Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елизовская средняя школа № 7 им. О.Н. Мамченкова»
Выступление на РМО
учителей музыки и изобразительного искусства
Тема: Организация слушания и пения на уроке музыки
(из опыта работы).
Подготовила:
учитель музыки
Шаповалова Т. В.
2020 год
Тема: Организация слушания и пения на уроке музыки
(из опыта работы).
Уважаемые коллеги, в своём выступлении я расскажу об организации на уроках музыки таких видов деятельности как слушание и пение. Надеюсь, что опыт, которым я поделюсь, окажется полезным не только для учителей музыки, но и для тех учителей начальных классов, которые ведут этот предмет самостоятельно.
Несмотря на то, что в нашей школе ведется внеклассная работа по музыкальному воспитанию (кружки, культурно-массовые мероприятия, праздники), урок музыки имеет первостепенное значение.
Основные виды деятельности на уроке: музыкальное восприятие (слушание музыки), музыкальное исполнительство (пение, игра на музыкальных инструментах), музыкально-творческая деятельность (сочинение, импровизация), музыкально-познавательная деятельность (знакомство с творчеством композиторов, музыкальными жанрами, понятиями и т.д.).
Более подробно я остановлюсь на слушании музыки и пении, так как эти виды музыкальной деятельности являются более значимыми.
Восприятие музыки – это знакомство с музыкальными произведениями разных композиторов, исполнителей, жанров в процессе слушания. Этот вид музыкальной деятельности обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.
Самому процессу восприятия предшествует предварительная подготовка и настрой учащихся. Перед прослушиванием музыкального произведения или его фрагментом необходимо познакомить детей с автором произведения, обратить внимание на наиболее интересные биографические факты, кратко рассказывать об истории создания.
Так же имеет значение, какую музыку мы будем слушать: вокальную или инструментальную. Например, вокальную музыку понять проще, так как в ней есть слова, из которых раскрывающие содержание произведения. А чтобы понять инструментальную музыку, в которой нет слов, перед восприятием необходимо настроить детей на определённый образ. Можно сразу сказать название произведения, чтобы у ребёнка в голове уже возник образ, который он будет дополнять своими ощущениями. А можно не давать никакого намёка на образ, а после прослушивания наводящими вопросами о характере, средствах музыкальной выразительности вывести ребёнка на этот образ.
Слушать инструментальную музыку лучше закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться на окружающую обстановку, да и слух в этом случае будет восприимчивее. Закрывая глаза, слушатель сосредотачивается только на звуках и в своём воображении рисует образ, дополненный определённой эмоциональной окраской.
Перед прослушиванием музыкального произведения, нужно попросить ребят сесть удобнее, чтобы в процессе восприятия музыки им не приходилось менять положение, издавая случайные шумовые звуки скрипа, стука, шуршания и т.п.. Обязательно напомнить очень простое, но важное правило: слушаем музыку тихо и внимательно, чтобы потом поделиться впечатлениями.
Кстати, во время прослушивания музыки, педагог сам должен быть сосредоточен на слушании так же, как и ученики, а не заполнять журнал или заниматься посторонними делами. Если мы хотим сформировать у детей правильные привычки, мы должны, прежде всего «показывать» это на своем примере.
После прослушивания обязательно спрашиваю у детей, понравилось ли им произведение, в каком настроении оно прозвучало, в каком темпе, какие музыкальные инструменты они услышали и т.п..
Кстати, в качестве опоры дети используют словарь эмоционально-образного содержания музыки, представленный в виде таблицы. Такая таблица есть в тетради у каждого ученика, с ее помощью дети не только подбирают правильную характеристику настроению музыки, но и расширяет свой словарный запас.
В процессе восприятия музыкального произведения я наблюдаю и оцениваю уровень слушательской культуры каждого ребёнка, который заключается в соблюдении правила слушания.
А во время беседы с детьми о прослушанном произведении я оцениваю проявление активности, правильности и полноты ответов.
Честно признаюсь, что восприятие музыки используется не на каждом уроке, особенно в предпразднечные периоды, когда все силы и этапы урока направлены разучивание песен и отработку исполнительских навыков. Все мы понимаем и знаем, какой объём работы необходимо проделать до того, как получить качественный музыкальный номер.
Работа над песней – один из самых важных разделов урока музыки. И сейчас я познакомлю вас с поэтапной работой над песней.
1 этап – знакомство с песней. Во время знакомства с новой песней я не всегда говорю ребятам её название, а прошу внимательно послушать песню и согласно её содержанию придумать название самостоятельно. Такой способ знакомства с новым материалом интригует, способствует организации и концентрации внимания учащихся и развивает творческое мышление. Почти всегда среди множества предложенных детьми вариантов названий песни есть тот, который совпадает с оригиналом.
Во время знакомства с песней я всегда стараюсь исполнить её сама, так как «живое» исполнение всегда воспринимается лучше, чем запись и порождает у детей интерес и желание разучить песню. А если есть желание, то и результат не заставит себя долго ждать.
В процессе разучивания песни я использую разные игровые приёмы. Например, на втором этапе разучивания текста песни я использую игровой приём «кнопка памяти». Суть этого приёма заключается в следующем. Перед разучиванием текста песни я предлагаю детям включить за ушком «кнопку памяти». Поскольку современные дети живут в век информационных технологий, им приводится такое сравнение: в голове, так же как и в компьютере находится диск памяти, на который записывается информация. Запись происходит лишь в том случае, если информация проговаривается. Этот игровой приём я чаще использую в 1 и 2 классах, он помогает быстрому запоминанию текста песни или новых музыкальных терминов.
Ещё один часто применяемый приём, который я использую для разучивания слов песни и мелодии это «эхо». Чтобы запоминание слов и мелодии песни не сводилось к скучному однообразному повторению, в результате которой может упасть интерес и снизится внимание, приём «эхо» даёт возможность быстро и легко добиться нужного результата.
Любая песня лучше воспринимается, когда в ней есть не только слова и мелодия, но движения. Поэтому, когда слова и мелодия усвоены, чтобы внести живость и усилить образность, детям предлагается творческое задание придумать движения в соответствии со словами песни. Наиболее интересные движения, предложенные учащимися, используются во время исполнения песни.
Следующий этап – это работа над эмоциональной выразительностью исполнения. На этом этапе очень важно педагогу самому быть максимум эмоциональным, так как дети, как зеркале, смотрят и отражают своего учителя. Некоторые дети не всегда бывают раскованы, и могут испытывать трудности в передаче характера и раскрытия музыкального образа. В этом случае я прибегаю к игровому приёму, предлагая в глазах «включить свет». А кому это не удалось - «поменять перегоревшие лампочки». Такое шуточное предложение дети всегда воспринимают с улыбкой, что помогает убрать зажатость, установить доверительный контакт, и поднять эмоциональный настрой.
На этапе закрепления слов и мелодии песни можно поиграть в игру «Будь внимателен», суть которой сводится к тому, чтобы дети по очереди (по рядам, по партам, по цепочке) исполняли песню, вступая по показу учителя, выполняющего роль дирижёра. Важно, чтобы песня или та часть, которую хочет закрепить учитель, была исполнена без пробелов и провалов.
Еще одна игра «Испорченный телевизор», которая очень похожа на предыдущую, но ее лучше использовать на заключительном этапе отработки, когда песня уже выучена. Суть игры заключается в том, что в телевизоре пропадает звук, а изображение остаётся. Учитель играет роль настройщика, который «включает» звук показом на конкретную группу детей (ряд, парту, солиста). Дети про себя исполняют песню от начала до конца со всеми движениями, эмоциями, показами, но вслух поют только те, кого «включил настройщик». Эта игра способствует развитию исполнительских навыков, внимания учащихся. Дети учатся исполнять песню при помощи языка тела, глазами, а значит, душой.
Процесс поэтапной работы над музыкальным номером, в любых видах музыкальной деятельности, будь то пение, танец или игра на музыкальных инструментах, в конечном итоге сводится к результату, т.е. выступлению.
Поэтому, на заключительном этапе важно уделить особое внимание воспитанию сценической культуры и формировать ее нужно не на сцене, а в классе.
Вот несколько правил:
1. Всегда необходимо помнить о красивой осанке. Красивая осанка – признак, уверенности, успешности и привлекательности артиста.
2. Взгляд исполнителя должен быть открытым, направленным вперёд. Ведь именно он поддерживает энергетическую связь между исполнителем и зрителем. Если ребёнок стесняется смотреть вперёд, то можно предложить ему смотреть в точку на противоположной стене. Глаза - это зеркало души, поэтому взгляд во время исполнения должен быть осмысленным.
3. Положения рук и ног должны быть только в открытой позиции. Закрытая позиция рук и ног негласно сообщает зрителю о неуверенности, зажатости, дискомфорте от пребывания на сцене и, как правило, непроизвольно вызывает ответную реакцию. Вместо того чтобы расслабиться и получать удовольствие, зритель начинает испытывать напряжение, переживая вместе с исполнителем.
4. Во время исполнения песни всегда нужно думать, о чем поёшь, это поможет правдиво раскрыть содержание песни и выразить искренние эмоции.
5. Выход уход со сцены должен быть организованным, так как является частью представленного музыкального номера.
Немаловажным в успешном выступлении является эмоциональный настрой на него. Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он эмоционально не готов к выступлению. Наш современник психолог Игорь Вагин говорит: «Опыт доказывает, что успеха добиваются не самые умные, а самые эмоционально устойчивые, верящие в себя люди».
Поэтому, еще один секрет, который поможет не только детям, но и вам, коллеги справиться с волнением перед публичным выступлением. Перед выходом нужно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, которые будут сигнализировать мозгу о том, что всё хорошо. Это поможет снять напряжение и сосредоточится.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.