Тема: «Инновационные подходы к предпрофильной подготовке учащихся на уроках физики»
Человек XXI века - это творческая личность. Он должен быть активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, компетентным.
Наше образование старается приблизиться к научно – гуманной системе, в которой роль учителя отличается тем, что:
- на первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности;
- учитель должен научить ребёнка учиться
– уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты.
Но основной формой работы учителя по-прежнему остаётся урок.
Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволяет учителю:
· отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
· развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
· выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
· воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Назову несколько инновационный технологий, способных сделать урок современным. Такими технологиями являются:
1. Проблемное обучение.
2. Разноуровневое обучение.
3. Проектные методы обучения.
4. Исследовательские методы в обучении.
5. Лекционно-семинарско-зачетная система.
6. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.
7. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
8. Здоровьесберегающие технологи.
Обучение физики на уроках сегодня нельзя представить только в виде теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к физике, использовать разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности.
Глобальные изменения, происходящие в настоящее время вызывают необходимость использовать на уроках ИКТ как средства организующего учебную деятельность ученика и способствующего его адаптации в сегодняшней жизни.
Современный урок физики даёт возможность самостоятельно учащимся приобретать новые знания. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской деятельностью воспитанников.
Концепцией модернизации российского образования, принятой Правительством РФ, предусматривается профильное обучение и ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Важным этапом в осуществлении этого выбора является предпрофильная подготовка, где большое внимание уделяется диагностической, информационной, профориентационной работе с девятиклассниками. Предпрофильная подготовка создает образовательное пространство, которое способствует самоопределению девятиклассников, через организацию курсов по выбору, информационную работу, профильную ориентацию и профориентационную работу.
Основная задача предпрофильной подготовки — комплексная работа с учащимися для выбора дальнейшего пути обучения. Именно поэтому предпрофильная подготовка является важным компонентом профильного образования. В соответствии с ФГОС второго поколения содержание программы предпрофильной подготовки должно:
1) соответствовать концепции профильной школы;
2) иметь практическую направленность;
3) обладать логикой построения и подачи учебного материала;
4) быть хорошо структурированной и связной по содержанию;
5) быть реалистичной по времени и затраченным ресурсам;
6) предполагать активные методы обучения, дающие учащимся осознанно и объективно сделать выбор для продолжения образования;
7) иметь определенную степень новизны;
8) обладать некоторой степенью
обобщенности содержания, что позволяет развивать общеучебные и предметные
умения и навыки.
Цель предпрофильной подготовки: создание условий для развития разносторонних
интересов и способностей учащихся, активизация их познавательного интереса на
первом пропедевтическом этапе предпрофильной подготовки по физике.
Задачи предпрофильной подготовки по физики:
‒ привить интерес к предмету, к добыванию знаний с учетом возраста детей и их способностей;
‒ создать условия для формирования и развития универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных;
‒ раскрыть межпредметные связи между физикой и математикой, биологией, валеологией, технологией;
‒ познакомить учащимся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерения, экспериментальное исследование;
‒ представить физические явления на примерах бытовых ситуаций, что поможет школьникам разобраться в сложных законах физики;
‒ воспитать уважение к деятелям науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.
В соответствие с ФГОС второго поколения, в результате предпрофильной подготовки учащиеся приобретут следующие умения:
‒ личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
‒ метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
‒ предметные: знать основные вводные понятия физики, выполнять прямые измерения физических величин.
Основываясь на вышеизложенном, можно
сказать, что предпрофильная подготовка учащихся по физике является важной
ступенью к выбору будущего профиля, а значит и будущей профессии. Чем раньше
задуматься о выборе будущего профиля, тем больше гарантия того, что ребенок не
ошибется в выборе будущей профессии и сможет социально адаптироваться в сложной
экономической ситуации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.