«Адаптация обучающихся 1 класса к школьной жизни»
Адаптация - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
По статистике половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития. Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.
Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:
1. Формирование адекватного поведения.
2. Установление контактов с учащимися, учителем.
3. Овладение навыками учебной деятельности.
Признаки успешной адаптации:
- Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
- Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой.
-Третий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.
- Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
В 1 классе 15 человек. Из них 11 мальчиков и 4 девочек. Один обучающийся - 2018 года, остальные – 2017 года рождения. Из 15 человек – 6 человека, посещали детский сад, 7 человек- ГКП,1 мальчик находился на домашнем воспитании, 1 девочка была оставлена на второй год. Дети разных способностей, разного уровня работоспособности и воспитания.
На начало обучения умеют читать хорошо-3 учащихся, слоговое чтение-8 учащихся, 4 ученика -не умели читать, но к концу четверти освоили слоговое чтение 2 учащихся.
Диагностика обследования показала, что из 15 детей высокий уровень готовности к школе имеют 6 обучающихся, средний уровень готовности – 2 обучающихся, низкий уровень готовности – 7 обучающихся. Это свидетельствует о том, что большая часть обучающихся в ходе дальнейшего обучения способны справиться с заданиями самостоятельно, либо с незначительной помощью взрослого.
Есть дети с нарушением фонематического слуха, звукопроизношения- 11 учеников.
Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроках, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким обучающимся относятся Колюшев Артем, Андронов Алексей, Козлова Виктория, Мартынов Дмитрий, Дубровин Максим, Сидоров Макар .У этих детей - высокий уровень адаптации.
В классе есть дети, которые осторожничают, присматриваются. Они не проявляют высокую активность, хотя правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие обучающиеся Волгин Георгий, Андронов Иван. У них - средний уровень адаптации.
В состав класса входят и дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, с трудом переключают внимание с одного вида деятельности на другой, нуждаются в обучающей помощи учителя. К ним относятся: Клемин Никита,Пестова Надежда, Куранов Александр, Натальина Мария, Мокроусов Мирон. Самые слабые Колодин Арсений, Киреева Кристина. У них - низкий уровень адаптации.
За 4 месяца обучения дети стали приобщаться к труду, к требованиям школы, классного руководителя. На уроках ведут себя хорошо, внимательно слушают, сдержаны, усидчивы (кроме Киреевой Кристины.)
Трое детей посещают футбольную секцию на базе Фока
Семьи благополучные и дети имеют все необходимое для обучения. Со всеми родителями установлен тесный контакт. Родители отзывчивы, положительно реагируют на рекомендации классного руководителя, прислушиваются к советам, интересуются жизнью ребенка в школе, спрашивают совета. Все родители оказывают помощь и поддержку своему ребенку в период адаптации к школьной жизни.
Таким образом, процесс адаптации детей идет успешно. Класс работоспособный, дружный, организованный. Обучающиеся общительны, легко идут на контакт с учителем, умеют помогать друг другу, проявляют доброжелательность, владеют навыками самообслуживания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.