Выступление на МО классных руководителей «Гражданско –патриотическое и духовно – нравственное развитие учащихся, как положительный фактор формирования личности ребёнка» Подготовила : классный руководитель 9 класса Юдина М.Н 2022-2023 учебный год

  • docx
  • 06.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Выступление на МО классных руководителей.docx

МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

Выступление на МО классных руководителей

 

 

 

 

 

«Гражданско –патриотическое и

духовно – нравственное развитие учащихся, как положительный фактор формирования личности ребёнка»

 

 

 

 

 

Подготовила : классный руководитель 9 класса

 Юдина М.Н

 

 

 

2022-2023 учебный год

 

Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности,

стороне человек похож на иссушенное растение перекати – поле.

С.Лихачев

Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно-нравственное состояние общества. Сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема гражданско-патриотического воспитания становится более актуальной. Формирование гражданских и патриотических качеств личности школьников, воспитанию у них активной жизненной позиции - одна из основных целей, стоящая перед любым классным руководителем.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. 

Истинный патриотизм – это такое нравственное качество, которое включает в себя:

·                     чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

·                     уважительное отношение к языку своего народа;

·                     заботу об интересах Родины;

·                     осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

·                     проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

·                     гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

·                     гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;

Гражданское и патриотическое воспитание не могут рассматриваться отдельно друг от друга, так как воспитывать гражданина страны означает воспитывать патриота.

Я - классный руководитель 9 класса. В классе 16 человек, 6 девушек и 10 юношей.   С классом работаю 5 год. 

Формирование духовных, нравственных, гражданских и патриотических качеств личности школьников, воспитанию у них активной жизненной позиции -   одна из основных целей, стоящая перед любым классным руководителем. 

Считаю, что подростковый возраст является наиболее оптимальным для духовно – нравственного и гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Используемые мною формы воспитания разнообразны.  Особое место среди них занимают мероприятия , выполнение которых способствует развитию самостоятельности учащихся, коммуникативных и организаторских способностей, повышению инициативы.

Одна из форм гражданско-патриотического воспитания – тематические классные часы. Вот темы некоторых из них: «Государственные символы России», «Я – гражданин России», “Наши права и обязанности”, «Дни воинской славы», «Семейные ценности». Считаю, что большое воспитательное значение имел классный час «9 декабря – День героев Отечества», которому предшествовала серьезная подготовительная работа: конкурсы рисунков и сочинений, исследовательская работа «Образ Георгия Победоносца в истории России». Формированию духовности, гражданственности и патриотизма способствуют воспитательные мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества, в частности – Смотр песни и строя, Дню Победы - «Конкурс военной инсценированной песни», военно-спортивные игры «Зарница», уроки мужества, встречи с ветеранами, митинги.

Немаловажная роль в духовно – нравственном и гражданско-патриотическом воспитании отводится классному самоуправлению, нацеленному на развитие гражданской активности, инициативности, оказание помощи и поддержки на этапе становления личности подростков, формирование патриотизма. Ребята нашего класса являются активными членами школьного самоуправления

Неоценимая роль в воспитании любви к родной земле, своему краю, уважительного отношения к своим предкам, истории своего города посещение  краеведческого  музея.

На мой взгляд, ведущую роль в духовном, нравственном и гражданско-патриотическом воспитании занимает семья. Именно в семье, с того, что окружает ребенка, с того места, где он родился, где живет его семья и начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма.  Поэтому свою работу строю в тесном взаимодействии с родителями.  Родители учащихся всегда интересуются жизнью классного коллектива. Ребята чувствуют поддержку родителей, , ведем фото и видеорепортажи каждого мероприятия. Я уверена, что благодаря ощутимой поддержке родителей, ребятам всегда сопутствует удача и они всегда занимают призовые места в мероприятиях различной направленности и разного уровня.

Результатом положительного использования разнообразных форм воспитания считаю сплоченность классного коллектива, о чем свидетельствуют результаты  успеваемости  учащихся класса На протяжении всех лет учебы в школе половина учащихся класса – учатся на «4» и «5». Это ли не формирование ответственности, нравственных форм поведения, проявление активной гражданской позиции?

Еще очень большую роль в формировании качеств духовно – нравственной, гражданской личности, патриота играет то, что ребята стараются не только призывать вести здоровый образ жизни, но и сами являются спортсменами, постоянными участниками спортивных мероприятий и в школе, и на других уровнях.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.

Более того,  воспитание духовно – нравственной и гражданско – патриотической личности является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского общества. (Привести пример Кл час Разговор о важном ,вынос знамени )

Классный руководитель является тем колёсиком и винтиком в сложном механизме воспитания личности детей, который своим кропотливым и постоянным (пусть порой незаметным) трудом по их воспитанию вносит свой неоспоримо важный вклад в мировоззрение учащихся своего класса. Главенствующее место в программе работы с классным коллективом отведено взаимодействию с родителями. На мой взгляд, ведущую роль в духовном, нравственном и гражданско-патриотическом воспитании занимает семья. Именно в семье, с того, что окружает ребенка, с того места, где он родился, где живет его семья и начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма.  Поэтому свою работу строю в тесном взаимодействии с родителями.  Родители учащихся всегда интересуются жизнью классного коллектива. Ребята чувствуют поддержку родителей, мы, ведем фото и видеорепортажи каждого мероприятия. Я уверена, что благодаря ощутимой поддержке родителей, ребятам всегда сопутствует удача и они всегда занимают призовые места в мероприятиях различной направленности и разного уровня.

 Ни секрет, семья в воспитании  каждого человека  имеет первостепенное значение. Я считаю, что дети – это наше отражение, скорректированное воспитанием. Для меня не является большим открытием, что всё начинается с семьи. Я считаю, что главные общечеловеческие и моральные принципы поведения человека закладываются в человеке с самого раннего детства, а значит в семье.  Хотя, многие родители говорят, воспитывать должны в детском саду  воспитатели и в школе – учителя, а их воспитание – только помеха, так как они не педагоги, и правильно это сделать не могут. Я, как педагог, имеющий за плечами достаточный педагогический опыт, работу с новым классным коллективом начинаю с совместной  деятельности с родителями обучающихся. Очень часто приходится преодолевать большие трудности, чтобы убедить родителей в правильности тех или иных суждений, касающихся их собственных детей.  Учить  их методам воспитания , которые очень просты. По- моему мнению, основным является личный пример. Общаясь с родителями, я использую различные формы от тематических родительских собраний до совместных родительских собраний с детьми и презентаций опыта семейного воспитания. Что служит сплочением общего коллектива, дети видя интерес родителей, стремятся делать всё лучше, тем самым укрепляют личностные качества.

Подводя итог, можно смело утверждать: в настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического и нравственного кризисов, защитить Россию и любых проявлений терроризма.

Воспитать человека, любящего свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, так как мы, педагоги, выполняем ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

В перспективе буду продолжать работу в этом направлении, используя разнообразные методы, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

Воспитав патриотов, деловых и здоровых людей, можно быть уверенными в становлении и развитии нормального общества и будущего нашей державы. В этом заключается педагогический подход каждого классного руководителя к воспитанию подрастающего поколения - граждан России.

Быть патриотом….

Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

И если это в сердце утвердится

Тех, кто за партой нынешней сидит,

Учитель школьный, можешь, ты, гордиться---

Твой век земной не зря тобой прожит.          

Свое выступление  я хотела бы закончить словами Льва Толстого: «Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».