Результаты мониторинговых исследований уровня развития
универсальных учебных действий учеников 56х классов, обучающихся
по новым ФГОС на начальном этапе.
С целью изучения уровня развития коммуникативных, познавательных,
регулятивных и личностных универсальных учебных действий в октябре 2013
года было проведено мониторинговое исследование 109 пятиклассников и 85
шестиклассников, обучающихся по новым ФГОС.
При обследовании использовался следующий диагностический материал:
1. А. Прихожан «Методика диагностики мотивации учения и
эмоционального отношения к учению в средних и старших классах
школы»;
2. Анкета «Познавательная самостоятельность обучающихся»;
3. Анкета «Коммуникативные способности обучающихся».
В итоге мы получили количественные показатели познавательной
активности детей (познавательные УУД), их мотивации (личностные УУД),
коммуникативных способностей (коммуникативные УУД) и познавательной
самостоятельности (регулятивные УУД).
1. Результаты диагностики познавательной активности обучающихся.
Основываясь на результатах мониторинговых исследований, можно
сделать вывод о том, что показатели развития познавательных УУД у
младших подростков достаточно высоки. Однако следует обратить особое
внимание на сравнительно невысокий уровень познавательной активности
обучающихся 5 Г и 6 А классов. В течение года педагогам, работающим в этих
классах, необходимо активизировать познавательную активность школьников
на своих уроках через использование интерактивных методов обучения.
2. Результаты диагностики коммуникативных способностей
обучающихся.
Очевидно, что большинство подростков весьма коммуникабельны и
достаточно терпеливы в общении. Самый низкий процент детей с
высоким уровнем коммуникативных способностей в 6 «А» классе, а
самый высокий – в 6 «Г». «Неразговорчивых» школьников больше всегов 6 «Б» классе. Пятиклассники показали одинаково высокие результаты
по данной методике. Развитию коммуникативных способностей
помогает работа в больших и малых группах, дискуссии, беседы,
диспуты. Данные формы взаимодействия следует применять как во
время уроков, так и во внеурочной деятельности.
Рекомендации по развитию коммуникативных УУД:
• Научите ребенка высказывать свои мысли.
• Не бойтесь «нестандартных уроков».
• Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о
правилах ведения дискуссии, беседы.
•
Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу
(например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать,
уточнять;
• Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы,
особенности развития
Правила организации групповой работы:
• нельзя принуждать или высказывать неудовольствие, если ктото не
хочет работать в группе (позднее нужно выяснить причину отказа от
работы);
•
совместная работа не должна превышать 1015 минут, так как если
время работы больше, то участники утомляются и эффективность
снижается;
• не стоит требовать абсолютной тишины, но следует бороться с
выкрикиванием и т.д. При этом нередко требуются специальные усилия
педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми
3. Результаты диагностики познавательной самостоятельности
обучающихся.
Цифры свидетельствуют, что наиболее высокие показатели развития
регулятивных УУД у обучающихся 5 «Д» и 6 «Г» классов. Эти дети умеют
самостоятельно находить дополнительный материал по теме, без напоминанийсадятся за выполнение домашних заданий, способны отстаивать свою точку
зрения. Навыки саморегуляции развиты недостаточно у учащихся 5 «В» и 6
«А» классов. В этих классах на уроках следует больше давать
самостоятельных заданий, поощрять поиск дополнительной информации по
теме.
Рекомендации по развитию регулятивных УУД
• Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки
зрения по заданной тематике.
• Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по
заданному образцу и правилу.
• Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им
работу. Научите исправлять ошибки.
4. Результаты диагностики уровня мотивации обучающихся.
Самые высокие показатели учебной мотивации у обучающихся 5 «Г» и 6
«В» классов, а самые низкие у 5 «Б» и 6 «А». Неоднозначны результаты
диагностики мотивации у школьников 6 «Б». В этом классе самый высокий
процент подростков с высоким и низким уровнем мотивации, что говорит о
резкой полярности установок, уровня подготовки и целеустремленности
обучающихся.
Рекомендации по развитию мотивации:
Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само
преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и
стимуляцию процессов осмысленного обучения
Для того чтобы учащийся понастоящему включился в работу, нужно, чтобы
задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не
только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели
значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях
Стратегия "Положительная мотивация".
Рассмотрим четыре самых неэффективных мотивационных стиля:
o Отрицательный мотиватор.
o Мотивационный стиль "диктатор".o Мотивационный стиль "Вообрази выполнение".
o Мотивационный стиль перегрузки
на уроках естественного цикла,
Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень
притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в
состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название — "выученная
беспомощность". Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха
ученика — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им
(учеником) усилий
Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если
трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.
Например,
математики высокая
эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках
русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор
благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо
снижение силы эмоций
В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в
развитии познавательную потребность ученика: в младших классах —
любознательность; в старших классах — потребность в творческой
деятельности
Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не
складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой
ситуации следует установить:
o Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных
способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня)
o Условия для успешного усвоения материала (благоприятный
психологический климат в классе)
o Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние
взаимодействия "учитель — лидер" на атмосферу в классе.
Таким образом, результаты начального этапа мониторинговых исследований
уровня УУД помогли наметить пути работы со школьниками, обучающимися
по новым образовательным стандартам.