Выступление "Понятие функциональной грамотности и ее виды на уроках русского языка и литературы"

  • docx
  • 01.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала доклад.docx

 

Понятие функциональной грамотности и ее виды

Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.

Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения. Это так же способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

 

Функциональная грамотность включает в себя: 

общую грамотность, информационную и коммуникативную.

 

Общая грамотность: написание сочинений, рефератов, ответы на вопросы; построение фраз без затруднений; написание заявлений, заполнение каких-либо анкет.

 

Информационная грамотность: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов.

 

Коммуникативная грамотность: работа в паре, в группе.

 

 Читательская грамотность – это способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом функциональной грамотности. Обучение работе с информацией направлено на формирование умения читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации для решения практических учебных, в том числе жизненных задач.

Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

 

   Креативное мышление – это такое мышление, которое ведет к новым подходам, свежим взглядам, новому пути к пониманию и видению вещей.  Возможность увидеть мир новым образом, с помощью воображения.

 

 Составляющие креативного мышления:

1. Любознательность, интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше; самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).

2. Развитие воображения (оригинальность предложенных идей; способность продуцировать большое количество идей).

3. Умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

 

 В заключение хочется озвучить высказывание И.В. Гёте: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». 

Если современному ребенку непонятно всего одно слово в тексте, и смысл начнет ускользать, то возникает нелюбовь к тексту.

Если обучающийся не умеет читать и не понимает  прочитанного, у него возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если у детей возникают учебные затруднения, то откуда в таком случае появится любовь к процессу познания?


Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности.

Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь: определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание текста, соотносить его с собственным опытом. Во-вторых, позволяет  отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и  на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.