Выступление " Технология перспективно-опережающего обучения"
Оценка 5

Выступление " Технология перспективно-опережающего обучения"

Оценка 5
Педсоветы
docx
классное руководство
Взрослым
29.03.2018
Выступление   "   Технология перспективно-опережающего обучения"
Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности, то есть происходит в «зоне ближайшего развития ребёнка». Благодаря этому опережающее обучение имеет общие черты с технологией развивающего обучения, так актуальной в современной педагогике. Я на практике убедилась в эффективности технологии опережающего обучения, причём как в работе с детьми с ОВЗ, так и с нормальными детьми.
выступление.docx
Технология перспективно­опережающего обучения 1.   Задача   современной   школы   –   формирование   человека,   постоянно совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека творческого в широком смысле   этого   слова.   На   помощь   творческому   педагогу   приходят   современные образовательные   технологии,   одной   из   которых   является   технология   перспективно­ опережающего обучения. 2. Технология опережающего обучения ­ технология, при которой краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнётся изучение её по программе.   Во время объяснения нового материала учитель объясняет фрагмент темы, которая будет изучаться значительно   позже,   но   ее   содержание   приближено   к   теме   сегодняшнего   урока. Перспективная   тема   дается   малыми   дозами,   раскрывается   медленно.   В   обсуждение включаются сначала сильные учащиеся, затем средние, а уж потом и слабые ученики. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности, то есть происходит в «зоне ближайшего развития ребёнка». Благодаря этому опережающее обучение имеет общие черты с технологией развивающего обучения, так актуальной в современной педагогике. Главная идея развивающего обучения заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития.  Одной   из   первых   в   своих   работах   выдвинула   необходимость   опережения   при обучении школьников С.Н. Лысенкова.  Я  на практике убедилась в эффективности  технологии  опережающего обучения, причём как в работе с детьми с ОВЗ, так и с нормально развивающимися детьми.  Само восприятие включает в себя осмысление. Мыслительная работа «охватывает восприятие со всех сторон: предваряя его, в него включаясь и над ним надстраиваясь».  Процесс   формирования   знаний   начинается   с   восприятия   признаков,   свойств объектов   и   явлений.   Несмотря   на   это,   первым   условием   эффективности   процесса формирования   знаний   у   младших   школьников   является   организация   чувственного восприятия   нового   учебного   материала,   в   соответствии   с   возрастными   возможностями учащихся начальной школы. Как известно, восприятие материала многими нашими детьми несовершенно. Оно замедленно в связи с запаздыванием реакций ребенка на внешние раздражения. Не все то, что   предъявляется   детям   для   восприятия,   отражается   в   их   сознании.   Одни   стороны действительности схватываются полностью, другие выпадают из поля зрения. Многое из воспринятого ребенком оказывается неадекватным действительности. Чаще всего восприятие приобретает фрагментарный характер, часто отсутствует необходимая   смысловая   связь,   кроме   того,   отсутствует   связь   между   восприятиями   и представлениями,   Это   затрудняет   использование   восприятием   и   мышлением. предшествующего   индивидуального   опыта   детей   и   нормальное   протекание   процесса первичного анализа воспринятого материала. В   связи   с   наличием   указанных   особенностей   процесса   восприятия   учебного материала   детьми,   специалистами   используются   специальные   приемы   и   средства, направленные   на   обеспечение   полноты,   точности   и   адекватности   восприятия   учебного материала: ­  внутренняя установка ученика на восприятие, на усвоение учебного материала в целом; ­ другое условие (фактор) успешного восприятия можно сформулировать так: то, что необходимо узнать и сознательно воспринять, должно быть выделено учениками. Мало смотреть ­ надо видеть, мало слушать ­ нужно слышать; ­ успешность восприятия в значительной степени зависит от наличия у учащихся ориентировочной основы деятельности, то есть четкого представления, что, как, для чего воспринимать, какие для этого следует применять приемы, способы, средства, как ими пользоваться, т.е. детей нужно сознательно учить воспринимать материал; ­   формирование   положительного   мотива   к   изучению   предлагаемого   материала. Опираясь   на   этот   важнейший   мотив   учения,   можно   достичь   больших   успехов   и результатов, чем предписаниями, жесткими требованиями; ­ объекты восприятия имеют различные свойства, проявления, по­разному влияют на органы чувств (анализаторы), с помощью которых осуществляется их познание. Поэтому чем больше количество анализаторов привлекается к восприятию (слух, зрение, осязание, обоняние, двигательные чувства), чем разнообразнее методы подачи учебного материала (словесные, наглядные, практические), чем разнообразнее формы организации восприятия (коллективные,   индивидуальные),   чем   теснее   сочетается   деятельность   учащихся   по непосредственному   восприятию   учебного   материала   с   работой   по   его   осознанию   и осмыслению   (повторение,   решение   задач,   работа   с   карточками­заданиями,   составление таблиц, конспектирования и т. п.), тем восприятие становится более четким, осознанным, прочным.   Особенностью   технологии   опережающего   обучения   является   использование опорных схем.  Они используются во время объяснения нового материала, затем к ним обращаются в процессе повторения и обобщения. Учащиеся пользуются опорными схемами при   ответах,   не   боятся   ошибиться,   а   схема   ­   это   своеобразный   алгоритм   ответа   на поставленный вопрос. ­ качество восприятия в решающей степени определяется пониманием учащимися изучаемого   материала.   Если   ученики   не   поняли,   то   восприятие   фактически   не   будет. Понимание   всегда   означает   включение   нового   материала   в   систему   уже   сложившихся представлений и понятий, связывание незнакомого материала с уже знакомым. Восприятие ребенка   тесно   связано   с   представлениями,   сформировавшимися   в   результате предшествовавших   восприятий   и   мышлением.   На   данном   этапе   и   работает   технология опережающего   обучения.  Дидактическая   задача   учителя   заключается   в   накоплении   у учащихся   запаса   представлений,   необходимых   для   формирования   соответствующих понятий, обеспечения их полноценного характера для того, чтобы на основе полученных представлений формировать понятия. Подготовить учащихся к восприятию системы новых знаний означает:  Организовать процесс восприятия таким образом, чтобы  известные детьми факты, понятия   (причём   в   разной   степени)   «всплыли»   на   данном   этапе   и   облегчили восприятие нового материала;    установить внутреннюю связь новых знаний со знаниями и учебно­познавательными умениями, что уже сформированы у младших школьников, или с их жизненным опытом и обеспечить переход от усвоенного ранее к новому; вызвать у учащихся интерес к новым знаниям, внимание к словам учителя; создать положительное отношение учащихся к уроку и установку на усвоение новых знаний. Активное,   осмысленное   восприятие   учащимися   нового   учебного   материала происходит тогда, когда у них возникает потребность в новых знаниях, когда новые знания несут в себе ответы на вопросы, которые возникали в сознании школьников. Усвоение   учащимися   нового   материала   требует   чувственного   восприятия   ими объектов и явлений окружающей действительности. Отсюда следует давно признанная и важная роль наглядности обучения как средства формирования осмысленных и крепких естественных знаний у учащихся. В процессе восприятия значительную роль играет сочетание средств наглядности со словом   учителя,   словесную   формулировку   того,   что   наблюдается.   Для   младших школьников это является необходимым условием, без соблюдения которого их восприятие становится   не   репродуктивным.   Словесное   выражение   результатов   восприятия   вслух одним учеником позволяет каждому ребенку осознать содержание, сравнить собственный результат   с   результатами   одноклассников,   при   необходимости   присмотреться, прислушаться, обратить внимание на отдельные детали. Одним  из методов технологии опережающего обучения  является комментируемое управление.   Методический   прием   «комментируемое   управление»   представляет,   по существу, ответ с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом. С.Н. Лысенкова объединила комментирование 3­х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса. С помощью комментированного управления: • средний и слабый тянутся за сильным учеником; • развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; • ученик ставится в положение учителя, управляющего классом. Комментируемое   управление,   позволяет   сделать   учебный   труд   осмысленным   и одновременно обеспечивает обратную связь: даёт учителю возможность контролировать уровень   знаний   учеников,   вовремя   заметить   отставание,   обеспечить   продвижение   в овладении знаниями и практическими навыками. Успех   обучения   ребенка   в   школе   в   большой   степени   зависит   от   того,   как   он воспринимает   учебный   материал.   У   ребенка,   который   поступает   в   школу,   уже относительно развиты различные виды восприятий. За время обучения в младших классах его   восприятия   значительно   обогащается.   В   процессе   учебно­воспитательной   работы учитель   углубляет   опыт   ученика   и   обучает   его   правильно   воспринимать,   правильно наблюдать.   Объекты   восприятия   становятся   для   ученика   объектами   специального наблюдения и изучения. 4. Концептуальные положения: • Реализация   принципа   дифференцированного   подхода   как   условие   личностно­ ориентированного обучения; •   Облегчение   процесса   восприятия   учебного   материала   с   опорой   на   имеющиеся знания, опыт; • Последовательность, системность содержания учебного материала; • К полной самостоятельности — постепенно; • Успех ­ главное условие развития детей в обучении; • Через знающего ученика учить незнающего. • Предупреждение ошибок, а не работа над ними. • Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребенок, у которого что­то   не   получается,   не   чувствует   себя   ущербно,   не   стесняется   отвечать,   не   боится ошибиться. 6.  Вывод:  чтобы   уменьшить   объективную   трудность   некоторых   вопросов программы,   улучшить   качественные   характеристики   процесса   восприятия   учебных понятий надо опережать их введение в учебный процесс.

Выступление " Технология перспективно-опережающего обучения"

Выступление   "   Технология перспективно-опережающего обучения"

Выступление " Технология перспективно-опережающего обучения"

Выступление   "   Технология перспективно-опережающего обучения"

Выступление " Технология перспективно-опережающего обучения"

Выступление   "   Технология перспективно-опережающего обучения"

Выступление " Технология перспективно-опережающего обучения"

Выступление   "   Технология перспективно-опережающего обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018