Психологический климат в семье и стили семейного воспитания.
Цели:
1. Развитие у родителей потребности в приобретении психолого- педагогических знаний.
2. Повышение педагогической культуры.
3. Информационное обеспечение родителей.
Добрый день, уважаемые родители, участника Форума! Сегодня наша встреча посвящена семейным отношениям. Неслучайно, все выступающие сегодня специалисты разных ведомств обратили Ваше внимание на общение с детьми в семье, дома.
Эпиграфом к нашему разговору я взяла слова Л. Н. Толстого:
« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Чем вызван выбор данной темы?
Все начинается с семьи.
Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального положения, но и состояния нравственно – психологического климата той семьи, в которой он живет.
Семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди.
Семейное воспитание продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Если воспользоваться приемом психологов, то можно представить себе, что ребенок – это чаша. И задача родителей её наполнить. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать?
Какими качествами вы бы хотели его наделить? Предлагаю Вам поразмышлять, ответить себе на данный вопрос. (Дается время родителям для размышлений. Примерно, 1 минута)
Наверное, каждый из вас мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, сильным, умным, честным, справедливым, благородным, заботливым, любящим. И никто из родителей не пожелает ребенку стать лживым, лицемерным, подлым. Мало наполнить чашу, важно, чтобы она не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, ярче, интереснее. Семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые и главные уроки любви, понимания, доверия, веры.
Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет.
В каждой семье складывается тот или иной тип детско – родительских отношений. Психологами определены основные их типы (детско-родительских отношений.)
А теперь перейдём к характеристике стилей семейного воспитания, и Вы сможете определить достоинства и недостатки Вашего стиля.
1.Авторитарный тип
В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребёнка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчёт.
При таком стиле детско-родительских отношений:
· ребёнок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинить родительской воле;
· у родителей есть ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребёнка;
· ребёнок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь;
В дальнейшем это может привести к тому, что ребёнок:
· при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жёсткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьёй;
· вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет также послушен и управляем;
· став взрослым, либо сам приобретает весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.
2.Попустительский тип
Родители мало интересуются ребёнком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребёнка, и частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребёнок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят детей, снабжают необходимым и даже больше, однако практически не имеют с ним контакта.
Исследования показали, если эмоциональные проявления взрослых скупы, дети часто безразличны к тому, что происходит вокруг них, стремление к общению как со сверстниками, так и со взрослыми выражено слабо. Если родители не улыбаются в ответ на улыбку ребенка, не смеются вместе с ним, не проявляют по отношению к нему нежности и ласки, то они не удовлетворяют его потребности в эмоциональном самовыражении. И тогда эмоциональные проявления в поведении ребенка ослабляются, блокируется чувственная сторона его переживаний, теряется непосредственность, жизнерадостность, искренность в выражении чувств.
Такие дети будут недоверчивы к чувствам других, не смогут установить эмоциональных связей с окружающими, обрекут себя на недоверчивость, подозрительность, мнительность. Став родителями, им в свою очередь при всем желании будет трудно проявить любовь к детям.
При таком стиле детско-родительских отношений:
· родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребёнка;
· ребёнок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.
Однако в дальнейшем:
· отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребёнка личностных проблем низкой самооценки, неумению понимать себя и других;
· отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребёнка нет твёрдой опоры, чувства защищённости.
· возможны отказы от учебы в школе и профессиональных учебных заведениях.
· становятся частыми случаи неподчинения правилам и требованиям в общественных местах.
3. Гиперопекающий тип
Ребёнок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяется, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. С ребенка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Ребёнок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живёт в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.
При таком стиле детско-родительских отношений:
· у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребёнка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;
· они ощущают себя «сделавшими всё для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;
· до начала социализации (поступление в детский сад или школу) ребёнок ощущает себя защищённым.
В дальнейшем это может привести к тому, что:
· ребёнок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что было в его семье;
· он станет инфантильно - потребительски относится к миру;
· будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадёт;
· ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии всё же настигнут его в реальной жизни.
4. Демократический тип
Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определённых традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребёнок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает тёплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.
При таком стиле детско-родительских отношений:
· жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребёнком;
· отсутствуют простые решения, иллюзия контроля над ситуацией, нет однозначности, родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему придётся осознать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребёнку за его собственную жизнь.
Однако в дальнейшем ребёнок:
· вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;
· осознаёт свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;
· приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.
В реальной жизни все еще более сложнее, чем в любой классификации. Бывает и так, что в семье может присутствовать одновременно два, а то и три стиля отношений.
Но, так или иначе, один из стилей продолжает доминировать. И если его преимущества для родителей очевидны, то недостатки чаще всего ускользают от их внимания.
Сейчас я хочу вам предложить небольшой тест на верность Вашей воспитательной позиции.
Утверждения.
1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.
2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.
3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.
4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.
5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.
6. Воспитание - это тяжелый труд.
7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.
10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.
11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.
13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.
14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.
15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.
( итоги теста на слайде)
Закончить нашу встречу я хочу песней для Ваших размышлений. (Клип “Мимо текла, текла река”)
Желаю всегда быть на одной волне с ребёнком, желаю, чтобы в семье был мир и гармония, чтобы Вы, родители, крепко любили своё чадо и в любом вопросе помогали найти ему верный ответ.
Спасибо всем участникам родительского форума!
Приложение.
Тест «Мера заботы» Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна Ваша воспитательная позиция. Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.
"Категорически не согласен" - 1 балл.
"Я не спешил бы с этим согласиться" - 2 балла.
"Это, пожалуй, верно" - 3 балла.
"Совершенно верно, я считаю именно так" - 4 балла.
•
Если вы набрали свыше 40 баллов,
Интересы ребенка - главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна
одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это
чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка,
стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим
требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется
пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более
препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему
ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно
замечено: "Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас".
От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать
распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не
чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.
Если Вы набрали менее 25 баллов, то Вы явно недооцениваете
себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение
обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают
Ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от Вас большего участия и заботы.
•
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.