Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа +1
5 кл
09.10.2018
В ходе проекта, выяснилось, что образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально он возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками. Гипотеза о том, что Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует, подтвердилась.
В ходе исследования были рассмотрены три точки зрения на проблему происхождения загадочного образа Снегурочки: как образ дочери Мороза; как образ Костромы; как символ застывших вод.
Было проиллюстрировано, что образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников, кинорежиссеров, мультипликаторов и других деятелей искусства. Каждый из них привносил в образ Снегурочки что-то новое. Каждое новое осмысление обогащало образ Снегурочки, делая его любимым в народе. Сегодня Снегурочка как сказочный символ может привлекать разные категории людей: детей, молодежь и взрослых, для которых является любимым образом из детства и дает возможность отдохнуть от своих проблем.
Как выяснилось, среди опрошенных учащихся большинство ребят имеет представление о том, кто такая Снегурочка, но не обладают достаточными знаниями об этом всеми любимом персонаже нашей родной культуры.
Описание образа Снегурочки, составленное на основе ее мифологических, исторических и литературных корней, дает представление о значимости темы для широкого круга людей разного возраста, разных национальностей, непосредственной причастности к этому образу.
проект Швыдкой.docx
Отдел образования Заволжского муниципального района
МКОУ Заволжский лицей
Районная научнопрактическая конференция «Поиск и творчество»
Образ Снегурочки в российской культуре
Автор Швыдкая Анастасия
Учащаяся 5 «В» класса
МКОУ Заволжского лицея
Руководитель Межакова Мария Алексеевна
Предметная область искусство
г. Заволжск, Ивановская область
2014 год Содержание
Введение………………………………………………………………... 3
1. Истоки образа Снегурочки в российской культуре………………. 5
2. Образ Снегурочки в разных жанрах искусства…………………. 14
2.1.Снегурочка в литературе………………………………………… 14
2.2.Образ Снегурочки в музыке, кинофильмах, мультфильмах…. 21
2.3. Образ Снегурочки в изобразительном искусстве…………… 25
Заключение……………………………………………………………….. 28
Список литературы……………………………………………………….. 29
2 Введение
В течение жизни каждому человеку приходится решать множество
различных проблем – житейских, нравственных, социальных и других. Жизнь
иногда предлагает разные пути их решения. Какой выбрать?
Очень часто за ответами люди обращаются к разным жанрам искусства.
Ведь именно искусство во все времена помогало человеку решать трудные
вопросы, открывать различные грани мира, осознавать себя в этом мире,
путешествовать во времени и пространстве. Каждому человеку, общающемуся
с искусством, удается узнать чтото новое о мире и о себе [6].
В многогранном и обширном мире российской культурной жизни одним
из самых ярких и загадочных образов является образ Снегурочки. Без этого
образа трудно представить себе один из самых любимых российским народом
праздников – Новый год. Когда мы слышим слово «Снегурочка», нам
представляется девочка или девушка в белой шубке, которая сопровождает
Деда Мороза. Но сколько тайн и загадок таит в себе этот образ! Как и когда
появилась Снегурочка, где искать истоки этого образа, какой предстает
Снегурочка в разных жанрах искусства, почему она вдохновляла и
художников,
продолжает вдохновлять многих поэтов,
писателей,
композиторов,
мультипликаторов на создание новых
произведений, есть ли подобный образ в культурах зарубежных стран? К
режиссеров,
сожалению, на эти вопросы многие из нас не знают ответа.
В преддверии новогодних праздников мы решили обратиться к данной
теме с целью получения новых знаний, нового художественного опыта,
связанного с искусством, ради того, чтобы хотя бы немного приоткрыть
завесу тайн и загадок, связанных со всеми любимым детским новогодним
персонажем – Снегурочкой. Снежная девушка, приходящая к нам под Новый
3 год – явление уникальное. А между тем, мы сами мало что о ней знаем…
Описание образа Снегурочки, составленное на основе ее мифологических,
исторических и литературных корней, дает представление о значимости темы
для широкого круга людей разного возраста, разных национальностей.
Раскрыть свое понимание глубокого смысла произведений,
посвященных Снегурочке, мы решили, выбрав наиболее интересный для нас
вид деятельности – реферативноисследовательский проект.
Цель проекта – показать своеобразие и уникальность образа Снегурочки
в российской культуре.
Реализация цели потребует разработки следующих задач:
1) Проведение опроса среди учащихся для выяснения их знаний и
представлений о Снегурочке;
2) Изучение истоков образа Снегурочки в российской культуре;
3) Поиск аналогов образа Снегурочки в культуре зарубежных стран;
4) Изучение образа Снегурочки в литературе (анализ народных и
авторских сказок,
«Снегурочка»);
пьесы для театра А.Н. Островского
5) Исследование образа Снегурочки в музыке
(музыка
П. И. Чайковского к одноименному спектаклю, операсказка Н.А.
РимскогоКорсакова);
6) Изучение образа Снегурочки в изобразительном искусстве: книжных
иллюстрациях, декоративноприкладном искусстве, живописи,
эскизах костюмов и декораций;
7) Исследование образа Снегурочки в кинофильмах и мультфильмах.
В качестве гипотезы исследования мы высказали предположение, что
образ Снегурочки уникален для российской культуры и не имеет аналогов в
культуре зарубежных стран.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы исследования: теоретический анализ литературы по вопросу
исследования; анкетирование учащихся 5х классов МКОУ Заволжского
4 лицея; сравнение, изучение и анализ произведений разных жанров искусства,
посвященных образу Снегурочки; вторичный анализ данных.
1. Истоки образа Снегурочки в российской культуре
Образ Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на
протяжении веков. Анализ истоков этого образа проведем в несколько этапов.
Сначала выясним, какое определение дают авторы различных толковых
словарей. Затем изучим основные версии происхождения образа Снегурочки в
российской культуре. Потом проведем поиск аналогов образа Снегурочки в
культуре зарубежных стран. И, наконец, выясним, какие знания и
представления о Снегурочке сложились у пятиклассников лицея.
В словаре Ожегова Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая
под весенними лучами солнца [12].
Снегурками, снегурочками, снеговиками, снегирями звались на Руси
различные виды птиц, зимующих в наших лесах: жаворонки татарский и
сибирский, пуночкаподорожник и другие. Зима у славян ассоциировалась с
птицами. Её и саму сравнивали с иззябшей, нахохлившейся воробьихой. Но
снегурками на Руси назывались не только птицы [5].
«Снегурка, снежник, снеговик – складенный из снега болван, подобие
человека», пишет В.И. Даль [13]. В языческие времена снегуркиснеговики
были идолами Снежной Бабы – общеславянского божества Зимы – богини
плодородия и женского начала Мокоши, в её зимней ипостаси владычицы
холодов, смерти и загробного мира. Побиение снегурок снежками, разрушение
носили ритуальномагический характер, призваны были обеспечить
плодородие в наступающем году, и подобно взятию снежного городка, на
известной картине В.И. Сурикова, (Приложение 1) символизировали победу
жизни над смертью, лета над зимой [5].
В словаре Ефремовой Снегурочка трактуется в двух значениях: как
героиня русской народной сказки, вылепленная из снега и ожившая; и как
внучка Деда Мороза [13].
Малый академический словарь определяет Снегурочку как героиню
5 русской народной сказки, девушку, вылепленную из снега и ожившую; как
дочку дедамороза [15]. Большой толковый словарь С.А. Кузнецова, кроме
традиционного определения, дает еще одно толкование: Снегурочкой
называют симпатичную девочку, девочку (обычно блондинку) [15].
Следует отметить, что имени Снегурочки нет в пантеоне древних
славянских богов. Снегурочка – образ фольклорный, календарный, сказочный.
Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании
постепенно на протяжении веков.
Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной
девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой
себе в утешение, а людям на радость.
По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии, причем
1й и 2й пункты связаны:
1) образ дочери Мороза;
2) образ Костромы;
3) символ застывших вод [17].
Версия 1: Снегурочка – дочь Мороза.
Этой точки зрения придерживается исследовательница новогодних
образов Деда Мороза и Снегурочки, автор книги «Русская ёлка»,
Е. В. Душечкина. Она пишет: «Образ Снегурки известен по народной сказке о
сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с
подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее
спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по
всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее
всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах,
погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при
наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с
календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является
инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка
как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…» [3].
6 Версия 2: Снегурочка – образ Костромы.
Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке
возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит
можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть
та самая Снегурочка. Кострому изображали поразному: это была или
молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в
сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома
означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает
и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда,
смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия
образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с
образом Снегурочки. Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были
зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой
половины XX века [16].
Версия 3: Снегурочка – символ застывших вод.
Эту версию прорабатывала исследовательница исторических корней
образов Деда Мороза и Снегурочки Жарникова С.В. Она отмечает в своей
работе: «Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем
мифологическом Варуне боге ночного неба и вод, то и исток образа
Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с
Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния
вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом,
Снегурочка воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в
частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в
традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только
серебряными нитями. Головной убор восьмилучевой венец, шитый серебром
и жемчугом» [4].
Со временем образ героини трансформировался в народном сознании:
Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с
7 Рождественскими и Новогодними праздниками
Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н.
Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня
превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных
берендеев горячим чувством любви.
В 1882 Н. А. РимскийКорсаков поставил по пьесе одноимённую оперу,
которая имела громадный успех.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов
конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских
новогодних ёлок. Когда в конце ХIХ — начале ХХ века педагоги и методисты
начинают разрабатывать сценарии детского праздника новогодней елки, в него
попадают и персонажи из народной сказки о Снегурке, «весенней сказки»
Островского, хоры из оперы РимскогоКорсакова. Стихотворения и песни о
зиме, Новом годе и елке включают в себя персонифицированные образы
Мороза (превратившегося постепенно в Деда Мороза), девушки/девочки
Снегурочки (превратившейся в его внучку), Зимы, Метели, Снежинок и пр. …
Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки
наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из
сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей
Снегурочка не выступала.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском
Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах
по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне
с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между
ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились
вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов [3].
Сегодня Снегурочка это обязательная спутница Деда Мороза, без
которой трудно представить праздничные мероприятия и поздравления. Часто
Снегурочками под Новый Год становились актрисы или же студентки
8 театральных вузов. В самодеятельных же постановках на роль Снегурочки
выбирали чаще светловолосых девочек старшего возраста, девушек или
женщин.
В 2010 году на день рождения Снегурочки из своей резиденции в
Великом Устюге прибыл сам Дед Мороз, тем самым официально подтвердив
статус Костромы, как главной резиденции Снегурочки.
Сегодня Дед Мороз и Снегурочка неотъемлемые персонажи
новогодних праздников. Часто они сами приходят в гости к детям,
поздравляют их с Новым Годом и дарят подарки [18].
В каждой стране есть свой Дед Мороз, но далеко не у каждого есть
Снегурочка. Кто же выполняет ее роль в разных странах?
Возможным прототипом современной Снегурочки может быть праздник
святой Люсии, который известен в странах Балтики, которая в XVIXVII
веках, когда в Германии был запрет на Святого Николая, в Рождество
заменяла Дедушку Мороза и Иисуса. Традиция в Германии прижилась, а вот в
Швеции в XVIIIXIX веках праздник святой Люсии стал популярным.
В странах бывшего СССР образ Снегурочки широко распространен. В
Азербайджане это Гарагыз, сопровождающая местного Деда Мороза Шахта
Баба, в Армении Снегурочку зовут Дзюнанушик или «Снежная Ануш» – она
является спутницей Дзмера папи (Зимыдеда), в Узбекистане – Коргыз,
сопровождающая дедушку Корбобо, облаченного в полосатый халат и
разъезжающего на осле.
В Монголии Снегурочку зовут Зазан Охин, и сопровождает она
монгольского Деда Мороза – Увлина Увгуна. Их сопровождает еще Шин Жил
– мальчикНовый год. В Болгарии спутницу Деда Мороза зовут Снежанка. А
шведскую Снегурочку зовут Лючия. Она является в короне из зажженных
свечей. В Италии же к детям вместе с Дедом Морозом Бабо Натале приходит
добрая фея Бефана. В новогоднюю ночь она проникает в дома через дымоход
9 и приносит хорошим детям подарки, а непослушным лишь золу да угольки.
Святой Николай, который вместо Деда Мороза приходит к детям в Бельгии и
Польше, ходит в сопровождении маленького чернокожего мальчика – Черного
Питера. Персонаж этот несколько устрашающий – за спиной у него мешок с
подарками для послушных детей, а в руках розги для детей непослушных.
Черный Питер сопровождает и Синтеркласса – Деда Мороза из Нидерландов
и Фландрии. Ведет он себя более мягко – хорошие дети находят утром в своей
обуви подарки, а непослушные – пакетики с солью.
У французского Деда Мороза, Пьера Ноэля, есть помощник Пьер
Фуэтар, которого в народе называют «Злым папой». Главная функция
Фуэтара – следить, чтобы подарки раздавались только «правильным» детям. В
Австрии, Баварии и Венгрии СантаКлаус приходит к детям в сопровождении
чертика Крампуса. Его дело не дарить подарки, а пугать непослушных детей.
В некоторых регионах Германии у СантаНиколауса есть помощник по
имени Кнехт Рупрехт, который составляет в течение года на каждого ребенка
подробное досье. Чешский Дед Мороз – Микулаш – приходит в
сопровождении «уравновешенного дуэта» – ангела в белоснежной одежде и
лохматого чертенка. Первый раздает сладости, а второй – обычные
картофелины.
СантаКлаус из США прилетает на санях, запряженных оленями, в
сопровождении эльфов и гномов. Гномы, облаченные в накидки, и с головами,
увенчанными островерхими шапочками с белым мехом, сопровождают и
финского дедушку со сложным именем Йоулупукки. А в некоторых странах у
Деда Мороза и вовсе нет помощников [19].
Душечкина отмечает, что «образ Снегурочки уникален, существует
только в русской культуре. Тщетно было бы искать в западной новогодней и
рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции,
Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св.
10 Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских
народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление
бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую
Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских
персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…»
[3].
Таким образом, гипотеза об уникальности образа Снегурочки для
российской культуры подтверждается.
Что же знают современные дети о любимом новогоднем персонаже –
Снегурочке? Обратимся к результатам исследования. В опросе участвовало
45 детей, учащихся пятых классов МКОУ Заволжского лицея. Опросник
включал пять вопросов, четыре из которых были направлены на проверку
знаний о Снегурочке, пятый вопрос касался представлений и ассоциаций с
этим образом (Приложение 2).
Как показывают данные опроса, большинство ребят не знают, в каком
веке в русском фольклоре появился образ Снегурочки (несмотря на то, что
верно ответили 40% учащихся, не справились с заданием 60%) (диаграмма 1).
Время появления Снегурочки в русском фольклоре
36%
24%
в 18 веке
в 19 веке
в 17 веке
40%
11 Диаграмма 1. Ответы учащихся о времени появления Снегурочки в
русском фольклоре, %
Второй вопрос об авторе пьесы «Снегурочка», написанной в 1873 году,
вызвал затруднений у половины опрошенных ребят, другая половина детей
дала верный ответ (диаграмма 2).
Автор пьесы "Снегурочка" 1873 года
50%
26%
24%
А.С. Пушкин
И. С. Тургенев
А.Н. Островский
Диаграмма 2. Знание учащимися автора пьесы «Снегурочка» 1873 года,
%
Наибольшее затруднение у ребят вызвал вопрос о местонахождении
официального терема снегурочки. Большинство опрошенных посчитали, что
резиденция Снегурочки совпадает с местонахождением Деда Мороза и
находится в городе Великий Устюг (диаграмма 3).
12 Местонахождение официального терема Снегурочки
26%
Кострома
Великий Устюг
Москва
13%
62%
Диаграмма 3. Знание учащимися местонахождения официального
терема Снегурочки, %
Последний вопрос, проверяющий знания, касался происхождения и
родословной Снегурочки. В данном случае абсолютное большинство
учащихся знает, что Снегурочка – это дочь Мороза и Весны (диаграмма 4).
У славян снегурочка - это
25
20
15
10
5
0
1
Дочь Мороза и
Весны
дочь ветра и Зимы
дочь снега и Дождя
Диаграмма 4. Знание учащимися происхождения образа Снегурочки,
чел.
И, наконец, обратимся к ассоциативному ряду, вызванному словом
«Снегурочка» у большинства ребят. Опрос показал, что слово «Снегурочка»
чаще всего вызывает следующие словесные ассоциации: внучка и помощница
13 Деда Мороза, волшебный, сказочный персонаж, девочка, девушка в красивой
шубке, тает на солнце. Стоит отметить и эмоционально окрашенные
ассоциации: добрая, красивая, умная, любит животных. Часть ребят указали,
что Снегурочка – это любимая дочка Деда Мороза и весны, любимый герой
праздников.
Таким образом, видно, что все ребята имеют представление, кто такая
Снегурочка, а вот знают о ней недостаточно.
14 2. Образ Снегурочки в разных жанрах искусства
2.1. Снегурочка в литературе
У неё много имен. Снежная девушка, «внученька» Деда Мороза, зимняя
красавица…но для каждого Снегурочка — своя.
Народная фантазия оставила нам в наследство целую россыпь
сказочных вариантов про Снегурочку, Снегурушку, Снегурку, и варианты эти
иногда отличаются друг от друга, как совершенно разные, «незнакомые» друг
с другом сказки.
В конце XIX века исследователь русского фольклора Афанасьев писал:
«Снегурка названа так потому, что родилась из снега. Жилбыл крестьянин
Иван, жену его звали Марья; жили они в любви и согласии, состарились, а
детей у них все не было; сильно они о том сокрушались! Вот наступила зима,
молодого снегу выпало много. Вышли они из хаты и принялись лепить куклу.
Смотрит Иван — зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и
головкою. «Ах, Иван! — вскрикнула Марья от радости, — да ведь это
Господь нам дитя дает!»
Афанасьев описывает Снегурочку следующим образом:
«Снегурочка такая смышленая: все примечает и перенимает. И стала
она за зиму точно девочка лет тринадцати: все разумеет, обо всем говорит, и
таким сладким голосом, что заслушаешься. И такая она добрая, послушная и
ко всем приветливая. А собою она беленькая, как снег; глазки что
незабудочки, светлорусая коса до пояса, одного румянцу нет вовсе, словно
живой кровинки не было в теле... Да и без того она была такая пригожая и
хорошая, что загляденье. А как, бывало, разыграется она, так такая утешная и
приятная, что душа радуется!»
На страницах своего основополагающего труда «Поэтические воззрения
славян на природу» Афанасьев написал о печальном конце: «…потянулась
Снегурка вверх лёгким паром, свилась в тонкое облачко и унеслась в
15 поднебесье. В таком грациозном поэтическом образе представляет народная
фантазия одно из обыкновенных явлений природы…» [7].
Никто не знает, что может зависеть от одного слова. И никаких
документальных доказательств нет. Но тёмным зимним вечером кажется: если
бы не назвал учёный Афанасьев образ Снегурочки грациозным, вся её будущая
литературная жизнь пошла бы подругому. А может, долгой красивой жизни и
вовсе бы не случилось,
Традиционный вариант с костром и облачком многократно перепечатан
и, безусловно, является наиболее привычным. Но бывают, кроме того,
Снегурочки совершенно удивительные.
В ряде сказок Снегурочка не погибает, а чудесным образом спасается.
Вот Владимир Иванович Даль пересказал историю про то, как старик старуху
свою не послушался, принёс маленький комочек снега в избу, положил в
горшочек и на окошко поставил. «Взошло солнышко, пригрело горшочек…», и
— подумать только! — в горшочке уже «лежит девочка, беленькая, как
снежок, и кругленькая, как комок». «Я, — говорит, — девочка Снегурочка, из
вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена». На этом,
собственно, вся «снежность» кончается, и начинается сказка про другое: как
заблудилась в лесу девочка Снегурочка, а старая собака Жучка, которую
согнали со двора, Снегурочку спасла, за что добрую животину опять «приняли
в милость и на старое место приставили» [2].
В пересказе Алексея Николаевича Толстого подружки Снегурушку «в
лес заманили, заманивши — покинули». Если бы не добрая лиса Олисава, не
видать старику со старухой своей внучки [9].
В русской народной сказке «Чудесная дудка» Снегурочка носит имя
Снежевиночка и появляется необычным образом: « Вышел старик на улицу,
сжал комочек снегу и положил на печку под шубу — и стала девочка
16 Снежевиночка». Снежевиночка тоже спасается в конце сказки, но сначала
проходит через смерть. Подружки убили ее за то, что ягод больше всех
собрала, и зарыли под сосенкой. А на могилке вырос камыш. А из камыша
сделали дудочку. А дудочка запела человеческим голосом. Тогда дед с бабой
дудочку разломили, и выскочила оттуда живая Снежевиночка, краше
прежнего [11].
Пересчёт Снегурочек можно продолжить, но дело вовсе не в нюансах.
Есть во всех этих разнообразных сказочных вариантах один общий закон,
главный и решающий: снежная девочка всегда хорошая. Она никому не
сделала зла, она появилась всем на радость и если ушла, то никого не
упрекнула. Поэтому и вызывает она редкое человеческое чувство —
нежность.
Следует признать, что белый снег испокон веку выпадал и таял не
только на славянской территории. Но, если верить сказкам, западные люди
прежде всего чувствовали от этого холод и ждали беды. Ледяные Девы и
Снежные Королевы никак не могут приходиться нашей милой Снегурочке
даже троюродными тётушками.
Конечно, в мировой фольклорной и литературной практике встречаются
дети из снега, которые умеют таять (говорят, у латышей есть даже мальчик
снегурочка), однако в первые ряды сказочных персонажей им выбиться не
удалось, а способность «таять» иногда носила характер уж вовсе не
природный, но совершенно человеческий.
Некоторую неразбериху в снежносказочные отношения может внести
прелестная Белоснежка, история которой по сюжету почти равняется сказке о
Спящей Царевне, зато имя как будто бы напоминает о Снегурочке. На самом
деле всё подругому: когда братья Гримм записали и обработали сказку, чьё
название иногда прямо (и ошибочно) переводится на русский язык словом
17 «Снегурочка», они всего лишь имели в виду девочку, которую королева
родила зимой.
Отчего и получилось немецкое Schneewittchen — то есть нечто снежно
белое или, ещё красивее, — белоснежное [20]. Сказка братьев Гримм хоть и
называется «Снегурочка», но ее сюжет скорее связан с именем Белоснежки.
Также есть злая мачеха, волшебное зеркало, отравленное яблоко, семь
гномовкарликов. Но спасение приходит другим образом: слуги принца, неся
Снегурочку, спотыкаются о камень, и кусок отравленного яблока выпадает из
горла Снегурочки. Вот и всё, никаких других зимних, весенних, природных
мотивов родословная юной принцессы не предполагает [1].
Серебряное начало XX века добавило снежной мечте изящества и
поэтической изысканности. Фёдор Сологуб написал весьма поучительную,
крепкую сказку «Снегурочка», пригодную и для взрослых, и для детей. Это
история про интеллигентных городских ребятишек Шурочку и Нюрочку,
которые вместо снежной бабы слепили снежную девочку, и девочка эта
растаяла изза упёртых родителей. Их отец, учитель гимназии, увидев живую,
но совершенно беленькую, бледную девочку, ни в какие чудеса не поверил,
приструнил собственных рыдающих отпрысков, усадил бедное дитя, видимо
— простуженное, поближе к огню… В итоге Снегурочка растаяла [8].
Е.В.Душечкина возводит эту сказку к русской народной традиции, но на
сей раз придётся робко возразить: уж очень напоминает «Снегурочка» Фёдора
Сологуба «Снегурочку» американца Натаниеля Готорна (18041864),
известного борца за свободу воображения. Его мистер Линдси, торговец и
отец прелестных детишек, прозванных Фиалкой и Пионом, тоже сажает
снежную девочку поближе к жаркому огню — разумеется, из самых лучших
побуждений. В результате остаётся «целая лужа перед печкой», а обе сказки
вполне можно закончить словами Ф.Сологуба: «Большие и малые смотрели на
18 остатки талого снега и потоки воды, и не понимали друг друга, и упрекали
друг друга».
Самое известное литературное произведение о Снегурочке –
одноименная пьеса А.Н. Островского, написанная в 1873 году. В драме
«Снегурочка» (ее жанр писатель определил как «весенняя сказка») А.Н.
Островский предпринимает попытку прикоснуться к глубинным истокам
русской и славянской культуры, познать тайны народной мифологии.
Произведение «Снегурочка» — это удивительная сказка, в которой показана
красота окружающего мира, любви, природы, молодости.
В пьесе Островского Снегурочка предстаёт как дочь ДедаМороза и
ВесныКрасны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога
солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледнолицей светловолосой девушки.
Одета в белоголубую шубку с меховой опушкой, меховую шапку, рукавички
[21].
В начале 1873 года знаменитый Малый театр был закрыт на ремонт. В
результате все труппы Императорских московских театров — драматическая,
оперная и балетная — вынуждены были выступать по соседству, на сцене
Большого театра. У когото родилась заманчивая идея: поставить спектакль, в
котором все три труппы будут задействованы одновременно. Дирекция
немедленно обратилась к Александру Николаевичу Островскому с
предложением написать соответствующую пьесу, и признанный всеми «певец
Замоскворечья» от предложения не отказался. К этому времени он давно уже
был основным драматургом Малого театра и сотрудничал с ним целых
двадцать лет.
А написал он свою «Снегурочку» весной и летом того самого 1873 года,
сразу после получения заказа. Жил в деревне, любимом старом родительском
имении под Костромой. Погоды менялись, облака летели, куда хотели, солнце
вставало и уходило за горизонт, всё шло своим чередом, и пятидесятилетний
19 мудрый человек смог собрать из слов «весеннюю сказку», которая не
растаяла.
Работая над пьесой, Островский внимательно изучал многочисленные
Среди
этнографические источники.
фольклорные,
исторические,
фольклорных источников «Снегурочки» следует отметить народные сказки,
обрядовую поэзию, народные заговоры, народные песни. Однако затем
Островский отходит от фольклорного источника и более не воспроизводит
оригинал, а скорее подражает ему. В 1853 году в журнале «Москвитянин», с
которым Островский активно сотрудничал, была опубликована украинская
сказка «Снегурочка» в переводе Г. П. Данилевского. Из этой сказки в сюжет
пьесы Островского «мог войти мотив редкой красоты Снегурочки и тема
женихов. В украинской сказке вылепленная из снега красавица, ставшая
желанной дочерью бездетных стариков, с каждым днем становилась все краше
и, наконец, превратилась в «пышную невесту», чья красота привлекла к себе
многих молодых людей.
Сюжетная основа истории Снегурочки в пьесе Островского целиком не
совпадает ни с одним из вариантов сказки, бытующих в народной среде.
А. Н. Островский использует не только внешнюю образность,
заимствованную из фольклора, он проникает в поэтику народной сказки и
разрабатывает один из ее основных мотивов – мотив запрета, нарушение
которого ведет героя к серьезным испытаниям.
В прологе к пьесе Мороз предупреждает об опасности: «...Солнце
Сбирается губить Снегурку; только
И ждет того, чтоб заронить ей в сердце
Лучом своим огонь любви; тогда
Спасенья нет Снегурочке, Ярило
Сожжет ее, испепелит, растопит».
Затем он просит Снегурочку:
20 «Беги от Леля, бойся речей его и песен». В пьесе Островского
Снегурочка, которая говорит очень просто и очень мало, почемуто с каждым
словом всё больше отличается от всех других, и незатейливые её речи звучат,
как крик перепуганной ласточки, уже почуявшей грозу. В конце пьесы сама
Весна предупреждает Снегурочку: «Таи любовь от глаз ЯрилаСолнца». Но
жизнь без любви в царстве берендеев невозможна, и Снегурочка предпочитает
нарушить запреты и умереть, чем жить без любви [21].
Под влиянием весенней сказки А. Н. Островского образ Снегурочки
приобретает новую окраску. Из маленькой девочки – внучки героиня
превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных
берендеев горячим чувством любви.
У А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом
противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает
сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими
сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с
героями русской и зарубежной литературы.
Весеннюю сказку А.Н. Островского высоко оценили А.И. Гончаров и
И.С. Тургенев, однако многие отклики современников были резко
отрицательными. Драматурга упрекали за отход от социальных проблем и
«прогрессивных идеалов». Так, язвительный критик В.П. Буренин сетовал по
поводу обозначившегося тяготения А.Н. Островского к фальшивым,
«призрачнобессмысленным» образам Снегурочек, Лелей, Мизгирей. В
великом русском драматурге критика желала видеть, прежде всего,
обличителя «темного царства».
Сотни страниц, написанных вокруг пьесы Островского, толкуют эту
непростую сказку и так, и сяк. Соперницу Снегурочки, страстную Купаву,
обличают и превозносят; торгового гостя, обезумевшего от любви красавца
Мизгиря, то жалеют, то упрекают в мужском эгоизме; а самого Островского
21 даже пробуют иногда превратить в автора социальной утопии, о которой он
якобы мечтал. Серьёзные исследователи вычерчивают замысловатые
параллели и меридианы, пытаясь установить точку существования
знаменитого произведения в пространстве русской и европейской литературы.
Философ Алексей Фёдорович Лосев сказал так: «Снегурочка не знает границ
между космическими и реальными чувствами».
Разбуженный высоким искусством фольклорный образ неизбежно
спустился с небес на землю, в мир простой повседневной выдумки:
Снегурочкой стали развлекать детей. Вслед за произведениями мастеров
посыпались, как из рога изобилия, маленькие литературные поделки.
Хорошенькие маленькие девочки наряжались снежинками и снегурочками,
хорошенькие игрушечные фигурки стали вешать на рождественскую ёлку, а в
детских журналах запестрели сказочки и стишки соответствующей тематики
[20]. Снегурочка была и остается любимым литературным персонажем, и
привлекает к себе внимание все новых и новых писателей и поэтов.
2.2. Образ Снегурочки в музыке, кинофильмах, мультфильмах
Образ Снегурочки волновал не только писателей, поэтов, драматургов,
к нему обращались и известные композиторы.
В 1873г. музыку к спектаклю «Снегурочка» объединенной труппы
Малого и Большого театров по личной просьбе драматурга Островского
заказали 33летнему Чайковскому, молодому профессору Московской
консерватории.
Под пером Островского русская народная сказка обрела глубокий
философский подтекст. Как кредо драматурга звучит начало монолога царя
Берендея: «Полна чудес могучая Природа!» А вслед драматургу вторят хоры
— сочиненные Чайковским гимны великой и волшебной силе Природы,
22 чистоте и самопожертвованию, бесстрашной и самозабвенной любви девушки
Снегурочки, любви, которая сильнее смерти.
И Островский, и Чайковский работали с огромным энтузиазмом и
увлечением, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский
постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские
народные песни, наигрыши. На премьере дирижировал Н.Г.Рубинштейн. В
постановке участвовали знаменитые русские драматические актеры и певцы,
хор и оркестр Большого театра.
«Снегурочка» — особый бриллиант в творчестве Петра Ильича
Чайковского. Это одно из самых вдохновенных его сочинений, наполненное
светом, богатством красок, буйным цветением колоритных сказочных
образов… [10] Солнечная музыка к весенней сказке А.Н. Островского не
может не вызывать положительных эмоций. Не случайно П.И. Чайковский
определял свой замысел так: «В этой музыке должно быть заметно радостное,
весеннее настроение».
Но после реконструкции Малого театра сценическая жизнь совместного
творения Островского и Чайковского прекратилась. Ведь для его исполнения
требовались огромные силы, которых не было в драматическом театре, а
драматических актеров не было в оперных театрах. Однако волшебная музыка
Чайковского продолжает звучать: самостоятельные музыкальные фрагменты
исполняют на концертах и сегодня. И может быть, когданибудь родится
новый универсальный театр, и Снегурочка вновь подарит нам со сцены огонь
своей Любви [10].
В начале восьмидесятых годов РимскийКорсаков познакомился со
сказкой А. Н. Островского «Снегурочка» (1873). Тогда она не произвела на
него большого впечатления. «В зиму 1879—1880 годов, — вспоминал
композитор, — я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее
удивительную поэтическую красоту… Не было для меня на свете лучшего
23 сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель
или Весна».
Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне.
Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему
с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». В 1881 году опера была
завершена. В письмах к друзьям композитор писал: "Заканчивая
"Снегурочку", я почувствовал себя созревшим музыкантом и композитором,
ставшим окончательно на ноги." Премьера, состоявшаяся 29 января (11
февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим
успехом. Оперу восторженно принял и А. Н. Островский: «Музыка к моей
«Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более
к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого
культа и этой сперва снежнохолодной, а потом неудержимо страстной
героини сказки». А РимскийКорсаков сказал: "Я вынес убеждение, что
"Снегурочка" это мое лучшее произведение".
Оптимистическая идея оперы — прославление могущественных
животворных сил природы, несущих людям счастье — коренится в народной
поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой
преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира —
реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора,
«вечные, периодически выступающие силы природы». Снегурочка, пастух
Лель и царь Берендей — персонажи полуреальные, полуфантастические.
Ярилесолнцу — «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и
людях» (РимскийКорсаков) — враждебен суровый Мороз. Снегурочка —
холодное дитя Мороза и Весны — всей душой тянется к людям, к солнцу, и
композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно
любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели [22].
Пьеса А. Н. Островского идеально отвечала художественному
24 мироощущению РимскогоКорсакова. Она привлекла композитора своим
солнечным оптимизмом, красотой старинных народных обычаев я обрядов,
поэтичностью образов, изумительным богатством и народностью языка. Все
это свойственно и опере РимскогоКорсакова.
Оперу отличает от произведения Островского меньшее развитие
бытовых моментов (в либретто исключены некоторые второстепенные
персонажи), большая лирическая углубленность и психологическая тонкость
образов, а также — та чувственная звуковая яркость и образная конкретность
воплощения в музыке картин природы, которая делает более действенным и
значимым природностихийное мифологическое начало. Всем этим
композитор подчеркнул обобщающую, философскую сущность своего
произведения и придал ему черты высокой сказки.
Многие критики считают «Снегурочку» самой поэтичной оперой
РимскогоКорсакова. Композитор тоже считал ее своим лучшим творением.
«Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением
картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов
народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и
мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними
тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка — со всей
красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», — писал об
опере А. П. Бородин [23].
В «Снегурочке» (1880—1881) окончательно завершилось формирование
оперного стиля РимскогоКорсакова, нашли полное выражение эстетические
устремления композитора периода 70—80х годов, которые были закреплены
и развиты им в дальнейшем. Тем самым «Снегурочка» стала и творческим
итогом, и замечательным прозрением в будущее.
В 1952 году студией «Союзмультфильм» был снят рисованный
мультипликационный фильм по мотивам одноимённой пьесы А. Н.
25 Островского на музыку Н. А. РимскогоКорсакова в обработке Л. А. Шварца,
режиссера Ивана ИвановВано. Мультфильм показывали в кинотеатрах. Он
представляет собой образец редкого жанра. Мультипликационная опера
«Снегурочка» представляет собой оригинальную трактовку древнерусского
фольклора дохристианской эпохи. Нечеловечески красивая дочь Весны и
Деда Мороза, Снегурочка, не ведающая человеческих чувств, уставшая от
своей неосведомленности и чистоты. Многие поступки персонажей не
вписываются ни в характер, ни в элементарную логику. Сколько раз нужно
смотреть мультфильм «Снегурочка», чтобы разобраться во внутренних
противоречиях – неизвестно. Опера – жанр непростой, не всегда понятный
даже взрослым. Так что если смотреть «Снегурочку» Островского, пусть
даже мультфильм, то лучше всей семьей.
В 1969 году режиссеры Владимир Дегтярев и Николай Эрдман сняли
мультфильм «Снегурка» по мотивам русской народной сказки о девочке
Снегурочке, чудесным образом ожившей, но растаявшей от тепла [24].
В конце 1960х годов известный советский актер Павел Кадочников
осуществил свой режиссерский замысел – поставил фильм «Снегурочка» по
одноименной пьесе А.Н. Островского. Картина вышла на экраны в 1970 году.
Роли исполняли: Евгения Филонова (Снегурочка), Павел Кадочников (Царь
Берендей), Евгений Жариков (Лель), Ирина Губанова (Купава), Борис
Химичев (Мизгирь), Сергей Филиппов (Бермята), Наталья Климова (Весна
Красна), Любовь Малиновская (бобылиха), Валерий Малышев (Брусило),
Геннадий Нилов (Курилка). Фильм снимался на реке Мера и в окрестностях
имения А. Н. Островского Щелыково. После съемок декорации перевезли в
Кострому. Для фильма «Снегурочка» (1968) у реки Мера была построена
целая «деревня берендеев». Выбор места был неслучаен: в этих краях, в
Щелыково, Островский писал свою пьесу. После завершения съёмок
деревянные декорации были перенесены в Кострому, где возник парк
26 «Берендеевка». Кроме этого, в Костроме теперь есть «Терем Снегурочки», в
котором та круглый год принимает гостей. В 2009 году, 4 апреля впервые
официально отмечался день рождения Снегурочки. С этого времени День
рождения Снегурочки отмечается в Костроме ежегодно, в начале апреля.
Надо сказать, Кадочников очень серьёзно подошёл к созданию этой
киносказки, ибо он в юности (задолго до «Подвига разведчика») играл в
театре роль Леля. Именно поэтому, видимо, на эту роль в своём фильме он
выбрал не женственного мальчиказайчика, а Е. Жарикова, который априори
был заточен под чтото такое героическое, например, под роль милицейского
начальника в сериале «Рождённая революцией». Что характерно, именно
холодная дева привлекает высокопоставленного воина из соседнего племени,
который приехал вроде как жениться на красавице Купаве. Но, увидев,
равнодушнобелокурую льдышку, оставляет свою горячую невесту. Он даже
жертвует уважением окружающих людей, публично отказываясь от Купавы.
Как и все талантливые вещи, «Снегурочка» ОстровскогоКадочникова имеет
много смыслов [24].
2.3. Образ Снегурочки в изобразительном искусстве
Образ снегурочки, стал основой для творчества не только литераторов и
музыкантов, но и художников, таких как М.А Врубель, В.М. Васнецов, Н. К.
Рерих. (Приложение 3, 4, 5, 6) Именно благодаря этим трем великим
художникам возник привычный нам внешний вид Снегурочки. Следует
отметить, что имени Снегурочки нет в пантеоне древних славянских богов.
Она – образ не мифологический, а фольклорный, сказочный. «Платье
Снегурочки», также не является конкретным одеянием девочки. Вот почему в
эскизах В.М. Васнецова её платье – это собирательный образ народного
костюма, у М.А. Врубеля – это одежда сотканная из снега, пуха и
горностаевого меха, юной феи эпохи «модерн», а у Н.К. Рериха иноземка с
27 русским именем и в шубке меховой [5].
Из множества иллюстраций к сказочной пьесе А.Н.Островского
"Снегурочка" наиболее интересными являются эскизы декораций и костюмов,
созданные художником В.М.Васнецовым. Вначале Васнецов оформил
спектакль «Снегурочка» по пьесе Александра Oстровского, поставленный в
январе 1882 года на домашней сцене Абрамцевского кружка. Неожиданно для
художника "Снегурочка" стала не только самым задушевным его
произведением, но и открытием нового направления в русском театрально
декоративном искусстве. А в 1885 году, в Русской частной опере Саввы
Мамонтова, была поставлена опера РимскогоКорсакова "Снегурочка".
Эскизы декораций и костюмов тоже были исполнены В.М. Васнецовым
(Приложение 3). Васнецов, следуя за автором, создал изумительную галерею
образов древнего русского народа. Спустя полвека, художник Грабарь
скажет: « Рисунки к Снегурочке», в смысле проникновенности и чутья
русского духа, не превзойдены до сих пор, несмотря на то, что целых
полстолетия отделяет их от наших дней»…
Лунная зимняя ночь…Мерцают звёзды…На белоснежной поляне
темного холодного леса,в расписной парчовой шубе и шапке,стоит
растерянная девушка – дочка ВесныКрасны и Деда Мороза, идущая в мир
людей… Эта работа стала одной из самых узнаваемых картин художника.
Картина была закончена в 1899 г. Моделью для Снегурочки выступила
дочь Мамонтова Сашенька. Художнику понравилась умная и шустрая девочка
Саша, которая больше всего любила с ветерком кататься на санях…
Картина находится в Государственной Третьяковской галерее
(Приложение 4).
Используя архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы
русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву, художник создал
гармоничный образ сказочных царских палат, превратив их в яркое
28 живописное зрелище. В качестве основы для всех костюмов был использован
белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые
решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и
яркий декоративный эффект.
Михаил Александрович Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки
на декоративном панно в доме А.В. Морозова (Приложение 5).
Такой дошла до нас снегурочка Врубеля, которую писал он со своей
жены – Н.И.ЗабелыВрубель, исполнявшей партию Снегурочки в одноименной
опере РимскогоКорсакова.
Надежда Ивановна оставалась для Врубеля манящей загадкой,
«Незнакомкой», воплощением той ускользающей тайны, которая всегда
чудилась ему и в природе, и в музыке, и в состояниях человеческой души.
Картина так же находится в Государственной Третьяковской галерее.
Чуть позднее, в 1912 году, Н.К. Рерих написал свое собственное
видение Снегурочки при работе над постановкой драматического спектакля о
Снегурочке в Петербурге (Приложение 6). Но далеко не все замыслы
художнику удалось успешно осуществить. Случалось, что в отсутствие
Рериха эскизы попадали в руки безответственных ремесленников, искажавших
его замысел. Николая Константиновича Рериха весенняя сказка Островского
и РимскогоКорсакова пленила ещё в юные годы и, по признанию самого
художника, была ему очень близка.
На темы полюбившейся сказки им были написаны также отдельные
картины, а на страницах дневников и очерков художника мы не раз встретим
глубокие размышления, вызванные образами «Снегурочки».
Рисунки находятся в Государственном Русском музее Санкт
Петербурга [25].
29 Тема Снегурочки очень популярна и у современных художников,
хранителей старинных ремесел. Встречаем мы этот образ и в декоративно
прикладном искусстве, и в виде елочных украшений (Приложение 7).
Заключение
Итак, мы выяснили, что образ сказочной героини Снегурочки
формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков.
Первоначально он возник в русских народных сказках как образ ледяной
девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой
себе в утешение, а людям на радость. Со временем образ героини
трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой
Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними
праздниками. Гипотеза о том, что Снегурочка – чисто русское явление и
больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой
персонаж не фигурирует, подтвердилась.
В ходе исследования были рассмотрены три точки зрения на проблему
происхождения загадочного образа Снегурочки: как образ дочери Мороза; как
образ Костромы; как символ застывших вод.
Было проиллюстрировано, что образ Снегурочки привлекал многих
кинорежиссеров,
композиторов,
художников,
поэтов,
писателей,
мультипликаторов и других деятелей искусства. Каждый из них привносил в
образ Снегурочки чтото новое. Каждое новое осмысление обогащало образ
Снегурочки, делая его любимым в народе. Сегодня Снегурочка как сказочный
символ может привлекать разные категории людей: детей, молодежь и
взрослых, для которых является любимым образом из детства и дает
возможность отдохнуть от своих проблем.
Как выяснилось, среди опрошенных учащихся большинство ребят имеет
30 представление о том, кто такая Снегурочка, но не обладают достаточными
знаниями об этом всеми любимом персонаже нашей родной культуры.
Описание образа Снегурочки,
составленное на основе ее
мифологических, исторических и литературных корней, дает представление о
значимости темы для широкого круга людей разного возраста, разных
национальностей, непосредственной причастности к этому образу.
31 1. Братья Гримм. Сказки: перевод Г. Пятникова. М.: Худож. Лит.,
Список литературы
1991. – 319 с.
В.
2. Даль
Девочка
Снегурочка//
Доступно
на
http://vseskazki.su/vladimirdal/devochkasnegurochka.html
3. Е. Душечкина. Дед Мороз и Снегурочка // Отечественные записки.
2003. №1. Доступно на http://www.stranaoz.ru/2003/1/dedmorozi
snegurochka
4. Жарникова С.В. Исторические корни календарных обрядов.
Доступно на http://teatrunona.ru/zharnikova_s._v._mifologicheskie_ko
5. Подленчук К.А. Интерпретация образа снегурочки в стихотворении
для детей Е.А. Благининой «Снегурка» . Доступно на
http://www.scienceforum.ru/2013/143/2080
6. Сергеева Г. П. Искусство. 89 классы. М.: Просвещение, 2012. 191 с.
7. Снегурка. Русская сказка в обработке Афанасьева. Доступно на
http://www.clubochek.ru/lib.php?rat=25&dog=804
8. Сологуб Ф. Рассказы, повести, новеллы, сказки. Снегурочка.
Доступно на http://www.fsologub.ru/lib/shortstory/shortstory_83.html
Доступно на
Снегурушка и лиса.
9. Толстой А.
Н.
http://www.hobbitaniya.ru/tolstoyan/tolstoyan90.php
10. Хомичев Б. Снегурочка// Музыкальная шкатулка. Человек без
на
границ.2008.
Доступно
http://www.manwb.ru/articles/music_box/2008_year/MusBox_0802/
11.Чудесная дудка.
Русская народная сказка. Доступно на
http://www.ruskazki.ru/fairyfife2.html
12. http://slovarozhegova.ru
13. http://glosum.ru
14. http://slovari.yandex.ru
15. http://encdic.com/academic/Snegurochka59652.html
16. http://www.gradkostroma.ru/guide/brends/kostromskayasnegurochka/
17. http://onona.su/1043istoriyapoyavleniyaobrazasnegurochki.html
18. http://dedmorozperm.ru/dedmorozisnegurochka.html
19. http://deti.mail.ru/news/novogodniepersonazhiraznyhstran/
20. http://bibliogid.ru/muzejknigi/lyubimyegeroi/359snegurochka
21. http://ru.wikipedia.org/wiki/Снегурочка
22.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%ED%E5%E3%F3%F0%EE%F7%EA
%E0_(%EE%EF%E5%F0%E0)
32 23. http://vsekratko.ru/opera/086.html
24. http://mults.info/mults/?id=598
25. http://www.proshkolu.ru/user/agape47/blog/352299
33 Суриков В.И. Взятие снежного городка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
34 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1. В русском фольклоре Снегурочка появилась:
А) в 18 веке
Б) в 19 веке
В) в 17 веке
2. Кто написал пьесу «Снегурочка» в 1873 году?
А) А.С. Пушкин
Б) И.С. Тургенев
В) А.Н. Островский
3. Официальный терем Снегурочки находится в городе:
А) Кострома
Б) Великий Устюг
В) Москва
4. У славян Снегурочка считалась дочерью:
А) Мороза и Весны
Б) Ветра и Зимы
В) Снега и Дождя
5. Продолжите фразу:
«Снегурочка – это… ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________»
35 Васнецов В. М. Эскизы костюмов и декораций
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
36 ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Васнецов В.М. Снегурочка
37 ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Врубель М. Снегурочка.
38 Рерих Н.К. Снегурочка
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
39 ПРИЛОЖЕНИЕ 7
40
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Выступление на НПК "Образ Снегурочки в русской культуре"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.