Муниципальное казенное учреждение с. Голуметь,
Черемховского района, Иркутской обл.
Выступление на районном методическом объединении
По теме: « Использование методов проектов на уроках физической культуры в учебно-воспитательном процессе».
(мастер-класс)
Подготовил:
Учитель физической культуры
Высшей квалификационной категории
Завозина Татьяна Владимировна
п. Михайловка, 2 ноября 2018 г.
Использование методов проектов на уроках физической культуры в учебно-воспитательном процессе.
Метод проектов является одним из новых направлений в совершенствовании физического воспитания школьников. Проектная деятельность позволяет реализовать требования к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС второго поколения, которые предусматривают развитие личностных, мета предметных и предметных умений. Метод проектов, являясь личностно-ориентированной технологией обучения, реализует ряд педагогических принципов – развитие потенциала личности, самодеятельность, сотрудничество, индивидуализация, дифференциация, успешность, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой, творчество, что является критериями здоровье сберегающего пространства образовательного учреждения. Но!! Использование проектной технологии в образовательном процессе требует не только психологической готовности детей к новому способу обучения, необходимы кардинальные изменения в отношениях учитель — ученик, изменения в стиле поведения педагога. Таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учения, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует. Новые образовательные стандарты нацеливают учащихся на самостоятельное и осознанное развитие физических качеств. А использование проектной технологии позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы, учащиеся приобретают опыт организации самостоятельных занятий физической культурой. Наиболее значимыми и интересными в моей практике являются мини-проекты, которые укладываются во временные рамки одного урока. Предлагаю вам более детально рассмотреть фрагмент урока во 2-м классе с применением проектного метода. Урок проводился как заключительный по теме «Оздоровительные комплексы физических упражнений». Цель урока: контроль знаний и умений учащихся по пройденной теме в рамках группового проекта “Утренняя гимнастика”.
Планируемые предметные результаты:
- Понимание утренней гимнастики как средства организации здорового образа жизни;
- Умение разрабатывать содержание комплекса утренней гимнастики;
- Применять полученные знания и умения в работе над проектом.
Планируемые метапредметные результаты:
- Формирование навыков проектной деятельности;
- Проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности.
Планируемые личностные результаты:
- Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений;
- Способность активно включаться в совместные проекты, принимать участие в их реализации.
Применение проектного метода подразумевает деление урока на следующие этапы:
1 этап — Организационный момент — мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
2 этап — Самоопределение к деятельности — постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели. Прозвучала музыка, вам определить, о чём будет речь на уроке? А как сформулируем тему урока. Конечно, тема занятия – комплексы физических упражнений. Перед учащимися была поставлена проблема: почему некоторые взрослые и дети не делают зарядку. И выдвигаем гипотезу: Мы знаем, что утреннюю зарядку делать полезно, но не знаем зачем.
3 этап – Актуализация знаний. Утренняя зарядка самый простой и доступный способ поддержать и сохранить своё здоровье.
4 этап — Создание проекта: формирование состава проектных групп; распределение обязанностей в группах (выбор капитана, который направляет работу группы и распределяет обязанности между участниками, оформителя проекта); выполнение практической части проекта (составление комплекса упражнений). Каждая группа получила «Набор исследователя»: заготовка проекта, карточки физических упражнений. Учащиеся использовали технологическую карту, которая представляет собой план последовательных действий.
5 этап — Представление продукта проекта — демонстрация и защита проектов, самооценка и взаимооценка групп. Оценивается вся группа в целом, но также учитывается участие каждого ученика в работе над проектом.
6 этап — Рефлексия — самооценка и самоанализ. Учащиеся продолжают фразы за учителем типа — «теперь я могу…», «у меня получилось…», «теперь я знаю пользу УГГ». Таким образом, создается ситуация, связанная с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. Педагогическое наблюдение показало, что использование метода проектов в физическом воспитании школьников превращает урок физкультуры не только урок двигательной активности, но и урок образовательного направления. Но нельзя забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись. Поэтому традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.
Как мы все знаем, учащиеся делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Ученикам с подготовительной и специальной группой нужно заниматься с ограничениями.
Помимо этого учащиеся болеют, а затем их освобождают от уроков физической культуры на некоторый срок. Все временно освобожденные должны быть аттестованы по предмету физическая культура. Один из вариантов решения данной проблемы – это использование проектной деятельности на уроках и внеурочное время. Чаще всего я даю детям написание реферата, а это является одним из элементов проекта. Реферат обычно пишут ученики, которые освобождены от урока на 2-4 недели и совсем освобождённые от уроков.
Кроме этого мы проводим защиту проектов по темам: «Физкультминутка», «Мой режим дня», «Здоровье в твоих руках», «Развитие физических качеств», «Быть здоровым – это модно», «Мы за здоровый образ жизни», «Мои любимые виды спорта» и другие». Одно время мы составляли с ребятами «Портфолио здоровья» в соответствии ФГОС. Это, конечно трудоёмкая работа, но полезная, познавательная.
Метод проектов – это один из методов, который позволяет ставить ученика в позицию активного деятеля, раскрывать его потенциальные возможности, развивать его личное своеобразие, стимулировать поиск новых знаний. Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения.
Приложение.
Как бы вы представили продукт проекта. Демонстрировать его не надо, хотя ребята это делают, а защитить попробуем:
1 группе подсказка:
- На что воздействуют физические упражнения, какие развивают качества? (Воздействуют на все группы мышц, суставы, связки. Они делаются крепкими, увеличиваются объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения.)
Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют? (На опорно-двигательный аппарат).
Повышаются функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды.
2 группе:
- Какие системы улучшаются? Где и как выполняются? (улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам).
3 группе:
- После хорошей зарядки что исчезает и что повышается? Последовательность выполнения. (Исчезает чувство сонливости, вялости, слабости. Повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.)
1 группе подсказка:
- На что воздействуют физические упражнения, какие развивают качества?
2 группе:
- Какие системы улучшаются? Где и как выполняются?
3 группе:
- После хорошей зарядки что исчезает и что повышается? Последовательность выполнения
«НАБОР ИССЛЕДОВАТЕЛЯ — 1 группа»
«НАБОР ИССЛЕДОВАТЕЛЯ — 2 группа»
«НАБОР ИССЛЕДОВАТЕЛЯ — 3 группа»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.