Выпускная квалификационная работа
Оценка 4.9

Выпускная квалификационная работа

Оценка 4.9
Исследовательские работы +3
docx
английский язык
2 кл—4 кл
08.07.2018
Выпускная квалификационная работа
Развитие творчества у детей младшего школьного возраста на уроках английского языка Содержание Введение………………………………………………………………………….….3 Глава 1. Теоретические основы развития творчества у детей младшего школьного возраста на уроках английского языка……………………………7 1.1. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………….7 1.2. Проблема «творчества» в психолого-педагогической литературе…………11 1.3. Возможности развития творчества у младших школьников на уроках английского языка…………………………………………………………………..15 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творчества у младших школьников на уроках английского языка……………………… 23 2.1. Изучение уровня развития творчества у младших школьников…………………….……………………………………………………23 2.2. Организация работы по развитию творчества у младших школьников на уроках английского языка …….……………………………………………….......28 2.3. Анализ результатов работы по развитию творчества у младших школьников на уроках английского языка………………………………………..31 Заключение…………………………………………………………………………33 Список литературы………………………………………………………………..34 Приложения………………………………………………………………………...36
Диплом.docx
Департамент образования администрации Владимирской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Владимирский педагогический колледж» Выпускная квалификационная работа  Развитие творчества у детей младшего школьного возраста на уроках английского языка Выполнила: студентка 5 курса  отделения «Иностранный язык» Капранова Екатерина Сергеевна Группа: И­591 Научный руководитель:  Алейникова Ксения Андреевна Владимир 2015 2 Содержание  Введение………………………………………………………………………….….3 Глава   1.   Теоретические   основы   развития     творчества   у   детей   младшего школьного возраста на уроках английского языка……………………………7 1.1.  Психофизиологические   особенности   детей   младшего   школьного возраста……………………………………………………………………………….7 1.2.  Проблема «творчества» в психолого­педагогической литературе…………11 1.3.  Возможности   развития   творчества   у   младших   школьников   на   уроках английского языка…………………………………………………………………..15 Глава   2.   Опытно­экспериментальная   работа   по   развитию   творчества   у младших школьников на уроках английского языка………………………  23  Изучение 2.1.   младших школьников…………………….……………………………………………………23 творчества   уровня   развития     у 2.2.   Организация   работы   по   развитию   творчества   у   младших   школьников   на уроках английского языка …….……………………………………………….......28 2.3. Анализ результатов работы по развитию творчества  у младших школьников на уроках английского языка………………………………………..31 Заключение…………………………………………………………………………33 Список литературы………………………………………………………………..34 Приложения………………………………………………………………………...36 3 Введение Динамичное   развитие   общества,   переход   его   из   фазы   индустриального развития в фазу постиндустриального требует изменения в целях современного российского   образования,   которое   все   больше   и   больше   ориентируется   на   способной   творчески   мыслить,   принимать формирование   личности,   нестандартные решения.  Однако, несмотря на тот факт, что общество сегодня нуждается   в   личностях,   способных   творчески   мыслить,   школьное   обучение зачастую   сводится   к   запоминанию   и   воспроизведению   стандартных   приемов действия, типовых способов решения заданий. Это снижает интерес и мотивацию к обучению, в связи,  с чем  школьники постепенно могут  терять способность к творчеству. Развитие   творчества   у   учащихся   и   воспитание   активной   личности   – первостепенная   задача   современной   школы.   Следовательно,   задача   учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творчество  каждого ребенка.  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   гласит,   что воспитательно­образовательная   деятельность   педагога   должна   обеспечивать рост   творческого   потенциала   каждого   учащегося   [9].   Реализация   такого положения стандарта  возможна в случае, если педагог в работе с детьми будет использовать   разнообразные   организационные   формы   и   методы   работы, раскрывать   в   детях   качества,   лежащие   в   основе   творческого   мышления, формировать   умения   управлять   процессами   творчества:   фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. 4 В   настоящее   время   внимание   к   проблеме   развития   творчества   у школьников   усиливается.   Так,   Ш.А.   Амонашвили   полагает,   что   выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его,   находить решение любой проблемы[2]. Это возможно только в результате  педагогической деятельности, создающей условия для   творческого   развития   учащихся.   Поэтому   проблема   развития   творчества учащихся является одной из наиболее актуальных. Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет обладает не только     огромным   воспитательным   и   образовательным   потенциалом,   но   и оказывает   значительное   влияние   на   развитие   всех   психических   функций   и свойств личности, в том числе данный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития компонентов творчества учащихся, которые наиболее эффективно   будут   развиваться   в   процессе   выполнения   творческих   заданий, использования учителем нетрадиционным форм и методов организации учебного процесса.   К проблеме развития творчества учащихся на уроках английского языка обращаются многие авторы. Среди них: В.И. Андреев, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Л.Г. Вяткин, Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, В.А. Сластенин,  В.Г   Разумовский,   В.Ф.   Шаталов,   М.П.  Щетинин,   М.П.   Эрдниев   и  В.И.   Андреев  считает,   что  успешность   учебно­творческой другие.  Так, деятельности   часто   зависит   не   столько   от   уровня   развития   формально­ логических, сколько от эвристических, интуитивных процедур интеллектуальной деятельности. Одним из важнейших признаков учебно­творческой деятельности, по   мнению   исследователя   М.П.   Эрдниева,   является   более   четкое   проявление психических   новообразований:   знаний,   умений,   творческих   способностей личности. 5 Однако   следует   отметить,   что,   несмотря   на   интерес   исследователей   к проблеме   развития   творчества   у   школьников,   в   практике   образовательных учреждений   учителя   английского   языка   зачастую   не   обращают   внимания   на развитие   творческого   потенциала   у   младших   школьников.   В   связи,   с   чем возникает   вопрос:   возможно   ли   развивать   творчество   у   детей   в   младшем школьном возрасте на уроках английского языка? Какие методы и формы работы являются наиболее эффективными? На эти и другие вопросы мы попытались дать ответ в нашей работе.  Объект   исследования:  процесс   развития  творчества     младших школьников на уроках английского языка. Предмет   исследования:  нетрадиционные   формы   организации   уроков английского   языка   как   способ   развития     творчества   младших   школьников. Исходя   из   всего   выше   сказанного,  целью  исследования   является   выявление эффективности   использования   нетрадиционных   форм   организации   урока, способствующих   развитию   творчества   на   занятиях   по     английскому   языку   в начальной школе. В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:  1.   раскрыть   психофизиологические   особенности   детей   младшего школьного возраста; 2.   исследовать   проблему  «творчества»  в   психолого­педагогической литературе; 3. изучить возможности развития творчества   у младших школьников на уроках английского языка; 4. выявить уровни развития творчества у младших школьников; 6 5. разработать серию нетрадиционных уроков, направленных на развитие творчества младших школьников; 6. проанализировать результаты работы по развитию творчества у младших школьников на уроках английского языка. В   основу   исследования   положена  гипотеза,   согласно   которой   развитие творчества у младших школьников на уроках английского языка будет более эффективным, если в образовательном процессе учитель будет организовывать и проводить нетрадиционные формы организации урока.  Практическая   значимость   исследования   усматривается   в   том,   что разработанная   нами   серия   уроков,   направленных   на   развитие   творчества   у младших школьников,  может быть использована учителями иностранного языка общеобразовательных   школ   на   начальном   этапе.   Более   того,   представленная серия уроков, будет полезна в качестве показательной модели для разработки подобного материала для школы средней ступени. 7 Глава 1. Теоретические основы развития  творчества у детей младшего школьного возраста на уроках английского языка 1.1. Психофизиологические особенности детей младшего школьного Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста представляют   собой   важную   проблему,   изучение   которой   позволяет   глубже возраста понять  специфику  развития творчества у детей.  В  научной   литературе   наиболее   часто   отмечаются   следующие   качества, присущие детям младшего школьного возраста:         низкая концентрация внимания; предрасположенность к кинестетическим формам работы; предпочтение изучать целое, а не частное; концентрация внимания происходит здесь и сейчас; понимание ситуации опережает понимание использования ИЯ; быстрое запоминание сопровождается быстрым забыванием; механическая память преобладает над логической; отсутствие сдерживающих факторов при говорении; 8  отсутствие   боязни   делать   ошибки   и   готовность   работы   над ними. В   целом   этот   возраст   является   возрастом   относительно   спокойного   и равномерного   развития,   во   время   которого   происходит   функциональное совершенствование   мозга   —   развитие   аналитико­синтетической   функции   его коры. Учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей, именно она определяет развитие всех психических функций младшего школьника: памяти, внимания,   мышления,   восприятия   и   воображения.   При   этом   дети   не   теряют интереса   к   игре,   и,   как   считает   А.   Н.   Леонтьев,   успешность   решения поставленных   целей   (в   нашем   случае   —   обучения)   достигается   скорее,   если многообразие деятельностей пересекается между собой [3]. Включение процесса обучения   ИЯ   в   контекст   игровой,   познавательной   и   учебной   деятельностей позволит обеспечить доминирование внутренних, реально действующих игровых и учебно­познавательных мотивов, которые в единстве с широкими социальными мотивами   будут  «работать»  и   на   формирование   положительного   отношения младших школьников к предмету, и на достижение целей начального языкового образования[4].   Усиление   мотивационной   стороны   изучения   ИЯ   происходит также   за   счет   овладения   детьми   эффективными   способами   и   приемами деятельности и положительного эмоционального воздействия на них (на детей) используемых   учебных   материалов.   Как   показывают   наблюдения,   младшие школьники   проявляют   большой   интерес   к   людям   с   другой   культурой,   эти детские   впечатления   сохраняются   на   долгое   время   и   также   способствуют развитию внутренней мотивации изучения иностранного языка. Психологические   особенности   младших   школьников   дают   им преимущества при изучении иностранного языка. Дети 7­10 лет впитывают ИЯ 9 как губка опосредованно и подсознательно. Они понимают ситуацию быстрее, чем высказывание  на иностранном  языке по  данной теме.  Объем внимания и время сосредоточенности очень коротко, но с возрастом они увеличиваются. У младших школьников хорошо развита долговременная память (то, что выучено, помнится очень долго). Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся   1­4   классов   является   чувство   успеха.   Пути   получения   и   усвоения информации у детей тоже разные: визуальные, аудиальные, кинестетические. По Ж. Ж. Пиаже все дети проходят одинаковые стадии когнитивного развития, но с разной   скоростью.   Периоды   быстрого   прогресса   могут   чередоваться   с периодами,   когда   успех   менее   заметен.   Чтобы   эффективно   спланировать процесс   обучения   детей   младшего   школьного   возраста,   учителю   необходимо знать   периоды   когнитивного,   эмоционального,   физического,   социального   и языкового развития ребенка[1].  Познавательное   развитие   связано   с  общим   интеллектуальным   развитием ребенка.   Понятия,   усвоенные   в   родном   языке,   могут   быть   перенесены   на иностранный язык и усвоены быстрее тех, с которыми ребенок не был знаком в родном языке, а узнал их на уроках иностранного языка.  Мышление   младших   школьников   начинает   функционировать   на   уровне конкретных операций. Ребенок может понимать и давать определение. Операции анализа   и   синтеза   начинают   связываться   при   сравнении   объектов.   Анализ постепенно   переходит   в   абстрагирования,   обобщение   сначала   происходит перцептивно­практическим   способом,   затем   переходит   в   мнимо­языковой способ, растет число индуктивных и дедуктивных умозаключений. Развитие мускулатуры влияет на умение ребенка сконцентрировать взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать. Оно также влияет   на   умение   держать   карандаш   или   ручку,   ножницы,   кисточку.   Чтобы 10 ученики   могли   достичь   тонкой   моторной   координации,  а  также   координации между визуальным восприятием и механическим движением, их руки нуждаются в постоянной тренировке. Маленькие дети не могут подолгу сидеть спокойно из­ за недостатка контроля над двигательными мышцами. Поэтому желательно во время урока давать им такие задание, которые позволяли бы детям двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы). Младшие школьники общительны и эмоциональны. За первый год обучения они приобрели некий опыт в управлении своим поведением, однако оно еще не всегда устойчиво и в значительной степени непроизвольно. Внимание учеников привлекает   все   новое   и   неожиданное.   Но   нужно   приучать   их   быть внимательными и по отношению к тому, что не является занимательным. Если этого   не   делать,   то   у   детей   вырабатывается   привычка   быть   внимательными только к внешне привлекательному и у них не развиваются волевые качества личности. В дальнейшем они не смогут проявлять настойчивость, ставить перед собой цели и достигать их. При обучении младших школьников аудированию, говорению, чтению и письму важно ставить их в условия, требующие волевых усилий для сосредоточивания. Память младших школьников достаточно развита, однако легко и быстро дети   запоминают   то,   что   вызывает   их   эмоциональный   отклик   и   отвечает   их   рекомендуется интересам.   Учитывая   эту   возрастную   особенность, организовывать   ознакомление   детей   с   речевыми   средствами   общения   и тренировку   учащихся   в   употреблении   лексического   и   грамматического материала   в   таких   ситуациях,   которые   связаны   с   их   интересами   и   создают мотивы для общения и взаимодействия учащихся между собой. 11 Вместе с тем нужно развивать у учащихся способность к сознательному управлению памятью, то есть специально обращать их внимание на то, что надо запомнить. Умственные возможности детей 7­10 лет довольно широки. У них развита способность   к   рассуждению,   они   могут   делать   выводы   и   умозаключения, анализировать предметы и явления, не прибегая к практическим действиям, что свидетельствует о развитии словесно­логического мышления. Ученики способны дать   аргументированные   доказательства.   Эту   способность   учащихся   следует использовать   при   обучении     ИЯ     и   развивать   с   помощью   упражнений   на доказательство суждений учителя и учащихся, на моделирование проблемных ситуаций, абстрактных схем для наполнения их конкретным содержанием и т. д.            1.2. Проблема «творчества» в психолого­педагогической литературе Проблема творчества всегда была интересна не только  психологам, но и специалистам в области воспитания и обучения. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых.  Согласно малому академическому словарю,  «Творчество – деятельность, результатом   которой   является   создание   новых   материальных   и   духовных 12 ценностей. Творчество может быть рассмотрено в двух важнейших аспектах: личностном и процессуальном. Творчество предполагает наличие у личности способностей,   мотивов,   знаний   и   умений,   благодаря   которым   создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [8]. С точки зрения психологии, творчество  представляет собой психический процесс, сопровождаемый особым видом мышления. Творческое мышление  – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его   созданию.   Эти   новообразования   касаются   мотивации,   целей,   оценок   и смыслов. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением. Изучение  свойств творчески активной личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых   компонентов   умственной   активности,   а   также   потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. В творчестве особое место занимает творческое воображение. Наряду   с   воображением   творчество   включает   в   себя   интенсивную   работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству. Отечественные   психологи   и   педагоги   (Л.С.   Выготский,   В.В.   Давыдов, А.В.   Запорожец,   Н.Н.   Поддьяков,   Н.А.   Ветлугина,   Н.П.   Сакулина,   Е.А. Флерина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в   дошкольном   возрасте.   Л.   С.   Выготский   о   проблеме   творчества   писал: «Творческой   деятельностью   мы   называем   такую   деятельность   человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой­нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума  или чувства, живущим  и обнаруживающимся  только в самом человеке. 13 Всякая   такая   деятельность   человека,   результатом   которой   является   не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых   образов   или   действий,  и  будет   принадлежать   к   этому   второму   роду творческого или комбинирующего поведения» [7]. По   мнению   исследователя   Л.И.   Шрагиной   к   основным   показателям творчества   можно   отнести:   продуктивность,   гибкость   и   оригинальность мышления. К данным выводам автор пришла после проведения экспериментов в области управления творческим воображением [9].  Схожие   компоненты   творчества   и   творческого   мышления   находим   в работах психолога Гилфорд, который  выделил 4 основных качества, присущих   необычность креативной   личности:   оригинальность, высказываемых   идей,   ярко   выраженное   стремление   к   интеллектуальной   нетривиальность, новизне. Творческий человек, по мнению исследователя, почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других, решение.  Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было обосновано известным французским психологом Т. Рибо, который писал: «Что касается до "методов изобретения", по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров»[11].   Однако   постепенно   эта   точка   зрения   стала   подвергаться сомнению.   На   первое   место   вышла   гипотеза   о   том,   что   способность   к творчеству можно развивать. Так,   английский   ученый   Г.   Уоллес   предпринял   попытку   исследовать творческий   процесс.   В   результате   ему   удалось   выделить   четыре   стадии процесса творчества: 14 1. Подготовка (зарождение идеи). 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений). 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). 4. Проверка. Другой  ученый, Г.  С.  Альтшуллер,  разработал  целую  теорию  решения творческих задач. Он выделял пять уровней творчества. Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Задачи второго уровня   требуют   некоторого   видоизменения   объекта   для   получения необходимого   эффекта.   Перебор   вариантов   в   этом   случае   измеряется десятками. При этом средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний. Правильное   решение   задач   третьего   уровня   скрыто   среди   сотен неправильных,   так   как   совершенствуемый   объект   должен   быть   серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях   знаний.   При   решении   задач   четвертого   уровня   совершенствуемый объект  меняется  полностью.  Поиск  решений  ведется, как   правило,  в сфере науки,   среди   редко   встречающихся   эффектов   и   явлений.   На   пятом   уровне решение   задач   достигается   изменением   всей   системы,   в   которую   входит совершенствуемый   объект.   Здесь   число   проб   и   ошибок   возрастает многократно,   а   средства   решения   задач   этого   уровня   могут   оказаться   за пределами возможностей сегодняшней науки. Поэтому сначала нужно сделать 15 открытие, а потом, опираясь  на  новые  научные  данные, решать  творческую задачу [7]. Таким   образом,   вышеизложенное   позволяет   заключить,   что   в современной   психолого­педагогической   науке   среди   исследователей   нет единого   мнения   в   отношении   того,   что   представляет   собой   «творчество», каковы   его   компоненты   и   как   следует   развивать   творчество   у   каждой конкретной личности[11].  1.3. Возможности развития творчества у младших школьников на уроках  английского языка 16 Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Однако, следует отметить, что   для   развития   творческого   потенциала   учащихся,   необходимо   при планировании   работы   учитывать   разнообразные   формы   организации   уроков, использовать   эффективные   методы   и   средства   работы   с   учащимися.   Так, развитию   творчества   на   уроках   английского   языка   будут   способствовать нетрадиционные формы его проведения[5].  Методически   высоко   эффективными,   реализующими   нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок­проект, урок­ спектакль,   урок­праздник,   урок­экскурсия,   урок­интервью   и   другие   формы занятий. Более того, такого рода  уроки  вызывают у детей интерес, так как они творческие и необычные, а самое главное ­ эффективные. Остановимся более подробно на разных формах проведения уроков английского языка в начальной школе[6].  Проведение   урока­проекта.  Метод   проектов   приобретает   в   последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное   творческое   мышление   ребенка   и   научить   его   не   просто запоминать   и   воспроизводить   знания,   которые   дает   ему   школа,   а   уметь применять   их   на   практике.   Проектная   методика   отличается   кооперативным характером   выполнения   заданий.   При   работе   над   проектом,   деятельность, которая   при   этом   осуществляется,   является   по   своей   сути   креативной   и ориентированной   на   личность   учащегося.   Она   предполагает   высокий   уровень индивидуальной   и   коллективной   ответственности   за   выполнение   каждого задания   по   разработке   проекта.   Совместная   работа   группы   учащихся   над проектом   неотделима   от   активного   коммуникативного   взаимодействия учащихся.   Проектная   методика   является   одной   из   форм   организации 17 исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную   субъективную   позицию.   Тема   проекта   может   быть   связана   с  одной предметной   областью   или   носить   междисциплинированный   характер.   При подборе   темы   проекта   учитель   должен   ориентироваться   на   интересы   и потребности   учащихся,   их   возможности   и   личную   значимость   предстоящей работы,   практическую   значимость   результата   работы   над   проектом. Выполненный   проект   может   быть   представлен   в   самых   разных   творческих формах:   статья,   рекомендации,   альбом,   коллаж   и   многие   другие.   Главным результатом   работы   над   проектом   будут   актуализация   имеющихся   и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях[3].  Работа   над   проектом   осуществляется   в   несколько   этапов   и   обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта;   формирование   группы   исполнителей;   разработка   плана   работы   над проектом,   определение   сроков;   распределение   заданий   среди   учащихся; выполнение   заданий,   обсуждение   в   группе   результатов   выполнения   каждого задания;   оформление   совместного   результата;   отчет   по   проекту;   оценка выполнения проекта.  Работа   по   проектной   методике   требует   от   учащихся   высокой   степени самостоятельности   поисковой   деятельности,   координации   своих   действий, активного   исследовательского,   исполнительского   и   коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника[2]. 18  Таким образом, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести   акцент   с   различного   вида   упражнений   на   активную   мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.   Проведение   урока­экскурсии. В   наше   время,   когда   все   шире   и   шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранному   языку.   Ученик   должен   уметь   провести   экскурсию   по   городу, рассказать   иностранным   гостям   о   самобытности   русской   культуры   и   т.д. Принцип   диалога   культур   предполагает   использование   культуроведческого материала   о   родной   стране,   который   позволяет   развивать   культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Такой вид организации урока способствует развитию творческого   потенциала   личности   учащегося,   поскольку   позволяет   детям   в творческой форме представить подготовленный ими материал. Проведение урока­спектакля. Эффективной формой развития творческих   Использование   является   урок­спектакль. способностей   учащихся   художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка   совершенствует   произносительные   навыки   учащихся,   обеспечивает создание   коммуникативной,   познавательной   и   эстетической   мотивации. Подготовка   спектакля   ­   творческая   работа,   которая   способствует   выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.  Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся,   развивает   их   интерес   к   литературе,   служит   лучшему   усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием 19 активного   словаря   школьников   формируется   так   называемый   пассивно­ потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы[12].  Проведение урока­праздника. Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок­праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся   о   традициях   и   обычаях,   существующих   в   англоязычных   странах   и развивает   у   школьников   способности   к   иноязычному   общению,   позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.  Более того, данная форма организации урока позволяет детям творчески проявить себя как на этапе подготовки мероприятия, так и в процессе его проведения.  Проведение   урока­интервью.  наиболее существенных показателей освоения иностранного языка является способность  Как   известно,   одним   из учащихся   вести   беседу   по   конкретной   теме.   В   данном   случае   целесообразно проводить урок­интервью. Урок­интервью ­ это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством   частотных   клише   и   пользуются   ими   в   автоматическом   режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.  Такая   форма   урока   требует   тщательной   подготовки.   Учащиеся самостоятельно   работают   над   заданием   по   рекомендованной   учителем страноведческой   литературе,   готовят   вопросы,   на   которые   хотят   получить ответы.  Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к творческой   активности   при   отборе   содержания   беседы,   способствует углублению   знаний   в   результате   работы   с   различными   источниками,   а   также мотивирует их на оригинальность представления материала[5]. 20  Проведение   урока­мюзикла.  Урок­мюзикл   способствует   развитию социокультурной   компетенции   и   ознакомлению   с   культурами   англоязычных стран,   а   также     содействует   эстетическому   и   нравственному   воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика.  Большое   внимание   учителю   английского   языка   следует   уделять   и использованию   игр   на   занятиях.   Так,   при   грамотном   подборе   игр   и   заданий учитель может стимулировать творческую активность учащихся.   В   настоящее   время   игры   являются   неотъемлемой   частью   обучения английскому языку. Игры способствуют интенсивной языковой практике. Они могут использоваться в начале урока или в конце для стимуляции, уменьшения напряжения после контрольной, для смены деятельности на уроке.  Игры   помогают   детям   стать   творческими   личностями,   учат   творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу ­ значит выполнять его качественно,   на   более   высоком   уровне.   Творчество   ­   это   постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности.   Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки   учащихся,   изучаемого   материала,   целей   и   условий   урока   и   т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20­25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока[2].  Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.  С точки зрения М.Ф. Стронина, игры на уроках английского языка можно разделить на следующие категории[19]: 21  1. лексические игры;  2. грамматические игры;  3. фонетические игры;  4. орфографические игры;  5. творческие игры;  Приведем примеры разных игр.  Фонетические игры: Нередко у детей начальных классов возникает проблема с произношением звуков. Фонетические игры способствуют постановке правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков. Пример: Playing Airplane Игра используется для тренировки учащихся в произнесении звука [v]. Игра"The Old Grey Goose" Игра используется для отработки звука [ ]θ Грамматические игры: Данные игры преследуют цели: ­   научить   учащихся   употреблению   речевых   образцов,   содержащих определенные грамматические трудности; ­   создать   естественную   ситуацию   для   употребления   данного   речевого образца; ­ развить речевую активность и самостоятельность учащихся. Пример: Класс   выучил   указательные   местоимения:   this,   these;   that,   those. Потренировав   указательные   местоимения   в   речи,   учитель   садится   на   стул   и говорит: "Oh, I'm so tired.  Who can help me? Who wants to be a teacher?"  От желающих обычно не бывает отбоя. Каждый хочет почувствовать себя на месте 22 учителя.   Можно   играть   командами: команда   «учителей»   против   команды «учеников». У   каждой   команды   есть   набор   предметов,   английские   названия которых знакомы ребятам. «Учителя» располагаются напротив «учеников», и игра   начинается.   После   того   как   все   «учителя»   задали   вопросы,   команды меняются ролями. За каждые правильные вопросы и ответы дается одно очко. Лексические игры: На   уроках   английского   языка   дети   постоянно   знакомятся   с   новыми словами и выражениями. Для отработки нового лексического материала часто используются игры. Для отработки лексического материала можно использовать игру в мячик. Учитель бросает ученикам мяч, задавая вопрос, на который должен получить определенный   ответ.   При   ответе   ученики   должны   воспроизвести   слова   и выражения по данной тематике. Также   в   начальных   классах   можно   использовать   игру «Снежный   ком»: запомни,   повтори   и   добавь   свое.   Эта   игра   не   только   позволяет   отработать лексику, но и способствует развитию памяти. Орфографические игры: Цель данных игр ­ упражнение в написании английских слов. Часть игр рассчитана   на   тренировку   памяти   учащихся,   другие   основаны   на   некоторых закономерностях в правописании английских слов. Пример: "Alphabet": Команда   получает   набор   карточек   с   буквами   алфавита.   Когда   учитель произносит слово,  например, "mother", ученики с  соответствующими  буквами бегут к доске и составляют это слово. За каждое правильное слово команда получает очко. "The Comb": 23 Группа делится на две команды. На доске два раза пишется какое­нибудь длинное слово. Например: DAUGHTER DAUGHTER "A Spelling Stair": Участники   игры   выстраивают   на   классной   доске   «лестницу»   из   слов. Каждое слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Лестница (во 2 классе) выглядит примерно так: Чтобы у играющих был стимул писать длинные слова, очки можно давать за каждую букву. Если слово написано неправильно, команда очков не получает. Особым   образом   выделяются  творческие   игры,  которые   имеют   своей главной целью развитие творческого потенциала учащихся:  “What’s there In My Bag today?” Для проведения игры учитель вместе с учащимися готовит набор предметов (или картинки с изображениями предметов), которые могут находиться в чьем­ либо   портфеле.   Отбор   предметов   должен   соответствовать   реальному   запасу лексики учащихся того или иного класса. Водящий, который заранее ознакомлен с содержимым портфеля, обращается к классу с вопросом:''What’s  there  in  my bag today?'' (What have I got in my bag today?) “The rain” Несколько   детей   надевают   ободки   из   картона,   на   которых   изображены капельки дождя. Остальные дети начинают прогонять дождь и говорить хором рифмовку: “Rain rain! Go away! Come again another day! Little Tommy wants to play”! А  дети, которые в ободках должны убегать и прятаться.  Таким   образом,   необходимо   отметить,   что   современный   учитель английского   языка   обладает   целым   арсеналом   средств,   способствующих развитию   творчества   на   уроках   иностранного   языка.   Среди   этих   средств существенная   роль   отводится   нетрадиционным   формам   организации   уроков 24 иностранного   языка,   направленных   на   развитие   творческого   потенциала учащихся, а также разнообразным видам игр[20].  Глава 2. Опытно­экспериментальная работа по развитию творчества у младших школьников на уроках английского языка 2.1. Изучение уровня развития творчества у младших школьников Опытно­экспериментальная   работа   проводилась   на   базе   школы   поселка Иванищи в  4 классах. Общее количество участников экспериментальной группы составило 21 человек (Приложение 1). Цель   исследования:   эффективность   использования нетрадиционных форм организации урока, способствующих развитию творчества   выявить   на занятиях по  английскому языку в начальной школе. Поставленная цель определила задачи опытно­экспериментальной работы: 1.  изучить уровень развития творчества учащихся 4 класса школы поселка Иванищи;           2.  разработать и апробировать серию уроков, направленных на развитие творчества младших школьников; 25                  3. определить уровень развития творчества учащихся после апробации серии разработанных уроков;                  4. в результате сравнительного анализа полученных данных определить эффективность   использования   нетрадиционных   форм   организации   урока, способствующих   развитию   творчества   на   занятиях   по     английскому   языку   в начальной школе. Опытно­экспериментальная   работа   проводилась   в   соответствии   с разработанным планом и имела несколько этапов: 1.   Констатирующий.   Целью   данного   этапа   явились   подбор диагностических   методик   исследования   по   проблеме,   а   также   диагностика уровня развития творчества учащихся 4 класса школы поселка Иванищи. 2.     Формирующий.   Целью   формирующего   этапа   эксперимента   стала разработка   и   апробация   серии   уроков,   направленных   на   развитие   творчества младших школьников. 3.   Контрольный.   Цель   этапа   заключалась   в   выявлении     эффективности использования   нетрадиционных   форм   организации   урока,   способствующих развитию творчества на занятиях по  английскому языку в начальной школе. На   констатирующем   этапе   нами   были   использованы   следующие   методы исследования:  1.   Наблюдение   за   младшими   школьниками   в   процессе   учебной   и внеучебной деятельности – проводилось как включенное, так и опосредованное наблюдение. 26 2. Беседа с учителем 4 класса МБОУ СОШ п. Иванищи, цель которой состояла в том, чтобы выявить приемы и методы развития творчества, которые применяет учитель, работающий с классом (Приложение 2).  3. Анкетирование учащихся по проблеме развития творчества на уроках иностранного   языка.   Анкета   была   направлена   на     выявление   отношения учащихся к иностранному языку в целом и его аспектам, влияющим на развитие творчества младших школьников (Приложение 3).  4.   Диагностика   невербальной   креативности   Торренса,   цель   которой заключалась   в   выявлении     уровня   невербальной   креативности   учащихся. (Приложение   4)   и   диагностика   вербального   творчества   С.   Медника, адаптированная А.Н.Ворониным (Приложение 4).  Проанализируем полученные данные по каждому из использованных нами методов: 1. Наблюдение. В ходе наблюдения нами было установлено, что 20 % детей обладают   навыками   творческой   деятельности.   Такие   дети   с   удовольствием включались в процесс выполнения творческих заданий, проявляли творчество в разных видах деятельности (познавательной, художественной, игровой и других). 2.   Беседа.   В   процессе   проведения   беседы   с   учителем   МБОУ   СОШ   п. Иванищи   было   установлено,   что   в   своей   деятельности   учитель   старается использовать   задания   творческого   характера.   Однако,   в   основном   педагог ориентируется на материалы учебника и лишь иногда подбирает дополнительный материал.   Дети   с   удовольствием   выполняют   творческие   задания.   Более подробные данные беседы приводятся в приложении № 2. 27 3. Анкетирование учащихся МБОУ СОШ п. Иванищи. Составленная нами анкета для учащихся содержала вопросы закрытого типа. Она была направлена на   выявление   отношения   учащихся   к   иностранному   языку   в   целом   и   его аспектам, влияющим  на развитие творчества младших школьников. Учащиеся отвечали на вопросы самостоятельно. Многие отвечали быстро и не задумываясь, но   были   дети,   которые   постоянно   спрашивали   и   долго   думали   над   каждым вопросом. Результаты анкетирования показали, что 15 (60%) учащимся нравится изучать иностранный язык, и они с удовольствием посещают эти уроки. Также результаты   анкетирования   демонстрируют   использование   учителем   форм   и методов   работы,   направленных   на   развитие   творчества,   таких   как   написание сочинений,   сказок,   создание   презентаций   и   проектов,   парная   работа   по составлению диалогов. 10 (40%) учащихся интересно выполнять задания такого характера, 5 (20%) учащихся затрудняются точно ответить на этот вопрос. К сожалению, 12 (48%) детей в классе не очень любят составлять диалоги, хотя диалог ­ это основа иноязычного общения. Таким образом, из результатов беседы с учителем и анкет учащихся по проблеме   развития   творчества     младших   школьников   на   уроках   английского языка видно, что существует необходимость и заинтересованность в регулярном и   систематическом   использовании   на   уроках   иностранного   языка   заданий, носящих   творческий   характер   или   нетрадиционных   форм   организации   урока, способствующих развитию творческого потенциала учащихся.          4. Диагностика невербальной креативности  Е. П. Торренса позволила нам выявить   показатели     невербальной   креативности   каждого   учащегося   класса. Исходя из результатов первичной диагностики  уровня развития невербальной креативности   детей   младшего   школьного   возраста   видно,   что   среди   21 исследуемого 8 человек (32%) с высоким уровнем невербальной креативности, 28 12   человек   (48%)   со   средним   и   1   человек   (20%)   с   низким   уровнем.  Таким образом,   необходимо   проведение   работы   по   развитию   творчества   со   всеми учащимися,   особенно   с   группой   учащихся   с   низким   уровнем   развития невербальной   креативности.   Сводная   таблица   данных   по   результатам диагностики   уровня   невербальной   креативности   детей   по   методике   Е.   П. Торренса приводится в приложении № 4.  5.   Диагностика   вербальной   креативности   С.   Медника,   адаптированная А.Н.Ворониным.   Данная   диагностика   позволила   выявить   уровень   вербального творчества   учащихся.   Исходя   из   результатов   первичной   диагностики   уровня развития вербального творчества детей младшего школьного возраста видно, что среди   21   исследуемых   4   человека   (16%)   с   высоким   уровнем   вербального творчества, 4 человека (16%) со средним, 9 человек (36%) с низким уровнем и 3 человека (32%) с очень низким уровнем. Таким образом, необходимо проведение работы по развитию творчества со всеми учащимися класса. Сводная таблица данных  по   результатам  диагностики   уровня  вербального  творчества  детей  по методике С. Медника приводится в приложении № 4. Таким   образом,   на   констатирующем   этапе   эксперимента   благодаря комплексу подобранных методов исследования было выявлено, что   в данном классе детей необходимо проведение работы по развитию творчества со всеми учащимися, особенно с группой младших школьников, с низким и очень низким уровнями развития вербального и невербального творчества. 29 2.2.   Организация   работы   по   развитию   творчества   у   младших школьников на уроках английского языка Формирующий  этап эксперимента  мы начали  с разработки  и  апробации серии уроков, направленных на развитие творчества младших школьников.  Были   разработаны   нетрадиционные   формы   организации   уроков, способствующие   развитию   вербального   и   невербального   творчества,   а   также, направленные   на   развитие   умения   оригинально   решать     поставленные   задачи, применять гибкость в мышлении, выдвигать гипотезы и идеи.  Формирующий эксперимент длился в течение 6 недель. Один раз в неделю мы   использовали   нетрадиционные   формы   организации   уроков,   подбирали 30 задания   с   нестандартным   решением   для   каждого   урока.     Приведем   пример одного из уроков, проведенного в форме урока­праздника.  Урок­праздник   на   тему   "Christmas"   был   проведен   нами   в   преддверие католического   Рождества.   Данный   урок   носил   обобщающий   характер   и   был направлен   не   только   на     совершенствование   навыков   чтения,   письма   и коммуникативного общения, но и способствовал также развитию творчества на уроках   английского   языка.  Для   организации   и   проведения   данного   урока   мы использовали   следующее   оборудование: доска, магнитофон, аудиокассета   к сборнику   песен   для   начальной   школы   Биболетовой   М.З., видеомагнитофон, электронный   накопитель   с   художественным   фильмом “Морозко”,мультимедиа,  презентация по теме, головоломка, картинки, плакаты по   теме,   две   елочки   с   шарами   для   украшения,   маски   Санта   Клауса   и   Деда Мороза, медальки, сладкие призы. На организационном этапе урока детям предлагалось проведение речевой зарядки в форме беседы на тему «Christmas and New Year Eve».  После чего учитель   предлагал   детям   просмотреть   отрывок   из   фильма   “Морозко”   ­   Дед Мороз   в   лесу   ­   с   целью   выявления   отличительных   черт   российского   Деда Мороза.   Затем   дети   изучали   картинки   и   презентации   с   изображением   Санта Клауса и выделяли его отличительные черты. После выполнения задания в класс вошли два старшеклассника в масках Деда Мороза и Санта Клауса, они провели разбивку   детей   на   команды   и   объяснили   значимость   праздника,   уточнили условия его организации и условия проведения соревнований. Началась основная часть   урока,   целью   которой   явилось   ознакомление   школьников   с   культурой страны изучаемого языка, а также развитие творчества учащихся. В ходе этого этапа старшеклассники рассказали детям легенду о Святом Николае, который является   прототипом   Деда   Мороза   и   Санта­Клауса.   Затем   началось   первое 31 соревнование   «Наряди   елочку»,   в   котором   дети   могли   проявить   творческую активность.   Победителем   являлась   команда,   которая   наиболее   оригинально украсила   елочку   «волшебными   словами».   После   подведения   итогов   первого конкурса, мы перешли к проверке домашнего задания, которое заключалось в рисовании необычной елки, которая могла или не могла выполнять различные действия. Так, дети выходили в центр класса и представляли следующие работы: “My Christmas­tree can neither dance, nor sing, but it can jump and run.” (Елочка в спортивной  “одежде"  и  кроссовках); “My Christmas­tree  can neither  swim, nor watch video, but it can have breakfast."  (У елочки вместо украшений ­ посуда и разные “вкусности” к чаю) и т.п. После проверки домашнего задания мы перешли к   соревновательной   части.   Дети   должны   были   разгадать   головоломку, помещенную   на плакате с изображением снеговика, ребята каждой из команд обводили слова своим цветом, у кого было больше угаданных слов, тот и стал победителем. Следующее задание было связано с приготовлением праздничного меню для Санты и Деда  Мороза. Ребята, используя пройденный  лексический материал, изобретали уникальное блюдо для гостей. Последнее задание  было связано с изготовлением коллективной рождественской открытки и подписанием ее на иностранном языке. Необходимо отметить, что это задание дети выполняли с   особым   интересом,   именно   здесь   они   могли   наиболее   ярко   проявить   свое вербальное   и   невербальное   творчество.  Итогом   занятия   стало   награждение команд   и   совместное   чаепитие,   в   ходе   которого   мы   с   детьми   обсудили понравившиеся им задания и наметили следующий праздник.  В   своей   работе   мы   старались   использовать   разнообразные   формы организации и проведения уроков. Так, мы повели урок­интервью, урок­мюзикл, урок­проект, урок­экскурсия, урок­праздник.   Конспекты уроков приведены в приложении. 32 ­ Урок интервью: «Животные и их места обитания» ; ­ Урок­ мюзикл: «Одежда. Посещение магазина»; ­ Урок­проект: «Дом. Милый дом!»; ­ Урок­экскурсия: «Лондон»; ­ Урок­праздник: «Рождество». 2.3. Анализ результатов работы по развитию творчества  у младших  школьников на уроках английского языка Целью контрольного эксперимента явилось определение эффективности использования   нетрадиционных   форм   организации   урока,     способствующих развитию творчества на занятиях по  английскому языку в начальной школе. С этой целью были использованы те же диагностические методы исследования что и на констатирующем этапе. 33 Анализируя полученные данные, мы увидели, что по  диагностике невербальной креативности  Е. П. Торренса уровень возрос. И мы увидели новые результаты, что среди 21  исследуемого 12 человек (58%) с высоким уровнем невербальной креативности, 8 человек (42%) со средним и 0 человек с низким уровнем. Таким образом, мы можем сделать вывод, что уровень невербальной креативности в классе возрос.  По   Диагностике   вербальной   креативности   С.   Медника,   адаптированная А.Н.Ворониным.   Данная   диагностика   позволила   выявить   уровень   вербального творчества   учащихся.   Исходя   из   результатов   первичной   диагностики   уровня развития вербального творчества детей младшего школьного возраста видно, что среди   21   исследуемых   4   человека   (16%)   с   высоким   уровнем   вербального творчества, 4 человека (16%) со средним, 9 человек (36%) с низким уровнем и 3 человека (32%) с очень низким уровнем.  Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента благодаря комплексу подобранных методов исследования было выявлено, что   в данном классе детей необходимо проведение работы по развитию   творчества   со   всеми   учащимися,   особенно   с   группой   младших школьников,   с   низким   и   очень   низким   уровнями   развития   вербального   и невербального творчества. В ходе работы с детьми мы повысили уровень работы данной   методики   и   получили   новые   данные.   Дети   с   высоким   вербальным творчеством 9 человек (36%), со средним творчеством 5 человек (29%), с низким творчеством 6 человек (30%), с очень низким творчеством 1 человек (5%)и мы увидели, что уровень вербальной креативности в классе тоже возрос.   Таким образом, гипотеза, выдвинутая  нами, нашла свое подтверждение. Действительно  нетрадиционные  формы проведения уроков английского языка способствуют развитию творчества младших школьников. Однако, мы считаем, 34 что только комплексная работа, включающая все предметные области, может способствовать развитию творчества у младших школьников.  Заключение 35 Список используемой литературы: 1.Болотова А.К., Молчанова А.Т: Психология развития/ /изд., М.: 2005.­С.254­ 255; 36 2. Вазницкая У.П. Место игры на уроках английского языка/ Вазницкая У.П.// Журнал Завуч. Современная школа. ­2010. ­№5.­ С. 13­14; 3. Козлова   С.А.   ,Куликова   Т.А.   Нетрадиционные   уроки   для   учителей английского   языка/   Козлова   С.А.,   Куликова   Т.   А.   //Журнал   ИЯШ.­2007.­ №2.С. 23­24; 4. Козлова   С.А.   ,Куликова   Т.А.   Роль   учителя   в   проектной   деятельности учеников/ Козлова С.А., Куликова Т.А.//Журнал ИЯШ.­2007.­№2. С. 25­27; 5. Козлова   С.А.   ,Куликова   Т.А.   Проведение   урока­интервью   с   младшими школьниками/ Козлова С.А., Куликова Т.А.//Журнал ИЯШ.­2007.­№2.­С. 28­ 29; 6. Козлова   С.А.   ,Куликова   Т.А.   Иностранный   язык   как   игра   в   учебной деятельности школьника/ Козлова С.А, Куликова Т.А.//Журнал ИЯШ.­2007.­ №2.­С.10­11; 7. Маклаков   А.Г.   Психология.   Творческие   основы[Электронный   ресурс]: учеб. пособие: прил. к кн./ А.Г. Маклаков.­ М.: Аспект Пресс, 2006.­С. 291­ 293; 8. Малый академический словарь/С. 123; 9. Федеральный Государственный образовательный стандарт/ 1 стандарт­С. 5; 10. Шрагина Л. У. Управление творческим воображением /Шрагина Л. У. // Журнал ­ Психолог.­2012.­ №07.С.8­10; 11. Один   поисковик   Рунета   [Электронный   ресурс].­Режим   доступа: http://www.livelib.ru/author/15349/latest. (09.04.2015); 12. Два   поисковика   Рунета  [Электронный   ресурс].­Режим   доступа: http://gua.convdocs.org/docs/3955/index­4464.html . (10.04.2015) ; 13. Один   поисковик   Рунета   [Электронный   ресурс].­Режим   доступа: http://lib.mexmat.ru/books/52252 / . (15.03.2015); 14. Два   поисковика   Рунета,   не   считая  Google  [Электронный   ресурс].­Режим доступа: http://www.livelib.ru/book/1000184229 / . (09.04.2015); 37 15. Три   поисковика   Рунета   [Электронный   ресурс].­Режим   доступа: http://knowledge.allbest.ru/biology/2c0a65635a3bc78b5d53a89521206d37_0.ht ml / . (18.03.2015); 16. Два   поисковика   Рунета,   не   считая  Google  [Электронный   ресурс].­Режим доступа: http://lib.znate.ru/docs/index­217855.html / .(18.03.2015); 17. Один   поисковик   Рунета   [Электронный   ресурс].­Режим   доступа: http://freepapers.ru/16/razrabotka­metodiki­netradicionnyh­form­ obucheniya/297458.2182554.list2.html . (18.03.2015); 18. Три   поисковика   Рунета,   не   считая  Yandex  [Электронный   ресурс].­Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index­85386.html / . (20.03.2015); 19. Два   поисковика   Рунета   [Электронный   ресурс].­Режим   доступа: http://www.livelib.ru/book/1000441582 /. (25.03.2015); 20. Два   поисковика   Рунета   [Электронный   ресурс].­Режим   доступа: http://www.livelib.ru/book/1000441582 / .(25.03.2015). ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1 Список детей 4 класса школы п. Иванищи: 38 1. Шабунина Ксения 2. Лосев Егор 3. Смирнов Александр 4. Карпова Ксения 5. Федорова Ольга 6. Толстова Анастасия 7. Солдатов Егор 8. Вахрудинов Никита 9. Никитина Ирина 10.Васильева Ирина 11.Лоскутов Максим 12.Кудинов Даниил 13.Кротенко Анастасия 14.Тюрина Ольга 15.Богомолов Вячеслав 16.Кудинова Дарья 17.Ломакина Варвара 18.Артеменко Елизавета 19.Горькова Полина 20.Михайлова Полина 21.Соколова Екатерина Приложение № 2.  Результаты беседы с учителем: вопросы 1) Считаете ли Вы целесообразным развивать творчество учащихся на уроках английского языка? 2) Задания на развитие творчества Вы берете из учебника? 3)   Насколько     учебник предусматривает   задания   творческого характера? ответы Да, развитие творчества помогает в изучении иностранного языка. Да,   в   учебнике   есть   задания творческого   характера,   но   иногда приходится   подбирать   дополнительный материал. В   учебнике   присутствуют   задания творческого   характера,   такие   как составить   рассказ,   задания   проектного 39 типа. 4)   Какие   упражнения   вы   считаете наиболее   эффективными   для   развития творчества? 5)   Помогают   ли   эти   задания   в изучении иностранного языка? 6) Как дети относятся к заданиям творческого характера? Я   считаю,   что   в   этом   хорошо помогают   такие   упражнения   как составление   эссе,   сказки, рассказа, создание презентации, рисунков к тексту.   диалога, Да, это помогает. Дети расширяют   совершенствуют речи, монологической запас, лексический   навыки грамматические навыки.     Это,   конечно,   зависит   от  ребенка, но, в основном, дети очень любят делать рисунки   к   текстам,   составлять презентации, писать эссе. Приложение № 3.Результаты анкетирования учащихся: вопросы 1.   Интересно ли   вам   изучать иностранный язык? 2.Нравится ли вам,   как   проходят уроки   иностранного языка в школе?   3.Как вы думаете,   изучение иностранного   языка помогает   развивать творческие способности?   4.Любите   ли составлять вы   диалоги на иностранном языке? 5.Пишите   ли вы   сочинения,   эссе, сказки,   рассказы   на уроках иностранного да 11 18 15 11 1 Нет  5 иногда 6 2 3 5 18 1 3 5 2 40 21 10 18 ­ 6 2 ­ 5 1 языка? 6.Делаете   ли вы   проекты   или презентации на уроках иностранного языка?   7.Нравится ли вам выполнять такие задания (писать эссе, сочинения, составлять   диалоги, делать проекты)?   8.Хотели   бы вы, чтобы на уроках иностранного   языка было больше упражнений творческого характера (сочинений, проектов, презентаций, рисунков и т.д.)? 41 Приложение   №   4.   Результаты   первичной   диагностики   невербальной креативность (методика Е. П. Торренса): испытуемый Индекс оригинальности Индекс уникальности Ксюша Ш. Егор Л Саша С. Ксюша К. Оля Ф. Настя Т. Егор С. Никита В. Ира Н. Ира В. Максим Л. Данил К. Настя К. Оля Т. Слава Б. Даша К. Варя Л. Лиза А. Полина Г. Полина М. Катя С. 0,4 0,4 0,8 0,6 0,6 0,7 0,7 0,5 0,4 0,5 0,6 0,5 0,9 0,6 0,6 0,6 0,5 0,5 0,8 0,4 0,7 1,1 0,0 2,3 4,3 2,2 2,1 4,3 4,2 5,2 2,0 2,0 2,0 3,4 9,1 2,2 9,2 8,1 6,1 6,2 4,2 4,3 Приложение № 4. Результаты первичной диагностики уровня вербального творчества (методика С. Медника, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994): 42 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0% Приложение № 5 конспекты нетрадиционных уроков. 43 Урок­проект: «Дом! Милый Дом!» Задачи: Развивающая:  Совершенствование произносительных навыков;  Преодолевание языкового барьера. Воспитательная:   Привить творчество;  Воспитать любовь к английскому языку. Образовательная:  Обучение монологической речи изучаемого языка. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация “Prepositions of place”, написанная в Power Point, учебник Enjoy English – 4 класс, аудиодиск к учебнику   Биболетовой   М.З.   (4   класс),   раздаточный   материал,   наглядный материал. Ход урока Организационный   момент:   настроить   учащихся   на   языковую   и   речевую деятельность на английском языке, проверить дисциплину и порядок в классе. Приветствие учителя: Good morning, dear children. Учащиеся: Good morning, dear teacher! Учитель:  Sit down, please. Now, tell me, please, who is on duty today? What date is it today? What day of the week is it today? What’s the weather like today?  Who is absent today? What’s your homework? Дежурный встаёт и отвечает на вопросы. Учитель: Thank you, sit down please. Let’s start our work. Today we will remember all information about houses and flats and then we learn something interesting. And now let's train our pronunciation. Фонетическая зарядка. [ɑ:] bath, bathroom, carpet, arm, armchair [æ] lamp, pantry, black, flat [ɔ:] floor, door [aiə]  fire, fireplace Тренировка орфографических навыков лексического материала по теме. Учитель:It`s time to check up your homework. Look at the blackboard, please. Put the letters in the following nouns in the correct order and read the words. 44 1. Pticrue (picture) 2. Flesh(shelf) 3. Ckineth(kitchen) 4. Palm(lamp) 5. Tyrnap(pantry) 6. Rpeact(carpet) Постановка проблемы. Take your pictures, please. Ребята, посмотрите внимательно на свои рисунки, которые вы приготовили дома. Что мы знаем, чтобы описать наши картинки? (дети отвечают – конструкции, названия предметов обстановки). А что нам ещё необходимо? (дети отвечают) Учитель берёт один из рисунков: Посмотрите на рисунок Ильи. На его рисунке стол находится в центре комнаты. Мы знаем слова комната и стол, мы знаем конструкцию. А мы знаем, как сказать в центре комнаты? (нет) Таким образом, ребята, у нас с вами возникла проблема. Нам нужно сказать, где в комнате находится тот или иной предмет. Для этого мы с вами познакомимся с предлогами места (на доске уже написано Prepositions of place). Look at the blackboard and repeat, please. Учитель крепит карточки с предлогами и их переводом. Дети повторяют за учителем произношение предлогов. А теперь, ребята, попробуем составить предложения с этими предлогами. Учитель включает слайд­шоу с анимацией. Физкультминутка. It’s time to have a rest. Stand up, please. Hands up! Clap! Clap! Clap! Hands down! Shake! Shake! Shake! Hands on hips! Jump! Jump! Jump! Hop! Hop! Hop! Sit down. Тренировка лексико­грамматических навыков. Учитель:The next task for you is to complete the sentences with the prepositions of place. (Учитель раздаёт карточки с заданиями). You can see the sentences on the cards. А чтобы эти предлоги лучше запомнились, сейчас я хочу вам предложить выполнить письменное задание на карточках. Впишите в каждое предложение подходящий по смыслу предлог. Let’s check the task. ­ А теперь ребята проверьте, правильно ли вы выполнили задания. Работа проверяется при помощи слайд­шоу. Совершенствование  навыков аудирования. 45  Учитель поясняет, что требуется от учеников при выполнении задания. После второго прослушивания учитель проверяет, поняли ли ребята текст, и они вместе выполняют задание к упражнению. Подведение итогов. Our lesson is over. Thank you for your good work. Good­bye, my dear friends! Урок­интервью: «Животные и места их обитания» Задачи: Образовательная:  Ввести новую лексику по теме: “Животные и места их обитания”;  актуализировать лексические навыки; тренировать навыки употребления  степеней сравнения прилагательных; Развивающая:  Развивать познавательную активность учащихся; Воспитательная:  Воспитать любовь, внимательное и заботливое отношение к животным. Учебные материалы: аудиокассета, картинки с изображением животных и  местами их обитания, мяч, карточки с частями слов, мягкие игрушки­животные,  презентация в Power Point. Ход урока Организационный момент Вступительное слово учителя – Good morning, children! – Good morning, dear teacher! – I’m glad to see you. – We are glad to see you too. – Today we shall learn new words about animals and practice using of the degrees of  comparison of adjectives.  Фонетическая зарядка Listen and repeat: 46 [i:] – please, field, sea, eagle; [e] – weather, elephant, desert; [eu] – cold, road, most, ocean; [au] – town, flower, cloudy, mountain; [ei] – game, today, change, favourite, whale.  Речевая зарядка Учитель привлекает внимание детей к карточкам с частями слов на столе.  Учащиеся должны составить прилагательные и назвать их в сравнительной  и превосходной степени.  Актуализация лексических навыков (Слайд 3) Say which animal live: a) on a farm; b) in the zoo; c) in the forest a fox, a hen, an elephant, a bear, a lion, a cockerel, a wolf, a giraffe, a parrot, a pig, a  monkey, a horse, a sheep, a tiger, a rabbit, a kangaroo, a duck, a cow  Проверка домашнего задания Дети рассказывают о своих любимых животных у доски. В руках у них их  мягкие игрушки­животные. Example: My favourite animal is a bear. I like it because it is kind and funny. It is  brown. My bear likes honey. It enjoys playing with my pets. Физкультминутка Дети встают в круг, учитель становится ведущим. Ведущий, бросая мяч,  называет прилагательные. Учащиеся называют их степени сравнения.  Введение новой лексики по теме “Животные и места их обитания” (Слайды 4–11). Упр.35, стр.45. Help the animals to find their homes. Example: The eagle lives in the mountains. Упр.36, стр.45. Match and read the dialogue. 1) Have you got a pet? a) Ashby. 47 2) What’s its name? 3) What does it like to  eat? 4) What is it like? 5) What can it do? b) Ashby is big, kind and strong.  c) Yes. I’ve got a camel. d) Ashby likes my father to carry things. e) Grass and apples. Упр.37, стр.45. Listen and check. Act out the dialogue. Тренировка навыков употребления степеней сравнения прилагательных и  закрепление новой лексики (Слайд 12) Answer the questions: 1. Who is the cleverest animal? a) dolphin  b) monkey  c) hen  d) penguin 2. Who is the biggest animal on the land? a) camel  b) elephant  c) giraffe  d) cow 3. Who is the fastest animal on the land? a) kangaroo  b) eagle  c) leopard  d) horse 4. Who is the biggest animal in the sea? a) dolphin  b) fish  c) shark  d) whale Объяснение домашнего задания Упр.16 (Workbook), стр.26. Напишите, какое животное вы хотели бы иметь дома  и какое не хотели бы. Почему? Подведение итогов урока. Оценивание ответов 48 Урок­мюзикл: «Одежда. Посещение магазина» Задачи: Образовательная:  Познакомить учащихся с новой лексикой по теме «Одежда» и первично её закрепить;   Формировать навыки диалогической речи по теме «Посещение магазина»;  Совершенствовать   навыки   чтения,   способствовать   развитию   мышления, внимания, речевой реакции учащихся, восприятия речи на слух. Развивающая:  Развивать интерес к языку. Воспитательная:  Воспитывать   культуру   взаимоотношений   при   работе,   уважение   к окружающим. Оборудование: УМК «Enjoy English» (для 4 класса) Биболетова М.З. и др. Оформление доски: записать число, домашнее задание. Ход урока  Организационный  момент: Учитель: Good afternoon, children. I am glad to see you! Are you ready? Ученики:  Good afternoon! We are glad to see you to. Yes, we are. We are ready. Учитель:We shall work together today. Let’s begin our lesson! 49 Актуализация полученных знаний.  Работа   со   стихом   направлена   на   закрепление   изученной   лексики   на   тему «Цвета». ­ Children, listen to the poem and name «Colors» in English. Дети слушают и отгадывают.  Море и солнце. Нарисую кораблю Море синей краской, blue. А потом раскрашу смело Солнце желтой краской,yellow Волны плещут через край. Новый лист скорей давай! Кот. Кот ни в чем не виноват. Он всегда был белый, white Но залез в трубу на крыше, Черный, … , оттуда вышел. Шоколадка. Больше всех цветов по нраву Мне коричневый цвет, brown . Потому что очень сладкий Цвет у каждой шоколадки. Мандарин. Вот неспелый мандарин. Он пока зеленый, green. Но дозреет, и запомнишь Ты оранжевый цвет, orange . Светофор. Знаю, самый строгий цвет В светофоре красный, red. Если вдруг он загорится, Все должны остановиться! Загадка. Солнце – yellow, небо – blue, Очень я глядеть люблю В стеклышко цветное, glass, Закрывая левый глаз. Небо – purple, солнце – red. Догадайся, что за цвет 50 У волшебного стекла. Раз береза pink была? Учитель привлекает внимание детей к картинке упр. 1, с. 85 из учебника и знакомит с новыми словами. Дети слушают учителя, находят предметы одежды на картинке и повторяют за учителем слова. Формирование   новых  знаний.  Ознакомление   с новыми  словами  по  теме «Одежда». ­Do you like to go to the shop?  Отвечают Yes, I do.(No, I don t); I like go to the shop(I don t like go to the shop) Отвечают (I usually buy in the shop coat, blouse and etc.) ­ Let’s learn some new words, please. ­ Look at the picture of Exercise 1 Page 85. Listen to speaker and repeat after me. Ученики повторяют устно и  выполняют упражнение из учебника. Активизация навыков чтения. ­Listen and read the words from Exercise 2, Page 85 after the speaker and try to remember how to read correctly. (сделай перевод) Ребята, мы видим здесь транскрипционные знаки. Давайте вспомним, как они читаются. Значит, выделенные буквы слов первой колонки будем читать так, как произносится первый транскр. знак. Физкультминутка. I see, you are tired. Let’s  remember our poem and do exercises all together. (Я   вижу   вы   устали.   Вспомним   стихотворение   и   выполним   упражнение   все вместе)   Up, down, up, down, Which is the way. To London town? Where, Where Up in the air,              Close  your eyes  ­ And you are there. Закрепление введенной лексики по теме «Одежда». ­ Children, open your textbooks. Exercise 3, Page 86. ­ Выполните упражнение 3 на с. 86 и расставьте слова на тему «Одежда» в алфавитном порядке. ­ The next task is Exercise 4, Page 86 in your textbooks. Cоставьте предложения по картинке на с. 85, используя образец упр. 4, с. 86. 51 Совершенствование навыков чтения. Учитель   обращает   внимание   детей   на   задание   перед   текстом.Первая   пара читает диалог, вторая пара делает перевод диалога. ­ Let’s read the dialogue from Exercise 5, page 86. Read it yourself and find out what Miss Chatter bought in the shop. ­Who wants to read this dialogue aloud? ­ Посмотрите на задание перед текстом. ­ Прочитайте диалог про себя. ­ Ответьте на вопрос диалога: «What did Miss Chatter buy in the shop?» Формирование навыков диалогической речи.  Перед составлением диалога с детьми поработать над лексикой. Учитель привлекает внимание учащихся к ситуациям упр. 6, с. 87 из учебника Задание выполняется в парах. Дети составляют диалог 3­4 минуты, а потом по очереди разыгрывают его перед классом. Учитель проверяет диалоги учащихся и предлагает выучить им диалог наизусть в качестве домашнего здания. ­ It’s your turn to make up the dialogues. Let’s read a task, Ex.6, P. 87 Divide into pairs, please. Cоставьте свой диалог, используя фразы из упр. 5, с. 86­87. из учебника. I give you 4 minutes. Get ready. Who will be the first to act out the dialogue?  Подведение итогов урока. Children,   open   your   diaries   and   write   down   your   home   task.  Объясняю  дом. задание … That’s all for today. You have worked well today. Thank you. Your marks are … Lena, I put you a “five”. Sasha, your mark is a “four”. ­ Good bye, boys and girls 52 Урок­экскурсия: «Лондон» Задачи: Образовательные:   Формирование навыков по восприятию иностранной речи на слух;  Привитие интереса и любви к изучению английского языка.   Дать представление о Лондоне, его достопримечательностях;   Пополнение словарного запаса по данной теме. Совершенствование  умений работать в поисковых системах.  Развивающая:  Развитие общего познавательного интереса обучающихся;  Воспитательная:  Привить любовь к изучаемому языку через достопримечательности  Лондона. Оборудование: компьютер, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор,  проектор, доступ к Internet.  Необходимые материалы: аудио­запись про Лондон, видеоматериал о 53 Лондоне, слайдовая презентация.  Ход урока Учитель:  Good morning, good morning, Good morning to you. Good morning, dear  children, I’m glad to see you.  Учащиеся:  Good morning, good morning, Good morning to you. Good morning, dear  teacher, We are glad to see you.  Учитель:  Сегодня у нас с вами необычный урок.  We welcome you to our excursion to London.  Я приглашаю вас на урок­экскурсию в Лондон.   Мини­топик:  The theme of our lesson is «London». And now look at the map of London.  Imagine that we are going to fly by plane to the capital of the United Kingdom of  Great Britain. It lies on the river Thames. There are a lot of sightseeings there.  London is famous for its historic buildings ­ St. Paul’s Cathedral, the Houses of  Parliament, Buckingham Palace, Trafalgar Square, double­deckers, the famous  clock Big­Ben and so forth.  (учитель английского языка рассказывает о Лондоне, сопровождая свой  рассказ показом по карте) And now open your notebooks.  What’s the date today?  Today is the….  (работа в тетрадях на англ.языке)  The famous clock Big­Ben – знаменитые часы Биг­Бен  The river Thames ­ река Темза  Buckingham Palace ­ Букингемский дворец  Trafalgar Square ­ Трафальгарская площадь  The Tower of London – Лондонский Тауэр  Double­decker – двухэтажный автобус  St.Paul’s Cathedral – Собор Св. Павла  Repeat after me twice. (отработка произношения методом «эха»)  Аудирование.  And now we have to listen to the text about London. After listening you must  answer the following questions. Pay attention to the pronunciation of these  sentences and then translate into Russian.  London. What is the capital of the UK? (London) 54   с       с   124     стр. учебника   Работа английскими   What is the name of the biggest clock in Britain? (Big­Ben)  What is the most important part of London? (The City)  Are there many beautiful buildings there? (A lot of…)  Excellent, good, very good, you can do it better.  Работа с учебником. Open your books p124, exercise 1  Работа с компьютером. Сегодня   на   уроке   мы   закрепим   навыки   работы   с   клавиатурой.   Если   на прошлых уроках мы работали с русским текстом, то сегодня нам предстоит поработать словами   и   предложениями.  клавиатурой.    Задание: 4 класса  Записать новые слова.  London  Westminster  Stock Exchange  Oxford street  Financial  Office  Hotel  Restaurant  Market  (тем временем, опустить экран)  Children! Let me introduce London’s sightseeings to you.  Просмотр видеокассеты  What have you seen? (Пересказ учащихся )  Итог урока, домашнее задание по англ.языку, оценки.  англ.языка     Урок­праздник: «Рождество» Задачи: Образовательные:   совершенствование  навыков говорения, чтения, письма, аудирования ,  развитие потребности в самообразовании; 55  расширить и закрепить лексический материал по теме, учить воспринимать речь на слух с полным пониманием, опираясь на догадку. Развивающие:  использование новых лексических единиц в контексте общей темы  урока, содействие развитию памяти и языковой догадки;  усвоение нового из услышанного и прочитанного. Воспитательные:  эстетическое и духовное развитие учащихся;  формирование у учащихся уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка. Методы обучения: ­Использование ТСО при выполнении заданий по аудированию; ­Активизация ранее изученного материала и его использование в новой ситуации общения; ­Языковая догадка (определение значения слова при сравнении его со словами английского языка); ­Метод самостоятельной работы учащихся с последующим контролем учителя; ­Метод творческого применения знаний. Формы организации познавательной деятельности. 1. Коллективная:  перевод   по   догадке   незнакомых   слов,   решение головоломок, составление предложений. 2. Индивидуальная: выполнение письменных заданий, чтение текстов. Ожидаемые   результаты:  правильное   употребление   изученных   лексических единиц и грамматических правил, максимальное понимание при аудировании и чтении текста.  Конкурс 1 “Dear Santa! I wish…” 56 На   доске   изображение   ёлочки,   рождественские   картинки.   Из   каждой команды ребята выходят по одному к доске. Их задача правильно произнести предложения с пожеланием себе или другим. Например:                   Dear Santa! I wish to be happy! Dear Santa! I wish to get skates! Dear Santa! I wish to be good at school and help my mum! Если предложение составлено верно, то ученик может повесить на ёлочку одну   картинку.  По   количеству   картинок   выбирается   команда­победитель.  От каждой команды спросить по 3 человека. Пауза. Все поют песенки “Jingle bells” и “Twinkle, twinkle little star” Конкурс 2 “Christmas Puzzle” На   доске   плакат­паззл   со   спрятанными   в   нём   словами   по   теме «Рождество». От каждой команды к доске выходят ребята, находят по одному слову, переводят его и записывают его на доске. Каждое слово – 1 балл. От каждой команды спросить по 5 человек. Пауза. Все поют “Father Christmas” Физкультминутка  –   выполнение   динамичных   упражнений   под   новогоднюю музыку. Конкурс 3 “Magic letter” Каждая команда получает лист с зашифрованным посланием. За 2 минуты ребята должны   разгадать   шифр,     записать   послание   и   громко   его   произнести. Выигрывает команда, первая решившая задание. Задание – 5 баллов. Конкурс 4 “Many words” Конкурс капитанов. Капитаны команд получают слово/слова (например,  Father Christmas), из которых они должны составить как можно больше других слов. Время выполнения – 3 минуты. Каждое верно написанное слово – 1 балл. Завершение урока. Все поют песню “On Christmas Day” Награждение команды­победителя. 57

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018