Выступление на МО по теме «Активизация внимания у детей с ЛУО»
Оценка 4.8

Выступление на МО по теме «Активизация внимания у детей с ЛУО»

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
дефектология
2 кл
11.11.2021
Выступление на МО по теме «Активизация внимания у детей с ЛУО»
Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности. Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.
Выступление на МО активизация внимания у детей с ЛУО.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ

«МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №1»

(ГКОУ «МОЦО №1»)

 









Выступление на МО

по теме «Активизация внимания у детей с ЛУО»

 










Выполнила:

                                                                             Винарская И.В.,

Учитель-дефектолог

 







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Магадан,2020

 

Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности. Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.

У умственно отсталого ребенка внимание является непроизвольным и весьма кратковременным. Непроизвольное внимание привлекается новым, ярким предметом, движением, звуком. На одном предмете, действии, внимание умственно отсталого дошкольника сосредоточивается не более двух минут. Такой ребенок постоянно отвлекается, то вертится на стуле, то что-то ищет под столом.

Ухудшение концентрации внимания, имеющееся у умственно отсталых лиц, приводит к снижению его устойчивости. Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из основных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. В связи с этим 50% умственно отсталых младших школьников либо не могут пользоваться словесной инструкцией, либо она не влияет на их продуктивность. Уменьшение объема внимания, количественное сужение совокупности раздражителей из-за нарушения способности к их удержанию постоянно обнаруживается у умственно отсталых детей. Они смотрят и не видят, слушают и не слышат. Воспринимая какой-либо предмет, они видят в нем меньше отличительных признаков, чем нормальные дети. Это одна из причин, затрудняющих их ориентировку вне дома, на улице, в малознакомых местах. Узость поля внимания умственно отсталого ребенка связана с трудностью осуществления мыслительного синтеза. У умственно отсталых индивидов нередко наблюдается нарушение переключаемости внимания, т. е. расстройство перехода от одной деятельности (задания) к другой, или нарушение от торможения предыдущих способов деятельности. В их деятельности часто проявляются застревания или «соскальзывания» на уже знакомый способ решения задания. У них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Невнимательность детей с нарушением интеллекта всех возрастов обусловлена слабостью их волевой сферы. Большое значение имеет также несформированность интересов детей с интеллектуальными нарушениями. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения.

Поэтому я использую в своей практике различные методы и приёмы. Словесный метод и приемы (беседа) активизирую внимание детей путем включения эвристических приемов, постановки и решения проблемных вопросов, (рассказ) преподношу яркое содержание материала, (объяснение) подчеркиваю существенное в упражнении, выделяю тот элемент техники к которому нужно привлечь внимание, наглядный метод (демонстрационный материал, карточки, показ образца) практический метод (самостоятельная работа детей в тетради) игровой метод (дидактические, конструктивные, подвижные игры, театральные, соревновательные, сюжетно-игровые приемы, и  сюрпризность,) по подражанию(звукопроизношение, двигательный прием). Применяю так же нетрадиционные методы сказкотерапию (мотивирую детей к учебе, решаю вопросы эмоционально-волевого контроля) пескотерапию (активизирует все психические процессы и мелкую моторику). Так же использую здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физминутки, гимнастика для глаз). Использование  приёмов активизации учащихся в учебном процессе делает учение для учащихся интересным, ярким и увлекательным. Это способствует повышению успехов школьников.

Однако стараюсь не перенасыщать занятия, так как в этом случае учебный процесс дети будут воспринимать лишь как игру. А это не принесёт никаких результатов. Школьники должны принимать учебный процесс в серьёзном виде, который способствует формированию знаний, умений, навыков.

Предлагаю игры направленные на тренировку коррекции внимания:

·        «Корректурные упражнения». Цель: развитие концентрации и самоконтроля при выполнении письменных работ, устойчивости внимания. Время выполнения: по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение 4-х месяцев. Дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо ,букву или цифру (например, 1). Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: «В каждой строчке зачеркни цифру «1», а цифру «3» – подчеркни». Или так: «Зачеркни букву «А», если перед ней стоит буква «Р», и подчеркни букву «А», если перед ней стоит буква «Н»». «Е» обведи в кружок, «Д» вычеркни; «О» подчеркни, «К» вычеркни; «С» обведи в кружок, «Д» в квадрат…

·        Игра «Составь слово» 1 способ Цель: развитие произвольного внимания. Ребёнок должен составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов. Вариант 1: а, к, с, о, и, м, р, т. Вариант 2: м, ш, а, н, и, ы, г, р.

·         Игра «Соедини половинки». Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания. Слова делят на две части. Затем, первые половинки записывают в разнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Нужно соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова. САМО ЛЯР РОД РАСТ БУК ВЕРТ ПРИ ЕЗДКА ФУТ ВАРЬ ВОЗ ИНА БАЛ ВАР РАЗ ГОРОК

·        Упражнение «Ладонь – кулак» Цель: развитие распределения внимания (концентрация сознания на двух разных объектах в одно и то же время). Такой вид внимания не развивается до 7 лет, но очень необходим в дальнейшей жизни. Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую – в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица сложения, умножения, словарные слова, стихотворение…

·        Упражнения на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько действий одновременно) - Ребёнку читают вслух предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить предложение и сосчитать число ударов. - Ребёнок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения – 1 минута. Подсчитывается количество кругов и сосчитанное число ударов. - «Счёт с помехой»: ребёнок называет числа от 1 до 20, одновременно записывая на листе бумаги, но в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д Упражнение «По маршруту» Цель: тренировка концентрации внимания Ребёнку предлагается соединить числа в порядке увеличения (уменьшения) Можно изобразить числа в одном цвете, два цвета – для усложнения работы.

·        Упражнение «Съедобное – несъедобное» Цель: развитие переключения внимания. Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет – отбрасывается.

·        Упражнение «Письмо бабочки» Цель: повышение уровня распределения внимания и самоконтроля. Нужно приготовить игровое поле в клетку с буквами в разном порядке, фигурка бабочки. Скажите ребенку: «Бабочка написала тебе письмо. Ты сможешь его прочитать, если будешь внимательно следить за тем, как она летает, на какие цветочки садится. На цветочках живут буковки, ты должен записать их в свою тетрадку, чтобы затем сложить из них слово. Запомни: бабочка перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет». Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте «пространственную» инструкцию. Старайтесь, чтобы за перелетами бабочки ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю. Пример игры: «Бабочка сидела на букве "у". Запиши эту букву. Бабочка полетела дальше. Следи за направлением ее полета и остановками. Вверх, вверх, вверх, остановка. Записывай букву. Вниз, остановка. Записывай букву. Направо, вверх, остановка. Записывай букву. Влево, влево, вниз, остановка. Записывай букву. Какое слово получилось?».

·        Игра «Весёлый математик». Цель: развитие объёма, концентрации и устойчивости внимания.  Задание: «Найдите  числа, которые встречаются 2 раза, 3 раза, 4 раза». 1 3 4 8 7 3 7 1 4 1 3 5 2 5 8 6 3 9 2 5 4

·        Игра «Найди отличия»

Цель: Развитие умения концентрировать внимание

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

·        Игра «Говори!»

Цель: Развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду – ГОВОРИ. Давай потренируемся. Какое сейчас время года? (ведущий делает паузу) – ГОВОРИ! Какого цвета у нас в комнате шторы?

Игра может проводится как индивидуально, так и с группой.


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ

Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов

Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов

Применяю так же нетрадиционные методы сказкотерапию (мотивирую детей к учебе, решаю вопросы эмоционально-волевого контроля) пескотерапию (активизирует все психические процессы и мелкую моторику)

Применяю так же нетрадиционные методы сказкотерапию (мотивирую детей к учебе, решаю вопросы эмоционально-волевого контроля) пескотерапию (активизирует все психические процессы и мелкую моторику)

Упражнения на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько действий одновременно) -

Упражнения на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько действий одновременно) -

Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке

Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2021