Агрессия первоклассников
Подготовила: педагог-психолог МАОУ СОШ №7
Юдина Елена Сергеевна
Самый простой способ сказать: «Спокойно, родители! У ваших детей идёт процесс школьной адаптации, активное приспособление к новой среде, новому коллективу, новым требованиям, к учителю. Дайте им время, потерпите, ничего не делайте, ждите, само пройдёт».
Но на самом деле может и не пройти, т.к. причин агрессии много. Рассмотрим подробнее.
Прежде всего, нужно сказать, что агрессия и агрессивность – это разные понятия.
Агрессия - это иными словами активная форма выражения эмоции гнева, это быстрая реакция на какой-то негативный для ребенка «раздражитель», что , может проявляться в причинении ущерба человеку или предмету.
Агрессивность же - это ставшее привычным поведение, даже можно сказать, качество личности.
1. С точки зрения социальной психологии, как только люди собираются в группы, хотим мы этого или не хотим, группа структурируется, происходит выстраивание иерархии. Про животный мир (а мы люди его часть) - знает каждый – жёсткая иерархическая структура есть в стае, муравейнике, пчелиной семье и т.п. - каждая особь занимает своё место.
Агрессия - признак «живучести» в стае, она позволяет занять более «высокое» положение.
И в группе людей, похожим способом распределяются роли: кто будет лидером, кто ведомым, кто изгой или «белая ворона». Даже в группе ползающих малышей некоторые будут пытаться подняться повыше, издавать громкие звуки, кричать, кто громче, стучать игрушками.
Многие сегодняшние первоклашки имеют претензии на исключительность, ведь в семье все крутятся вокруг него, часто единственного, избалованного, захваленного. И начинают наши дети в драках проверять «Кто круче?». Попутно проясняют – «что мне можно и нельзя по отношению к другим», «что я могу ждать от других» - задаются границы.
Когда каждый узнает про каждого, агрессия действительно спадает, появляется ощущение «Мы – группа, мы - вместе». Это не значит, что не будет драк совсем, но в сложившемся коллективе уровень взаимоотношений более тёплый, каждый на своём месте.
2. Ещё одна причина агрессивности – возраст 7 лет – время нормативного возрастного кризиса.
Кризис - революционное изменение психики, всех психических функций - мышления, памяти, восприятия, воображения, речи и поведения.
Изменения постепенно накапливались, были незаметными, а к 7 годам – скачок - «переход количества в качество». Всё меняется, бурлит. В прямом и переносном смысле у детей активно происходит «смена зубов». Мы не узнаём нашего ребёнка. Он стал другим. Тихий и покладистый вдруг проявляет себя противоположным образом. Агрессивность ему нужна, чтобы доказать нам свою независимость, взрослость. Этот период в жизни, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития.
3. Не будем забывать о биологических причинах . Очень часто агрессию проявляют дети с минимальной мозговой дисфункцией (ММД), у многих с синдромом дефицита внимания. Они двигательно расторможены, они не реагируют на призывы, плохо приспособлены к общепринятым стандартам. В основе их поведения остаточные явления раннего органического поражения головного мозга в период внутриутробного развития ребёнка или в первые месяцы после рождения (токсикоз у матери, резусконфликт, родовая травма, инфекция и др. заболевания раннего возраста).
Их первичное агрессивное поведение, к сожалению, усиливается от того, что они постоянно слышат окрики, порицания, их бесконечно наказывают. Взрослые не понимают, что бессмысленно требовать от такого ребёнка «успокойся, посиди, возьми себя в руки», т.е. того, что ему просто не под силу. Центры торможения не дозрели. Недовольство окружающих вызывает у ребёнка вторичные (защитные) агрессивные реакции: протеста, отказа, оппозиции.
К подростковому возрасту обычно мозг «дозревает». Но опасность в том, что не смотря на возрастную компенсацию, неадекватное поведение фиксируется и привычным способом воспроизводится. Закрепляется привычка драться, вскипать, грубить и т.п. Такому ребёнку в младшей школе необходим постоянный родительский контроль. Не будет лишней помощь психолога плюс поддержка медикаментами. Препараты назначит врач – невропатолог или психоневролог. Например, можно обратиться в центр «Синеглазка» (назначат лёгкие успокаивающие, чтобы снять излишнее возбуждение; кому-то необходима стимуляция мозгового кровообращения; сосудорасширяющие или рассасывающие средства, или витамины, травяные настои и т.п.).
4. К сожалению, есть патологически агрессивные дети. Здесь речь о более тяжёлых изменениях мозговых структур. Затронуты глубокие сферы психики. Уже в возрасте 2–4 лет можно заметить, что такой ребенок отличается настроением от сверстников, оно быстро портится по пустяковому поводу, он совершенно не переносит ограничений, стремится садистски причинить боль близким, у него отсутствует чувство сопереживания, жалости, он крайне эгоистичен, жесток.
Такому ребёнку нужна помощь врача-психиатра. Агрессия может быть одним из симптомов таких тяжелых расстройств, как судорожная готовность, эпилепсия, шизофрения и др. Коррекция нужна обязательно и психолого-педагогическая, и медикаментозная (сильнодействующие психотропные препараты). Не стоит родителям бояться, лучше раньше начать, чтобы в будущем не страдать от асоциального поведения ребёнка. Чаще всего таких детей выявляют только в начальной школе. Так как попасть в детский сад сложно - они сидят дома, родители «закрывают глаза» на детские шалости. К общению с другими детьми их можно было бы подготовить (занятия с психологом, коррекция поведения родителей и др). Но время упускается. И в конце концов, их переводят на индивидуальное обучение.
5. Но чаще всего причина агрессии - неправильное воспитание в семье.
«Дети - зеркало взаимоотношений в семье».
Каждый человек при рождении одарен всеми людскими качествами, свойственными роду человеческому (это и доброта, и зависть, и дружелюбие, и злость и прочие), но вот насколько каждое качество будет доминировать над другим, как будет выглядеть иерархия этих качеств в душе человека зависит от той микросреды и микроклимата, в котором происходило становление личности.
В основе - неудовлетворенная потребность в родительской любви (это бывает и в очень благополучных семьях). Родители считают, что проявлять нежность, обнимать, целовать своих детей, восхищаться, хвалить – занятие лишнее - т.е. они эмоционально закрыты для своих детей (особенно папы). Говорить о своей любви вслух, глаза в глаза - родителям мешают «неправильные» установки:
- все родители любят своих детей, дети об этом и так «знают», это не нуждается в доказательствах;
- главная задача меня как родителя - не избаловать, не вырастить «маменькиного сынка», «капризного нытика»;
- жизнь сложна, пусть с детства привыкает к требованиям, потом спасибо скажет.
Иногда вместо любви родители «откупаются», дарят игрушки, дают деньги на всё, что можно, лишь бы «меня не трогал, я и так устал». Ребёнок кроме денег ничего не получает – нет «разговоров по душам», совместных занятий. Его развивали интеллектуально, но не научили сочувствовать, сопереживать, уважать старших, защищать слабых.
Можно отдельно сказать о появлении младшего брата или сестры. Старшему не хватает любви и внимания. Появляется обида - «малыша любят больше», чувство ненужности, заброшенности. Ребёнок злится, ему плохо, одиноко. Если в семье не принято говорить о своих чувствах, тем более, если запрещено проявлять свою злость, раздражение - эти чувства будут «сливаться» на окружающих. Дети, на которых не обращают внимания, которые испытывают недостаток любви, будут искать внимания любого знака на стороне, в том числе через драки.
Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:
- грубое, жестокое обращение родителей с ребенком;
- применение физической силы во время семейных ссор(драки);
- привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.;
- просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах;
- одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: “А ты тоже его ударь”, “И ты сломай”, “А ты что, отнять не можешь?!”
А теперь что необходимо сделать, чтобы уменьшить уровень агрессии у ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.