Современные образовательные и коррекционные технологии как средство реализации СФГОС.
1. Икт (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации
К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
· 1) электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
· 2) электронные энциклопедии и справочники;
· 3) тренажеры и программы тестирования;
· 4) образовательные ресурсы интернета;
· 5) DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
· 6) видео и аудиотехника;
· 7) научно-исследовательские работы и проекты;
· 8) интерактивная доска.
(смотрим телевизор, слушаем аудиосказки и рассказы, с помощью ноутбука упражнения, головоломки, поем караоке и пр.)
2.
3.
4. Интерактивные и компьютерные технологии в воспитательной работе.
Специфика профилактической деятельности с воспитанниками такова, что мы не сразу видим результаты этой работы. Вдобавок эту работу трудно оценить, хотя такие шаги и делаются. Пример тому, попытки проведения мониторинга воспитания в системе образования нашего учреждения. В связи с этим особую роль в организации воспитательной работы играют интерактивные и компьютерные технологии. Сформулированы пять основных принципов реализации интерактивного и компьютерного подхода в воспитании учащихся. К ним относятся:
1. создание ситуации диалога;
2. организация воспитательного пространства;
3. изготовление продукта социокультурной деятельности;
4. использование психологической экспресс-диагностики;
5. восприятие социально значимой видеоинформации.
В качестве интерактивных форм сегодня все более актуальными можно назвать следующие:
1. работа с афоризмами, пословицами, поговорками и анекдотами;
2. дебаты по психологическим и оздоровительным проблемам личности;
3. социально-психологические и оздоровительные проекты;
4. социально-педагогические и психологические игры;
5. психолого-педагогическая олимпиада;
6. коллаж;
7. социально-педагогический тренинг.
Структура интерактивной технологии состоит из трех этапов:
I. Подготовительный:
II. Основной:
Данный этап важен тем, что появляется зримый результат, определенный продукт социокультурной деятельности, самостоятельно подготовленный учащимися: эссе, коллаж, газета, сценарный план, монтажный лист, социальный проект, разработки экскурсий, тест и т.д.
Работа в малых группах.
Исключительно важным моментом в применении интерактивных технологий является работа в малых группах (5, 7, 9 человек).
III. Рефлексивный:
формы проведения рефлексии: мини-опрос, рефлексивный круг, игра. Например, участникам предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Самостоятельная работа с афоризмами, пословицами, поговорками, анекдотами.
Методика работы:
1. Обсудите в группе все высказывания о вредных привычках известных мыслителей прошлого и наших современников.
2. Выберите три, наиболее понравившихся вам высказывания, и объясните свой выбор.
3. Отберите высказывания, с которыми вы не согласны или не совсем согласны, и прокомментируйте их.
4. Какое высказывание вызвало у вас наибольшие разногласия. Как вы думаете, почему?
2. Дебаты по психологическим и оздоровительным проблемам личности.
Проведению дебатов по психологической проблематике должна предшествовать большая предварительная работа:
Порядок проведения дебатов.
Дебаты организует и проводит Председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.
Председателю помогает Секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.
Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:
В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис.
Далее роли распределяются следующим образом:
Вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);
Третьи номера опровергают аргументы соперников;
Четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.
3. Социально-психологические и оздоровительные проекты.
Метод проектов – комплексный обучающий и воспитывающий метод, который дает ученику возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектной деятельности – один из эффективных интерактивных методов обучения и воспитания.
При оформлении обоснования проекта необходимо осветить следующие пункты:
4. Социально-педагогические и психологические игры
Игра представляет собой имитацию реальной деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной и т.д.) и направлена на усвоение в искусственных условиях социальных отношений и общественно-полезных норм поведения.
Игра позволяет:
С помощью игр учащиеся:
При этом важно помнить, что каждая игра независимо от разновидности может выполнять сразу несколько функций:
5. Психолого-педагогическая олимпиада.
Целью организации олимпиад является развитие творческой самодеятельности учащихся и одновременное обучение их необходимым в будущем профессиональным и жизненным умениям и навыкам.
Методика подготовки и этапы проведения олимпиады:
6. Коллаж.
Работа над составлением коллажа позволяет одновременно решать развивающие и воспитательные задачи:
Развивающие:
Воспитательные:
Методика и этапы работы над социально-значимым коллажем:
Педагоги-психологи проводят мини-тренинги, круглые столы и ток-шоу, способствующие развитию личностных, морально-нравственных, духовных, мировоззренческих качеств у студентов и учащихся, формирования у них навыков семейно-бытовой культуры и гендерных отношений. Среди них: «Здоровым быть модно», «Профилактика вредных привычек», «Асоциальное поведение в сфере семейно-бытовых отношений», «Профилактика суицидального поведения», «Умей сказать нет», «Зависимость как серьёзная проблема», «Быть успешным», «Планирование карьеры: практические шаги», «О духовности и смысле жизни», «Питание – шаг к здоровью», «Психология семьи», «Психологические особенности личностного роста», «Культура гендерных отношений», «Ты+Я» и другие.
Все более популярными становятся интерактивные практикумы и тренинги по профилактике аддикций «Время лемминга» и «Я выбираю жизнь», «Конфликты и способы их разрешения», «Профилактика стрессового состояния в определенных ситуациях», «Формирование семейных ценностей у молодежи».
5.
Социокультурное, воспитательное мероприятие
ТЕМАТИКА
1. Информационно-дискуссионные и информационно-публицистические программы: «Контакт» (о проблемах современной молодежи), «Ритм» (новое в современной музыке), «Пульс», «Позиция» ( о проблемах старшеклассников и т.д.).
2. Музыкальные и развлекательные программы: театрализованная спортландия, «Осенний бал», «Весенний бал», юморина, вечер «Отдыхаем всей семьей», капустник, дискотека и т.д.
3. Праздники: проводы зимы, «Каляды», новогодний бал-маскарад, праздник Святого Валентина, праздник города, праздник улицы, «Купалле», праздник молодежи, «День знаний», спортивный праздник, «Белорусский кирмаш», праздник Дня Победы; нетрадиционные праздники («Улыбки», «Первого снега» и т.д.).
4. Зрелищные и конкурсно-игровые программы: «Мистер года», «Мисс очарование», «Дюймовочка», «Золушка», конкурс близнецов, театр бардовской песни, театр шоу и т.д.
5. Интеллектуально-развлекательные конкурсы: «Счастливый случай», «Брейн-ринг», интеллектуальный ринг, КВН, конкурс эрудитов, «Что? Где? Когда?».
6. Фольклорные программы: «Беларусь мая», «Запрашае Лявонiха», «Заручаны» и т.д.
7. Сценические композиции: документальные, музыкально-поэтические, литературно-музыкальные, художественно-публицистические, фольклорные и т.д.
Социально-педагогический тренинг
Тема: Эффективное групповое взаимодействие
Цель: установление педагогически целесообразных отношений в классе, формирование благоприятного нравственно-психологического микроклимата в учебном коллективе, навыков социального взаимодействия.
Задание 1. «Бейдж»
На каждой части бейджа пишется имя и фамилия участника, затем лист-визитка переворачивается и члены группы заполняют каждую из частей бейджа по следующему образцу:
1. Имя или то, как вы хотели бы, чтобы вас называли во время проведения тренинга другие. |
2. Реальный человек или персонаж, с которым хотели бы вы встретиться. |
3. Время (эпоха) и место (страна, континент), в котором вы хотели бы родиться и жить. |
4. Напишите ваш жизненный девиз или любимое выраженние (афоризм). |
5. Нарисуйте рисунок или изобразите символ, который передает ваше настроение,характеризует вашу личность, отражает мечту. |
Выполнение данного задания позволяет:
- лучше узнать индивидуальные особенности каждого;
- мечты, интересы и ценностные ориентации;
- организовать неформальное общение;
- создать благоприятную атмосферу для дальнейшего продолжения тренинга.
Вариант задания 1: «Представь друга» (для группы учащихся, члены которой малознакомы или незнакомы совсем)
Задание 2. Лист «Мои опасения и ожидания»
Задание 3. «В нашей группе желательно, обязательно, нельзя»
Задание 4. «Четыре угла»
Перед началом выполнения задания в четырех углах помещения (класса) развешивается по листу цветной бумаги. Участникам предлагается утверждение : «Для эффективного группового взаимодействия необходимо…» и записываются следующие варианты для выбора:
- общая значимая цель деятельности (лист красного цвета);
- наличие в малой группе лидера (лист синего цвета);
- умение слушать и слышать друг друга (лист зеленого цвета);
- контроль и помощь со стороны организатора ( тренера) (лист желтого цвета).
Задание 5. Игра «Путешествие на воздушном шаре»
Участникам раздаются идентичные распечатки с изображением людей, летящих на воздушном шаре. Под рисунком перечислены основные ценности, характерные для школьного возраста:
1. любимые аудио- и видеосредства, источники информации (компьютер, видеомагнитофон, плейер, книги, журналы и т.д.);
2. чистая среда;
3. право обучаться в школе;
4. еда, питье, одежда, жилье;
5. самообразование, самовоспитание и самосовершенствование;
6. право высказывать свое мнение;
7. дополнительный заработок;
8. личная жизнь;
9. любовь и забота родителей и друзей;
10. право на любимое занятие и на свободное время.
Инструкция к выполнению задания: «Представьте, что вы путешествуете на воздушном шаре. Вдруг произошла авария и воздушный шар начинает стремительно снижаться. В реальной ситуации путешественники избавляются от балласта (мешки с песком). В нашем случае мешки с песком символизируют пакеты с определенными ценностями. Вам предлагается избавиться от всех пакетов, «сбрасывая» в первую очередь менее важные для вас ценности и оставляя напоследок наиболее значимые.
Первую часть задания участники выполняют индивидуально. Затем организуются малые группы (3-5 человек), которым предлагается выполнить то же задание в группе, т.е. выбрать групповое решение. При этом важно выслушать мнение каждого. Во время выполнения задания рисуется сводная таблица:
Очередность избавления от пакетов с ценностями |
Название малой группы (номер) № 1 |
№2 |
№3 |
№4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для итоговой рефлексии можно использовать следующие вопросы:
- Когда вам легче было выполнять задание: индивидуально или в группе? Почему?
- По какому принципу вы взаимодействовали в своей группе, вырабатывая общее решение?
- Что помогало (способствовало) налаживанию конструктивного взаимодействия, общения?
- Что не позволяло найти общий подход (разный опыт, взгляды и т.д.)?
- Кто в группе остался при своем мнении?
- Какие ценности, значимые для вашего возраста, следовало бы внести еще?
- Можете ли вы предложить свои аналогичные варианты данной игры? (участники могут предложить множество вариантов. Например, изображение самолета, поезда, парохода; рюкзак и очередность его заполнения; изображение горящего дома (что бы и кого ты спасал в первую очередь); рисунок гостиницы и порядок заселения одноклассиков и т.д.).
Задание 6. Игра «Гостиница»
После выполнения задания проводится рефлексия результата и хода игры с использованием следующих вопросов:
- Почувствовали ли вы по реакции других участников положительная (социально одобряемая) или негативная (асоциальная) у вас социальная роль?
- По какому принципу (критерию) вы выбирали партнеров по проживанию?
- Можно определить закономерность в расселении?
- Трудно ли было определить свою социальную роль? Почему?
- Чему способствует игра?
- Какие эмоциональные состояния переживали вы в процессе игры.
Общая характеристика игры. Игра способствует организации взаимодействия, самоидентификации с различными социальными ролями, развитию мышления, эмоционально-чувственной сферы.
Основными участниками игры являются 8-10 человек, все остальные – наблюдатели, которые по условиям игры не имеют права общаться с основными участниками игры.
Необходимое оборудование:
- аудитория;
- 8-10 стульев;
- этикетки из бумаги с обозначением (можно написать маркером) социальных ролей;
- скотч.
Порядок проведения игры
1. Педагог (руководитель игры) объясняет название игры и приглашает основных участников игры – 8-10 человек.
2. Основные участники игры садятся на стулья в тесный круг, все остальные учащиеся становятся наблюдателями, они располагаются вокруг круга основных участников на расстоянии 1-1,5 м. от круга.
3. Педагог знакомит участников с условиями игры (игра складывается из двух этапов).
На первом этапе каждому игроку на лоб с помощью скотча будет прикреплена этикетка с обозначением социальной роли (предварительно педагогу необходимо извиниться перед участниками, что этикетки будут прикреплены таким образом, но таковы условия игры, которые необходимо соблюдать); задача участников – через организацию взаимодействия между собой, задавая косвенные вопросы (прямые вопросы-подсказки запрещены, за этим должен следить педагог), помочь каждому как можно скорее определить свою социальную роль.
На втором этапе, после того как определены все социальные роли, необходимо расселиться в гостинице, в распоряжении у игроков два 3-х местных номера и один 2-х местный (8 основных участников); поселиться все должны при общем согласии, насильно кого-то с кем-то селить нельзя.
4. Педагог прикрепляет на лоб каждому основному игроку с помощью скотча этикетки с обозначением социальных ролей; социальные роли могут быть самые разные, например: учитель, директор школы, модель, мэр города, завхоз, бандит, бомж, рэкетир, челнок, депутат, студент, больной СПИДом и т.д. (при проведении игры с различными возрастными группами детей следует осторожно и продуманно подходить к выбору социальных ролей).
5. Участники игры организуют коммуникацию, взаимодействие между собой, с целью определения своих социальных ролей, задавая разнообразные косвенные вопросы (порядок организации взаимодействия определяют сами участники).
Педагог корректирует ход взаимодействия, следя за тем, чтобы не задавались прямые вопросы-подсказки.
Социальная роль считается раскрытой, когда сам участник (ее носитель) назовет ее.
6. После того как все социальные роли определены, участники обсуждают варианты расселения в отведенные для них номера гостиницы.
Педагог напоминает участникам, что расселение необходимо провести при общем согласии всех.
7. Участники называют вариант расселения в номера гостиницы, к которому они пришли в результате обсуждения, и комментируют его.
Проводится рефлексия результатов и хода игры (сначала организуется рефлексия основных участников игры, а затем – наблюдателей) по следующему алгоритму:
- зафиксируйте свое эмоциональное состояние на период игры и его причины;
- о чем вас заставила задуматься игра;
- чему посвящена, чему способствует игра;
- дайте оценку своего участия в игре.
Игра может быть широко использована в учебном процессе по любой школьной дисциплине.
В соответствии со спецификой содержания того или иного школьного предмета изменится и содержание игры (например, в курсе литературы вместо социальных ролей будут литературные герои из одного или нескольких произведений; в химии – химические элементы; в биологии – животные или растения и т.д.).
Социально-педагогические и психологические игры
Игра представляет собой имитацию реальной деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной и т.д.) и направлена на усвоение в искусственных условиях социальных отношений и общественно-полезных норм поведения.
Игра позволяет:
· отдыхать и развлекаться;
· фантазировать и импровизировать;
· самовыражаться и развивать свои способности;
· самостоятельно находить верные решения;
· соревноваться и радоваться полученным результатам.
С помощью игр учащиеся:
· расширяют и закрепляют опыт социальной деятельности и ценностных отношений;
· формируют коммуникативные навыки, социальные ориентации и нормы поведения;
· развивают способности, положительные личностные свойства и качества;
· совершенствуют умения и навыки межличностного взаимодействия.
При этом важно помнить, что каждая игра независимо от разновидности может выполнять сразу несколько функций:
· диагностическую;
· развлекательную;
· стимулирующую;
· образовательную;
· воспитательную;
· психотерапевтическую;
· психокоррекционную.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.