяется сфера контактов, резко возрастает поток информации воспитательного плана.
Общение с людьми возникают более или менее устойчивы представления ребенка о себе. Общение играет существенную роль в становлении и развитии самосознания.
По мнению А.А. Люблинской, характерной чертой во взаимоотношениях детей 7-9 лет состоит в том, что их дружба обоснована на общности жизненных обстоятельств и случайных интересов.
Наиболее важными для сознания ребенка становятся широкие социальные мотивы. Такие как мотивы самосовершенствования, самоопределения, долга и ответственности, исполнительности, инициативности. Эти мотивы являются результатом социальных влияний и успешной социализации. Поэтому ребенок начинает руководствоваться сознательными целями, социальными нормами, правилами, способами поведения.
Так, признаками успешной социализации у первоклассников являются:
· Начальные формы личностной и познавательной рефлексии;
· Соблюдение элементарных правил нравственного поведения на внеурочном занятии (уроке);
· Действие согласно установленным учителем правилам;
· Знание о необходимости договоренностей и правил в совместной деятельности;
· Умение выполнять задания в группе / в паре;
· Проявляет эмпатию, пытается влиять на эмоциональное состояние другого человека, оказывая поддержку;
· Понимает, что в случае возникновения затруднений можно и нужно просить о помощи, знает, как попросить о помощи, готовность поделиться с одноклассниками;
· Не создает проблемные ситуации;
· Навык самоконтроля.
5. Конвективная стадия (11-15 лет). Характеризуется «взрывоопасностью».
Подросток ищет выход из постоянно возникающих конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к друзьям, родителям, другим взрослым, устанавливается система социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую ценность представляет мнение товарищей.
6. Концептуальная стадия (16-20 лет). Характеризуется выходом в самостоятельную жизнь.
Также социализация подразделяется на первичную и вторичную. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесным личными отношениями, а вторичную - те, кто связан формально-деловыми отношениями.
Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных разнонаправленных обстоятельств жизни, так и в условиях образования и воспитания – целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека.
Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность.
Так, социализация младших школьников средствами педагогики и психологии способствует благоприятной адаптации, относительно быстрому установлению контактов, оптимистическому восприятию людей, снимает социальную тревожность, повышает статус ребёнка в обществе, обеспечивает более высокие результаты в любом виде деятельности.
Таким образом, в условиях организации внеурочной деятельности социализация первоклассников как сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни, протекает успешнее.
На этапе начального общего образования складываются основы миропонимания ребенка, его отношения к миру, вырабатывается и присваивается концепция ценностей, складывается отношение к себе, иным людям, к человеку как высшей ценности. Важно, чтобы с самого начала у ребенка формировалась положительная система отношений, положительное воспринятие мира, умение сосредотачивать свое внимание и усилия на позитивных сторонах жизни.
Л.И. Божович считает младший школьный возраст периодом рождения социального «Я» ребенка, где ключевым моментом становится оформление социальной позиции школьника с ведущей учебной деятельностью. В младшем школьном возрасте у детей возрастает интерес к социальной тематике, что важно учитывать при построении программы социализации.
Учитель – главный агент в социализации ребенка в начальной школе. Поэтому для успешной социализации ребенка педагогу важно создать в классе эмоционально-комфортную атмосферу, регулировать отношения взрослых и детей на основе гармонизации реальных и общечеловеческих ценностей. Обеспечить включенность детей в социально-значимые отношения, тесное взаимодействие родителей и учителей. Соблюдать права ребенка на основе взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления. Для эффективной социализации нужно обучать школьников вырабатывать готовность к определенным действиям в новых жизненных обстоятельствах.
Помимо этого для социализации в современной школе необходимо обеспечить реализацию педагогического сопровождения:
1. Диагностика на уровнях всех компонентов социализации;
2. Разработка авторских программ (теоретическое обеспечение).
3. Вовлечение младших школьников в разные виды совместной деятельности (разработка индивидуальных программ социализации на этапах социальной адаптации, социальной идентификации, социального научения, воспроизводства усвоенного социального опыта в реальной жизни).
Семья является одним из главных институтов социализации ребенка. Появление в жизни ребенка учебной деятельности вносит свои изменения в отношениях с родителями. Развитие когнитивных способностей открывает возможность для усвоения все более тонких социальных понятий и правил. Младшие школьники нуждаются в более незаметном руководстве, хотя, контроль за его действиями, учебой и домашней работой по-прежнему важен. Самыми эффективными путями для развития саморегулируемого поведения - конструктивные словесные аргументы и дисциплинарные меры, которые основаны на авторитете родителей.
Как отмечает Н.Ф. Голованова, участие в процессе социализации ребенка принимают участие не только школа и родители, но еще и сверстники. В дружбе младшие школьники усваивают социальные понятия, овладевают социальными навыками и правилами. Детей, которые имеют постоянных друзей, можно охарактеризовать как имеющих лучшие установки к учебе и добивающихся больших успехов в жизни.
Отношения со сверстниками влияют и на эмоциональное развитие ребенка. Они делятся друг с другом своими чувствами и страхами, подробно обсуждают каждую деталь своей жизни. Более близкие дружеские связи характерны для девочек. Мальчики не склонны к таким доверительным контактам.
Хотя дружба и является важным аспектом в жизни младшего школьника, многие из них испытывают недостаток в по-настоящему взаимных отношениях. Если ребенок отвергается сверстником, в такой ситуации велик риск столкнуться с проблемами в социальной адаптации на протяжении последующей жизни.
Особое внимание в современном мире уделяется влиянию информационной среды на процесс социализации. Воздействие и телевидения, и компьютера, и интернета признано противоречивым. Важно отбирать приемлемый контент для детей.
Социализация на уровне начального общего образования направлена на формирование способности и готовности действовать на основе полученных знаний, умений и опыта деятельности.
Эффективность социализации первоклассников определяют содержание и современные технологии, обуславливающие получение позитивного социального опыта обучающимися — социальные компетенции, опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности. Содержание социализации ориентировано на эмоционально-когнитивный и эмоционально-поведенческий компоненты. В содержании программы начального общего образования отражены научно обоснованные социальные нормы, правила, требования; социальный и культурный опыта человечества; социальные ситуации, предоставляющие возможность обучающимся находить бесконфликтные способы разрешения проблемных ситуаций.
Для овладения вышеперечисленными компонентами, по мнению О.В.Трошиной, для успешной социализации детей 7-8 лет педагог может использовать на уроках и внеурочной деятельности работу в парах и группах, дидактические игры (игры-путешествия, спектакли, КВН и другое), деловые игры.
Одним из инструментов успешной социализации младшего школьника может стать куклотерапия, так как это позволяет развивать психические процессы, формировать эмоциональный контакт в коллективе, снимать эмоциональное напряжение у детей и многое другое.
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Постепенно роль куклы стала иной: куклы могут и учить, и лечить. Появилось целое самостоятельное направление куклотерапия.
По мнению Н.М. Фараоновой, педагога-психолога, куклотерапия – метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукол. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний, укреплять психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей ситуации.
Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия глубокая и серьезная форма терапии, имеющая свои показания.
Как отмечает А.А. Перл, куклотерапия - позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для человека, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор. Она широко используется для разрешения внутри- и межперсональных конфликтов, улучшения адаптации, заиканием, нарушениями поведения и т.п.
В куклотерапии применяются разнообразные куклы: от отдельно взятых персонажей до представителей театральных кукол (куклы–марионетки, штоковые куклы, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие).
Куклотерапия может использоваться в психотерапии: психодраме, игротерапии, сказкотерапии и арт-терапии. Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на «отыгрывании» болезненных для пациента ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей».
Выделяют следующие функции куклотерапии:
1. Коммуникативная – формирование эмоционального контакта в коллективе;
2. Релаксационная – снятие эмоционального перенапряжения;
3. Воспитательная – психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
4. Развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.), моторики; обучающая – обогащение информацией об окружающем мире .
А.Ю.Татаринцева, декан психолого-педагогического факультета ВГПУ, кандидат психологических наук, описала этапы куклотерапии.
Первый этап – этап подстройки. Психолог и учитель начальных классов должны определиться, что они могут предложить, какую помощь оказать.
Второй этап – ритуал входа. Психолог и учитель начальных классов предлагают ребенку создать куклу своими руками.
Третий этап – расширение опыта. Ребенок самостоятельно, используя образец или заготовки, создает куклу в течение 15-20 минут.
Четвертый этап — этап интеграции. Это разговор о кукле с ребенком. Психолог и учитель начальных классов расспрашивают о том, кто это, что он умеет и так далее. Если мы говорим о создании куклы-страха, ребенок может рассказать о том, что страх умеет делать, как пугает.
Пятый этап - этап резюме или подведение итогов. Происходит беседа о том, чему научил персонаж, что нового узнал ребенок. Детям эти вопросы адресуют на детском уровне, чтобы они способны были ответить.
Итогом должен быть мостик к тому, что можно сделать в реальной жизни. В том числе — с созданным персонажем.
После такой терапии ребенок может забрать куклу, а может оставить в кабинете психолога.
По мнению ученых, куклотерапия позволяет раскрыть свое внутреннее «Я», преодолеть страхи, посмотреть на себя со стороны. Помимо этого формируется усидчивость, развивается мелкая моторика и образное мышление. Преодолеваются трудности социализации, замкнутость и застенчивость, комплексы, тревожность и многое другое.
Куклотерапия широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму.
Согласно мнению С. А. Кривоноговой, вместе с куклами дети отправляются в путешествие в мир знаний. На математике, русском языке, чтении, иностранном языке кукольные персонажи вместе с обучающимися осваивают навыки счета, чтения, письма. Они могут ошибаться, а задача детей - поправлять, находить ошибки. Кроме кукол – положительных персонажей, на уроках и занятиях может присутствовать, например, коварная Баба-Яга, которая будет мешать выполнять задание детям. Могут куклы принимать участие и в библиотечных уроках для детей, где они знакомят с правилами пользования библиотекой, учат, как надо обращаться с книгами. Куклы могут служить и наглядным пособием. Ребята рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер. Действительно, куклы могут многое, но не нужно забывать, что все-таки и учат, и лечат не куклы, а люди, и потому многое зависит от того, в чьих руках они оказываются. При грамотном педагогическом подходе куклотерапия станет эффективным инструментом для коррекции эмоционально-личностных проблем, для формирования социальной уверенности и адаптации детей, для обеспечения эмоционального благополучия и психологического комфорта детей в коллективе.
Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи педагога и психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики. Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения. Коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка .
Подробно рассмотрим и проанализируем этапы куклотерапии, описанные Альбиной Юрьевной Татаринцевой. Этап подстройки проходит несколько минут, за которые психологи или педагог должен определиться, что он может предложить.
На этапе «ритуал входа» педагог или психолог предлагает создать куклу, при этом показывая образец: либо взрослый сам создает и показывает, как делается, либо показывает ребенку, как делать куклу, но сам ее не делает. На данном этапе у ребенка формируются такие высшие психические функции, как внимание: ребенок концентрируется на том, как создается кукла; память: запоминает алгоритм изготовления куклы; мышление (анализ, синтез).
Для развития мелкой моторики рук и пальцев кисти, проявления творчества на этапе «расширения опыта» ребенок самостоятельно создает куклу по образцу или заготовке.
Этап интеграции предполагает разговор о кукле с ребенком или проигрывание ситуации, которая когда-то травмировала. Педагог или психолог должен расспросить ребенка о том, кто это, что он умеет и другое. На данном этапе у ребенка происходит не только коррекция нарушений, преодоление страхов, тревожности, но и развитие речи, фантазии, мышления. Также куклотерапия помогает развивать эмпатию.
Обязательным этапом куклотерапии является этап подведения итогов. Здесь ребенок отвечает на вопросы о том, чему научил персонаж, что ребенок нового узнал и так далее. Развиваются коммуникативные умения, речевые навыки, умения производить оценку своей деятельности.
В завершении ребенок сам решает: оставить куклу себе, например, как помощника, или оставить в кабинете психолога, что абсолютно нормально.
Куклотерапия помогает формировать стремление к самосовершенствованию, познанию самого себя, усваивать знания о способах общения с окружающими, формированию способности к осуществлению сотрудничества, понимания точки зрения другого, умения регулировать конфликты.
Таким образом, социализация ребенка в первом классе – важный и сложный процесс, в ходе которого ребенок приобретает личностные качества, которые необходимы для жизни в обществе, овладевает социальной деятельностью, узнает правила и нормы поведения в обществе. Успешное усвоение школьниками социального опыта зависит от педагогических условий. Обеспечить успешную социализацию у первоклассников поможет куклотерапия, так как помимо развития психических процессов, помогает в освоении социальных навыков.
Куклотерапия может использоваться на внеурочных занятиях с младшими школьниками для улучшения социальной адаптации. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка. Ученик попадает в необычную, но поучительную историю, где может усвоить правила поведения, научиться дружить, и успешно справиться с трудностями социализации. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и т.д.) и снятием нервно-психического напряжения.
В куклотерапии можно использовать такие варианты кукол, как: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы.
Куклы-марионетки. Принцип изготовления простых марионеток предложен Вальдорфской школой. Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая - руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать - в каком настроении находится герой куклы).
Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.
Пальчиковые куклы. Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.
Теневые куклы. Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона, или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.
Веревочные куклы. Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.
Плоскостные куклы. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.
Перчаточные куклы. Перчаточные куклы используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.
Объемные куклы. Объемные куклы используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.
Типы вождения кукол: снаружи - ребенок управляет стоящими куклами, объемными куклами; сверху - работа с куклами-марионетками, изнутри - ребенок управляет перчаточными куклами, куклами-костюмами, снизу - управление колпачковыми и перчаточными куклами.
Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.
Рассмотрим этапы внеурочного занятия с использованием куклотерапии в работе, которая осуществляется в два этапа:
На организационно-мотивационном этапе внеурочного занятия педагог приветствует обучающихся, мотивирует их на деятельность. На данном этапе можно применить такие приемы, как «Улыбка», «Тихо сядут», «Нестандартный вход», стихи-настрои, «Введение героя» и другое. Используя эти приемы, у ребенка появляется положительный настрой, создается благоприятный климат, появляется мотивация к дальнейшей деятельности. На данном этапе у обучающихся проявляются такие особенности социализации, как начальные формы личностной и познавательной рефлексии, соблюдение элементарных правил нравственного поведения на внеурочном занятии (уроке), действие согласно установленным учителем правилам, навык самоконтроля.
Этап целеполагания и планирование предстоящей деятельности. На этом этапе необходимо сообщить тематическую проблему занятия и чем будем заниматься на занятии. Сделать это можно с помощью загадок, шифра, «Введение героя», видеоматериалов, мелодий, проблемного диалога и т.д. Необходимо подобрать такую проблему на занятие, чтобы она вызывала эмоциональный отклик у детей. На данном этапе у обучающихся проявляются такие особенности социализации, как соблюдение элементарных правил нравственного поведения на внеурочном занятии (уроке), действие согласно установленным учителем правилам, не создает проблемные ситуации, навык самоконтроля.
Деятельностный этап. Обозначив проблему занятия, осуществляется переход к ее решению. Уже на данном этапе обучающимся предлагается изготовить куклу. Педагог предлагает создать куклу, при этом показывая образец: либо взрослый сам создает и показывает, как делается, либо показывает ребенку, как делать куклу, но сам ее не делает. Если предполагается театрализация, то необходимо предварительно распределить роли по желанию детей. Важно сделать акцент на том, что обучающимся необходимо придумать кукле имя, характер (в зависимости от того, какая проблема стоит на занятии). Важно спросить у ребенка, почему дали такое имя, характер. Далее обучающиеся изготавливают куклу своими руками по инструкции учителя. Также обучающимся можно предложить придумать кукле наряд или образ, который будет соответствовать ее роли, характеру. Исходя из задач занятия, обучающиеся могут изготавливать куклу в паре или группе, предварительно вспомнив правила работы в команде.
В качестве материала для изготовления куклы можно использовать крупу, ткань, пластилин, солому, нитки для вязания. На данном этапе у обучающихся проявляются такие особенности социализации, как соблюдение элементарных правил нравственного поведения на внеурочном занятии (уроке), действие согласно установленным учителем правилам, знание о необходимости договоренностей и правил в совместной деятельности, умение выполнять задания в группе, проявляет эмпатию, пытается влиять на эмоциональное состояние другого человека, оказывая поддержку, понимает, что в случае возникновения затруднений можно и нужно просить о помощи, знает, как попросить о помощи, готовность поделиться с одноклассниками, не создает проблемные ситуации, умение запрашивать и искать недостающую информацию, навык самоконтроля, в зависимости от задач занятия.
На этапе контроля с помощью изготовленных кукол обучающиеся проигрывают ту ситуацию, которая была обозначена, как проблема занятия. Обучающиеся могут проиграть ситуацию в паре или группе, а затем с учителем обсудить, или учитель может организовать театрализацию, в которой каждый ребенок поучаствует, выразит свои эмоции и переживания через куклу, найдет выход из сложившейся ситуации. На данном этапе у обучающихся проявляются такие особенности социализации, как соблюдение элементарных правил нравственного поведения на внеурочном занятии (уроке), действие согласно установленным учителем правилам, не создает проблемные ситуации, навык самоконтроля, знание о необходимости договоренностей и правил в совместной деятельности, умение выполнять задания в группе, проявляет эмпатию, пытается влиять на эмоциональное состояние другого человека, оказывая поддержку, понимает, что в случае возникновения затруднений можно и нужно просить о помощи, знает, как попросить о помощи, готовность поделиться с одноклассниками.
В конце данного этапа необходимо выяснить, что чувствовали обучающиеся, что они усвоили или поняли, как они поступят, если у них в жизни случится такая ситуация и т.д. Данный опрос можно провести в форме беседы, с помощью сигнальных карточек, рисунков, продолжения фраз и т.д.
На рефлексии важно понять, с каким настроением ребенок остался в конце занятия, какие эмоции сейчас переживает. Выяснить это можно с помощью карточек, которые изображают определенное настроение, приемов «Вершина успеха», «Дорисуй эмоцию», «Градусник настроений», «Дерево успеха». Изготовленную куклу ребенок по желанию может оставить у себя или отдать учителю. Обязательно в конце занятия похвалить детей. На данном этапе у обучающихся проявляются такие особенности социализации, как соблюдение элементарных правил нравственного поведения на внеурочном занятии (уроке), действие согласно установленным учителем правилам, не создает проблемные ситуации, навык самоконтроля, начальные формы личностной и познавательной рефлексии.
Коррекционная и развивающая функция процесса изготовления кукол на внеурочном занятии состоит в том, что, увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.
Достижение эффекта куклотерапии возможно обеспечить разными способами, но в данном исследовании рассматривается механизм, который заключается в эмоциональном состоянии, когда заканчивают работать над своей куклой. Это прилив сил и радости. Изготовленная кукла потом становится их талисманом, помощником, кукла радует. Изготовление и вождение кукол развивает мелкую моторику руки и пластику кисти; развивает способности к образному мышлению; учит концентрировать внимание; развивает очень редкое умение: выражать характер малыми средствами. В куклотерапии возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на внеурочных занятиях с использованием куклотерапии у обучающихся первого класса процесс социализации протекает успешнее. Куклотерапия помогает ребенку адаптироваться, развивать эмпатию, коммуникацию, помогает в усвоении социальных норм общества. Это инструмент педагогической и психологической помощи детям, заключающийся в коррекции поведения и эмоционального состояния. Он призван помочь в устранении переживаний у детей, улучшать социальную адаптацию, снижать уровень тревожности и агрессивности. При грамотном педагогическом подходе куклотерапия станет эффективным инструментом для коррекции эмоционально-личностных проблем, для формирования социальной уверенности и адаптации детей, для обеспечения эмоционального благополучия и психологического комфорта детей в коллективе.
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286. – Текст: электронный // Гарант: [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
2. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996. – Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. - URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=keyZT1TgMRCtYM9A&cacheid=F821F9C13CFD4433188C405EBB9479B2&mode=splus&rnd=5hYUJg&base=LAW&n=180402#qA0aT1TeelMhso871
3. Андреева, Г.М. Специальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс Язык, 2006. – 370 с. – Текст: непосредственный.
4. Волков, Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. - 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: КНОРУС, 2017. – 320с. – Текст: непосредственный.
5. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика / Н.Ф. Голованова. – СПб: Речь, 2005. – 320 с. – Текст: непосредственный.
6. Гребенщикова, Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол / Гребенщикова Л.Г. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 30 с. – Текст: непосредственный.
7. Закирова, В.Г. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема / Закирова В.Г., Камалова Л.А. - Международная научно-практическая конференция «Начальная школа сегодня: проблемы социализации». - Казань: КФУ. - 2014. – С. 4-11. – Текст: непосредственный.
8. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя / Люблинская А.А. – Москва: Просвещение, 1977. – 224 с. – Текст: непосредственный.
9. Матвеева, О.Н. О социализации младших школьников в современных условиях / О.Н. Матвеева. – Текст: непосредственный // известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2010. - № 16 (20). – С. 151-157.
10. Мокшин, В.К. Словарь-справочник по социологии. Учебно-методическое пособие / В.К.Мокшин. – Архангельск: Изд-во Арханг. гос. мед. акад., 2000. – 36 с. – Текст: непосредственный
11. Мудрик, А.В. Социализация человека : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050711 (031300) / А. В. Мудрик. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Академия, 2006. – 303 с. – Текст: непосредственный.
12. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С.Немов. – Москва: Просвещение: Владос, 1994. – 496 с. – Текст: непосредственный.
13. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с. – Текст: непосредственный.
14. Сироткин, О.Е. Содержание и технологии социализации обучающихся младшего школьного возраста / О.Е. Сироткин. – Текст: непосредственный // молодой исследователь Дона. – 2021. - № 4 (31). - С. 88-93.
15. Фараонова, Н.М. Выступление на профессиональной мастерской «Эмоциональное развитие через работу с куклой» / Н.М.Фараонова. – Текст: непосредственный.
16. Галиева, А.А. Проблемы социализации детей в младшем школьном возрасте / А.А. Галиева, С.А. Галиев. – Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. – URL: https://infourok.ru/material.html?mid=110069 (дата обращения: 25.03.21)
17. Кривоногова, С.А. Куклотерапия как эффективный инструмент социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста / С.А. Кривоногова. – Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. – URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2021/11/26/kukloterapiya-kak-effektivnyy (дата обращения: 20.02. 2022)
18. Перл, А.А. Куклотерапия: занятия, упражнения, форма проведения / А.А. Перл. – Текст: электронный // Мотивация жизни: [сайт]. – URL: https://yandex.ru/turbo/lifemotivation.online/s/razvitie-lichnosti/samorazvitie/kukloterapiya (дата обращения: 13.04.21)
19. Провоторова, Е.Е. Социализация младших школьников / Е.Е. Провоторова. – Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/08/18/statya-sotsializatsiya-mladshikh (дата посещения: 27.03.2022)
20. Собинова, М.М. Куклотерапия как метод арт-терапии в работе психолога / М.М. Собинова. – Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. – URL: https://infourok.ru/kukloterapiya-kak-metod-art-terapii-v-raboe-psihologa-5418410.html (дата обращения: 25.03.2022)
21. Татаринцева, А.Ю. Куклотерапия детских страхов: этапы работы / А.Ю.Татаринцева. – Текст: электронный // Психологическая газета: [сайт]. – URL: https://psy.su/feed/8244/ (дата обращения: 25.03.21)
22. Трошина, О.В. Приёмы и методы, способствующие успешной социализации учащихся начальной школы / О.В.Трошина. – Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/11/01/priyomy-i-metody-sposobstvuyushchie-uspeshnoy (дата посещения: 25.03.2022)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.