Содержание
Введение.
Актуальность введения адаптированной программы..………………….…….3
I. Теоретико-методическое обоснование введения адаптированной программы в общеобразовательную школу.
1.1 Принципы разработки и реализации программы …………………..6
1.2 Условия реализации программы………………….…………………..10
II. Практические аспекты деятельности педагогических кадров
2.1 Целевое назначение……………………………………………………….16
2.2 Этапы программы и ответственные за их реализацию……………..20
Индивидуальная образовательная программа……………………….….22
2.3 Результаты реализации программы…………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованной литературы ……………………………………Работа Организация учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(МБОУ Чердаклинская СШ № 1, Чердаклы, Ульяновская область)
Шаброва Светлана Владимировна
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Организация учебновоспитательного процесса для детей с
ограниченными возможностями здоровья в условиях
общеобразовательной школы
по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов
ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
12017 год
Содержание
Введение.
Актуальность введения адаптированной программы..………………….
…….3
I. Теоретикометодическое обоснование введения адаптированной
программы в общеобразовательную школу.
1.1 Принципы разработки и реализации программы …………………..6
1.2 Условия реализации программы………………….…………………..10
II. Практические аспекты деятельности педагогических кадров
2.1 Целевое назначение……………………………………………………….16
2.2 Этапы программы и ответственные за их реализацию……………..20
Индивидуальная образовательная программа……………………….….22
2.3 Результаты реализации программы…………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованной литературы ……………………………………26
2Введение.
Актуальность введения адаптированной программы.
В настоящее время огромное количество детей относятся к категории
детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями
в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их
особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с
нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и
слабовидящие), дети с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата,
умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с
задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами
эмоциональноволевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи,
а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об
образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья
предусматривает создание для них специальной коррекционноразвивающей
образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с
обычными детьми возможности для получения образования в пределах
специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание,
коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Педагогический и воспитательный корпус образовательных учреждений
в основе своей практической деятельности исходит из личностно
3ориентированного похода, развивающего обучения, теории поэтапного
формирования умственных действий и пр.
Однако, учитывая контингент школы, который неоднороден по своему
составу с точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо
опираться на научнометодические разработки, которые бы обеспечивали
коррекционно развивающее сопровождение разноуровневых групп детей
одного возраста с разными видами нарушений.
Целевое назначение адаптированной образовательной программы
Цель программы – создание условий для обучения всех категорий детей, в том
числе и детей с ОВЗ.
1. Содействие получению учащимися с ограниченными возможностями
необходимого для реализации
здоровья качественного образования,
образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения;
2. Оказание комплексной психологосоциальнопедагогической помощи
и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их
родителям (законным представителям в освоении основной образовательной
программы основного и среднего общего образования;
3. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Формирование социальной компетентности обучающихся с
4.
ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей
личности для самореализации в обществе.
Задачи программы
Раннее выявление трудностей в обучении.
Составление индивидуального плана для обучающихся
4 Наблюдение за динамикой индивидуального развития учащихся
постоянному росту, чему есть объективные причины.
Своевременное выявление детей с трудностями адаптации,
обусловленными ограниченными возможностями здоровья.
Определение особых образовательных потребностей детей с
ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов.
Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными
возможностями здоровья основной образовательной программы основного или
среднего общего образования и их интеграции в образовательной организации.
Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация
индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным
нарушением в физическом и (или) психическом развитии.
Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным
образовательным программам и получения дополнительных образовательных
услуг.
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по
медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Главной целью адаптивной школы является самореализация выпускников
в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в
окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями
здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не
только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения.
Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач
деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ
определяется в зависимости от специфических характеристик
образовательного пространства школы, а именно: социальным
5заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья;
индивидуальными возможностями, способностями и интересами
учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;
реальным состоянием физического и нравственного здоровья
учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ
жизни;
необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций
воспитания и дополнительного
обучающихся через систему
образования, обеспечивающую содержательный образовательно
культурный досуг.
Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится
гуманизации
на принципах личностноориентированной педагогики,
образования и вариативности содержания образования.
II. Теоретикометодическое обоснование введения адаптированной
программы в общеобразовательную школу.
Адаптированную образовательную программу для ребенка с ОВЗ,
разрабатывают специалисты психологомедикопедагогического консилиума
(ПМПк) (учитель, педагогпсихолог, учительлогопед, учительдефектолог и
др.) с использованием основной образовательной программы образовательной
организации,
адаптированной образовательной основной программы
образовательной организации с учетом психофизических особенностей
ребенка.
Адаптированная образовательная программа изменяется психолого
медикопедагогическим консилиумом (ПМПк) в зависимости от
индивидуальных достижений обучающегося.
Определяющие принципы:
6— Преемственность.
Принцип обеспечивает создание единого
образовательного пространства при переходе от основного общего образования
к среднему (полному) общему образованию, способствует
достижению личностных, метапредметных, предметных результатов
освоения основной образовательной программы основного общего общего
образования, необходимых учащимся с ограниченными возможностями
здоровья для продолжения образования.
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию
специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной
пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики,
коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития
и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а
также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного
профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем
ребёнка.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям
(законным представителям) непрерывность помощи до полного решения
проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность.
Принцип предполагает создание вариативных
условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки
в физическом и (или) психическом развитии.
— Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип
обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей
(законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья
выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения,
формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями)
вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями
здоровья в специальные (коррекционные образовательные учреждения, классы
(группы).
Направления работы
7Программа коррекционной работы на ступени среднего (полного) общего
образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её
основное содержание:
консультативное, информационнопросветительское.
Характеристика содержания
диагностическое,
коррекционноразвивающее,
Диагностическая работа включает:
— выявление особых образовательных потребностей учащихся с
ограниченными возможностями здоровья при освоении основной
образовательной программы основного общего образования;
— проведение комплексной социальнопсихологопедагогической
диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии учащихся
с ограниченными возможностями здоровья;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
учащегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных
возможностей;
— изучение развития эмоциональноволевой, познавательной, речевой
сфер и личностных особенностей обучающихся;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания ребёнка;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья;
— системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики
развития, успешности освоения образовательных программ основного общего
образования.
Коррекционноразвивающая работа включает:
— реализацию комплексного индивидуально ориентированного
социальнопсихологопедагогического и медицинского сопровождения в
условиях образовательного процесса учащихся с ограниченными
возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития;
— выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и
8приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными
потребностями;
— организацию и проведение индивидуальных и групповых
коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений
развития и трудностей обучения;
— коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально
волевой, познавательной и речевой сфер;
— развитие универсальных учебных действий в соответствии с
требованиями основного общего образования;
— развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование
адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
— формирование способов регуляции поведения и эмоциональных
состояний;
— развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,
коммуникативной компетенции;
— развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и
профессионального самоопределения;
— формирование навыков получения и использования информации (на
основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и
адаптации в реальных жизненных условиях;
— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий
жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с учащимися с ограниченными возможностями
здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально
ориентированных методов и приёмов работы с учащимися с ограниченными
возможностями здоровья;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии
воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья;
9— консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие
свободному и осознанному выбору учащимися с ограниченными
возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии
с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и
психофизиологическими особенностями.
Информационнопросветительская работа предусматривает:
— информационную поддержку образовательной деятельности учащихся
с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных
представителей), педагогических работников;
— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение
участникам образовательного процесса —учащимся (как имеющим, так и не
имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями
образовательного процесса и сопровождения учащихся с ограниченными
возможностями здоровья;
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей
(законных представителей) по разъяснению индивидуальнотипологических
особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Условия реализации программы
Организационные условия.
Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения,
так и различные варианты специального сопровождения учащихся с
ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в
общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по
индивидуальной программе; с использованием надомной и (или) дистанционной
форм обучения.
Психологопедагогическое обеспечение включает:
оптимальный режим учебных нагрузок;
10 коррекционную направленность учебновоспитательного процесса;
учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
использование современных педагогических технологий;
оздоровительный и охранительный режим;
укрепление физического и психического здоровья;
профилактику физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся;
соблюдение санитарногигиенических правил и норм;
участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья,
независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с
нормально развивающимися детьми в воспитательных,
культурно
развлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов
и педагогов:
педагогпсихолог;
социальный педагог;
учителя предметники;
классный руководитель;
медсестра.
Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.282110.
Педагог психолог проводит диагностику эмоциональной сферы,
эстетических и познавательных потребностей и оказывает помощь ребенку и
родителям (законным представителям) в решении сложных социально
эмоциональных проблем.
Совместно с социальным педагогом, педагогом – психологом
и
медсестрой комплексное психологопедагогическое и медикосоциального
сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной
11самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный
руководитель и учителя – предметники.
Программнометодическое обеспечение:
УМК и рабочие программы по учебным предметам;
диагностический и коррекционноразвивающий инструментарий,
необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя,
педагогапсихолога, социального педагога
цифровые образовательные ресурсы.
Кадровое обеспечение:
Обучение детей с ОВЗ
осуществляют педагоги и
специалисты
соответствующей квалификации, имеющие специализированное образование,
прошедшие обязательную курсовую или другие виды профессиональной
подготовки. Уровень квалификации для каждой занимаемой должности
соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей
должности.
Материальнотехническое обеспечение:
наличие откидных пандусов и специально оборудованных учебных мест;
приобретение универсальных цифровых планшетов для обучения детей
с ОВЗ;
установка полов без перепадов и порогов;
расширение дверных проемов и установка поручней на путях движения.
Информационное обеспечение
создание информационной образовательной среды для дистанционной
формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием
современных информационнокоммуникационных технологий.
создание системы широкого доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к
сетевым источникам информации, к информационнометодическим фондам,
12предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем
направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных,
аудио и видеоматериалов.
Содержание рабочих программ по учебным предметам
Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе
примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и
ФГОС. Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные
уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки
образовательных результатов. Количество часов, отведенное на изучение
программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного
плана.
Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания
детей с ОВЗ
1. Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классноурочную организацию
обучения, которая позволяет обеспечить:
систематический характер обучения;
логически правильное изучение учебного материала;
и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.
2. Технологии на основе личностной ориентации образовательного
процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией
на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с
природными
возможностей детей.
Она
способностями человека,
реализацией
представлена технологиями педагогики
максимальной
сотрудничества, реализующими гуманноличностный подход к ребенку,
применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс,
осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением
данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в
13педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого
которое
взаимодействия участников
педагогического процесса,
характеризуется гуманноличностный и более того, индивидуальный подход к
ребенку.
3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
Реализуют принцип активности ребенка в
деятельности учащихся.
осознанность
образовательном процессе,
потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным
осуществляется мотивация,
запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное
обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги
школы.
4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые
игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются
универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру
игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование,
реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как
субъект деятельности.
5. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая
предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и
активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в
результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и
навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное
обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению
компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к
решению учебных и жизненных задач.
6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают
развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные
14способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения
принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном
темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит
подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению
профессиональных образовательных программ.
Аттестация учащихся
Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:
текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными
нормативными акта;
государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными
документами по проведению ГИА и ЕГЭ.
Индивидуальный учебный план
Для учащихся с ОВЗ, обучающихся на дому, может составляться
Индивидуальный учебный план (ИУП) –
индивидуальный учебный план.
совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения учащимся с
ОВЗ из учебного плана общеобразовательной организации, составленного на
основе федерального Базисного учебного плана. Он обеспечивает возможность
достижения Требований стандарта при сохранении вариативности образования.
Итак,
приоритетные направления в деятельности школы в вопросах
инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком,
взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:
педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в
соответствии с требованиями образовательных программ;
работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и
воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства
школы;
дополнительное образование;
15 углубленная трудовая подготовка, направленная на социализацию
учащихся;
воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных
ориентаций личности;
внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих
формирование стереотипа здорового образа жизни.
Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных
направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных
перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели.
III. Практические аспекты деятельности педагогических кадров.
МБОУ Чердаклинская СШ №1 Ульяновской области реализует
адаптированную общеобразовательную программу.
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными
возможностями здоровья определяет цели и содержание образовательного
процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые
педагогические технологии, регламентирует организацию образовательного
процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ
начального общего и основного общего образования при одновременном
сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая
реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания,
специфические методы,
дополнительные часы на
приемы работы,
коррекционные занятия.
Цели реализации адаптированной образовательной программы:
1.Коррекционная (преодоление отставаний, неуспеваемости, отклонений,
нарушений, дефектов)
162.Реабилитационная («восстановление» уверенности в своих возможностях –
«ситуация успеха»)
3.Стимулирующая (положительная внутренняя мотивация)
Задачи:
формирование учебных умений и навыков;
овладение знаниями основ наук;
активизация интереса к художественному и техническому творчеству,
приобщение к культурным ценностям человечества;
индивидуализация обучения, учитывая
состояние их здоровья,
индивидуальнотипологические особенности.
Учебный план для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
составлен с учетом оптимального уровня общей нагрузки учащихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Главная цель функционирования обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья на базе МБОУ Чердаклинская СШ №1 коррекция
развития учащихся средствами образования, а также социальнопедагогическая
реабилитация для последующей интеграции в общество, воспитание свободного,
творчески мыслящего, образованного человека, открытого людям, умеющего
быть успешным в деятельности.
Задачи образования:
создание условий для коррекции нарушений развития обучения, воспитания,
социальной адаптации и интеграции в общество на основе специальных
педагогических подходов;
создание условий для получения доступных знаний по общеобразовательным
предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим
психофизическим возможностям учащихся;
создание благоприятных условий для разностороннего развития личности
учащихся, их адаптации к жизни в обществе;
17 формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения
обязательного минимума содержания образовательных программ;
формирование духовнонравственной личности;
формирование здорового образа жизни, укрепление психофизического
здоровья, воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, окружающей природе,
семье;
создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ.
Основным проектированным результатом
освоения образовательной
программы является достижение выпускниками социальной зрелости,
достаточной для дальнейшего самоопределения и самореализации в учебной,
трудовой, культурной сферах деятельности.
Выпускник
с
ограниченными возможностями
здоровья МБОУ
Чердаклинской СШ № 1 это человек, умеющий понимать многообразие
культур, имеющий осознанную нравственную позицию, готовый к реализации
своего потенциала, к получению профессии.
Направленность (наименование образовательной программы) –
адаптированная общеобразовательная программа для детей с ограниченными
возможностями здоровья. Уровень – начальное общее и основное общее
образование (29 классы).
Целевое назначение.
Освоение учащимися базового уровня знаний по всем изучаемым предметам,
формирование межпредметных понятий в соответствии с требованиями
государственного образовательного стандарта. Формирование общей культуры,
духовно – нравственного развития личности учащегося, их адаптации к жизни в
обществе, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
18свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,
формирование здорового образа жизни.
Задачи для реализации адаптированной
общеобразовательной
программы начального общего и основного общего образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья:
Создать оптимальные психологопедагогические условия для получения
учащимися начального и основного общего образования в соответствии с
государственным образовательным стандартом;
создать условия для ликвидации пробелов в знаниях учащихся, коррекции
познавательной сферы.
сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
сформировать трудолюбие, настойчивость в достижении результата,
способность к преодолению трудностей, развивать позитивную самооценку;
сформировать готовность и способность учащихся к саморазвитию и
личностному самоопределению;
сформировать потребности здорового образа жизни.
Продолжительность обучения по адаптированной образовательной программе
на начальном общем уровне образования 3года (24 классы), на основном
общем уровне – 5 лет (59 классы).
Для обучения по адаптированной общеобразовательной программе
родителей
необходимо представить следующие документы: заявление
(законных представителей), заключение психологомедикопедагогической
комиссии.
В данной адаптированной образовательной программе формируются
следующие приоритетные направления деятельности педагогического
коллектива:
19 осуществление обучения и воспитания личности,
адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни;
сознающей
ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права,
способной
свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию
и сотрудничеству между людьми,
обеспечение непрерывности начального общего, основного общего
специального (коррекционного) образования; создание условий для максимально
эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной
реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для
осознанного выбора им профессии через организацию углубленного трудового
обучения,
реализация дополнительного образования через систему внеурочной и
внешкольной деятельности; обеспечение мер, повышающих эффективность
социальной адаптации учащихся; создание условий для сохранения и
укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.
Этапы программы и ответственные за их реализацию.
1. Сбор и анализ информации о детях с ОВЗ (психолог, соц. педагог,
медсестра и классный руководитель):
оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития и
образования детей;
определение способностей и потребностей;
оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям
программнометодического обеспечения, материальнотехнической и кадровой
базы школы.
(администрация, психолог, рук. ШМО, учителя – предметники):
организация образовательного процесса для детей с ОВЗ;
2. Планирование, организация и координация деятельности
20 обеспечение специального сопровождения детей с ОВЗ разными
специалистами и педагогами;
разработка рабочих программ.
3. Подготовка материально технической базы для создания доступной
безбарьерной среды (администрация, завхоз):
в плане создание в каждом учебном кабинете 12 места для инвалидов с
дополнительным освещением и подводкой систем связи и информации;
приобретение коррекционно – развивающего программного комплекса в
комплекте со специальной программируемой клавиатурой;
оборудование спортзала и спортплощадки модульным набором для
инвалидов;
комплектование библиотеки специальными адаптивно техническими
средствами для инвалидов.
создание комфортных условий и оборудование зон отдыха и ожидания для
детей с ОВЗ.
4. Диагностика и контроль (администрация):
образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка;
контроль за результатами освоения образовательных программ;
диагностика соответствия созданных условий и выбранных
контроль и диагностика подготовки учащихся, соответствие ее
требованиям ФКГОС и ФГОС.
5.Регуляция и корректировка (администрация, психолог, учителя –
предметники):
внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Учебный план ученика 1А класса Григория П. МБОУ Чердаклинской
СШ №1 Ульяновской области
21Заключение ПМПК: ЗПР на 20152016 учебный год
№ Наименование предметов
Количество часов в
1 Письмо
2 Чтение
3 Математика
4 Физическая культура
5
6
7
Итого
Труд
Рисование
Технология
неделю
2
2
2
0,25
0,25
0,25
0,25
8
2.2 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ
Возраст (на момент обследования): 7 лет
ИПР_сентябрь 2015 г.___
Дата составления
Дата обследования сентябрь 2015 г Срок реализации ИПР: 1 полугодие
(Сентябрьдекабрь).
Специа
листы
Выявленные
нарушения
Задачи
коррекционной
работы
Педагог
психолог
Неустойчивое,
рассеянное,
Развивать
способность
Игры
и
упражнения по
коррекции
выявленных
нарушений
«Найди
отличия»,
концентрация
внимания
концентрировать
произвольное
лабиринты,
зрительные
Рекомендации
для родителей
Закреплять
навык
при
помощи игр:
«Съедобное
недостаточная –
внимание
диктанты,
несъедобное»,
22часто отвлекается.
Недостаточный
объем зрительной и
слуховой памяти
Возникают
трудности
при
выполнении
мыслительных
операций
Нарушения
в
развитии
эмоционально
личностной
волевой
и
сферы
(неустойчивое
настроение
меняется
незначительных
–
от
причин,
обидчив,
плаксив,
часто
непослушен,
на
«Корректурные
пробы»
«Найди
отличия»,
лабиринты
Повышать объем
произвольной
памяти
«Где ошибка?»;
«Как пройти к
Закреплять
Развивать
способность
выполнять
операции
мышления
(анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения)
Коррекция
нарушений
в
развитии
эмоционально
личностной и
волевой сферы
Формировать
зайке?»;
«Небылицы»;
при
навык
помощи игр:
«Съедобное
несъедобное»
«Посмотри и
запомни»;
«Пары слов»;
«Мы ходили в
зоопарк»
«Послушай и
запомни»
Закреплять
«Посмотри и
запомни»;
при
навык
помощи игр:
«Послушай и
запомни»
«Да, нет»;
«Загадки»;
«Отгадай
предмет
по
описанию»
«Живое – не
живое»
предмет
«Отгадай
по
умение
контролировать
описанию»;
«Да, нет»;
себя при помощи
усвоенного
«Чей домик?»
«Четвертый
Поддерживать
положительный
правила
и
лишний»;
эмоциональный
23замечания
реагирует
неадекватно,
управлять
поведением
умеет).
не
умение
действовать по
«Что сначала,
что потом?»
контакт
ребенком
с
правилам.
«Загадки»
релаксационные
упражнения,
ролевые игры,
элементы
арттерапии,
сказкатерапии
2.3. Результаты реализации программы
Оценка результатов коррекционной работы
Оценка результатов коррекционной работы педагога и всех специалистов,
сопровождающих ребёнка с ОВЗ производится по результатам итоговой
аттестации обучающихся, психологического и логопедического исследования,
результатов медицинского обследования с занесением данных в дневники
динамического наблюдения, карту медикопсихолого педагогической помощи,
речевую карту.
Ожидаемые результаты внедрения программы:
уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и
личностном развитии;
24 формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов
у детей с ОВЗ;
включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с
другими организациями;
повышение профессионального уровня педагогического коллектива по
проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в
обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:
способствующей качественному и доступному образованию;
предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих
нарушений развития;
обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Заключение.
В итоге реализации программы инклюзивного образования созданы
условия для воспитания и обучения детей с ОВЗ: Выявление и внедрение путей
диагностирования, обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.
Создание авторских педагогических технологий работы с детьми с ОВЗ.
Создание системы по повышению профессиональной компетентности
педагогов по работе с детьми с ОВЗ.
Налаживание межсетевого взаимодействия с различными
образовательными структурами по сопровождению детей с ОВЗ.
Функционирование комплексной системы сопровождения детей с ОВЗ
в инклюзивном образовании.
25Список использованной литературы:
1. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методические
принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. –
Ростов на Дону: Феникс, 2007 – 154 с.
2.
Есина Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть
процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии //
Дефектология.2002.№ 2. с.1416.
263.
Забрамная С.Д. Программа изучения ребенка различными
специалистами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.2004.
№ 3.с.6367.
4.
Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование
учителемлогопедом в коррекционной работе с детьми 56 лет, имеющими
тяжелые нарушения речи. – СПб, 2006, 368 с.
5.
Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей
с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития.2005.№ 3. с. 6567.
6.
Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной
программы воспитания и коррекционноразвивающего обучения ребенка раннего
возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.2000.№ 5.с.8696.
7. Интернет ресурсы:
Институт проблем инклюзивного образования (при Московском городском
психологопедагогическом университете) — www.mgppu.ru,
НО Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» — www.downsideup.org
Сайт Минобрнауки — http://mon.gov.ru/
«Центр лечебной педагогики» — www.ccp.org.ru, www.osoboedetstvo.ru
Центр «Наш солнечный мир» — www.solnechnymir.ru
www.inclusiveedu.ry, www.edu$open.ru
27