Выступление на тему
«Система работы учителя со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися по преодолению пробелов в изучении материала»
1.Понятие школьной неуспеваемости
Каждое цивилизованное общество имеет в основе своего существования систему образования, которая является элементом культуры и определяет уровень развития общества. Образование обеспечивает социализацию личности, представляя собой передачу накопленного опыта, знаний последующим поколениям.
В настоящее время, когда стране требуются квалифицированные рабочие и специалисты в разных областях производства, возрастает ответственность школы за уровень и качество обучения учащихся. Одна из задач школы это повышение качества образования. В ходе обучения и оценивания знаний учащихся возникает проблема неуспеваемости в учебной деятельности отдельных учеников практически в каждой школе.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение и воспитание учащихся в школе. Рассмотрим, как трактуется в педагогике понятие «неуспеваемость». Русский философ, педагог и психолог Блонский Павел Петрович под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Психолого-педагогический словарь дает следующее определение этого понятия: «неуспеваемость учащихся - это негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии учащихся в образовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум или более предметам».
Сущность неуспеваемости призвана раскрыть и дидактика. Важнейшая задача дидактики в том, чтобы раскрыть структуру неуспеваемости, признаки, по которым определяются ее компоненты, разработать научно обоснованные приемы обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер улучшения успеваемости учащихся.
Многие российские педагоги различает два вида неуспеваемости:
Абсолютная неуспеваемость. Этот вид неуспеваемости соотносится с минимумом выполнения учеником учебных требований, что определяет полное неусвоение учебного материала. Такая ситуация ставит вопрос перевода учащегося в следующий класс.
Относительная неуспеваемость - это недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы в целом усвоить минимум учебного материала. При решении вопросов повышения успеваемости школьников в целом введение понятия относительной неуспеваемости оправдано с той точки зрения, что оно определяет пути устранения абсолютной неуспеваемости.
А.М. Гельмонт выделяет три вида неуспеваемости в зависимости от количества школьных предметов и устойчивости отставания ученика:
Общая и глубокая неуспеваемость – по многим или всем учебным предметам длительное время.
Частичная, но относительно устойчивая неуспеваемость – по одному-трем наиболее сложным предметам.
Эпизодическая неуспеваемость – то по одному, то по другому предмету, она относительно легко преодолевается.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
-пропуски занятий по болезни;
-слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
-задержка психического развития;
-педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.
Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими детьми – дополнительные занятия с ними. Однако эта работа, требующая большой затраты времени и сил, часто не дает желаемого результата.
Как же можно помочь слабоуспевающему ученику, чтобы ему стало легче усваивать учебный материал, комфортно учиться, развивать интеллектуальные умения, навыки самоконтроля и саморегуляции, как вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности.
2.Десять правил работы со слабоуспевающими.
1.Верьте в способности слабоуспевающего ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2.Помните, что для слабоуспевающего необходим период вживания в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
3.Каждый урок – продолжение предыдущего, который вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала – один из приемов работы со слабыми.
4.Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5.Работу со слабоуспевающими не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
6.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
7.Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения.
8.Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами.
9.Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и…слабоуспевающих.
10.Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных – посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
3.Система работы учителя с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися
1. Основные принципы помощи детям, имеющим трудности обучения.
2. Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности.
3. Типы и виды индивидуальных упражнений, позволяющих освоение программного материала на уроке. Индивидуализация работы.
4. Работа с учащимися, не желающими учиться: формирование положительного отношения к учению.
5. Формы внеурочной работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.
4.Упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания
Упражнение «Самое главное»
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то «секрет» – идею, то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и идеи. Выбираются самые точные и лучшие ответы.
Упражнение «Моментальное фото»
Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.
Упражнение «Лучший вопрос»
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
5.Формирование положительного отношения к учению
Этапы формирования положительного отношения к учению |
|||
Формируемые отношения |
1-й этап |
2-й этап |
3-й этап |
К содержанию учебного материала |
Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости |
Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого |
Существенный, важный, но не привлекательный материал |
К процессу учения (усвоения знаний) |
Действует учитель - ученик только воспринимает |
Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса |
Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса |
К себе, своим силам |
Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий |
Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий |
Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий |
К учителю (коллективу) |
Подчеркнутая объективность, нейтралитет |
Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие |
Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Литература.
1.Безруких М.М. "Психофизиологические особенности обучения и современные требования к обучению (ФГОС)".
2. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления.- М., 1977.
3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания и обучения. - М., 2002.
4.Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: М. 2010.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.