Понятие функциональной грамотности и ее виды
Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.
Ребенку
важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся
окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе
нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные
отношения. Это так же способность человека использовать навыки чтения и письма
в условиях его взаимодействия с социумом (прочитать инструкцию, заполнить
анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который
дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально
быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональная грамотность включает в себя:
общую грамотность, информационную и коммуникативную.
Общая грамотность: написание сочинений, рефератов, ответы на вопросы; построение фраз без затруднений; написание заявлений, заполнение каких-либо анкет.
Информационная грамотность: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов.
Коммуникативная грамотность: работа в паре, в группе.
Читательская грамотность – это способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом функциональной грамотности. Обучение работе с информацией направлено на формирование умения читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации для решения практических учебных, в том числе жизненных задач.
Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Креативное мышление – это такое мышление, которое ведет к новым подходам, свежим взглядам, новому пути к пониманию и видению вещей. Возможность увидеть мир новым образом, с помощью воображения.
Составляющие креативного мышления:
1. Любознательность, интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше; самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).
2. Развитие воображения (оригинальность предложенных идей; способность продуцировать большое количество идей).
3. Умение быстро перестраивать свою
деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой
информации об объекте исследования.
Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит
от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной
программы и самого человека.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.
В заключение хочется озвучить высказывание И.В. Гёте: «Чего человек не понимает, тем он не владеет».
Если современному ребенку непонятно всего одно слово в тексте, и смысл начнет ускользать, то возникает нелюбовь к тексту.
Если обучающийся не умеет читать и не понимает прочитанного, у него возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если у детей возникают учебные затруднения, то откуда в таком случае появится любовь к процессу познания?
Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность -
это фундаментальная база функциональной грамотности.
Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь: определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание текста, соотносить его с собственным опытом. Во-вторых, позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.
![]() |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.