Выступление на методическом обьединении историков с темой"Личностно- ориентированные технологии обучения истории и обществознания. В выступлении представлены подходы к образованию, ключевые позиции методики в обучении истории . а также результаты обучения в истории.Представлен современный этап развития школы. В центре ,которого творческая активность учителя.
ориентированные
технологии обучения в
Личностно
истории
Подготовили:
Рудянин Александр,
Прокаева Ксения
Личностноориентированное
образование включает следующие
подходы:
• разноуровневый;
• индивидуальный;
• дифференцированный;
• субъективноличностный.
Личностноориентированный
подход
Требования к
Принципы
•
самоактуализаци
я
индивидуальност
ь
субъективность
выбор
творчество и
успех
•
•
•
•
Ключевые
понятия и
звенья
индивидуальность
личность
самовыражение
субъект
стратегия познания
траектория развития
личности
познавательный стиль
учащихся
обучающий стиль
учителя
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
методам
диалогичность
деятельнотворческий
характер
поддержка
индивидуального развития
ребенка;
предоставление учащемуся
свободы для принятия
самостоятельных решений,
творчества, выбор
содержания и способа
учения и поведения
Сравнительная характеристика модели
обучения
Традиционная:
Цель – освоение
учащимися социального
опыта, т. е. освоение
каждым учеником
обязательных знаний,
умений и навыков;
формирование
социально типичного
восприятия.
Личностно
ориентированный:
Цель формирование
ярко индивидуальной,
независимой личности,
способной
ориентироваться в
быстро изменяющемся
обществе.
Педагогические технологии на основе
личностноориентированного подхода:
технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.)
• личностноориентированное обучение (Якиманская И.С.)
•
• педагогика сотрудничества («проникающая технология»)
• педагогические технологии адаптивной школы
•
• игровые технологии
•
• проблемное обучение
•
•
технологии уровневой дифференциации
технология индивидуального обучения (индивидуальный
подход, метод проектов, работа с компьютером)
гуманноличностная технология Амонашвили Ш.А.
технологии развивающего обучения
Ключевые позиции методики
в обучении истории
•
•
•
•
•
•
необходимо использовать знания из своего опыта;
вокруг ученика «выстраивать окружение» из исторических фактов,
обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и
закономерностей в повседневной жизни;
обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы
восприятия: «вижу» «слышу» «чувствую»;
использовать различные формы рефлексии с последующей
коррекцией, обязательно личностноориентированной;
создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития»
личности) ожиданий различных результатов обучения;
необходимо предусматривать проведение специальных занятий
(викторин, КВН, конференций), посвященных широкой интеграции
знаний;
• расширять спектр личностного выбора ученика;
•
способствовать развитию позитивной «Яконцепции» ученика и
вносить вклад в своеобразие его личности.
Основные воспитательные
процессы
• Культурная идентификация, т.е. востребование культурных
способностей и свойств личности, актуализация чувства
принадлежности ребенка к определенной культуре.
• Духовнонравственное развитие личности, т.е. овладение
общечеловеческими нормами нравственности, формирование
внутренней системы, контролирующей нравственное поведение,
измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение.
• Социализация, т.е. вхождение ребенка в жизнь общества, освоение
различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных и
практических потребностей, формирование его «концепции жизни».
• Индивидуализация, т.е. поддержка индивидуальности,
самобытности личности, развитие её творческого потенциала,
становление личностного образа ребенка. Чтобы личностный образ
ребенка состоялся, его жизнь должна отличаться культурной
событийностью, духовной целостностью.
Личностные результаты
обучения в истории
Достигаются с помощью личностно
ориентированного подхода к обучению, когда
каждый ученик опирается на собственный
жизненный опыт и интересы в изучении
истории, готовится к взрослой жизни, узнает
о
проходит
предпрофильную подготовку в 9 – 11 классах
выстроить
и
индивидуальную
траекторию.
образовательную
возможность
многообразии
профессий,
имеет
Современный этап развития школы
ученик,
характеризуется творческой активностью
учителя. Тот факт, что в центре внимания
учителя оказался
требует от
каждого преподавателя высокого уровня
ведь
педагогического
«недостаток ребенка – это его достоинство,
не
Любая
педагогическая технология должна быть
переосмыслена
окрашена
творческим и эмоциональным отношением к
своему делу и искренней любовью к детям.
мастерства,
учителем».
раскрытое
учителем
и
Список литературы
•
•
•
•
•
•
•
Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного
образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – РостовнаДону:
Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. 352с.
Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного
образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е.
Кузнецов – Новокузнецк, 2000. 342с.
Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников [текст]
/ М.Е. Кузнецов – Брянск: Издательство Брянского государственного
педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. – 94с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие [текст] / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и
технология: Монография [текст] / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена.
1994. – 152с.
Якиманская И.С. Технология личностноориентированного обучения в
современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2000. 176с.
Лернер И. Я. Развитие мышления в процессе обучения истории.
Издательство «Просвещение» 1982г.