Выступление
На тему:
«Применение новых технологий при работе со солабомотивированными детьми».
Учитель начальных классов:
Зарубина Наталья Геннадьевна
Технологии работы со слабо мотивированными детьми.
" Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться”
Василий Андреевич Сухомлинский.
Каждому известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: не мотивирован…
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Мотивировать на учебную деятельность детей – значит так затронуть их интересы, склонности, чтобы у них появилось желание реализоваться в учебном процессе.
Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел
учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет ни в
одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать
ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на
этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. Но все же в практике уже
существует ряд форм нестандартного проведения уроков:
- урок-путешествие, который предусматривают преодоление
ряда этапов заданий на протяжении всего путешествия, тем самым заинтересовывая
ученика, заманивая его в путь-дорогу по стране знаний.
- урок-экскурсия. Экскурсии могут быть реальными, когда
есть возможность посетить объект, и виртуальными, когда нет такой возможности.
- урок-ролевая игра. Уроки ролевых игр нравятся
ученикам тем, что они могут примерить многие роли на себя, решать те или иные
вопросы. Такие уроки дают почувствовать себя в роли взрослых, принимающих
серьезные решения. (Н.В.Гоголь «Ревизор», М.Горький «На дне», Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание» и т.д.).
- урок-игра. К такой категории уроков относятся
уроки–КВНы, викторины, брейн-ринги и многие другие игровые уроки, написанные по
телевизионным передачам.
- урок-аукцион. Дает возможность учащимся показать
себя. Цель «урока-аукциона» — повторить и укрепить знания учащихся по
пройденной теме, показать практическое применение знаний. На уроках-аукционах
ученики более самостоятельны в решении различных учебных заданий, у них есть
возможность проявить себя (итоговый урок по разделу, итоговый урок при изучении
имени существительного и т.д.).
- урок-сказка. На уроке, вписанном в канву какой-либо сказки,
дети выполняют задания сказочных героев, выручают их из плена, преодолевают
различные препятствия и к концу урока есть ощутимый результат, и поставленная
цель всегда достигается и реализуется.
- интегрированный урок. Учащиеся применяют знания и умения,
полученные на одном каком-то уроке, в совершенно другой области. Главное -
продумать единую нить, которая смогла бы объединить два или несколько предметов
для получения и закрепления определенных знаний и умений. Для создания успешной
мотивации важно показать ребенку значимость получаемых знаний, т.е. возможность
их применения в той или иной сфере.
Важным условием повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроке служит наполнение урока жизненно важным содержанием. Урок педагог должен строить так, чтобы это было не только специально организованная форма познания, но и полноценное в социальном и нравственном отношении общение. Урок должен выступать средством своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учебе и развитию познавательного интереса.
Если разложить урок на основные элементы, то важно на каждом этапе педагогическими приемами поддерживать интерес - начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием и домашним заданием.
Для «сильных» учащихся необходимо готовить дополнительные задания. Ученикам, которые стремятся к избеганию неудач (что выявлено с помощью диагностики), давать задания, ограждающие от публичного осуждения и критики.
Создавать ситуацию успеха на уроке (атмосфера доверия, обращение по имени, доброжелательный визуальный контакт, постоянно проявление интереса к ученику, сопереживание ему). Стараться сделать ситуацию успеха достижимой, выбирая такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач.
Формы индивидуальной работы со слабоуспевающими учениками:
1. Составление картотеки:
– индивидуальных заданий по темам (карточки, таблицы и т.д.)
- занимательного материала (ребусы, кроссворды, головоломки, иллюстрации)
- наглядный материал, изготовленный самими учащимися, в виде творческих работ к уроку)
2. Специальные индивидуальные задания на уроке, частично или полностью исключающие учащихся из общей самостоятельной работы.
3. Дифференцированные задания отстающим при проверочной, самостоятельной и контрольной работах.
4. Предупреждающие опросы.
5. Выполнение учащимися заданий по индивидуальным карточкам дома.
6. Проведение консультаций. Проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика.
7. Оказание помощи учащимся перед уроком.
ПРАВИЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ» УЧЕНИКАМИ:
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходимо время, чтобы он понял пройденный материал. Нельзя торопить его.
3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со «слабоуспевающими» учениками.
4. Вселяя детям надежду в то, что они запомнят, поймут материал, чаще давайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5. Работа со «слабоуспевающими» детьми – это огромный труд и терпение. Постепенное развитие памяти, логики, мышления, интереса к учению.
6. Не гонитесь за большим количеством новой информации. Выбирайте из изучаемого материала главное, многократно повторяйте и закрепляйте его.
7. Умейте расположить таких детей к себе. Общение - главная составляющая любой методики. Только тогда получите и результат обучения.
8. Научитесь управлять классом. Уроки должны быть разнообразными, тогда внимание учащихся будет приковано к изучаемому материалу.
9. Начав целенаправленно работать со «слабоуспевающими» детьми, помните: спустя некоторое время их группа вновь разобьется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
10. Научитесь привлекать к обучению «слабоуспевающих» детей более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к «слабым», и пусть продолжается учеба.
Привлечь внимание ученика, удивить его - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, не так трудно. Гораздо труднее удержать интерес, сделать его достаточно стойким. Интерес к той или иной работе надо воспитывать постепенно, поддерживая его ко всем предметам различными приёмами. Сначала это будет интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы. Позднее под чутким руководством педагога интерес перерастет в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.
И как заключительные слова хочется сказать: Учитель - это свеча, которая освещает других, потребляя себя. Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо - зажечь!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.