В данном выступлении раскрывается опыт работы с подрастающим поколением по формированию здорового образа жизни через проведение исследовательской деятельности . Автором приводится ряд работ, которые он с учащимися проводил в течении ряда лет. Работы разнообразны, новсе они объединены общей темой- они посвящены здоровью
Выступление на областной конференции
Исследовательская деятельность по сохранению здоровья участников
образовательного процесса.
МОУЛ №2 г. Сердобск учитель биологии Александрова Т.А.
Я учитель биологии. Биологию называют наукой XXI века, она призвана
решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном
витке развития цивилизации, обеспечение населения продовольствием,
проблемы экологии и сохранения здоровья. Кроме того это та наука, которая
всегда интересна детям, поэтому я стараюсь процесс обучения направлять не
только на передачу готового опыта, а на самостоятельное его получение в
ходе практической и экспериментальной деятельности. Ведь биология входит
в цикл естественнонаучных дисциплин, где ничего не принимается на веру.
Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Сейчас модно заниматься
проектной деятельность, но ведь и раньше мы занимались этим, просто не
называли так. Ученики нашей школы на протяжении 10 лет выступали со
своими работами на областной конференции «Здоровье подрастающего
поколения», а в нашей школе в этом году состоялась 19 научно
практическая конференция « Старт в науку» И из года в год проводились
исследования касающиеся состояния здоровья учащихся нашего лицея.
Мне хочется рассказать о формировании мотивации на здоровый образ жизни
через исследования учащихся в области сохранения и укрепления здоровья.
Моя основная цель как учителя – формирование доминанты на здоровый
образ жизни. Здоровье так же заразительно, как и болезнь. Поэтому и
стараюсь мотивировать ребят, используя их любознательность, жажду
открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны.
Уже в 5 классе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет
работа со школьным учебником, они читают словари и специальную
литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных источниках. Поэтому
мне так важно выявить всех, кто интересуется биологией, вывести
школьников на дорогу поиска. При работе для меня главное правило –
никакого принуждения, только добровольное участие. Примером такого
совместного сотрудничества стала работа пятиклассницы Федулеевой
Полины «Роль жизненно важных и структурных элементов в организме
человека». Исследование призвано привлечь внимание к важностиполноценного питания и здорового образа жизни. Путем проведения
тестирования Полина выявляла недостаток элементов в организме учащихся
нашей школы различных возрастов, провела анализ полученных результатов
и выступила на классных часах в тех классах, ребята которых участвовали в
эксперименте, с рекомендациями по устранению недостатков. Полина
выступала с работой на школьной и городской конференции, а также имеет
диплом 3 степени Всероссийского конкурса для детей и педагогов «Узнавай
ка!».
Большой практический интерес вызвала работа ученицы 7класса Пикулиной
Юлии «Микроклимат учебных кабинетов лицея №2 и его влияние на
учащихся». В работе были задействованы кабинеты школы, спортзал,
столовая, коридоры, где проводились замеры шума, освещенности,
соответствие САНПИНу кубатуры и площадей классных кабинетов их
визуальное восприятие , оценка воздушно – теплового режима помещения. Я
была очень рада тому, что данная работа совместный продукт семьи
Пикулиных. Помощь Юле оказала мама и особенно бабушка (Булычева
Любовь Алексеевна старший лаборант Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Пензенской области в Сердобском, Тамалинском,
Бековском, Колышлейском, Малосердобинском районах»
Результаты работы были заслушаны на педагогическом совете. Было отрадно,
что администрация отреагировала на выявленные недостатки. Были
установлены дополнительные светильники в кабинетах с недостаточной
освещенностью. Все заведующие кабинетами могли получить информацию для
заполнения паспорта кабинета и рекомендацию по проветриванию. Работа
Юли заняла II место на районной научно практической конференции и
награждена дипломом победителя XIII Всероссийского конкурса «Ты –
гений»2место.
В настоящее время ожирение является проблемой для сохранения
нормального здоровья, поэтому большой успех среди старших школьников
имела работа Горбуновой Евгении «Статистический анализ и простейшие
методы определения лишнего веса у учащихся 911 классов лицея №2».
Женя прочитала в интернете, что совсем скоро у нас может появиться новая
норма диспансеризации школьников — проверка на ожирение. Если у
школьника обнаружат избыточный вес, об этом сообщат родителям, а самого
ребенка направят к диетологу. У нее появилась идея самой провестивозможные исследования, ей она увлекла всех старшеклассников. Цель ее
работы активации ответственности учеников за свое настоящее и
будущее здоровье. В ходе работы были получены несколько неожиданные
результаты: по 911 классам дефицит массы составляет 31.3% , нормальная
масса 55.3%, предожирение 10.4% и ожирение 3%, от количества
тестируемых. Итоги работы озвучивались в личных беседах с желающими
узнать свой результат. А общий итог подводился на проведении круглого
стола «Влияет ли масса тела на состояние здоровья», где участники могли
высказать свою точку зрения и получить консультацию приглашенного врача
диетолога. Работа Жени заняла 2 место на районной конференции «Старт в
науку» Победитель (III место)XII Всероссийский творческий конкурс
"Талантоха" Номинация: "Детские исследовательские работы и проекты"
Заслуживает внимание и работа Оли Анохиной: «Здоровье моей семьи», это
последняя ее работа, в этом году Оля закончила школу. Но на ее счету
несколько работ посвященных состоянию здоровья школьников: «Уровень и
структура заболеваемости учащихся лицея №2», «Анализ и самодиагностика
состояния здоровья учащихся лицея №2». « Выявления нарушения осанки и
плоскостопия у учащихся 68 классов» С этими работами Оля участвовала в
областной конференции « Здоровье подрастающего поколения» имеет
дипломы 2 и 3 степени.
Своей последней работой Оля хотела привлечь внимание родителей к
проблеме здоровья, как собственного, так и членов семьи. На примере своей
семьи она подобрала доступные для этого методики и показала, что изучение
здоровья может быть досуговым занятием любой семьи. С данной работой
Оля выступала на общешкольном родительском собрании. Желающим были
розданы буклеты с методиками.
«Человек рожден для мысли и действия», говорили древние мудрецы.
При использовании исследовательских проектов существует по крайней мере
два результата, первый скрытый – это педагогический эффект от включения
ребенка в работу, в добывание знаний. Второй, видимая часть выполнение
самого проекта.
Различная тематика, не всегда высокие результаты, но главное что ребята
вкладывают в свои работы душу, знания, попутно получают новые, видят
востребованность своих работ, как среди взрослых, так и своих сверстников.Литература
1. Айзман, Р. И. Здоровье населения России: медикосоциальные и
психологические аспекты его формирования / Р. И. Айзман. – Новосибирск:
Изд во СО РАМН, 1996. – 28 с.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. – М.: ВЛАДОС, 2001.