Выступление на МО учителей-логопедов ДОУ на тему: "Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи".
Оценка 4.6

Выступление на МО учителей-логопедов ДОУ на тему: "Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи".

Оценка 4.6
doc
30.05.2022
Выступление на МО учителей-логопедов ДОУ на тему: "Особенности состояния общей и мелкой моторики  у детей с тяжелыми нарушениями речи".
Выступление на мо.doc

Особенности состояния общей и мелкой моторики

 у детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

В логопедической практике часто встречаются дети с нарушениями речи, имеющие в заключении невропатолога данные об отсутствии в неврологическом статусе очаговой микросимптоматики. Однако коррекция речевых нарушений у таких детей обычными методами и приемами не приносит эффективных результатов. Следовательно, встает вопрос о дообследовании и более детальном изучении причин и механизмов возникновения данных нарушений.
При тщательном неврологическом обследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы.

Эти симптомы проявляются в следующем: 

·        общая моторная сфера детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями;

·        может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей;

·        при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии);

·        нарушения мышечного тонуса;

·        непродуктивность движений;
недостаточность выполнения сложных движений;

·        ошибочная пространственная организация движений.

К примеру, ребенок с речевой патологией несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.
У детей с формой речевой патологии наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются:

·       в нарушении точности движений;

·       в снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую;

·       в замедленном включении в движение;

·       в недостаточной координации;

·       пальцевые пробы выполняются неполноценно;

·       наблюдаются значительные затруднения.

Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Особенности состояния общей и мелкой моторики детей - логопатов проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторики у дошкольников речевой патологии обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции

 

3 МОЗГОВЫХ ЦЕНТРА.

 

Я хочу подробно остановиться на мозговых центрах человека, отвечающих за нашу речь, для того, чтобы отчетливо представляли важность занятий физкультуры для детей с речевой патологией.

За речь отвечают три мозговых центра, что выражается в речевых координациях голосового аппарата, создающих гладкий поток речевых звуков:

• моторный (двигательный) «Центр Брока»  производит речь, регулируя голосовой аппарат (голосовые связки, мышцы гортани), управляя речевой и дыхательной мускулатурой и всем тем, что участвует в произношении звуков. Именно, в «зоне Брока», расположенной в задней части нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), — центре моторной речи — формируется двигательная программа речевого высказывания.

• сенсорный (чувствующий) «Центр Вернике — слуховой центр речи, обеспечивает способность слышать, распознавать и контролировать свою и чужую речь. «Зона Вернике» — центр восприятия речи — расположена в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей).

• при помощи третьих «ассоциативных» (объединяющих) центров, расположенных в нижней теменной доле и отвечающих за правильный

подбор слов, мы анализируем, «думаем», что говорить дальше, создавая связную структуру фраз и выстраивая предложения.

 

Это единый круговой процесс, а недостаток движения замедляет этот процесс развития речевых функций. Соответственно, наблюдается отставание моторики (снижение силы, быстроты, выносливости), задержка развития вегетативных функций. Все это приводит к таким заболеваниям, как атаксия (расстройство координации движения) и апраксия (нарушение целенаправленных движений и действий, наступающее при поражении различных областей коры головного мозга).

Логопедия – важное звено цепи здоровьесберегающих технологий. Все систематически проводимые на занятиях упражнения, связанные с речью, с двигательной активностью, комплексно воздействуют на коррекцию устной и письменной речи, на психофизическое развитие детей.

Я выделила пять основных методических приёмов и форм развития речи с помощью движения:

·        Логоритмика, как «терапия движением».

·        Артикуляционная гимнастика.

·        Развитие мелкой моторики.

·        Физкультурные минутки.

·        Целенаправленные занятия по физической культуре.

Дети любят подвижные игры, поэтому всегда с удовольствием выполняют  задания логопеда и учителя физического воспитания. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. Дозировка и темп зависят от возраста детей, их настроения, от состояния здоровья. Для школьников это просто игра, а в результате – это коррекционно-комплексная, лечебно-профилактическая форма воздействия на двигательную недостаточность, которую имеют дети-логопаты.

Рекомендации.

На сохранение высокого уровня работоспособности дошкольников и её благоприятную динамику оказывают влияние различные факторы:

·        состояние здоровья;

·        наличие или отсутствие хронических заболеваний;

·        иммунитет;

·        физическое и психическое развитие ребёнка.

Вся работа в ДОУ должна быть направлена на сохранение психического и физического здоровья детей. К мерам профилактики утомления у детей дошкольного возраста можно отнести: сбалансированный режим дня, чередование видов деятельности, их многообразие, ежедневную физкультуру, пребывание на свежем воздухе, достаточную двигательную активность.

 

Но при планировании занятий для детей с речевой патологией, необходимо учитывать:

·        недельную динамику работоспособности ( понедельник – адаптация; вторник, среда – наиболее устойчивый и высокий уровень работоспособности; с четверга – спад работоспособности);

·        дневную динамику работоспособности ( высокая физиологическая активность систем организма отмечается в утренние часы с 8 до 11; снижение активности в предобеденное, обеденное время; восстановление работоспособности в период от 16 до 18 часов (при правильном отдыхе) и вновь её значительное падение;

·        фазы работоспособности детей на занятии: включение, оптимальная работоспособность, снижение работоспособности;

·        продолжительность активного внимания детей, которое зависит от возраста: 3 – 4 года – 7 минут, 4 – 5 лет – 10 минут, 6 – 7 лет – 20 минут.

Для профилактики утомления и сохранения работоспособности у детей с ОНР на занятиях необходимо:

·        создать эмоциональный настрой, поддерживать интерес; учитывать то, что умеренные эмоции являются фактором организующим, а сильные – дезорганизующим; поддерживать такой уровень эмоционального напряжения, при котором деятельность детей эффективна;

·        использовать различные игровые ситуации, художественное слово, элементы театрализации, музыкальное сопровождение;

·        включать элементы психогимнастики, упражнения для релаксации;

·        проводить игры и упражнения для развития общей и мелкой моторики, координации речи с движением; самомассаж (с использованием массажёров); упражнения для развития физиологического дыхания; артикуляционные упражнения, упражнения для профилактики зрительного утомления (с использованием специальных пособий, зрительных ориентиров); упражнения для развития параметров внимания, памяти, воображения.

На   занятиях применяются  игры, направленные на:

- развитие обоняния и глубокого вдоха;

- расширение запаса имён существительных в активном словаре детей;

- развитие умения  детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения;

- развитие зрительно-пространственной ориентировки и другие игры;

- формирования правильного звукопроизношения

-развитие направленного дыхания и т.д

Таким образом, развитие двигательной и речевой активности  детей с нарушением устной и письменной речи  влечёт за собой развитие всей речевой системы,    активизацию мыслительной деятельности и успешное усвоение школьной программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи

Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи

За речь отвечают три мозговых центра, что выражается в речевых координациях голосового аппарата, создающих гладкий поток речевых звуков: • моторный (двигательный) «Центр

За речь отвечают три мозговых центра, что выражается в речевых координациях голосового аппарата, создающих гладкий поток речевых звуков: • моторный (двигательный) «Центр

Вся работа в ДОУ должна быть направлена на сохранение психического и физического здоровья детей

Вся работа в ДОУ должна быть направлена на сохранение психического и физического здоровья детей

Выступление на МО учителей-логопедов ДОУ на тему: "Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи".

Выступление на МО учителей-логопедов ДОУ на тему: "Особенности состояния общей и мелкой моторики  у детей с тяжелыми нарушениями речи".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2022