Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».
Оценка 4.8

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика
5 кл—9 кл
15.10.2019
Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».
Духовно-нравственное воспитание на уроках математики.docx
МУ «УНО г. Бендеры» Муниципальное образовательное учреждение «Бендерская средняя общеобразовательная школа № 18»   ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «ЯРМАРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ» Секция «Православный учитель» «Духовно­нравственное воспитание на уроках математики».                                                                        Учитель математики                                                                         первой категории                                                       Приходько Елена Александровна 1 2017 год «Духовно­нравственное воспитание на уроках математики». I АННОТАЦИЯ Автор   работы   уверен,   что     общество   и   государство     ставит   перед школой   совершенно   новые   задачи.   Ученик,   заканчивая   учебное   заведение, должен не только обладать определенными знаниями, умениями и навыками, но   и   обладать   нравственными   качествами,   быть   патриотом   своей   страны, Человеком с большой буквы. Главной   ценностью   любого   государства   являются   её   граждане. Духовно­нравственное   воспитание   на   уроках   ­   это   реальная   возможность ответить на вызовы времени. Автор считает, что в настоящее время духовно­ нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий   уровень   общественной   морали,   утрачиваются   семейные   ценности, патриотические   чувства,   среди   подростков   процветают   вредные   привычки. Поэтому   на   духовно­нравственное   воспитание   надо   уделять   большое внимание не только в воспитательной работе, но и на каждом уроке, в том числе   и   математики.   Автор   четко   и   последовательно   излагает   основы формирования   духовно­нравственного   воспитания   в   процессе   обучения математики. В работе прослеживаются направления формирования духовно­ нравственного воспитания, как на уроках, так и в о внеклассной работе. Целью работы является – показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление  духовно­нравственного воспитания. Одной из   приоритетных   задач   школы   –   способствовать   духовному   становлению личности,   формированию   нравственных   позиций,   эстетического   вкуса. 2 Именно   с   духовно­нравственным   образованием   связывают   сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и общества.   Автор определил следующие задачи:  определить понятие «духовно­нравственное воспитание»;  выявить направления  применения на уроках математики заданий, направленных   на   формирование   духовно­нравственного воспитания;  систематизировать имеющийся материал. Педагог надеется, что опыт, которым он делится, поможет и молодым учителям   разнообразить   формы   построения   урока   с   включением   задач, формирующих   духовно­нравственное   воспитание   учащихся,   а   также практический  материал   может  использоваться  учителями  для  превращения своих уроков в живое общение с воспитанниками, оставляющих в их душах частички доброты и любви. 3 II ОГЛАВЛЕНИЕ I Аннотация II Оглавление III Основная часть работы 1. Понятие «духовно­нравственное воспитание»             2. Направления при построении урока: 2.1 Информационно­коммуникационные технологии 2.2 Эпиграф 2.3 История жизни великих математиков 2.4 Патриотические задачи 2.5 Краеведение 2.6 Экологические проблемы 2.7 Вредные привычки и нравственное здоровье 2.8 Результаты деятельности IV. Заключение V. Литература Приложения      2 стр.      4стр.      5стр.     20 стр.     22 стр. 4 III ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ Кто   такой   православный   учитель?   Он   современный,   компетентный, креативный,   разносторонний,   начитанный   и   обязательно   милосердный.   Это всем сегодня просто необходимо – и педагогам, и ученикам, но так трудно. Но важно, чтобы православный учитель был честен перед самим собой и перед всеми окружающими, открыт для беседы, для дискуссий,  для вопросов, для многого нового, что предъявит   жизнь... Православный учитель неразрывно связан с понятиями «духовность» и «нравственность».  Для раскрытия содержания духовно­нравственного воспитания нужно выяснить, что такое  «нравственность», «духовность». Эти термины относятся к  философским понятиям.  Дух вность оо  – в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в   мире   и   человеке.   В   социологии,   культурологии   и   публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных   учениях   и   практиках,   а   также   в   художественных   образах искусства. «Духовность» – это устремление человека к тем или иным высшим ценностям   и   смыслу,   идеалу;   стремление   человека   переделать   себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу. 5 Нравственность  –   термин,   чаще   всего   употребляющийся   в   речи   и литературе   как   синоним   морали,   иногда   —   этики.   В   ряде   философских систем   понятие  нравственности  обособляется   от   морали,   хотя   такая концептуализация   носит   авторский   характер   и   не   всегда   соответствует обыденному   словоупотреблению.   «Нравственность»   –   это   компонент духовности,   содержанием   которого   выступают   этические   ценности, составляющие основу сознания.  Духовность и нравственность существуют в неразрывном единстве. Духовно­нравственное   воспитание   формируется   у   человека   на   каждом этапе его взросления посредством:  нравственных   чувств   (совести,   долга,   веры,   ответственности, гражданственности, патриотизма);  нравственного   облика   (терпения,   милосердия,   кротости, незлобливости);  нравственной   позиции   (способности   к   различению   добра   и   зла, проявлению   самоотверженной   любви,   готовности   к   преодолению жизненных испытаний);  нравственного здоровья (создание условий для сохранения физического, психического здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам,   пропаганда   физической   культуры   и   здорового   образа жизни);  нравственного   поведения   (готовности   служения   людям   и   Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать ученикам определенные умения и навыки. Главной фигурой между учеником и   предметом является учитель. Именно через школьного учителя в большей   мере   происходит   формирование   мировоззрения   ученика. Преподавая   математику,   учителя   стараются   быть   для   своих   учеников 6 авторитетом, и в чисто человеческом плане, и через свой учебный предмет. Я на   уроке   математики   духовно­нравственное   воспитание   осуществляю посредством четырех факторов:   содержание образования;   методы и формы обучения;  использование   случайно   возникших   и   специально   созданных воспитывающих ситуаций;   личность самого учителя. Прежде   всего,   интерес   возбуждает   и   подкрепляет   такой   учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Удивляясь,   человек   как   бы   стремится   заглянуть   вперед.   Он   находится   в состоянии ожидания чего­то нового.   Рассмотрю основные направления моей работы при построении урока и задания, формирующие духовно­нравственное воспитание. Работа   по   воспитанию   в   процессе   обучения   математике   будет эффективной, если она проводится на различных этапах урока: в процессе овладения   теорией   предмета,   при   устном   счете   и   решении   задач,   в   ходе выполнения  домашних  заданий,  при  проведении  внеклассных  мероприятий, подготовке к олимпиадам, творческим конкурсам. на   уроках   Применяя  информационно­ коммуникационные   технологии,  ставится   в   качестве   цели   не   только повышение качества знаний, привитие интереса к математике, но и развитие   математики личности   учащегося,   повышение   его   культуры.   Качество   изображения, выполняемого   мелом   на   доске,   не   выдерживает   никакого   сравнения   с аккуратным,   ярким,   чётким   и   цветным   изображением   на   экране.   Урок получается   насыщенный,   красочный,   а   главное   развивает   мировоззрение   у детей.   Большое   воспитательное   воздействие   имеют   нетрадиционные   уроки 7 (уроки­путешествия,   брейн­ринги,   соревнования   и   др.)   и   интегрированные уроки. Для учителя нетрадиционный урок – это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные способности и в то же время – это   возможность   для   самореализации,   творческого   подхода   к   работе, привитие интереса к математике.  Воспитательную   деятельность   можно   начинать   с  эпиграфа  к  уроку. Эпиграф   можно   записать   на   доске   и   прочитать   его   в   начале   урока. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и нравственного содержания.   Можно   собрать   несколько   высказываний   (приложение   №   1). Например: 1. «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя» (А.С. Пушкин) 2. «Человек   есть   дробь.   Числитель   это   –   сравнительно   с   другими   – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству»  (Л.Н. Толстой) 3. «Измеряй   свои   желания,   взвешивай   свои   мысли,   исчисляй   свои   слова» (Пифагор) 4. «Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым  твоим законом должно быть уважение к самому себе» (Пифагор) 5. «Огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения» (Пифагор) Вторым   направлением   является   включение   в   уроки  страничек   из истории жизни математиков  или людей, высказывающихся о математике – всего несколько минут, а ценность от таких включений огромна. Особо это запоминается, если поручить небольшую презентацию подготовить ребятам, естественно совместно с учителем на первых порах, в старших классах – они делают это даже лучше педагогов. Включение в этап урока этой работы всегда оправдано,   да   ещё   с   использованием   ИКТ.   Для   школьников   5­6   классов презентации   могут   показывать   учащиеся   старших   классов   (на   внеклассных 8 мероприятиях, на неделе математики, в дни самоуправления и др.). Например: Пифагор, С.В.Ковалевская ­ первая в России и в Северной Европе женщина­ профессор математики. В обучении математике, как уже отмечалось, с точки зрения духовно­ нравственного   воспитания   огромную   роль   играет   подбор   математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований.   Решение   задач,   включающих   исторические   сведения,   способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять   и   заучивать   формулы,   а   пробуждает   чувства   сопричастности   к  величию своей страны, собственных предков. Патриотические задачи Используя   интернет­ресурсы,   такие   задачи   подобрать   несложно,   тем более,  что  это   проверенные   исторические   данные.  Это   задачи,  диаграммы, анализ и сопоставление данных, различные примеры, найдя значения которых и   расшифровав,   получаем   фамилии,   города,   различные   названия   и   т.п., имеющее отношение к событию. 1. Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники, среди   них   –   истребитель   «ЯК­3»   (А.Яковлев).   Максимальная скорость   «ЯК­3»   720   км/ч.,   а   немецкого   истребителя «Мессершмитт Bf.109» на 120 км/ч. меньше скорости «ЯК­3» и на 30км/ч больше скорости другого истребителя Фокке­Вульф FW­190. Найти скорость немецкого истребителя и сравнить их со скоростью «ЯК­3». 2. Построить   столбчатую   диаграмму   по   соотношению   сил   СССР   и Германии. Боевые силы Личный состав Количество танков Красная Армия Германские войска 1200000 990 9 1800000 1700 Количество орудий Количество самолётов 7600 667 14000 1390 3. В таблице указаны соотношения сил сторон к началу контрнаступления Красной   Армии   под   Москвой.   Сопоставьте   численность   войск   и вооружения СССР и Германии под Москвой. Страна Численность войск СССР Германия 1100000 1708000 На 608000 Численность вооружения орудия и минометы 7652 13500 На 5848 танки 774 1170 396 самолеты 1000 615 385 в нашу пользу 4. Великая   Отечественная   война   началась   22   июня   1941   года.   Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите   из   каждой   строки   и   каждого   столбца   по   одному   числу, найдите   сумму   выбранных   четырех   чисел,   и   вы   получите   ответ   на вопрос. 413218474567 569374630979 195 о 256349 221 26 282375 Например:  218+569+349+282=1418 474+569+349+26 =1418 5. Найдя   значения   выражений,   вы   узнаете   годы   жизни   Маршала Советского Союза Р.Я.Малиновского, участвовавшего в освобождении Бендер. ( 4 × 2,12 + 8,4 : 0,8) × 100                          ( 18,66 × 4,5 – 12,86 × 5 ) × 100 (1898 г. – год рождения)                                  (1967 г. – год смерти) 6. Решив   уравнения   и   сопоставив   ответ   и   букву,   узнаете   фамилии защитников города Бендеры, в их честь названы улицы № Уравнения 3. ­25(­8y + 6) = ­750 1. 8a + 10 = 3a ­ 10 4. ­10(­4x – 10 ­ 24) = 300 2. 10(x ­ 2) – 12 = 14(x ­ 2) 5. ­10a + 128 = ­74a 10 11 12 13 4 3 ­10 В Л К 6. 3(5y ­ 6) = 16y ­ 8 7. ­5(3z +1) – 56 = ­1 8. ­8n + 4 = ­2(5n + 6) 9. 20 + 30k = 20 + k 10. 26 – 5m = 2 – 9m 11. 28 + 5a = 44 + a    12. 15k + 40 = 29k ­ 2 13. 77 + 3p = 57 + p № Ответ Буква 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ­4 ­1 ­3 ­1 ­2 ­10 ­4 ­8 0 ­6 О Р У Р И К О М А Е 11 Ответ: ЕРМАКОВ, КУРИЛО Учащимся можно дать задание, найти статистические данные по Ясско­ Кишиневской   операции   и   учителю   составить   задачи   и   задания,   учащихся старших классов можно привлекать и к составлению задач. При изучении темы «Дроби», целесообразно учащимся рассказать про «блокадную восьмушку», а принеся на урок кирпичик хлеба и показать на практике – думаю, что это оставит свой след.  Краеведение Одним из ведущих направлений формирования духовно­нравственного сознания   детей   является   краеведение.   Школьное   краеведение   помогает воспитывать   у   учащихся   бережное   отношение   к   природным   богатствам, уважение   к   труду   и   традициям   народа,   любовь   к   родному   краю   и   своей Родине. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину,   родной   край.   Краеведение   —   это   изучение   природы,   населения, хозяйства,   истории   родного   края.   Краеведческий   материал   очень   близок детям,   он   наглядный   и   конкретный.   На   первый   взгляд,   у   математики   и краеведения нет ничего общего. Но в краеведении очень много чисел: даты, единицы   измерения   длины,   массы,   площади   и   т.д.,   а   числа   —   это   уже прерогатива   математики.   Интересными   по   данному   направлению   считаю интегрированные уроки с географией (уроки путешествия). Иногда сложно связать   темы,  но   можно   за   основу   взять   урок   математики   с   включениями городов, животных, растений и т.п., обитающих на территории проживания.  Например: тема «Масштаб. Положительные и отрицательные числа. 6 класс», «Путешествие по реке Днестр» (в любом классе).  Экологические проблемы Экологические   проблемы   возникли   давно.   Математика   как   никакая другая   наука   дает   умения   давать   количественную   оценку   состояния положительных   и   отрицательных   последствий природных   явлений, деятельности   человека.   Язык   цифр   красноречив.   А   добавить   красочно оформленный материал в виде диаграмм, видео презентаций, и урок достигает своей   цели.   Задачи   экологического   содержания   позволяют   формировать бережное отношение ко всему живому, ответственность за то, что человек делает с природой. Для примера можно рассмотреть такую задачу:  «Один гектар зеленых насаждений способен отфильтровать за год из воздуха   70   т   пыли.   Сколько   тонн   пыли   отфильтруется   за   год   на площади   в   5   га?   50   га?     Узнайте:   а)   площадь   зелёных   насаждений школьной   территории   или   можно   площадь   зеленых   насаждений заповедника Ягорлык (куда ребята ездили)? б)  сколько тонн пыли они могут очистить из воздуха?»  Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около   2   лет.   Брошенный   окурок   сигареты   разлагается   на   два   года дольше.   Пластиковый   пакет   разлагается   на   восемь   лет   дольше,   чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана?  При производстве 80т копченой колбасы мясокомбинат выбрасывает в атмосферу 400м3  вредных веществ. На сколько м3  уменьшится выброс вредных веществ при сокращении производства колбасы до 60т?  Если вода будет просто капать из крана, то за 10 минут натечет стакан – 200 граммов. Сколько воды утечет за 1 час? За сутки (24 часа)? (Это столько воды, чтобы принимать душ в течение 10 минут.) Вредные привычки и нравственное здоровье Под   понятие   «нравственного   здоровья»   можно   составить   различные уроки на тему «Вредные привычки» с заданиями на проценты, «Урок­спорт» с заданиями  по данной теме, связанные с известными  именами спортсменов, датами,   событиями.   В   приложении   №   2   приведу   пример   внеклассного мероприятия «Математика о вреде курения», показанного мною на городском МО социальных педагогов в 2017 году.  Математические   задачи   могут   быть   источником   знаний   учащихся   о здоровье   человека.   Это   выражается   в   том,   что   в   содержании   задачи присутствует факты из реальной жизни о здоровье человека. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”. Обобщая   вышесказанное,   хочу   отметить,   что   находить   материал   для задач   на   исторические,   краеведческие,   экологические   темы   помогает школьный музей, библиотека, где также имеются подборки и наш историко­ краеведческий музей. Много материала содержит интернет, статистические данные   Министерства   природных   ресурсов,   экологического   контроля   и других ведомств, но нужно правильно отбирать материал, проверять данные. В   своей   работе   тесно   сотрудничаю   с   учителями   истории,   биологии, географии, руководителем школьного музея, руководителем экологического кружка. И замечено, когда одни и те же данные проговариваются учителями разных предметов, но в разной подаче, то эффект усиливается.  При подготовке к урокам, можно целый урок посвятить выбранному направлению, можно одну задачу. А затем сообщить интересную информацию. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. И, немаловажно, поможет  усвоить тему урока. Считаю, что лучше усваиваются   задачи   практико­ориентированные,   однако,   это   не   всегда возможно сделать. Поэтому грамотно подобранные этапы урока и включения в   них   необходимых   задач   поможет   лучше   усвоить   материал.   Материала собранного много, на страницах своей работы я поделилась лишь формами работы. Работа над этой темой не заканчивается, т.к. каждый год приходят новые   ребята,   каждый   день   появляются   новые   статистические   данные, которые дают возможность для составления новых задач.  Анализируя свою деятельность, выделяю следующие результаты:  уроки   стали   более   интересные,   разнообразные,   продуктивные, выполняют   главную   задачу   школы   –   формирование   всесторонне развитой личности,   воспитание у детей гордости за великих соотечественников и за свою страну, воспитание патриотизма, воспитание интереса к истории своей малой Родины.,  формирование у детей здорового образа жизни,  повышение интереса учащихся  к математическим наукам,  использование учениками и учителем информационных технологий. IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ Одной из главных задач  школы остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.  Ведь Педагог ­ это тот человек, который должен передать новому поколению   все   ценные   накопления   веков   и   не   передать   предрассудков, пороков и болезней. Будем надеяться, что призывы к добру и справедливости найдут   отклик   в   ещё   несформировавшихся   нравственно   детских   душах.   В своей работе и в жизни следую девизу: V ЛИТЕРАТУРА 1. Виноградова Л.В. Методика преподавания математики в средней школе. Ростов­на­Дону. «Феникс» 2005г. 2. Ушинский К.Д., Избранные педагогические сочинения: в 2 т.­ М., 1974.  3. Глейзер Г.И., История математики в школе. Пособие для учителей. ­ М.: Просвещение,1964.  4. Учебно­методическое   пособие   для   учителей   общеобразовательных школ.   Духовно­нравственная   культура   в   школе.   Альманах   2   под редакцией игумена Ященко,2009 5. Чупикова   Р.И.   Духовно­нравственное   воспитание   обучающихся   http://yandex.kz/clck/jsredir? посредством   урока   математики. from=yandex.kz  6. Главатчук   И.В.   Духовно­нравственное   воспитание   на   уроках математики.  http://collegy.ucoz.ru/publ/39­1­0­3613  7. Высказывания   по   математике   и   математиков:  http://bars­ minsk.narod.ro/tells.html 8. Панишева   О.В.   Математика   в   стихах.   Задачи,   сказки,   рифмованные  правила.5­11 классы.  9. Газета   «Математика»   издательский   дом   «Первое   сентября»   №№ 2,3,4,8,9,10,14,15,16 2010г. 10.Генкова Л.  Л., Славков Н.  Б. Почему это опасно? ­ М.: Просвещение,  1989. 11.Фестиваль «Открытый урок» [email protected] 12.Интернет­ресурсы Приложение № 1 Эпиграфы Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся. Посеять в душах благодать Увы, не всякий раз даётся. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, о веке, Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека. И мы обязаны творить, Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Зачатки в души молодые. Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться. Нам не дано предугадать, Но мы обязаны стремиться! Внеклассное мероприятие: «Математика о вреде курения». Алгебра 8 класс. Приложение № 2 Цель:   Привитие потребности в здоровом образе жизни.  Воспитание негативного отношения к табакокурению.  Через сатиру и юмор показать пагубное влияние табакокурения на подростковый организм.   Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни.  На   конкретных   примерах   доказать   пагубное   влияние   на   организм   человека никотина. Личностные УУД положительное отношение к урокам математики; умение признавать собственные ошибки;    формирование математической компетентности. Предметные УУД  Отработка практических умений и навыков при работе с процентами.  Решение задач на составление уравнений. Метапредметные УУД Регулятивные проверять результаты вычислений; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки. оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности;      Познавательные анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно,  что требуется найти); сопоставлять информацию, представленную в разных видах; Коммуникативные       сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в команде: устанавливать и  соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать  партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания; выработать умение правильно делать обоснованные выводы; способствовать формированию умений применять приемы: переноса знаний в новую ситуацию, развитию внимания и памяти.  Планируемые результаты:  Владеть информацией об ущербе от вредных привычек наносимом как отдельному человеку, так и обществу в целом.  Быть убежденными, что жизнь без вредных привычек – более предпочтительна.  Знать,   как   можно   отказаться   от   вредных   привычек,   какая   система   помощи существует.  Уметь   предложить   возможные   разумные   альтернативы   проведения   свободного времени. Оборудование:  доска,   мультимедийное   оборудование   (ПК,   проектор,   экран), презентационный материал (компьютерная презентация в формате  Microsoft  PowerPoint), раздаточный   материал   (по   количеству   обучающихся),   информационный   буклет   о   вреде курения. Формы работы: беседа – диалог, беседа – размышление, ситуативный практикум. Предварительная   подготовка:  подготовка   информационного   буклета,   анкетирование школьников, формирование команд, выбор капитанов, название команд. Ход мероприятия. Стук в дверь, входят два опоздавших. 1­й школьник. Что, закурим на дорожку,  Перед тем, как в класс войдём? Не спеши, хотя б немножко, Не сгорит здесь «Кошкин дом». 2­й школьник. Не советую, однако, Не курю – тебе не дам,  Обратись ко всем ребятам, Каждый скажет: «Это срам!». 1­й школьник. Ой, ля – ля, ты так уверен,  Что не курят пацаны? Я курить пока намерен, (обращается к ребятам класса) А как думаете вы? Учитель. Не надейся, не поддержим, Сам курить бросай скорей. Мы сейчас тебе покажем,  Что куренье для людей. Учитель.  Да,   порой   вот   так   переубедить   курильщика   бросить   эту   вредную привычку   бывает   очень   сложно.   Мы   сегодня   собрались   здесь,   чтобы   попытаться   это сделать. Сегодня мне не хочется читать вам нотации о вреде курения, а просто давайте поразмыслим с вами над некоторыми фактами с точки зрения математики. Как вы думаете, как называется тема нашего занятия? Слайд 2. Математика о вреде курения. Почему я поднимаю перед вами сегодня проблему курения, да потому, что она существует   и   в   нашей   школе.   Вообще,   в   развитых   странах   мира   за   последние   30   лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2­3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. И это не предел. Почему  это происходит?  Слайд 3. Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом.                                                                                                              Л.Н. Толстой. Слайд 4. • В   мире   проживает  более 1,1млрд.  курильщиков. • • В   России  каждые  9  секунд умирает  человек  из­за  болезней, вызванных  80%  курильщиков  начали курить  в  школе. курением. 30%  среди  12 летних подростков  начали  курить, к  14  годам  эта  цифра возрастает  почти  вдвое, в  18  лет  попробовали  сигарету хоть  раз  уже  80%.  • • • Слайд 5. Узнав   результаты   научных   исследований,   люди   ужаснулись!  Оказывается:   если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь в среднем на 4,6 года по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет, то на 5,5 года; если выкуренных от 20 до 39 сигарет — на 6,2 года. Слайд 6­9. Результаты опроса в МОУ «БСОШ № 18»  о курении. Из 347 учащихся 5­11 классов было опрошено 290 человек. Данные конечно радуют, но они не отражают реальную картину, надеемся, что отсутствовали именно те, кто является курильщиками. Слайд 10. Устный счёт – гимнастика ума. Задача 1. Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 300 г. Если у ребенка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125 г, если курит мать – меньше на 300 г. Определите, сколько грамм теряет в весе новорожденный, если: а) курит папа; б) курит мама; в) курят и папа и мама?  Ответ: 3,175 кг, 3 кг, 2,875 кг Слайд 11. Устный счёт – гимнастика ума. Задача 2. После курения одной сигареты в кровь поступает 3 мг никотина. Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 14 сигарет? Ответ: 42 мг Установлено, что в процессе термического разложения никотина и других веществ, содержащихся в табаке, образуется от 900 до 1200 твердых и газообразных соединений. Слайд 12,13. Задача 3. Решите примеры и узнаете, какие отравляющие вещества попадают в организм вместе с табачным дымом: 1)  0,2•7,28•50; 2) 91,6•4•0,25; 3) 17,2•8,5+17,2•91,5; 4) 64,08•0,02­4,08•0,02;  5) 2,3•7,9+7,7•7,9; 6) 14,5•3,8­14,5•1,8.  29  79  1,2  1720  91,6 72,8 кадмий цианид водорода аммиак ртуть ацетон окись углерода Комментарии к ответу: В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ:        никотин,  углекислый газ, окись углерода,  синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты и другие. Окись углерода содержится в выхлопных газах,  аммиак используют в средствах для чистки сантехники,   ацетон используется как растворитель красок, цианид водорода применяли в газовых камерах, кадмий используется в автомобильных аккумуляторах.   Слайд 14. Ответьте на тест: 1. Родина табака: а) Южная Америка; б) Южная Африка; в) Южный полюс. Родина табака Южная Америка. Слайд 15. Слайд 16. Задача 4. Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.  Ответ: 12 и 6.  Слайд 17. Задача 5. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет?  Ответ: на 8,4 года. Слайд 18. В школах Китая юного курильщика ожидает изнурительное наказание. Какое же? а) тренировка на велотренажёре; б) бег на 1,5 км.; в) мытьё полов в школе. Слайд 19. В школах Китая юного курильщика ожидает изнурительное наказание.  Тренировка на велотренажёре. Слайд 20. Задача 6. Норма   суточной   потребности   учащихся   в   различных   витаминах   составляет   в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит? Ответ: 25 мг.  Недостаток витаминов вызывает повышенную утомляемость при умственной работе, боли в конечностях, одышку, бессонницу, усиленное сердцебиение.  Слайд 21. Кого называют «курильщиками поневоле»? а) тех, кто находится в обществе курящих; б) тех, кого заставляют курить принудительно; в) тех, кто курит в тюрьме. Слайд 22. Кого называют «курильщиками поневоле»? Тех, кто находится в обществе курящих. Слайд 23. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выдвинула тезис: «Право некурящих на чистый воздух выше права курящего на курение». Как вы можете объяснить это. Слайд 24. Задача 7. Сердце  нормально тренированного человека бьется с частотой 70 ударов  в минуту; сердце   курящего   вынуждено   делать   на   10   ударов   в   минуту   больше.   Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курильщика за сутки? Ответ:  14400. Слайд 25. Задача 8. Исследователи   установили,   что   до   15   %   рабочего   времени   уходит   на   курение. Рабочий день длится 8 ч. Сколько рабочего времени теряется из­за курения? Ответ: 1,2 часа. Слайд 26. Задача 9. Некоторые зарубежные фирмы за одну и ту же работу курильщикам устанавливают заработную плату на 15 % ниже, чем некурящим. Средняя заработная плата ­ 340 $ в месяц. На сколько меньше получит курящий? Ответ: на 51 $ Слайд 27. Задача 10. Известно,   что   в   среднем   80%   курящих   страдают   заболеванием   лёгких.   Найдите количество больных, если в нашей Республике курят около 119 000 человек. Ответ: 95200 человек. Слайд 28. Задача 11. В   результате   курения   получили   различные   заболевания   60   человек.   Подростков среди них в 2 раза больше, чем взрослых. Сколько подростков могли остаться здоровыми? Ответ: 40 подростков. Слайд 29. Все пороки от безделья. Народная поговорка. Как вы понимаете её смысл? А чем вы занимаетесь? Курение и спорт – несовместимы. Спорт и крепкое здоровье взаимосвязаны. Людям физического труда и спортсменам, особенно на соревнованиях, нельзя курить, т.к. после курения через 10­15 минут мышечная сила снижается на 15 %.  Слайд 30.  Слайд 31. Прославленный вратарь сборной России по хоккею с шайбой Владислав Третьяк говорит:  «Если   курить   –   это   значит   полжизни   спортивной   отнять   у   себя.   Как   стать большим мастером в спорте? В первую очередь нужно любить вид спорта, который выбрал. Второе – нужно очень много трудиться. Третье – самое главное в жизни спортсмена – это отказаться от курения». Слайд 32.   Подсчитано. • Население земного шара ежегодно выкуривает 12 биллионов (1012) папирос и  сигарет.  • Общая масса окурков, бросаемых, где попало, достигает 2520000 т.  Слайд 33. Подсчитано. Курящие ежегодно «выкуривают» в атмосферу 720 тонн синильной кислоты, 384000 тонны аммиака, 108000 тонн никотина, 600000 тонн дегтя и более 55000 тонн угарного газа и других составных частей табачного дыма. Слайд 34. В течение 30 лет курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, Подсчитано.  поглощая в среднем 800 г никотина.  В момент затяжки, температура на кончике сигареты достигает 600 градусов. Слайд 35.  Слайд 36. Хочешь жить – бросай курить!!! Если вы курите, не думайте, что вас не коснуться отрицательные последствия от курения! Вы не исключения и живёте, как и все организмы, по законам природы. Каждая сигарета отгрызает кусок от отмеренного вам отрезка жизни, стоит ли продолжать? Слайд 37. Вообще курение может спровоцировать развитие около 100 заболеваний.  Слайд 38. Ученик, может быть ты, хочешь, получить «нечто особенное»? «привлекательный» внешний вид: желтые зубы и пальцы, серый оттенок кожи,  ранние морщины; быть похожим на пепельницу, с таким же неприятным запахом; хронические болезни, связанные с курением: рак легких, хронический бронхит,  болезни сердца; отдышку и сердцебиение при физических нагрузках; постоянно прятаться от родителей и учителей; экономить на завтраках, откладывая деньги на сигареты. • • • • • • Слайд 39. Тогда ты действительно можешь попробовать завести себе пагубную привычку, от которой потом будет очень сложно избавиться. Слайд 40. А знаешь ли ты?  В ПМР штраф за курение в общественных местах, на детских площадках, в  организациях, курение несовершеннолетними – 10­50 РУ МЗП (около 50$)  В Тайланде – штраф более 3 тысяч $ либо 1 год тюремного заключения  Слайд 41. Ученик, если ты хочешь: • • • • • • • сохранить свое здоровье; состояться в жизни как личность; выглядеть молодо и привлекательно; всегда быть в хорошей спортивной форме; родить и вырастить здоровых детей; быть самостоятельным человеком; не быть рабом вредной привычки. Слайд 42.  Не допусти, чтобы табак помешал тебе реализовать свои возможности и поставь большую жирную точку. Ведь твой выбор – никогда не начинать! Слайд 43. Минздрав предупреждает: «Курение опасно для вашего здоровья!» Слайд 44. Если ты любишь себя и ценишь свое здоровье, ты скажешь «нет» всему, что может принести тебе вред. Мы не курим!  И вам не советуем.  Выбор за вами! Слайд 45. Вы   хорошо   поработали,   определим   лучшего   игрока   в   каждой   команде   и   вручим   ему медаль.   Слайд 46. Несерьёзное о серьёзном.  Эти слайды на фоне песни группы Отпетые мошенники «Бросай курить». Слайд 47. И на этой позитивной ноте ­ Идея  бросить  курить   так  хороша  и  своевременна, что  не  стоит  её откладывать! Слайд 48. Стоит ли начинать … Выходят учащиеся: У берегов озер, морей и рек Случается, что тонет человек. Лишь он начнет на помощь звать, Его, конечно же, спешат спасать. И если дом гудит, охваченный огнем, А человек без чувств остался в нем, Тотчас на помощь кто­то поспешит Ему так сердце доброе велит. Когда же школьник курит сигарету И годы жизни отдает за это. Пойми, он тонет, он горит… Беда! Сейчас решается его судьба. Не будь же равнодушным человеком, Спеши спасать! Он может стать калекой! Ты выкурил всего пять сигарет – И часа жизни твоей нет. Во имя шаловливой моды Кладешь ты в землю жизни годы. Себе болезни вызываешь Куреньем гибель приближаешь, Меняешь жизнь на деготь, смрад. В позорной сделке сам лишь виноват, Тебе дан разум, царь природы! Так откажись от глупой моды! У вас сложилось убеждение, Что зря шумят про вред куренья, Мол, дед ваш прожил девяносто, Всю жизнь курил, питался просто, А был всегда как дуб здоров И прожил жизнь без докторов. На первый взгляд все это так, Но если б старец не курил табак, То можно было бы ручаться, Что жил ваш дед еще лет двадцать! Учитель: Сегодня вечером, как ляжем спать, Ты должен так себе сказать: «Я выбрал сам себе дорогу к свету И, презирая сигарету, Не стану ни за что курить. Я ­ человек! Я должен жить!». Учащиеся: Мы рождены, чтоб жить на свете долго: Грустить и петь, смеяться и любить. Но, что бы стали все мечты возможны, Должны мы все здоровье сохранить. Спроси себя: готов ли ты к работе – Активно двигаться и в меру есть и пить? Отбросить сигарету? Выбросить окурок? И только так здоровье сохранить. Слайд 49. С каким настроением вы меня заканчиваете слушать? Слайд 50. Желаю вам всем крепкого здоровья! С нашими наилучшими пожеланиями мы дарим буклет и открытку. Информационные ресурсы 1. Алимова   Т.М.   Здоровье:   Математика   про   тебя.     Сборник   задач   по   математике. М.2003. 2. Ерёменко   Н.И.   Профилактика   вредных   привычек.   –   М:   Глобус;   Волгоград: Панорама, 2008. 3. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. М.: «ВАКО», 2006. 4. Газета «Педсовет» № 4 апрель 2006. Н.Г. Багрова «Губительная сигарета». 5. Интернет ресурсы 6. Статистические данные министерства здравоохранения, МВД ПМР.

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».

Выступление «Духовно-нравственное воспитание на уроках математики».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2019