Выпускная квалификационная работа

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 26.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание Введение. Актуальность введения адаптированной программы..………………….…….3 I. Теоретико-методическое обоснование введения адаптированной программы в общеобразовательную школу. 1.1 Принципы разработки и реализации программы …………………..6 1.2 Условия реализации программы………………….…………………..10 II. Практические аспекты деятельности педагогических кадров 2.1 Целевое назначение……………………………………………………….16 2.2 Этапы программы и ответственные за их реализацию……………..20 Индивидуальная образовательная программа……………………….….22 2.3 Результаты реализации программы…………………………………...24 Заключение……………………………………………………………………..25 Список использованной литературы ……………………………………Работа Организация учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
Иконка файла материала выпускная работа.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (МБОУ Чердаклинская СШ № 1, Чердаклы, Ульяновская область) Шаброва Светлана Владимировна ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Организация учебно­воспитательного процесса  для детей с ограниченными возможностями здоровья  в условиях общеобразовательной школы по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий  Государственной программы «Доступная среда»   12017 год Содержание Введение. Актуальность введения адаптированной программы..…………………. …….3 I. Теоретико­методическое   обоснование   введения   адаптированной программы в общеобразовательную школу. 1.1 Принципы разработки и реализации программы …………………..6 1.2 Условия реализации программы………………….…………………..10  II.   Практические аспекты деятельности педагогических кадров 2.1 Целевое назначение……………………………………………………….16 2.2 Этапы программы и ответственные за их реализацию……………..20 Индивидуальная образовательная программа……………………….….22 2.3 Результаты реализации программы…………………………………...24 Заключение……………………………………………………………………..25 Список использованной литературы   ……………………………………26                              2Введение. Актуальность введения адаптированной программы.              В  настоящее время огромное количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым   образовательным   потребностям.   К   их   числу   относятся   дети   с нарушениями   восприятия   (неслышащие   и   слабослышащие,   незрячие   и слабовидящие), дети с нарушениями функций опорно­двигательного аппарата, умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой   психического   развития,   дети   с   выраженными   расстройствами эмоционально­волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.              В соответствии с Конституцией  Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.                      Образование   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья предусматривает   создание   для   них   специальной   коррекционно­развивающей образовательной   среды,   обеспечивающей   адекватные   условия   и   равные   с обычными   детьми   возможности   для   получения   образования   в   пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.           Педагогический и воспитательный корпус образовательных учреждений в   основе   своей   практической   деятельности   исходит   из   личностно­ 3ориентированного   похода,   развивающего   обучения,   теории   поэтапного формирования умственных действий и пр.           Однако, учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу   с   точки     зрения   картины   нарушений   каждого   ребенка,   необходимо опираться   на   научно­методические   разработки,   которые   бы   обеспечивали коррекционно   ­   развивающее   сопровождение   разноуровневых   групп   детей одного возраста с разными видами нарушений.  Целевое   назначение   адаптированной     образовательной   программы Цель программы – создание условий для обучения  всех категорий детей, в том числе и  детей с ОВЗ. 1.   Содействие   получению   учащимися   с   ограниченными   возможностями   необходимого   для   реализации здоровья   качественного   образования, образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения;      2. Оказание комплексной психолого­социально­педагогической помощи и   поддержки   обучающимся   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и   их родителям   (законным   представителям   в   освоении   основной   образовательной программы основного и среднего общего образования;   3. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.   Формирование   социальной   компетентности   обучающихся   с 4. ограниченными   возможностями   здоровья,   развитие   адаптивных   способностей личности для самореализации в обществе. Задачи программы ­ Раннее выявление трудностей в обучении. ­ Составление индивидуального плана для обучающихся 4­ Наблюдение за динамикой индивидуального             развития учащихся постоянному росту, чему есть объективные причины. ­   Своевременное   выявление   детей   с   трудностями   адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.  ­   Определение   особых   образовательных   потребностей   детей   с ограниченными возможностями здоровья, детей­инвалидов.  ­ Создание условий, способствующих  освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы основного или среднего общего образования и их интеграции в образовательной организации. ­ Разработка и реализация индивидуальных учебных планов,   организация индивидуальных   и   (или)   групповых   занятий   для   детей   с   выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии.  ­   Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным   программам   и   получения   дополнительных   образовательных услуг. ­ Оказание консультативной и методической помощи родителям  (законным представителям)   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.          Главной целью адаптивной школы является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения.  Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности   педагогического   коллектива   с   детьми   с   ОВЗ определяется   в   зависимости   от     специфических   характеристик образовательного   пространства   школы,   а   именно:   социальным 5заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;   индивидуальными   возможностями,   способностями   и   интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и  их родителей;   реальным   состоянием   физического   и   нравственного   здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;   необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций   воспитания   и   дополнительного обучающихся   через   систему   образования,   обеспечивающую   содержательный   образовательно­ культурный досуг.  Таким образом, организация инклюзивного образования в школе   строится   гуманизации на   принципах   личностно­ориентированной   педагогики, образования и вариативности содержания образования. II. Теоретико­методическое   обоснование   введения   адаптированной программы в общеобразовательную школу. Адаптированную   образовательную   программу   для   ребенка   с   ОВЗ, разрабатывают   специалисты   психолого­медико­педагогического   консилиума (ПМПк)  (учитель,  педагог­психолог,  учитель­логопед,  учитель­дефектолог   и др.) с использованием основной образовательной программы образовательной организации,   адаптированной   образовательной   основной   программы образовательной   организации   с   учетом   психофизических   особенностей ребенка. Адаптированная   образовательная   программа   изменяется   психолого­ медико­педагогическим   консилиумом   (ПМПк)   в   зависимости   от индивидуальных  достижений обучающегося.          Определяющие принципы: 6—  Преемственность.  Принцип   обеспечивает   создание   единого образовательного пространства при переходе от основного общего образования к среднему (полному) общему образованию, способствует достижению   личностных,   метапредметных,   предметных   результатов освоения основной образовательной программы основного общего общего образования, необходимых учащимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования.           —  Соблюдение интересов ребёнка.  Принцип определяет позицию специалиста,   который   призван   решать   проблему   ребёнка   с   максимальной пользой и в интересах ребёнка.           —  Системность.  Принцип   обеспечивает   единство   диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также   всесторонний   многоуровневый   подход   специалистов   различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка. — Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям  (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. —  Вариативность.  Принцип   предполагает   создание   вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. —  Рекомендательный   характер   оказания   помощи.   Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных  представителей)  детей  с  ограниченными   возможностями   здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, формы   обучения,   защищать   законные   права   и   интересы   детей,   включая обязательное   согласование   с   родителями   (законными   представителями) вопроса   о   направлении   (переводе)   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья в специальные (коррекционные образовательные учреждения, классы (группы). Направления работы 7Программа коррекционной работы на ступени среднего (полного) общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное   содержание: консультативное, информационно­просветительское.          Характеристика содержания   диагностическое,   коррекционно­развивающее, Диагностическая работа включает: —   выявление   особых   образовательных   потребностей   учащихся   с ограниченными   возможностями   здоровья   при   освоении   основной образовательной программы основного общего образования; —   проведение   комплексной   социально­психолого­педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья; —   определение   уровня   актуального   и   зоны   ближайшего   развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей; —   изучение   развития   эмоционально­волевой,   познавательной,   речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;         —   изучение   социальной   ситуации   развития   и   условий   семейного воспитания ребёнка; — изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; — системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка   с   ограниченными   возможностями   здоровья   (мониторинг   динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования.       Коррекционно­развивающая работа включает: —   реализацию   комплексного   индивидуально   ориентированного социально­психолого­педагогического   и   медицинского   сопровождения   в условиях   образовательного   процесса   учащихся   с   ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития; —   выбор   оптимальных   для   развития   ребёнка   с   ограниченными возможностями   здоровья   коррекционных   программ/методик,   методов   и 8приёмов   обучения   в   соответствии   с   его   особыми   образовательными потребностями; —   организацию   и   проведение   индивидуальных   и   групповых коррекционно­развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; — коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально волевой, познавательной и речевой сфер; —   развитие   универсальных   учебных   действий   в   соответствии   с требованиями основного общего образования; — развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии; —   формирование   способов   регуляции   поведения   и   эмоциональных состояний; — развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; — развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения; — формирование навыков получения и использования информации (на основе   ИКТ),   способствующих   повышению   социальных   компетенций   и адаптации в реальных жизненных условиях; —   социальную   защиту   ребёнка   в   случаях   неблагоприятных   условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа включает: —   выработку   совместных   обоснованных   рекомендаций   по   основным направлениям работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса; — консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с учащимися с   ограниченными возможностями здоровья; —   консультативную   помощь   семье   в   вопросах   выбора   стратегии воспитания   и   приёмов   коррекционного   обучения   ребёнка   с   ограниченными возможностями здоровья; 9— консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному   и   осознанному   выбору   учащимися   с   ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с  профессиональными   интересами,   индивидуальными   способностями   и психофизиологическими особенностями.     Информационно­просветительская работа предусматривает: — информационную поддержку образовательной деятельности учащихся с   особыми   образовательными   потребностями,   их   родителей   (законных представителей), педагогических работников; —  различные   формы   просветительской   деятельности   (лекции,  беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса —учащимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим   работникам   —   вопросов,   связанных   с   особенностями образовательного   процесса   и   сопровождения   учащихся   с   ограниченными возможностями здоровья; —   проведение   тематических   выступлений   для   педагогов   и   родителей (законных   представителей)   по   разъяснению   индивидуально­типологических особенностей   различных   категорий   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья. Условия реализации программы Организационные условия.   Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так   и   различные   варианты   специального   сопровождения   учащихся   с ограниченными  возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном   классе   по   общей   образовательной   программе   или   по индивидуальной программе; с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения. Психолого­педагогическое обеспечение включает:  ­ оптимальный режим учебных нагрузок; 10­ коррекционную  направленность учебно­воспитательного процесса;  ­ учёт индивидуальных особенностей ребёнка;   ­ соблюдение комфортного психоэмоционального режима;             ­ использование современных педагогических технологий;   ­ оздоровительный и охранительный режим;   ­ укрепление физического и психического здоровья;   ­  профилактику физических, умственных и психологических перегрузок               обучающихся;         ­  соблюдение санитарно­гигиенических правил и норм;      ­   участие   всех   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья, независимо   от   степени   выраженности   нарушений   их   развития,   вместе   с нормально   развивающимися   детьми   в   воспитательных,   культурно­ развлекательных, спортивно­оздоровительных и иных досуговых мероприятиях. Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:            ­ педагог­психолог;            ­ социальный педагог;            ­ учителя­ предметники;            ­ классный руководитель;            ­ медсестра.   Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821­10. Педагог   ­   психолог   проводит   диагностику   эмоциональной   сферы, эстетических и познавательных потребностей и   оказывает помощь ребенку и родителям   (законным   представителям)   в   решении   сложных   социально­ эмоциональных проблем. Совместно   с   социальным   педагогом,   педагогом   –   психологом     и медсестрой   комплексное   психолого­педагогическое   и   медико­социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной 11самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя – предметники. Программно­методическое обеспечение:  ­УМК и  рабочие программы по учебным предметам;   ­   диагностический   и   коррекционно­развивающий   инструментарий, необходимый   для   осуществления   профессиональной   деятельности   учителя, педагога­психолога, социального педагога   ­  цифровые образовательные ресурсы. Кадровое обеспечение: Обучение   детей   с   ОВЗ     осуществляют   педагоги   и     специалисты соответствующей   квалификации,   имеющие   специализированное   образование, прошедшие   обязательную   курсовую   или   другие   виды   профессиональной подготовки.   Уровень   квалификации   для   каждой   занимаемой   должности соответствует   квалификационным   характеристикам   по   соответствующей должности. Материально­техническое обеспечение:  ­ наличие откидных пандусов и  специально оборудованных учебных мест;  ­  приобретение универсальных цифровых планшетов  для обучения детей с ОВЗ;  ­ установка полов без перепадов и порогов;  ­ расширение дверных проемов и установка поручней на путях движения. Информационное обеспечение ­   создание   информационной   образовательной   среды   для   дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно­коммуникационных технологий. ­   создание   системы   широкого   доступа   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья,   родителей   (законных   представителей),   педагогов   к сетевым   источникам   информации,   к   информационно­методическим   фондам, 12предполагающим   наличие   методических   пособий   и   рекомендаций   по   всем направлениям   и   видам   деятельности,   наглядных   пособий,   мультимедийных, аудио­ и видеоматериалов.  Содержание рабочих программ по учебным предметам   Рабочие   программы   для   учащихся   с   ОВЗ   составляются   на   основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС. Программы определяют цели и задачи  изучения предмета,  возможные уровни   освоения   учебного   материала,   критерии   и   способы   оценки образовательных   результатов.   Количество   часов,   отведенное   на   изучение программного   материала,   планируется   исходя   из   индивидуального   учебного плана. Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ   1. Технологии современного традиционного обучения.   Традиционное   обучение   предусматривает   классно­урочную   организацию  обучения,    которая позволяет обеспечить:     ­ систематический характер обучения;     ­ логически правильное изучение учебного материала;    и оптимизировать затраты  ресурсов при обучении.  2.   Технологии   на   основе   личностной   ориентации   образовательного процесса. Эта группа  педагогических технологий характеризуется ориентацией на   свойства   личности,   ее   формирование   и   развитие   в   соответствии   с природными возможностей   детей.   Она   способностями   человека,   реализацией   представлена   технологиями   педагогики   максимальной сотрудничества,   реализующими   гуманно­личностный   подход   к   ребенку, применяющими   активизирующий   и   развивающий   дидактический   комплекс, осуществляющими педагогизацию   окружающей среды. Работа с применением данных   технологий   обеспечивает   наиболее   полное   погружение   учащихся   в 13педагогический   процесс,   «проживание»   в   себе   особенностей   такого   которое взаимодействия   участников   педагогического   процесса, характеризуется гуманно­личностный  и  более того, индивидуальный подход к ребенку.     3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации  Реализуют   принцип   активности   ребенка   в деятельности   учащихся.   осознанность образовательном   процессе, потреблений в усвоении знаний и  умений, достигается соответствие социальным   осуществляется   мотивация, запросам учащихся, их  родителей и социального окружения. В   группу   этих   технологий   входят   игровые   технологии,   проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.    4.   Игровые   технологии   (в   основном   познавательные   и   деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются      универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру  игры   как   деятельности   органично   входят   целеполагание,   планирование,  реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.      5. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает   создание   под   руководством   учителя   проблемных   ситуаций   и  активную   самостоятельную   деятельность   учащихся   по   их   разрешению,   в  результате   чего   происходит   творческое   овладение   знаниями,   умениями   и  навыками   и   развитие   мысленных   способностей   обучающихся.   Проблемное обучение   является   важной   подготовительной   ступенькой   к   достижению компетентности   как   прогнозируемого   уровня   образованности,   подготовке   к решению учебных и жизненных задач.          6.   Информационные   (компьютерные)   технологии   обеспечивают развитие   умений   работать   с   информацией,   развивают   коммуникативные 14способности   учащихся,   формируют   исследовательские   умения,   умения принимать  оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе   и   на   оптимальном   для   него   содержания.   Тем   самым   происходит подготовка   учащихся   к   жизни   в   информационном   обществе   и   освоению профессиональных образовательных программ. Аттестация учащихся Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:   ­ текущей   и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными акта;  ­ государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными документами по проведению ГИА и ЕГЭ.  Индивидуальный учебный план     Для   учащихся   с   ОВЗ,   обучающихся   на   дому,   может   составляться  Индивидуальный   учебный   план   (ИУП)   – индивидуальный   учебный   план. совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения учащимся с ОВЗ   из   учебного   плана   общеобразовательной   организации,   составленного   на основе федерального Базисного учебного плана. Он обеспечивает возможность достижения Требований стандарта при сохранении вариативности образования.  Итак,  приоритетные   направления   в   деятельности   школы   в   вопросах инклюзивного   образования   могут   быть   реализованы   лишь   при   четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:   педагогическая  работа, обеспечивающая базовое образование в  соответствии с требованиями образовательных программ;    работа,   обеспечивающая   коррекционную   направленность   обучения   и воспитания и   комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;   дополнительное образование;  15 углубленная трудовая подготовка, направленная  на социализацию  учащихся;   воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных  ориентаций личности;   внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих  формирование стереотипа здорового образа жизни.  Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных  направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных  перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели.  III. Практические аспекты деятельности педагогических кадров. МБОУ   Чердаклинская   СШ   №1   Ульяновской   области   реализует адаптированную  общеобразовательную программу. Адаптированная   образовательная     программа   для   детей   с   ограниченными возможностями     здоровья   определяет   цели   и   содержание   образовательного процесса,   особенности   их   раскрытия   в   учебных   предметах   и   используемые педагогические   технологии,   регламентирует   организацию   образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.          Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями  здоровья осуществляется   на   основе   адаптированных   общеобразовательных   программ начального   общего   и   основного   общего   образования   при   одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется   через   допустимые   изменения   в   структурировании   содержания, специфические   методы,   дополнительные   часы   на   приемы   работы, коррекционные занятия.  Цели реализации  адаптированной образовательной программы:  1.Коррекционная   (преодоление   отставаний,   неуспеваемости,   отклонений, нарушений, дефектов) 162.Реабилитационная («восстановление» уверенности в своих возможностях – «ситуация успеха») 3.Стимулирующая (положительная внутренняя мотивация)   Задачи: ­ формирование учебных  умений  и навыков; ­ овладение знаниями основ наук; ­   активизация   интереса   к   художественному   и   техническому   творчеству, приобщение к культурным ценностям человечества; ­   индивидуализация   обучения,   учитывая     состояние   их   здоровья, индивидуально­типологические особенности.        Учебный план для учащихся с ограниченными возможностями   здоровья составлен   с   учетом   оптимального   уровня   общей   нагрузки   учащихся   с ограниченными возможностями  здоровья.           Главная   цель  функционирования     обучения   детей   с   ограниченными возможностями  здоровья на базе  МБОУ Чердаклинская СШ №1 ­ коррекция развития учащихся средствами образования, а также социально­педагогическая реабилитация  для последующей интеграции в общество, воспитание свободного, творчески мыслящего,   образованного человека, открытого людям, умеющего быть успешным в деятельности. Задачи  образования: ­ создание условий  для коррекции нарушений развития обучения, воспитания, социальной   адаптации   и   интеграции   в   общество   на   основе   специальных педагогических подходов; ­ создание условий для получения доступных знаний по общеобразовательным предметам,   имеющим   практическую   направленность   и   соответствующим психофизическим возможностям  учащихся; ­ создание благоприятных условий для разностороннего развития личности учащихся, их адаптации к жизни в обществе; 17­   формирование   общей   культуры   личности   учащихся   на   основе   усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ; ­ формирование духовно­нравственной личности; ­   формирование   здорового   образа   жизни,   укрепление   психофизического здоровья, воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, окружающей природе, семье; ­   создание   основы   для   осознанного   выбора   и   последующего   освоения профессиональных образовательных программ. Основным   проектированным   результатом     освоения   образовательной программы   является   ­   достижение   выпускниками   социальной   зрелости, достаточной   для   дальнейшего   самоопределения   и  самореализации   в  учебной, трудовой,  культурной сферах деятельности. Выпускник     с     ограниченными   возможностями     здоровья   МБОУ Чердаклинской   СШ   №   1     ­   это   человек,   умеющий   понимать   многообразие культур,   имеющий осознанную нравственную позицию, готовый   к реализации своего потенциала, к получению профессии.   Направленность   (наименование   образовательной   программы)   – адаптированная   общеобразовательная   программа   для   детей   с   ограниченными возможностями     здоровья.     Уровень   –   начальное   общее   и   основное   общее образование (2­9 классы).  Целевое назначение. Освоение учащимися базового уровня знаний по всем изучаемым предметам, формирование   межпредметных   понятий   в   соответствии   с   требованиями государственного образовательного стандарта.  Формирование общей культуры, духовно – нравственного развития личности учащегося, их адаптации к жизни в обществе,   воспитание   гражданственности,   трудолюбия,   уважения   к   правам   и 18свободам   человека,   любви   к   окружающей   природе,   Родине,   семье, формирование здорового образа жизни.  Задачи   для   реализации   адаптированной     общеобразовательной программы начального общего и основного общего образования для детей с ограниченными возможностями  здоровья: ­   Создать   оптимальные   психолого­педагогические   условия   для     получения учащимися   начального   и   основного   общего   образования   в   соответствии   с государственным образовательным стандартом; ­создать условия для ликвидации пробелов в знаниях учащихся, коррекции познавательной сферы. ­сформировать   мотивацию   к   обучению   и   целенаправленной   познавательной деятельности; ­сформировать   трудолюбие,   настойчивость   в   достижении   результата, способность к преодолению трудностей, развивать  позитивную самооценку; ­сформировать   готовность   и   способность   учащихся   к   саморазвитию   и личностному самоопределению; ­сформировать потребности здорового образа жизни. Продолжительность обучения по адаптированной образовательной программе на   начальном   общем   уровне   образования   ­   3года   (2­4   классы),   на   основном общем уровне – 5 лет (5­9 классы). Для   обучения  по   адаптированной   общеобразовательной   программе   родителей необходимо   представить   следующие   документы:   заявление   (законных   представителей),   заключение   психолого­медико­педагогической комиссии. В   данной   адаптированной   образовательной   программе   формируются следующие   приоритетные   направления   деятельности   педагогического коллектива:  19 осуществление   обучения   и   воспитания   личности, адаптироваться   к   социуму   и   найти   свое   место   в   жизни;     сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права,   способной свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,    обеспечение   непрерывности   начального   общего,   основного   общего специального (коррекционного) образования; создание условий для максимально эффективного   развития   (доразвития   нарушенных   функций)   и   социальной реабилитации   учащегося   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   для осознанного выбора  им профессии через организацию углубленного трудового обучения,    реализация   дополнительного   образования   через   систему   внеурочной   и внешкольной   деятельности;   обеспечение   мер,   повышающих   эффективность социальной   адаптации   учащихся;   создание   условий   для   сохранения   и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.  Этапы программы и ответственные за их реализацию. 1.   Сбор   и   анализ   информации   о   детях   с   ОВЗ   (психолог,   соц.   педагог, медсестра и классный руководитель):   ­     оценка   контингента   обучающихся   для   учёта   особенностей   развития   и образования детей;  ­  определение способностей и потребностей;        ­   оценка   образовательной   среды   с   целью   соответствия   требованиям программно­методического обеспечения, материально­технической и кадровой базы школы.    (администрация, психолог, рук. ШМО, учителя – предметники):   ­  организация образовательного процесса для детей с ОВЗ;    2.   Планирование,   организация   и   координация  деятельности   20­   обеспечение   специального   сопровождения   детей   с   ОВЗ   разными   специалистами и педагогами;    ­ разработка рабочих программ.      3. Подготовка материально технической базы для создания доступной безбарьерной среды (администрация, завхоз):     ­ в плане ­ создание в каждом учебном кабинете 1­2 места для инвалидов с дополнительным освещением и подводкой систем связи и информации;      ­ приобретение коррекционно – развивающего программного комплекса в комплекте со специальной программируемой клавиатурой;     ­   оборудование   спортзала   и   спортплощадки   модульным   набором   для инвалидов;        ­   комплектование   библиотеки   специальными   адаптивно   ­   техническими средствами для инвалидов.    ­ создание комфортных условий и оборудование зон отдыха и ожидания для детей с ОВЗ.  4. Диагностика и контроль (администрация):    образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка;    ­ контроль за результатами освоения образовательных программ;   диагностика  соответствия   созданных   условий   и   выбранных     ­         ­   контроль   и   диагностика   подготовки   учащихся,   соответствие   ее   требованиям ФКГОС и  ФГОС. 5.Регуляция   и   корректировка   (администрация,   психолог,   учителя   – предметники):      ­  внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;    ­  корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.  Учебный план ученика  1­А класса  Григория П. МБОУ Чердаклинской  СШ №1 Ульяновской области 21Заключение ПМПК:   ЗПР на 2015­2016 учебный год № Наименование предметов Количество   часов   в 1 Письмо 2 Чтение 3 Математика 4 Физическая культура 5 6 7 Итого Труд Рисование Технология  неделю 2 2 2 0,25 0,25 0,25 0,25 8 2.2   ИНДИВИДУАЛЬНАЯ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ  Возраст   (на   момент   обследования):   7   лет   ИПР_сентябрь  2015 г.___         Дата   составления Дата обследования  сентябрь 2015 г     Срок реализации ИПР:   1 полугодие (Сентябрь­декабрь). Специа­ листы Выявленные нарушения Задачи коррекционной работы  Педагог­ психолог Неустойчивое, рассеянное, Развивать способность   Игры и упражнения   по коррекции выявленных нарушений «Найди отличия», концентрация внимания концентрировать произвольное лабиринты, зрительные Рекомендации для родителей Закреплять навык   при помощи   игр: «Съедобное   ­ недостаточная   – внимание  диктанты, несъедобное», 22часто отвлекается.  Недостаточный объем зрительной и слуховой памяти Возникают трудности   при выполнении мыслительных операций Нарушения   в развитии эмоционально­ личностной волевой   и   сферы (неустойчивое настроение   меняется незначительных   – от причин, обидчив,   плаксив, часто   непослушен,   на «Корректурные пробы» «Найди отличия», лабиринты Повышать объем произвольной памяти «Где ошибка?»;   «Как   пройти   к Закреплять Развивать способность выполнять операции мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) Коррекция нарушений   в развитии эмоционально­ личностной   и волевой сферы  Формировать зайке?»;  «Небылицы»; при   навык помощи игр:    «Съедобное   ­ несъедобное» «Посмотри   и запомни»; «Пары слов»; «Мы   ходили   в зоопарк»   «Послушай   и запомни» Закреплять   «Посмотри   и запомни»;   при навык помощи   игр:   «Послушай   и запомни» «Да, нет»; «Загадки»; «Отгадай предмет   по описанию» «Живое   –   не живое»   предмет «Отгадай по   умение контролировать описанию»;  «Да, нет»; себя при помощи усвоенного  «Чей домик?»   «Четвертый Поддерживать положительный правила   и лишний»; эмоциональный 23замечания реагирует неадекватно, управлять поведением   умеет). не умение действовать   по   «Что   сначала, что потом?»  контакт ребенком   с правилам.  «Загадки» релаксационные упражнения, ролевые   игры, элементы арттерапии, сказкатерапии 2.3. Результаты реализации программы Оценка результатов коррекционной работы Оценка   результатов   коррекционной   работы   педагога   и   всех   специалистов, сопровождающих   ребёнка   с   ОВЗ   производится   по   результатам   итоговой аттестации обучающихся, психологического и логопедического исследования, результатов   медицинского   обследования   с   занесением   данных   в   дневники динамического наблюдения, карту медико­психолого­ педагогической помощи, речевую карту.  Ожидаемые результаты внедрения программы: ­   уменьшение   количества   учащихся   со   стойкими   проблемами   в   обучении   и личностном развитии; 24­ формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей  с ОВЗ; ­   включение   в   систему   коррекционной   работы   школы   взаимодействия   с другими организациями; ­   повышение   профессионального   уровня   педагогического   коллектива   по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.  В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:     ­ способствующей качественному и доступному образованию;   ­ предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;  ­ обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с  ограниченными возможностями здоровья. Заключение. В   итоге   реализации   программы   инклюзивного   образования   созданы условия для воспитания и обучения детей с ОВЗ: Выявление  и внедрение путей диагностирования, обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.    Создание авторских педагогических технологий работы с детьми с ОВЗ.   Создание   системы  по   повышению   профессиональной   компетентности педагогов по работе с детьми с ОВЗ.    Налаживание   межсетевого   взаимодействия   с   различными образовательными структурами по сопровождению детей с ОВЗ.        Функционирование комплексной системы сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовании. 25Список использованной литературы: 1. Винник   М.О.   Задержка   психического   развития   у   детей:   методические принципы   и   технологии   диагностической   и   коррекционной   работы.   – Ростов ­ на Дону: Феникс, 2007 – 154 с. 2. Есина   Н.Э.   Медицинское   сопровождение   как   составная   часть процесса   реабилитации   детей   с   проблемами   в   умственном   развитии   // Дефектология.­2002.­№ 2.­ с.14­16. 263. Забрамная   С.Д.   Программа   изучения   ребенка   различными специалистами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.­2004.­ № 3.­с.63­67. 4. Кирьянова   Р.А.   Комплексная   диагностика   и   ее   использование учителем­логопедом   в   коррекционной   работе   с   детьми   5­6   лет,   имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб, 2006, ­ 368 с. 5. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с   отклонениями   в   развитии   //   Воспитание   и   обучение   детей   с   нарушениями развития.­2005.­№ 3.­ с. 65­67. 6. Стребелева   Е.А.,   Браткова   М.В.   Варианты   индивидуальной программы воспитания и коррекционно­развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.­2000.­№ 5.­с.86­96. 7. Интернет ресурсы:  Институт проблем инклюзивного образования (при Московском городском  психолого­педагогическом университете) — www.mgppu.ru, НО Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» — www.downsideup.org  Сайт Минобрнауки — http://mon.gov.ru/  «Центр лечебной педагогики» — www.ccp.org.ru, www.osoboedetstvo.ru  Центр «Наш солнечный мир» — www.solnechnymir.ru  www.inclusive­edu.ry, www.edu$open.ru 27