МБОУ ВСОШ г. КОНАКОВО.
Учитель истории и обществознания Климчук В.Д.
Что даёт применение технологии развития критического мышления учителю для реализации ФГОС.
Новые образовательные стандарты предъявляют к процессу обучения не только требования, но и открывают большие возможности как для учителя так и для учащихся. Направленность общего образования – личностное развитие ребенка, приобретение опыта разнообразной деятельности ,приобретения опыта познания и самопознания, подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору.
Сегодня цель учителя не просто дать знания ученикам, а научить учиться, научить самостоятельно добывать знания, научить мыслить, научить жить вместе.
Применение технологии развития критического мышления позволяет учителю это сделать. Почему?
Основные составляющие технологии развития критического мышления:
- критическое мышление – открытое оценочное мышление.
- мыслить критически – значит, быть объективным, логичным, - - воспринимающим другие точки зрения.
- способности, развиваемые с помощью этой технологии, - открытый ум, вдумчивое отношение к тексту, умение рассматривать различные точки зрения на явления.
- главная цель технологии – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
- вопрос – основная движущая сила мышления.
- мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы.
- только ученики, которые задают вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям.
- уровень вопросов определяет уровень мышления.
Технология развития критического мышления решает следующие задачи:
- формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
- развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- развитие аналитического, критического мышления.
Критическое мышление означает не негативность мышления и критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов и философий с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. «Критическое» означает аналитическое. Это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения, это отправная точка для развития творческого мышления.
Технология критического мышления позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
В данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное, а педагог координирует их работу.
Цель ТРКМ - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, а значит и развитие УУД.
Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий:
личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);
метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);
предметных (новые знания по конкретному предмету).
И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.
В заключение хотелось бы сказать, что использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, повышается эффективность восприятия информации, ученики учатся работать в сотрудничестве с другими. Все это способствует формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», что является задачей современной системы образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.