Выступление « Роль деятельностного метода обучения в создании развивающего пространства начальной школы средствами математики».
Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
математика +1
Взрослым
23.04.2017
Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект традиционной системы: «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» и другие. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.
Роль деятельностного метода обучения .docx
ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ГОРОДА КРАСНОПЕРЕКОПСКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Красноперекопска
ТЕМА: « Роль деятельностного метода обучения в создании
развивающего пространства начальной школы средствами
математики».
Выступление подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №4»
г.Красноперекопска
Смирнова Нина Петровна
Красноперекопск, 2015 Роль деятельностного метода обучения в создании развивающего пространства
начальной школы средствами математики.
«…Образование, чтобы достичь своей цели
и для отдельного ученика и для общества,
должно базироваться на актуальном
и жизненном опыте отдельного человека…».
Дьюи
ему
Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили
перед школой задачу, в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить
ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и
приносить
максимальную
пользу.
Образование должно воспитывать в человеке чувство чести и собственного
достоинства, социальную справедливость, гуманизм, высокую духовность и
нравственность. Таким образом отечественной системе образования выдвинут
новый социальный заказ. Обществу необходимы социально мобильные,
творчески действующие граждане, способные развивать науку, промышленность,
обеспечивающие поступательное движение
неукоснительном
соблюдении гражданских прав и свобод.
Вот почему вновь в стандартах общего образования ставится вопрос об
оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном
переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.
вперёд при
Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его
варианте будь это система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или
любой современный учебнометодический комплект традиционной системы: «Школа
2100», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» и другие. Во всех
системах и учебнометодических комплектах на первом месте стоит не накопление у
учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление
личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном
мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.
Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка
действовать можно только в процессе деятельности.
Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным
потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе
собственной деятельности.
Что же представляет собой учение как деятельность?
Термин «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» определяет любую активность, любую работу
человека.
Осмысленная и целенаправленная деятельность школьников по
овладению знаниями определяется как учебная деятельность. Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно
построить и, как всякая деятельность, учение выполняется на основе
определённой процедуры.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир,
необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение
анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать
адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот
с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так
построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Этому способствуют активные формы и методы обучения, к которым
можно отнести:
игру, (различные виды игр);
проблемные ситуации;
обучение через деятельность;
групповую и парную работу;
«оценочную» деятельность обучающихся (результат).
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании
обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и
продвижение его в развитие осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое
знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им
нового знания. Процесс познания должен быть организован, как самостоятельная
деятельность познающего. Учитель организатор процесса
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат
деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.
Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также
преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть
сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природеобществесамом
себе), о роли и месте науки в системе наук.
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому
обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и
обеспечивает его усвоение на уровне социальнобезопасного минимума
(государственного стандарта знаний)
5.
снятие
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики
сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного
мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы,
формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору
оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало
в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта
Принцип психологической комфортности предполагает творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить
решение нестандартных задач.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям
культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими
требованиями традиционной школы (принципы наглядности,
доступности,
преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.).
Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а
продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных
целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого
обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной
образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально
безопасного минимума.
Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых
и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной
парадигме образования.
Включение ребенка в учебную деятельность на основе метода рефлексии создает
условия не только для формирования у него готовности к саморазвитию, но и для
формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей (самовоспитания).
Технология деятельностного метода обучения включает в себя
систему деятельностных шагов.
Рассмотрим последовательность
примере структуры урока введения нового знания, которая имеет следующий вид:
деятельностных
шагов
на
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в
пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе
организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную
деятельность ("хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки ("могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в
учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление
учеником своего реального "Я” с образом "Я идеальный ученик”, осознанное
подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку
внутренней готовности к их реализации.
Рекомендации к проведению:
1) Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и.т.д.
2) Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной
деятельности: 1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа
действий;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается
затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими
самими.
Рекомендации к проведению:
1) Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа.
2) Индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения,
математический диктант и т.д.
3) Фиксация в громкой речи различных вариантов решения и отсутствия изученного
способа их обоснования.
3. Постановка учебной задачи.
На данном этапе обучающиеся соотносят свои действия с используемым способом
действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во
внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную
деятельность обучающихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме
эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся
знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные обучающимся
алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение
этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
Рекомендации к проведению:
Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог.
Включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и т.д.
4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)
На данном этапе предлагается выбор обучающимися метода разрешения
проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими
гипотез.
Учитель организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма
(подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.) После построения и обоснования
нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с
формулировками и обозначениями общепринятыми. В завершении устанавливается, что
учебная задача разрешена.
Рекомендации к проведению:
Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог,
мозговой штурм и т.д.
Использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на
новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
Рекомендации к проведению:
Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию.
«Цепочки», соревнования, игровые ситуации и пр. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:
обучающиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа
действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом (эталоном),
и сами оценивают ее. В результате организуется исполнительская рефлексия хода
реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха,
способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
Рекомендации к проведению:
Письменная работа, небольшой объем, узкая типовая направленность. Индивидуальная
деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и
выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как
промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется
использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для
введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с
одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой
– подготовка к введению в будущем новых норм.
Рекомендации к проведению:
Коммуникативное взаимодействие преимущественно в парах или группах. Возможность
выбора заданий учащимися. Включение элементов проектирования, игровых ситуаций и
т.д.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В
завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов
деятельности и намечаются цели последующей деятельности.
Рекомендации к проведению:
Беседа: Чему научились? Что нового узнали? Каким способом? Где используется? В
чем отличие новой ситуации от ранее изученной? Где возникло затруднение? Каковы
результаты класса?(мои собственные)? Кого можно похвалить? Над чем ещё надо
поработать? Возможно использование специальных сигналов цвет, знак, шкала и т.д.,
для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности. ( Если вы все
поняли, то поднимите зеленый, если вообще ничего не понял красный; «гора
успеха», «мишень»…)
Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.
Методические основы построения урока введения нового знания №
Этапы
урока
Цели
Время
Приемы,
Способы,
методы
вопросы
Cамоопределение
I
к деятельности
( Орг. момент)
II
Актуализация
знаний
Включение
учся
деятельность
в
на личностно
значимом
уровне
Повторение
изученного
материала,
необходимого
для открытия
нового знания, и
выявление
затруднений в
индивидуальной
деятельности
каждого учся.
III Постановка
учебной задачи
Обсуждение
затруднений;
проговаривание
цели урока в
виде вопроса, на
который
предстоит
ответить.
45 мин
Метод постановки
учебной
задачи:
побуждающий от
проблемной
ситуации диалог;
подводящий к теме
диалог; подводящий
без
проблемы
диалог.
IY
« Открытие нового
знания»
(
построение
проекта выхода из
Решение устной
задачи
и
обсуждение её
решения;
фиксирование
78 мин Побуждающий
к
гипотезам диалог;
подводящий
к
открытию
знания
диалог; подводящий
Учитель высказывает
добрые пожелания;
предлагает пожелать
друг другу удачи;
12 мин
девиз, эпиграф:
« Где есть желание,
найдется путь! »;
самопроверка д/з.
Ребята, подумайте, что
пригодится для успешной
работы на уроке?
В конце урока вы
должны
объяснить,
почему именно такой
эпиграф выбран сегодня.
45 мин
Самостоятельная
с
работа
самопроверкой учся
по готовому образцу
и фиксацией ошибок
Индивидуальная работа,
работа в группах.
Что интересного вы
заметили?
Как проверить верное ли
решение или неверное?
Кто прав из детей?
Какая же команда
заработала балл?
Почему возникли
затруднения?
Что вы ещё заметили?
Почему не можете
объяснить свои ответы?
Предложите название
темы урока.
Как бы вы назвали этот
новый тип задачи?
Диалог; групповая или
парная работа.
Каким способом вы
предлагаете выполнить затруднения)
нового
алгоритма
( понятия) в
языке и знаково.
без
диалог.
проблемы
Y
Первичное
закрепление
Проговаривание
нового знания;
запись в виде
опорного
сигнала;
решение
типовых заданий
на новый способ
действия.
45 мин
Комментирование;
обозначение
знаковыми
символами;
выполнение
продуктивных
заданий
это задание?
Предположите свои
версии,
исходя из
значения этих слов в
языке.
Попробуйте построить
алгоритм решения.
Фронтальная
работа в парах.
работа;
Почему важно уметь
понимать это правило?
Какая из указанных
частей должна войти в
конспект?
Расставьте шаги
алгоритма.
Запишите решение с
комментированием.
Самостоятельная
YI
работа
с
самопроверкой по
эталону
Каждый для
себя должен
сделать вывод о
том, что он уже
умеет; создание
мотивации на
успех
для
каждого
ребёнка.
45 мин
Самоконтроль;
самооценка.
Кто верно выполнил всё
задание?
Письменная
самостоятельная
работа ( не более 23
заданий).
Какой номер вызвал
затруднения?
Смогли ли вы проверить
свою работу?
YII Включение нового
знания в систему
знаний
и
повторение
Решение задач
на повторение и
закрепление
изученного
материала.
78мин
Индивидуальная
вместе
консультантом;
.групповая; в парах.
или
с
Нужно ли ещё
в
потренироваться
решении таких задач?
Здесь один пример
легче, а другой – сложнее.
Выберите и решите один YIII
Рефлексия
деятельности
( итог урока)
23 мин
по желанию.
Какую задачу ставили?
Удалось ли решить
поставленные задачи?
Какие
результаты?
получили
Где можно применить
новое знание?
Какое задание вызвало у
вас затруднение?
Над чем ещё надо
поработать?
Кому из ребят скажем
спасибо7
Как оцените работу
класса?
Осознание учся
своей учебной
деятельности;
самооценка
результатов
деятельности
своей и всего
класса;
домашнее
задание
(
выбора,
творчества,
отсутствие
перегрузки).
элемент
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на
четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу
действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых
элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии
коррекционноконтрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование
собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и
реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу
действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно
методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к осуществлению
контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
предъявление контролируемого варианта;
наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию
деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
∙ написание обучающимися варианта контрольной работы;
∙ сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
∙ оценка обучающимися результата сопоставления в соответствии с ранее
установленными критериями.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими
целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить
инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии
организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод
обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов
как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и
учеником.
Приёмы создания проблемной ситуации
Тип противоречия
Приёмы создания проблемной ситуации
Тип
проблемной
ситуации
С удивлением Между двумя (или более)
положениями
теории или точки
1.Одновременно предъявить противоречивые
факты,
зрения.
2.Столкнуть разные мнения учеников
вопросом или практическим заданием.
Между
житейским
представлением учащихся
Шаг 1.
3.
Обнаружить житейское
представление учащихся вопросом или и научным фактом
практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением,
экспериментом или наглядностью.
С затруднением Между необходимостью
задание
выполнить
учителя
4.Дать практическое задание, не выполнимое
вообще.
5.Дать практическое задание, не сходное с
предыдущими.
6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое
задание,
предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не
выполнено.
сходное
с
Методы постановки учебной проблемы.
1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог:
побуждение к созданию противоречия;
побуждение к формулированию учебной проблемы.
2. Подводящий к теме диалог.
Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к
созданию темы урока.
Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».
3. Мотивирующие приёмы:
яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории
науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.
актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих
учащихся.
2. Подводящий к открытию знания диалог.
Рассмотрим пример фрагмента урока математике в 1 классе, на котором реализуется
деятельностный метод обучения.
Тема: Правило проверки решения уравнения.
Цели урока:
научить выполнять проверку решения уравнений;
закрепить навык определения целого и части, умение решать уравнения всех
изученных типов, работать над самостоятельным комментированием, навыки
решения текстовых задач, быстрого и стабильного счёта в пределах 9; развивать речь, логическое мышление, память, внимание, математические
способности.
На этапе актуализации знаний в ходе успешного выполнения задания на установления
взаимосвязи между частью и целым, решением нескольких уравнений, учащимся
задаётся проблемный вопрос, ответ на который с ходу невозможен (используется
мотивирующий приём постановки учебной проблемы – «актуальность»).
За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение:
2 + х = 6
2 + х = 6
2 + х = 6
х = 6 + 2
х = 6 – 2
х = 6 2
х = 8
х = 4
х = 3
Почему сразу не можем ответить?
Назовите тему урока.
На этапе «Открытия нового знания» учащиеся решают учебную проблему на основе
побуждающего к гипотезам диалога. Дети высказывают следующие гипотезы:
проверить правильность, определяя части, целое;
проверка вычисления;
догадка – подставить число вместо х.
Далее в процессе фронтальной работы составляется алгоритм проверки:
Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не
только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить
детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность,
владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую
находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся
жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить,
вступать в дискуссию. Преимущества деятельностного подхода
∙ У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной
работы;
∙ формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
∙ возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и
активной работе;
∙ интерес к предмету побуждает к чтению биологической литературы, что
расширяет их познания в области данной науки.
Выступление « Роль деятельностного метода обучения в создании развивающего пространства начальной школы средствами математики».
Выступление « Роль деятельностного метода обучения в создании развивающего пространства начальной школы средствами математики».
Выступление « Роль деятельностного метода обучения в создании развивающего пространства начальной школы средствами математики».
Выступление « Роль деятельностного метода обучения в создании развивающего пространства начальной школы средствами математики».
Выступление « Роль деятельностного метода обучения в создании развивающего пространства начальной школы средствами математики».
Выступление « Роль деятельностного метода обучения в создании развивающего пространства начальной школы средствами математики».
Выступление « Роль деятельностного метода обучения в создании развивающего пространства начальной школы средствами математики».
Выступление « Роль деятельностного метода обучения в создании развивающего пространства начальной школы средствами математики».
Выступление « Роль деятельностного метода обучения в создании развивающего пространства начальной школы средствами математики».
Выступление « Роль деятельностного метода обучения в создании развивающего пространства начальной школы средствами математики».
Выступление « Роль деятельностного метода обучения в создании развивающего пространства начальной школы средствами математики».
Выступление « Роль деятельностного метода обучения в создании развивающего пространства начальной школы средствами математики».
Выступление « Роль деятельностного метода обучения в создании развивающего пространства начальной школы средствами математики».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.