ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»
(ОП «Колледж ЛГПУ»)
ВЫПУСКНАЯ
ПИСЬМЕННАЯ ЭКЗЕМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РЕМОНТА КРИВОШИПНО – ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА АВТОМОБИЛЯ
ВАЗ 2106 LADA»
Выполнил учащийся
Чумак Олег Валентинович
305 группы
23.01.03 Автомеханик
Руководитель ВПЭР
Буркивченко Николай Николаевич
Луганск, 2021 г.
ВВЕДЕНИЕ
Чтобы обеспечить работоспособность автомобиля в течение всего периода эксплуатации, необходимо периодически поддерживать его техническое состояние комплексом технических воздействий
Целью выпускной работы является изучение устройства кривошипно-шатунного механизма, далее КШМ автомобиля ВАЗ – 2106 LADA, освоение правил при техническом обслуживании и ремонте, применять диагностическое и ремонтное оборудование
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЕ
ВАЗ – 2106 LADA И КРИВОШИПНО – ШАТУННОМ МЕХАНИЗМЕ
ОБЩИЕ ДАННЫЕ | |
Тип кузова | Седан |
Количество мест | 5 |
Количество дверей | 4 |
Снаряженная масса, кг | 1035 |
Полная масса, кг | 1435 |
Дорожный просвет (клиренс), мм | 170 |
Максимальная скорость, км/ч | 150 |
Время разгона да 100 км/ч | 17,5 |
Расход топлива на 100 км пути в смешанном типе, л | 8 |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Обозначение двигателя | ВАЗ-2106 (1,6) |
Тип двигателя | Четырехтактный, бензиновый |
Расположение двигателя | Спереди, продольно |
Объем двигателя | 𝟏,𝟓𝟔𝟗 м 𝟑 𝟏𝟏,𝟓𝟓𝟔𝟔𝟗𝟗 м 𝟏,𝟓𝟔𝟗 м 𝟑 𝟑𝟑 𝟏,𝟓𝟔𝟗 м 𝟑 |
Число цилиндров | 4 |
Расположение цилиндров | Рядное |
Число клапанов на цилиндр | 2 |
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм | 79 х 80 |
Степень сжатия | 8,5 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Система питания | карбюраторный |
Система зажигания | Электронная безконтактная |
Характеристика автомобиля ВАЗ – 2106 LADA
Номинальная мощность по ГОСТ 14846-81 (л.с.) | 75 | ||
Свечи зажигания | А17ДВ, А17ДВРМ, BRICK L15Y, NGK BP6ES | ||
Крутящий момент:н*м | 116/3000 | ||
Количество оборотов: | 5400 | ||
Топливо | Бензин АИ-92 | ||
ТРАНСМИССИЯ | |||
Передаточное отношение главной пары: | 4,1 | ||
Сцепление | однодисковое сухое с центральной нажимной пружиной; привод выключения сцепления гидравлический с сервопружиной на педали | ||
КПП | Механическая, четырехступенчатая | ||
Тип привода | задний | ||
Тормозная система | Передние тормоза -дисковые | ||
Карданная передача | два вала с промежуточной эластичной опорой, соединяется с валом коробки передач эластичной муфтой; два жестких карданных шарнира на концах заднего вала имеют игольчатые подшипники | ||
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |||
Тип рулевого управления: | Червячный редуктор | ||
Передняя подвеска | независимая на поперечных рычагах с цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости | ||
Задняя подвеска | зависимая жесткая балка, связанная с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными штангами, с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизаторами | ||
Размер обода | 127J-330 (5J-13) | ||
Шины | камерные, радиальные 165/80 R13 или 175/70 R13 | ||
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ | |||
Система электропроводки | однопроводная, отрицательный полюс источников тока соединен с «массой» |
Аккумуляторная батарея | емкость 55 А-ч при 20-часовом режиме разряда | |
Генератор | переменного тока со встроенным выпрямителем, ток отдачи 42 А при 5000 мин1 | |
Стартер | с электромагнитным тяговым реле и муфтой свободного хода, мощность 1,3 кВт | |
ОБЪЕМЫ | ||
Топливный бак, л | 39 | |
Объем багажника, л | 345 |
Назначение, типы и виды КШМ
Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования поступательного движения поршня под действием энергии расширения продуктов сгорания топлива во вращательное движение коленчатого вала
Типы и виды КШМ:
а) Несмещенный (центральный) КШМ, у которого ось цилиндра пересекается с осью коленчатого вала.
б) Смещенный КШМ, у которого ось цилиндра смещена относительно оси коленчатого вала на величину а.
в) V-образный кшм (в том числе с прицепным шатуном), у которого два шатуна, работающие на левый и правый цилиндры, размещены на одном кривошипе коленчатого вала.
Устройство КШМ ВАЗ 2106
Крышка шатуна;
2. Болт крепления крышки шатуна,
3. Шатун:
4. Поршень;
5. Терморегулирующая пластина поршня;
6. Маслосъемное кольцо;
7. Нижнее компрессионное кольцо;
8. Верхнее компрессионное кольцо;
9. Разжимная пружина;
10. Поршневой палец;
11. Вкладыш шатунного подшипника;
12. Упорные полукольца среднего коренного подшипника;
13. Вкладыши коренного подшипника;
14. Каналы для подачи масла от коренного подшипника к шатунному;
15. Держатель заднего сальника коленчатого вала:
16. Задний сальник коленчатого вала:
17. Штифт для датчика ВМТ:
18. Метка (лунка) ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндра;
19. Шкала в люке картера сцепления;
20. Метка ВМТ поршней l-гo и 4-го цилиндров на ободе маховика;
21. Шайба болтов крепления маховика:
22. Установочный штифт сцепления:
23. Зубчатый обод маховика:
24. Маховик;
25. Коленчатый вал;
26. Заглушка масляных каналов коленчатого вала;
27. Передний сальник коленчатого вала (запрессован в крышку масляного насоса);
28. Зубчатый шкив привода распределительного вала;
29. Шкив привода генератора:
30.А. Маркировка категории поршня по отверстию для поршневого пальца: 31.В. Маркировка класса поршня по наружному диаметру;
32.С. Маркировка ремонтного размера поршня,
33. D. Установочная метка;
34.I. Метки для установки момента зажигания;
35. II. Маркировка крышек коренных подшипников коленчатого вала (счет опор ведется от передней части двигателя)
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ДИАГНОСТИКА И РЕМОНТ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА АВТОМОБИЛЯ ВАЗ-2106 LАDА
Неисправности КШМ их причины и способы устранения
Неисправность | Причина | Способ устранения |
Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью | Недостаточная компрессия в результате: пригорания поршней, поломки или пригорания поршневых колецЧрезмерного износа цилиндров и поршневых колец пробоя прокладки головки цилиндров | Заменить поршниЗаменить поршневые кольцаЗаменить поршневые кольца, а если необходимо и поршни, и произвести хонингование цилиндров Заменить прокладку |
Двигатель работает неустойчиво или останавливается на холостом ходу | Недостаточная компрессия | Устранить неисправность одним из способов, указанных в неисправности «Двигатель не развивает полной мощности»Измерить компрессию в каждом цилиндре и при необходимости отремонтировать двигательПроверить плоскостность сопрягаемых поверхностей головки и блока цилиндров, заменить прокладку и затянуть гайки |
Двигатель неравномерно и неустойчиво работает при большой частоте вращения коленчатого вала, возникает детонация | Образование значительного слоя нагара на днищах поршней или на поверхностях камер сгорания | Снять головку цилиндров, очистить нагар и притереть клапаны |
Стук коленчатого | Чрезмерный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипниковЭксцентричность и овальность коренных шеекЧрезмерный зазор между упорными полукольцами и упорными поверхностями коленчатого валаОслабление затяжки болтов крепления маховика к коленчатому валу | Снять коленчатый вал двигателя, осмотреть и измерить шейки и вкладыши коренных подшипников, при необходимости прошлифовать шейки и заменить вкладышиСнять коленчатый вал, проверить диаметр и соосность коренных шеек, прошлифовать их и заменить вкладыши Проверить зазор и заменить упорные полукольца новыми с увеличенной толщинойЗатянуть болты |
Стук шатунных | Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами |
Стук поршней | Чрезмерный зазор между поршнями и цилиндрами Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и соответствующими канавками на поршне |
Стук поршневых пальцев | Чрезмерный зазор между пальцем и отверстиями в бобышках поршняНаличие зазора между пальцем и шатуном |
Вибрация двигателя | Дисбаланс коленчатого валаРазная масса поршней |
Недостаточное давление масла | Чрезмерный зазор между коренными и шатунными шейками и соответствующими вклад вклад |
Повышенный расход масла | Износ поршневых колец Чрезмерный износ юбок поршней и поршневых канавокЧрезмерный износ цилиндров двигателяЗалегание поршневых колец в канавках поршнейПоломка поршневых колецЗакоксование прорезей в маслосъемных кольцахЗакоксование пазов к канавке под маслосъемное кольцоНепараллельность осей верхней и нижней головок шатуна |
Проводимые ТО-1 и ТО-2 двигателя внутреннего сгорания
Первое (ТО-1) и второе (ТО-2) техническое обслуживания предусматривают такие работы:
- контрольно-диагностические;
- крепежные;
- регулировочные;
- смазочные и другие.
Вид ТО | Пробег (км) | Проводимая работа | Используемые материалы, инструменты |
Проверка наличия масла в двигателе. | 15000 | С помощью щупа проверить уровень масла в двигателе, при необходимости долить масло. | Масло для замены или долития. |
Проверка натяжки болтов крепления головки цилиндра. | 20000 | Осмотреть головку цилиндров, при слабой затяжке гаек подтянуть их. | Набор рожково – накидных ключей. |
Проверка крепления двигателя к раме автомобиля | Осмотреть крепежи двигателя. Подтянуть гайки. | Набор рожково – накидных ключей. | |
Очистительные работы. | 30000 | Осмотреть двигатель, удалить разлившееся масло с блока. Осмотреть блок цилиндров на наличие трещин и дефектов. | Шкурка, тряпка для удаления остатков масла с блока цилиндров. |
Диагностика ДВС на автомобиле ВАЗ – 2106 LADA
Визуально определить неполадки в двигателе специалисту недосягаемо. Возможно определить по выхлопу или звуку некоторые проблемы в двигателе, но это только часть. Точную диагностику двигателя могут сделать только специальные приборы и стенды
Для простой диагностики двигателя потребуется:
- прибор для измерения компрессии в цилиндрах, или компрессометр;
- тряпочка, промасленная для определения такта сжатия в двигателе, а можно совместить свисток и штуцер для свечного отверстия, намного эффективнее и удобнее;
- для проверки герметичности камеры сгорания, переходник для свечного отверстия и компрессор, для накачки колес;
Для вычисления компрессии используем специальную формулу вычисления идеальной компрессии:
Компрессия=Степень сжатия х 1,2.
Для двигателя ВАЗ 2106 Степень сжатия = 8,5. Тогда из формулы получаем значение равное: 8,5 х 1,2 = 10,2. Для двигателя «шестерки» значение компрессии – 10 – 11 атмосфер нормальная.
Снятие ДВС с автомобиля ВАЗ – 2106 LADA
Места установки навесов капота
Место слива жидкости с блока цилиндров
Места ослабления хомутов
Места крепления хомутов на шлангах
Снятие выпускного коллектора
Снятие стартера
Болты крепления КПП
Отсоединение от карбюратора приводов дроссельной и воздушной заслонок
Ремонт кривошипно-шатунного механизма автомобиля ВАЗ – 2106 LADA. Замена коренных, шатунных вкладышей и поршневых колец
Замена вкладышей
Пробка слива моторного масла
Снятие поддона
Снятие крышки клапанов
Место расшплинтовки болта звезды распредвала
Снятие натяжителя цепи
Снятие постели распредвала
Снятие крышек шатунов
Извлечение шатунных вкладышей
Снятие крышек коренных подшипников
Демонтаж коленчатого вала
1. Промыть вал в керосине, вытереть сухой чистой тряпкой.
2. Поставить новые вкладыши и упорные кольца.
3.Моторным маслом смазать коренные и шатунные шейки коленвала, после чего установить вал в блок цилиндров.
4. Поставить крышки коренных подшипников, зафиксировать их болтами. Болты затянуть динамометрическим ключом с усилием 68,3–83,3 Нм.
5. Установить на коленчатый вал шатуны с новыми вкладышами. Зафиксировать их гайками. Затянуть гайки с усилием 43,3–53,3 Нм.
6. Собрать двигатель в обратном порядке.
Замена поршневых колец
Вынимание поршней вместе с шатунами
Снятие поршневых колец
Для легковых автомобилей, как правило, устанавливаются следующие зазоры: между канавками и КПК – от 0,02 до 0,08 мм (для верхнего кольца зазор должен быть немного больше); между канавками и МПК – от 0,05 до 0,06 мм; на стыке – от 0,25 до 0,5 мм. По мере износа зазоры в ПК увеличиваются, и они не должны превышать: между кольцом и канавкой – 0,15 мм; на стыке – 1,0 мм.
Замки колец устанавливаются в разные стороны друг к другу. Приблизительно под 45 0 45 45 0 0 45 0 .
РАЗДЕЛ 3. ОХРАНА ТРУДА
Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей
Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Настоящая инструкция содержит требования по охране труда, которые следует соблюдать работникам, выполняющим ремонт автомобилей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Техническая готовность автомобиля к эксплуатации в значительной степени зависит также от самого водителя, его квалификации, знания им материальной части автомобиля и правил технической эксплуатации. Знания устройства автомобиля и правил технической эксплуатации позволит успешно эксплуатировать автомобиль и значительно продлить срок его службы
Во время написания работы были систематизированы теоретические и практические знания в области обслуживания и ремонта КШМ автомобиля ВАЗ 2106.
В работе рассмотрена проблема неисправностей КШМ, замена коренных и шатунных вкладышей, а также замена поршневых колец автомобиля ВАЗ – 2106 ЛАДА.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.