Выступление на педсовете по теме:
Организация предметно-развивающей среды в средней группе «Почемучка».
Для реализации этого направления я поставила следующие задачи:
Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала. Моя задача состояла в создании предметной материальной среды, необходимой для игр. Предметная обстановка для сюжетной игры детей данного возраста должна быть более гибкой, чем ранее, и организовываться мной вместе с детьми (а в дальнейшем и самими детьми) непосредственно перед игрой. Важно учитывать расположение игровых материалов, что зависит от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, их предпочтений.
Для обозначения условного игрового пространства у нас в группе имеется пара складных деревянных рам, которые легко превратить в контуры «автобуса», «парохода», «самолета» (в зависимости от желаний детей), 2 ширмы высотой 50—100 см (которыми можно отгородить «больницу», «магазин» и т. п.). Кроме разнообразных сюжетных игрушек (кукол, зверюшек, посуды, штурвалов и рулей на подставках, тематических наборов для игры в «больницу», «магазин», «дом» и т. п, у нас в группе имеются различные предметы-заместители, которыми восполняются недостающие сюжетные игрушки (детали строительных наборов разной величины, мячики разных цветов и размеров, брусочки, веревочки, палочки, тряпочки, дощечки, камушки и др.). Именно такие вещи, не имеющие строго функционального назначения, выступая в качестве заменителей реальных предметов, развивают воображение и творчество детей.
Очень важно также, чтобы дети располагали мелкими игрушками для индивидуальной и совместной сюжетной режиссерской игры (там, где они не берут непосредственно на себя игровые роли, а разыгрывают сюжет с игрушечными персонажами, действуя и разговаривая за них); это должны быть не застывшие на столиках сюжетные композиции, а мобильные тематические наборы (сказочные и «семейные» персонажи, солдатики, домики, кукольная мебель, автомобильчики), которые ребенок может взять в любое удобное место.
Приложение
Центр активности |
Игровое оборудование |
Предметы-заместители |
Центр сюжетной игры |
||
«Дом» |
Комплект кукольной мебели: стол, стулья. Игрушечная посуда: кухонная, чайная, столовая. Куклы, одежда для кукол. Коляски, кроватки кукольные. Комплект постельных принадлежностей для кукол. Гладильная доска, утюг. |
Различный строительный материал, кирпичики, кубики, палочки, кусочки ткани, кусочки картона и поролона. Куклы и игрушки из ткани и природного материала (солома, дерево, трава, шишки, ракушки) |
«Магазин» |
Витрина, касса, весы, корзины, форма продавца, кошельки, машина для перевозки товаров, муляжи овощей и фруктов, кондитерские изделия, хлебобулочные изделия. |
Различный строительный материал, кирпичики, деревянные и пластмассовые кружочки, колечки диаметром 3-5 см, дощечки, полоски картона, мозаика. |
«Больница» |
Медицинские халаты и шапочка, ширма, кушетка, Набор доктора: фонендоскоп, шприц, шпатель, градусник, витамины, вата, бинты, лекарства, мерные ложечки пипетки, стаканчики. карточки пациентов, рецепты. |
Палочки, полоски бумаги, ручка, карандаш, колечки из картона различного диаметра, мозаика. |
«Гараж» |
Разнообразные машины легковые и грузовые, трактора, экскаваторы, рули, инструменты для ремонта машин. |
Различный строительный материал, кирпичики, брусочки, мягкие модули различной формы. |
«Театрализация» |
Ширма для настольного и кукольного театра, кукольный театр, настольный театр, театр на фланелеграфе, шапочки, маски, настольная ферма с животными. |
Ткань однотонная разного цвета 1,5 на 1,5 метра (белая, зеленая, оранжевая, золотая, серебренная, голубая) Различный бросовый материал: коробки разной формы и размера, природный материал, набор различных тряпочек, ниток, катушек. |
«Конструирование» |
Крупный строительный материал, пластмассовый напольный конструктор, мозаика, пазлы, игрушки со шнуровками и застежками, небольшие игрушки для обыгрывания построек, фигурки людей, фигурки животных, макеты деревьев, транспорт(мелкий, средний, крупный), машины легковые и грузовые. |
Различный бросовый материал из природного материала, кирпичики, брусочки, дощечки. |
Кроме того, в группе есть центры активности:
Результаты деятельности:
В группе создана оптимальная предметно-развивающая среда (обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками).
1.Предметная среда группы наполнена игровым материалом в соответствии с возрастными особенностями детей.
2.Созданы центры активности по интересам детей: «Дом», «Магазин», «Больница», «Гараж», «Театрализация», «Конструирование».
3.Для самостоятельной игры детей организована предметно-игровая среда и сделана подборка соответствующего материала.
4.Игровое оборудование меняется, пополняется раз в месяц.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.