Государственное общеобразовательное автономное учреждение Амурской области «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Доклад
(выступление на педсовете)
«Специальная индивидуальная программа развития. Особенности разработки и реализации»
Подготовила:
Кислова Людмила Геннадьевна,
учитель математики
2018 г.
Идеология ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью построена на двух взаимодополняющих составляющих: академические результаты учащихся и их жизненные компетенции.
Все дети, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные особенностями их развития, имеют возможность получить образование. Чем тяжелее нарушения развития учащегося, тем больше возрастает составляющая жизненных компетенций при проектировании СИПР.
Вспомните, пожалуйста, что означает аббревиатура слова АООП.
(Адаптированная основная общеобразовательная программа).
Что такое СИПР?
СИПР - это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.
В чем принципиальная разница между АООП и СИПР?
Если АООП может реализоваться сразу для нескольких обучающихся, то СИПР подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.
Зададим вопрос: «Зачем проектировать СИПР, если предусмотрена вариативность адаптированных программ?»
Максимальная индивидуализация достигается разработкой СИПР. Например, СИПР разрабатывается для учащихся, имеющих одновременно расстройства аутистического спектра и тяжелые и множественные нарушения развития.
Вариант 2 АООП, на основе, которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. Вариант 2 – это вариант программ для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития. Это наиболее сложная категория учащихся, которые обучаются только по СИПР.
При комплектации классов (ступеней) кроме возраста учитываются особенности психофизического развития детей и степень их потребности в уходе, присмотре и посторонней помощи. В каждом классе (на ступени) могут быть представлены дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тяжести. Выделяют 3 группы:
1) дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не передвигающиеся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП со спастическим тетрапарезом, гиперкинезами и т.д.), в сочетании с нарушениями интеллекта, нуждающиеся в постоянной физической помощи взрослого (в переносе, передвижении коляски, при одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.);
2) дети с расстройствами аутистического спектра в сочетании с нарушениями интеллекта, у которых присутствует агрессия, само агрессия, крик, стереотипии, «полевое» поведение и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и сопровождении;
3) дети с умеренной умственной отсталостью, без других нарушений или в сочетании с более лёгкими формами (чем в двух вышеназванных случаях) других нарушений, не требующие постоянной помощи и контроля со стороны персонала;
При проектировании СИПР необходимо обратить внимание на перечень жизненных компетенций, которые должны быть сформированы у таких учащихся. Например, компетенции, связанные с окружающим миром, начиная от бытовых навыков самообслуживания. Если учащийся изучает счет, то он его изучает не для решения примеров по математике, а для того, чтобы потом иметь возможность купить себе килограмм фруктов.
Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности ребенка с ОВЗ (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью структура СИПР включает:
1.Индивидуальные сведения о ребенке
2.Структура СИПР
3.Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года
4.Индивидуальный учебный план.
4.1. Расписание занятий
5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре
6.Содержание образования:
6.1.Базовые учебные действия
6.2.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий
6.3.Психолого-педагогическое сопровождение
6.4.Нравственное развитие
6.5.Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
6.6.Внеурочная деятельность
7.Программа сотрудничества с семьей
8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Рассмотрим более подробно СИПР.
Индивидуальные сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях.
Характеристика ребенка составляется на основе результата психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. Характеристика включает описание бытовых условий семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, а также заключение ПМПК.
Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.
Необходимым условием реализации образовательной программы ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.
В разработке СИПР для учащихся нашего класса под руководством зам. директора по УВР принимали участие: учитель, учитель-логопед, педагог-психолог.
Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи
Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится в начале и конце года. На основе анализа диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
Базовые учебные действия.
Формирование базовых учебных действий:
· направленность взгляда:
· на говорящего взрослого
· на задание
· выполнение инструкций педагога:
· «Возьми»
· «Посмотри на меня»
· «Покажи»
· использование по назначению учебных материалов
· выполнение действия
· по подражанию
· по образцу
· по инструкции
· выполнение задания от начала до конца
Коррекция поведенческих проблем:
· коррекция негативизма
· коррекция агрессии.
Нравственное развитие:
· Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;
· Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.);
· Умение выражать свои желания, делая выбор;
· Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.
· Формирование экологической культуры,
· Здорового и безопасного образа жизни.
· Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;
· Безопасное поведение в окружающей среде.
В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Государственное общеобразовательное автономное учреждение Амурской области «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Доклад
(выступление на МО предметников)
«Коррекционная работа с обучающимися, как основной аспект психологической поддержки ребёнка в системе личностного ориентированно подхода в образовательном процессе»
Подготовила:
Кислова Людмила Геннадьевна,
учитель математики
2018 г.
Коррекционная работа охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками развития и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, на улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности, на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.
Цель работы – восполнение пробелов в формировании психофизических функций.
В коррекционной школе работа носит элементарно-практический характер и направлена на разрешения следующих основных задач:
- систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка;
- восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения;
- развитие недостаточно сформированных умений и навыков;
- коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка;
- развитие познавательной активности;
- развитие обще интеллектуальных умений: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации.
Коррекционное занятие:
- Формирование социальных и коммуникативных навыков детей.
- Формирование у детей интереса и доступных знаний и представлений об окружающей действительности.
- Формирование и стимулирование сенсорного опыта ребенка.
- Формирование у детей способов ориентировки и мобильности в окружающей действительности.
Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по специальным планам, с учетом особенностей каждого ребенка.
Это:
-занятия по формированию культуры поведения, развитию речи, эмоциональному развитию;
- занятия, направленные на формирование необходимых для жизни социально значимых навыков, в отдельных случаях игровое взаимодействие.
При построении коррекционного занятия, необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать предлагаемый материал:
- на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;
- на уровне взаимодействия с помощью полисопряженных (частично совместных) с педагогом действий;
- на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента);
- на уровне применения знаний по образцу;
- на уровне речевой инструкции.
Требования к коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия:
- Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.
- Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, кукло-, танцевально-двигательной терапии).
- В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.
- Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.
- Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приёмов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных.
К инновационным приёмам относятся следующие виды работ на занятии:
- включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);
- рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изо терапия);
- игры с песком (пескотерапия);
и т.д.
К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
- занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие.
- включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий.
- изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией.
- В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полисопряженных действий с педагогом
Организация индивидуальной работы на коррекционном занятии.
1. Перед началом любого фронтального коррекционного занятия, педагог должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка.
2. На фронтальном занятии используется материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей.
3. На фронтальном занятии должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии.
4. На фронтальном занятии необходимо в предметно-практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.
В своей работ опираюсь на примерную структуру коррекционного занятия.
1. Встреча с детьми (психологический настрой на занятие, приветствие).
2. Упражнения, способствующие включению детей в занятие: игровые приемы, телесный контакт, познание себя и окружающих путем использование метода «аттракции», познание себя и окружающих с помощью зеркала.
3. Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме).
- В основе работы игровые сюжеты, связанные одной темой.
- Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одного составного блока.
4. Релаксационные упражнения.
5. Прощание с ребенком.
Фрагменты занятий:
Тема: Составление предметной картинки с натуральным предметом.
Ход работы по теме:
1. Обучающий эксперимент, когда педагог демонстрирует процесс действия, а затем просит ребенка повторить за ним. Для соотнесения берутся не более 3 картинок.
2. В случае неправильного выполнения повторяется обучающий эксперимент с предметами. На данном этапе идет вербальное руководство действиями ребенка.
3. В случае неверных выполнений вариант обучающего эксперимента повторяется, но убирается один предмет и одна картинка. Работа повторяется по вышеперечисленному плану.
Тема: Вкладывание предметов в прорези (бутылки, банки и т.д.)
(вариант для детей, которые работают только в тесном контакте с педагогом).
Ход работы по теме:
1. Обучающий эксперимент.
2. Сопряженные или полисопряженные практические действия.
3. Предоставление времени для самостоятельного предметно-практического манипулирования.
4. Повторные сопряженные или же полисопряженные действия.
5. Повторное предоставление времени для самостоятельного предметно-практического манипулирования.
В коррекционные занятия включаются примерные блоки комплексного занятия:
- этикет (умение здороваться, прощаться, поведение за столом, общение со взрослым и детьми)
- коммуникативная деятельность (работа с натуральными предметами, игровые речевые ситуации, игровые упражнения, игры, способствующие развитию коммуникативных навыков)
-предметно-практическая деятельность (предметно-практические манипуляции или действия с предметами по теме занятия)
На занятиях по формированию коммуникативных навыков и развитии речи следует соблюдать следующие требования:
- любые задания должны предлагаться в наглядной форме;
- объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, в одной и той же последовательности и теми же выражениями;
- речевые инструкции надо предъявлять голосом разной громкости, не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом;
- целесообразно иногда переходить на шепотную речь;
- обращать внимание на успехи ребенка.
Основные направления коррекционной работы через коррекционные занятия:
- Развитие речи и формирование коммуникативных навыков в ситуациях.
- Ознакомление с окружающим миром.
- Формирование элементарных математических представлений.
- Письмо.
- Сенсорное развитие.
- Чтение (ознакомление с художественной литературой).
- Изобразительная деятельность:
- Лепка (объемная, рельефная, барельефная)
- Аппликация
- Рисование
Трудовое воспитание.
- Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживание
- Формирование элементарных навыков социально-бытового труда
- Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность.
Физическое развитие.
- Ориентировка в пространстве и мобильность.
На коррекционных занятиях применяю следующие методические приемы:
- артикуляционную гимнастику;
- красочную наглядность;
- стихотворные тексты, кроссворды, загадки;
- опорные слова и планы;
- различные коррекционные, дидактические игры;
- физкультминутки;
- пальчиковую гимнастику;
- работу с тетрадью;
- обогащение и уточнение словаря;
- восстановление деформирующего текста;
- составление связных рассказов: по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок;
- путешествие в сказку;
- озвучивание картинок к сказкам;
- технические средства обучения и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.