Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Применение новых образовательных
технологий при работе
со слабо мотивированными детьми»
(выступление на ШМО начальных классов)
Подготовила: Масленникова М.В., учитель-логопед,
высшая квалификационная категория
24.03.2022г.
" Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться”
В. А. Сухомлинский.
Каждому известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив,
безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: не мотивирован…
Но нельзя забывать, что обучающиеся нашей школы все с ограниченными возможностями здоровья. А это значит, что в силу своего недоразвития некоторые из них просто не могут учиться хорошо.
В современной школе (в период «расцвета» гаджетов, где не только дети, но и их родители, находятся постоянно, когда простое общение с ребенком в семье доходит «до минимума») вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Мотивировать на учебную деятельность детей – значит так затронуть их интересы, склонности, чтобы у них появилось желание реализоваться в учебном процессе.
Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет ни в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим обучающимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения.
В своей практике мы все много лет используем нестандартные формы проведения уроков, занятий, такие как: урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-игра, урок-сказка и другие. Все эти формы работают на заинтересованность детей в процессе обучения, на повышение мотивации. Работая на таких занятиях и уроках дети сами становятся активными участниками, постигая и активизируя знания по какому-либо предмету через игру (игровая деятельность для младших школьников коррекционной школы стоит почти на одном уровне с учебной по их развитию).
Однако, в педагогике существует не мало современных новых образовательных технологий, которые способствуют как мотивации ребёнка к обучению, так и общему его развитию. В своей практике учителя-логопеда я использую следующие технологии:
1.Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. С появлением в кабинете интерактивной логопедической шхуны я имею возможность применять на занятиях (как индивидуальных, так и подгрупповых и групповых) интерактивные компьютерные игры, презентации (о которых мы с вами говорили на моем прошлом мастер-классе, в рамках логопедической недели). Использую в учебной и коррекционной деятельности компьютерные программы, которые использую для психологической поддержки школьников: «Игры для тигры», «Баба-Яга учится читать», «Уроки тетушки Совы». Данные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи.
2.Метод синквейна, актуальность и целесообразность использования которого в логопедической практике объясняется тем, что:
- новая технология способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий;
- является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;
- носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию высших психических функций:
(памяти, внимания, мышления).
3.Логопедический массаж - способ механического воздействия на мышцы, нервные окончания тканей и сосуды речевого аппарата, который я использую в своей работе (Индивидуальный, групповой). Самомассаж - массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка зубами.
4. Су–Джок массаж - регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма. Направленное воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Стимуляция систем соответствия способствуют созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга.
Вариативность воздействия на речевые зоны коры головного мозга заключается в использовании комплексов кинезиологии, бионергопластики и пальчиковых игр, Су–Джок массажа.
5. Аурикулотерапия - система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип как и в Су-Джок массаже). Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.
6. Музыкотерапия способна изменить душевное и физическое состояние:
- замедляет пульс;
- способствует расширению сосудов;
- нормализует артериальное давление;
- стимулирует пищеварение;
- повышает тонус коры головного мозга;
- стимулирует дыхание и кровообращение;
- усиливает внимание.
(Пропеваем на занятиях звуки, слоги, слова)
7. Использую элементы сказкотерапии – психокоррекции, основанной на притягательности для детей сказки, позволяющей мечтать, фантазировать. Выстраиваем «сказочное поле» (строительного игрового материала), проговариваем картины его действия (оречевляем действие), озвучиваем всех героев данного отрывка (по одному или вместе по очереди).
8. Пескотерапия. Используем как простой, так и кинетический. Благодаря играм с песком у детей развивается тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук, снимается мышечная напряжённость, развивается мотивация речевого общения, формируются первичные произносительные умения и навыки, пополняется словарь, формируется связная речь, учатся чтению и письму.
Перечисленные последние технологии используются при нарушениях поведения, страхах, коммуникативной сферы.
Используемые современные технологии позволяют осуществлять как общее гармоническое развитие ребенка, так и коррекцию возможных отклонений доступными «мягкими» методами в привычной обстановке, тем самым позволят добиться повышения качества коррекционной работы.
Привлечь внимание ученика, удивить его - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, не так трудно. Гораздо труднее удержать интерес, сделать его достаточно стойким. Интерес к той или иной работе надо воспитывать постепенно, поддерживая его ко всем предметам различными приёмами. Сначала это будет интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы. Позднее под чутким руководством педагога интерес перерастет в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.
И как заключительные слова хочется сказать: Учитель - это свеча, которая освещает других, потребляя себя. Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо - зажечь!
Желаю всем покорения новых вершин, имея внутреннюю мотивацию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.