Выступление на курсах повышения квалификации
предметной области «Искусство»
Тема выступления: «Песня на уроках музыки от А до Я».
В процессе работы каждый из нас приобретает и накапливает свой опыт, свои наработки, которые облегчают, улучшают и делают интересней нашу деятельность. Лично я всегда с удовольствием слушаю своих коллег, когда они делятся своими находками или приглашают на открытые уроки, на которых также можно увидеть много полезного для себя.
Сегодня я хочу с вами поделиться своими наработками, которые я успешно применяю на уроках музыки.
(Слайд 1 - Тема выступления)
Тему выступления я назвала «Песня на уроках музыки от А до Я». Вокальная работа на уроке занимает значительное место, и этот вид деятельности очень любят дети и я сама. А вы любите петь?
Отлично! Сегодня у вас будет возможность не только послушать меня, но и попеть.
Раскрывать свою тему я буду поэтапно.
(Слайд 2 - Знакомство с песней. Придумать название.
«Живое» исполнение.)
Во время знакомства с песней я не всегда говорю ребятам её название, а прошу детей внимательно послушать песню и в соответствии с её содержанием самостоятельно придумать название. Такой способ знакомства с новым материалом интригует, способствует организации и концентрации внимания учащихся и развитию творческого мышления. Почти всегда среди множества предложенных вариантов названий есть тот, который совпадает с оригиналом.
Также во время знакомства с песней на уроке я чаще всего использую «живое» исполнение, ведь оно воспринимается лучше, чем запись и порождает у детей интерес и желание разучить песню. А если есть желание, значит, и результат не заставит себя долго ждать.
(Слайд 3 - Подготовка голосового аппарата: дыхательные, артикуляционные упражнения, распевка).
В начале вокальной работы, независимо на каком этапе разучивания песни она проходит, важно подготовить вокальный аппарат: выполнить дыхательные упражнения, артикуляционные, разогреть голосовые связки.
Сейчас я с вами поделюсь разминкой, которую я провожу в младших классах. В ней есть пара дыхательных упражнений, артикуляционные и точечный массаж, который пробуждает энергию тела.
Под музыкальное сопровождение провожу разминку.
(Слайд 4 - Разучивание песни.
Игровые приёмы: «кнопка памяти», «эхо»)
Во время разучивания песни в младших классах, я использую игровые приёмы. Например, перед разучиванием текста песни детям предлагаю включить «кнопку памяти». Поскольку современные дети живут в век информационных технологий, им приводится такое сравнение: в голове, так же как и в компьютере, находится диск памяти, на который записывается информация. Запись происходит лишь в том случае, если информация проговаривается. Этот игровой приём нравится детям и очень помогает не только во время разучивания песен, но и для запоминания новых музыкальных терминов.
Ещё один часто применяемый приём, который я использую для разучивания слов песни и мелодии это игровой приём «эхо». Чтобы запоминание слов и мелодии песни не сводилось к скучному однообразному повторению, приём «эхо» даёт возможность быстрее и легче добиться нужного результата.
(Слайд 5 - Творческое задание придумать движения к словам песни)
Любая песня интереснее воспринимается, когда в ней есть не только слова и мелодия, но движения. Поэтому, когда слова и мелодия усвоены, чтобы внести живость и усилить образность, детям предлагается творческое задание придумать движения в соответствии со словами песни. Наиболее интересные движения, предложенные учащимися, используются во время обыгрывания песни.
(Слайд 6 - Эмоциональный настрой на исполнение)
Следующий этап – это работа над эмоциональной выразительностью исполнения. На этом этапе очень важно педагогу самому быть максимум эмоциональным, так как дети, как зеркале, смотрят и отражают своего учителя. Некоторые дети не всегда бывают раскованы, и могут испытывать трудности в передаче характера и раскрытия музыкального образа. В этом случае я прибегаю к игровому приёму, предлагая им в глазах «включить свет» или «поменять перегоревшие лампочки» на яркие новые. Такое предложение дети всегда воспринимают с улыбкой, что помогает убрать зажатость, установить доверительный контакт, и поднять эмоциональный настрой.
(Слайд 7 - Закрепление слов и движений песни в игровой форме. Музыкальная игра на развитие внимания и памяти «Будь внимателен»)
На этапе закрепления слов и мелодии песни можно поиграть в игру «Будь внимателен», суть которой сводится к тому, чтобы дети по очереди (по рядам, по партам, по цепочке) исполняли песню, вступая по показу учителя, выполняющего роль дирижёра. Важно, чтобы песня или та часть, которую хочет закрепить учитель, была исполнена целостно, без пробелов.
Провести музыкальную игру «Будь внимателен»
(Слайд 8 - Закрепление слов и движений песни в игровой форме. Музыкальная игра «Испорченный телевизор»)
Еще одна игра называется «Испорченный телевизор». Она очень похожа на предыдущую игру, но её лучше использовать на заключительном этапе работы, когда песня уже выучена. Суть игры заключается в том, что в телевизоре пропадает звук, а изображение остаётся. Здесь учитель играет роль настройщика, который то «включает», то «выключает» звук. Дети исполняют песню вслух до тех пор, пока звучит фонограмма, но когда её звук пропадает, то продолжают петь песню про себя со всеми движениями, эмоциями. Как только появляется звук фонограммы, снова поют вслух.
Эта игра способствует развитию внимания и исполнительских навыков учащихся. Дети учатся исполнять песню при помощи языка тела, живой мимики, осмысленного взгляда. Ведь наше тело дополняет все сказанное нами: чем выразительнее наши движения, мимика, чем осмысленнее наш взгляд в процессе донесения информации, тем легче восприятие слушателя.
(Слайд 9 - Воспитание сценической культуры учащихся).
Процесс поэтапной работы над музыкальным номером, в любых видах музыкальной деятельности, будь то пение, танец или игра на музыкальных инструментах, в конечном итоге сводится к результату, т.е. выступлению перед зрителями.
Поэтому, на заключительном этапе важно уделить особое внимание воспитанию сценической культуры и формировать её нужно не на сцене, а в классе.
(Слайд 10 - Правила сценической культуры поведения)
Вот несколько правил:
1. Всегда необходимо помнить о красивой осанке. Красивая осанка – признак, уверенности, успешности и привлекательности артиста.
2. Взгляд исполнителя должен быть открытым, направленным вперёд. Ведь именно он поддерживает энергетическую связь между исполнителем и зрителем. Если ребёнок стесняется смотреть вперёд, то можно предложить ему смотреть в точку на противоположной стене. Глаза - это зеркало души, поэтому взгляд во время исполнения должен быть осмысленным.
3. Положения рук и ног должны быть только в открытой позиции. Закрытая позиция рук и ног негласно сообщает зрителю о неуверенности, зажатости, дискомфорте от пребывания на сцене и, как правило, непроизвольно вызывает ответную реакцию зрителя. Вместо того чтобы расслабиться и получать удовольствие, зритель начинает испытывать напряжение, переживая вместе с исполнителем.
4. Во время исполнения песни всегда нужно думать, о чем поёшь, это поможет правдиво раскрыть содержание песни и выразить искренние эмоции.
5. И уж, если песня готовится к выступлению на сцене, то выход и уход со сцены должен быть организованным, так как является частью представленного музыкального номера.
(Слайд 11 - Организация зачётного урока в 5-7 классах)
Начиная с 5 по 7 класс, мои ученики после разучивания песни сдают её на оценку. Честно признаюсь, что 5-6 лет назад я испытывала затруднения с удержанием внимания и с дисциплиной во время процесса сдачи песни. Приходилось буквально разрываться между теми, кто поёт песню у доски и между теми, кто сидит за партами и ждёт свою очередь. Сейчас мои уроки проходят иначе. Всё дело в том, что я разработала критерии оценивания исполнения песни, и заняла на зачётном уроке всех детей.
(Слайд 12 - Критерии оценивания исполнения песни)
Вот так выглядит таблица, которую каждый ученик заполняет на протяжении урока:
Критерии оценивания исполнения песни
Фамилия имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 – знание текста
2 – постановка (положение ног, рук, взгляд)
3 – исполнение в характере
4 – зрительские навыки
5 – итоговый балл
Учащиеся исполняют песню по подгруппам, по 4-5 человек. В это время те дети, которые являются зрителями, внимательно слушают и оценивают исполнителей. После прослушивания группы исполнителей зрители выставляют им оценки по трём критериям: знание текста, постановка (положение ног, рук, осмысленный прямой взгляд) и исполнение песни в характере. В таком порядке выступает каждая группа. Хочу заметить, что как исполнителей, учащиеся не могут оценивать себя и тех ребят, с которыми они вместе исполняли песню. Зрительский навык оценивается на протяжении всего урока, пока все учащиеся не исполнят песню, но оценка за этот критерий выставляется в конце урока.
В заключении подчитывается средний балл, который выставляется в пятой колонке. В конце урока учащиеся сдают оценочные листы. Конечно же, выставляя оценку по итогу урока каждому ученику, я больше полагаюсь на своё мнение.
Данная форма оценивания помогает сделать зачётный урок организованным, занимая делом каждого ученика. У учащихся формируется представление о сценической культуре поведения, зрительский навык, умение объективно оценивать выступление своих одноклассников.
Надеюсь, что мой опыт работы с песней на уроках музыки будет для вас полезным. Спасибо вам за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.