Выступление на методическом совете на тему "Результаты мониторинговых исследований уровня развития УУД обучающихся 5-6-х классов"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 22.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала выступление.docx
Результаты мониторинговых исследований уровня развития универсальных учебных действий учеников  5­6­х классов, обучающихся по новым ФГОС на начальном этапе. С   целью   изучения   уровня   развития   коммуникативных,   познавательных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий в октябре 2013 года было проведено мониторинговое исследование 109 пятиклассников и 85 шестиклассников, обучающихся по новым ФГОС. При обследовании использовался следующий диагностический материал: 1. А. Прихожан «Методика диагностики мотивации учения   и  эмоционального отношения к учению в средних и старших классах  школы»; 2. Анкета  «Познавательная самостоятельность обучающихся»; 3. Анкета «Коммуникативные способности обучающихся». В   итоге   мы   получили   количественные   показатели   познавательной активности детей (познавательные УУД), их мотивации (личностные УУД), коммуникативных способностей (коммуникативные УУД) и познавательной самостоятельности (регулятивные УУД). 1. Результаты диагностики познавательной активности обучающихся. Основываясь   на   результатах     мониторинговых   исследований,   можно сделать   вывод   о   том,   что   показатели   развития   познавательных   УУД   у младших   подростков   достаточно   высоки.  Однако   следует   обратить   особое внимание   на   сравнительно   невысокий   уровень   познавательной   активности обучающихся 5 Г и 6 А классов. В течение года педагогам, работающим в этих классах,  необходимо активизировать познавательную активность школьников на своих уроках через использование интерактивных методов обучения. 2. Результаты диагностики коммуникативных способностей обучающихся. Очевидно,   что   большинство   подростков   весьма   коммуникабельны     и достаточно   терпеливы   в   общении.   Самый   низкий   процент   детей   с высоким   уровнем   коммуникативных   способностей   в 6 «А»  классе,  а самый высокий – в 6 «Г». «Неразговорчивых» школьников больше всегов 6 «Б» классе. Пятиклассники показали одинаково высокие результаты по   данной   методике.   Развитию   коммуникативных   способностей помогает   работа   в   больших   и   малых   группах,   дискуссии,   беседы, диспуты.   Данные   формы   взаимодействия   следует   применять   как   во время уроков, так и во внеурочной деятельности. Рекомендации по развитию коммуникативных УУД: • Научите ребенка высказывать свои мысли.  • Не бойтесь «нестандартных уроков». • Организовывая  групповую  работу  или  в  парах, напомните  ребятам  о правилах ведения дискуссии, беседы.  •  Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.)  переспрашивать, уточнять;  • Изучайте   и   учитывайте   жизненный   опыт   учеников,   их   интересы, особенности развития Правила организации групповой работы: • нельзя   принуждать   или   высказывать   неудовольствие,   если   кто­то   не хочет работать в группе (позднее нужно выяснить причину отказа от работы); • совместная   работа   не   должна   превышать   10­15   минут,   так   как   если время   работы   больше,   то   участники   утомляются   и   эффективность снижается; • не   стоит   требовать   абсолютной   тишины,   но   следует   бороться   с выкрикиванием и т.д.  При этом нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми 3. Результаты диагностики познавательной самостоятельности обучающихся. Цифры   свидетельствуют,   что   наиболее   высокие   показатели   развития регулятивных УУД у обучающихся 5 «Д» и 6 «Г» классов. Эти дети умеют самостоятельно находить дополнительный материал по теме, без напоминанийсадятся за выполнение домашних заданий, способны отстаивать свою точку зрения. Навыки саморегуляции развиты недостаточно у учащихся 5 «В» и 6 «А»   классов.   В   этих   классах   на   уроках   следует   больше   давать самостоятельных заданий, поощрять поиск дополнительной информации по теме. Рекомендации по развитию регулятивных УУД • Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.  • Научите   ученика:   контролировать,   выполнять   свои   действия   по заданному образцу и правилу.  • Помогите   ребенку   научиться   адекватно,   оценивать   выполненную   им работу. Научите исправлять ошибки.  4. Результаты диагностики уровня мотивации обучающихся. Самые высокие показатели учебной мотивации у обучающихся 5 «Г» и 6 «В»  классов,  а  самые   низкие   у   5 «Б»  и  6 «А».  Неоднозначны   результаты диагностики мотивации у школьников 6 «Б». В этом классе самый высокий процент подростков с высоким и низким уровнем мотивации, что говорит о резкой   полярности   установок,   уровня   подготовки   и   целеустремленности обучающихся.  Рекомендации по развитию мотивации:  Процесс   обучения   станет   более   эффективным,   если   организовать   само преподавание   не   как   трансляцию   информации,   а   как   активизацию   и стимуляцию процессов осмысленного обучения  Для того чтобы учащийся по­настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях  Стратегия "Положительная мотивация". Рассмотрим четыре самых неэффективных мотивационных стиля: o Отрицательный мотиватор.  o Мотивационный стиль "диктатор".o Мотивационный стиль "Вообрази выполнение".  o Мотивационный стиль перегрузки   на   уроках   естественного   цикла,  Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний,   самооценка.   Человек   настроен   на   неудачу,   он   находится   в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название — "выученная беспомощность".  Лучшее,  что может сделать учитель  в  ситуации  неуспеха ученика   —   это   объяснить   неуспех   недостаточностью   затраченных   им (учеником) усилий  Реакция   учащихся   на   учебную   нагрузку   будет   благоприятной,   если трудность   задания   оптимально   сочетается   с   эмоциональностью   урока. Например,   математики   высокая эмоциональность   всегда   будет   фактором   неблагоприятным.   На   уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный;   только   в   случае   трудной   и   напряженной   темы   допустимо снижение силы эмоций  В   процессе   обучения   учителю   важно   учитывать   и   поддерживать   в развитии   познавательную   потребность   ученика:   в   младших   классах   — любознательность;   в   старших   классах   —   потребность   в   творческой деятельности  Развитие   учебной   мотивации   невозможно,   если   у   учителя   не складываются   отношения   с   конкретным   классом.   Для   устранения   этой ситуации следует установить: o Соответствие   формы   подачи   материала   уровню   развития   учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня) o Условия   для   успешного   усвоения   материала   (благоприятный психологический климат в классе) o Характер   взаимоотношений   учителя   с   лидером   класса,   влияние взаимодействия   "учитель   —   лидер"   на   атмосферу   в   классе. Таким образом, результаты начального этапа мониторинговых исследований уровня УУД помогли наметить пути работы со школьниками, обучающимися по новым образовательным стандартам.