Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"
Оценка 5

Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"

Оценка 5
Особые потребности
docx
администрации +1
Взрослым
31.03.2019
Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"
В выступлении представлены активные формы и методы работы с низкомотивированными детьми. Активные формы и методы очень гибкие методы. Их можно использовать с разными возрастными категориями, на разных предметах и на различных этапах урока. Некоторые методы рассмотрены подробно. Остальные представлены только в ознакомительном порядке.
форум выступление.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Красноборская средняя общеобразовательная школа  Агрызского муниципального района Республики Татарстан АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С НИЗКОМОТИВИРОВАННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ  КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (мастер – класс) Лукина Елена Михайловна, учитель математики 1 квалификационная категория Ризванова Любовь Владимировна, учитель физики 1 квалификационная категория Ишманова Надежда Михайловна, учитель химии и биологии 1 квалификационная категория Юминова Валентина Алексеевна,  учитель русского языка и литературы 2019 год Цель       выступления:  познакомить   с   активными   формами   и   методами   обучения   и рассмотреть их применение  в работе с низкомотивированными детьми. Задачи мастер­класса:    познакомить с активными формами и методами обучения; способствовать формированию умения различать виды активных методов обучения от других  методов обучения; познакомить с возможности применения активных методов обучения   в работе с низкомотивированными детьми. В   настоящее   время   интерес   к   обучению   у   подростков   снизился.   В   связи   с   этим «классические» методы обучения теряют свою эффективность. Перед педагогом помимо качественного   изложения   материала,   встает   проблема   его   адекватной   подачи,   которая заинтересует обучающихся. Педагогу необходимо активизировать интерес к познанию, а также   пробудить   их   творческий   потенциал   обучающихся.   Однако   увеличение интенсивности   подачи   материала   с   помощью   технических   средств   и   информационных технологий,   могут   перегрузить   обучающихся   и   не   привести   к   желаемому   результату. Кроме того, усиление контроля преподавателя за учениками может привести к протесту с их стороны, как следствие эффективность упадет ниже прежней. Таким   образом,   одной   из   актуальных   проблем   в   школе   остается   проблема повышения   эффективности   учебно­воспитательного   процесса   и   преодоление   школьной неуспеваемости. В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный   рост   числа   детей   с   проблемами   общего   поведения   и   обучения.   Поэтому методика   работы   со   слабоуспевающими   детьми   должна   быть   специальной,   учитывать особенности развития этих детей.  При   работе   с   неуспевающими   школьниками   необходимо   искать   виды   знаний, максимально   возбуждающие   активность   ребёнка,   пробуждающие   у   него   потребность   в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны.  порождающие её. У каждого отстающего ученика своя причина, это:  отсутствие познавательных интересов,  снижение ценности образования в обществе,  перегрузка,  дефекты здоровья школьников,  низкое развитие интеллекта,  нежелание учиться,  плохая память,  неприученность к постоянному труду и другие.  Чтобы   найти   средство   для   преодоления   неуспеваемости,   надо   знать   причины, - - - - - - - - Мы работаем в сельской школе. Особенностью нашей школы является отсутствие постоянного контингента учащихся за счет поступления воспитанников приюта. Проблем с отстающими обучающимися возникает очень много. Хотим рассказать, как мы работаем с такими детьми, и поделиться своим опытом. Система работы с низкомотивированными обучающимися Выявление слабоуспевающих обучающихся Изучение причин неуспеваемости Направления работы с неуспевающими Учет социальных условий Учет состояния здоровья Учет индивидуальных особенностей Учет возрастных особенностей Учет сформированности общих и специальных условий Формирование и развитие учебных навыков обучающихся Коррекционная работа Индивидуальная работа Вовлечение в секции, факультативы Работа с родителями Дифференциро­ ванная работа Дополнительные занятия Получение стандарта образования Признаки отставания обучающихся при усвоении конкретного учебного предмета 1. Недостаточный уровень умственного развития (не уделяется должного внимания и контроля при подготовке домашних заданий).  2. Несформированность   учебных   навыков   (ребёнок   не   умеет   учиться:   работать   с текстом,   выделять   главное,   существенное,   не   может   организовать   своё   время   и распределить усилия). 3. Дефицит   внимания   с   гиперактивностью   (отвлекаемость,   подвижность, неусидчивость). 4. Отсутствие   познавательного   интереса   (с   ребёнком   недостаточно   занимались,   не развивали его познавательные способности, ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение).  5. Несформированность произвольной сферы (ученик делает то, что ему нравиться и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач). 6. Познавательный интерес ниже среднего (требуется обеспечивать «эффект новизны» при решении учебных задач). 7. Низкий   уровень   развития   словесно­логического   мышления   (необходимо реализовывать принцип доступности учебного материала). 8. Низкая работоспособность.            Поэтому нужно так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у обучающихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к обучению. Мы будем с вами сегодня работать над «эффектом новизны» при решении учебных задач, над реализацией принципа доступности учебного материала, над повышением работоспособности.  Активные   методы   обучения   –   очень   гибкие   методы,   многие   из   них   можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока (занятия). Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие,   способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в  начале урока могут использоваться  различные приветствия   Когда встречаем мы рассвет, Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!   С улыбкой солнце дарит свет,  Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!   При встрече через много лет Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!   И улыбнутся вам в ответ От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!   И вы запомните совет: Дарите всем друзьям ...  (Дети хором) ПРИВЕТ! Такое   приветствие   позволяет   создать   позитивный   эмоционально­психологический фон, настроиться  и включиться в работу.  Способствуют   концентрации   внимания,   повышению   учебной   мотивации   такие упражнения как «Установка».  Привели голову в порядок.  Закрыли глаза и мысленно сказали:  «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.  Установка. Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо. Эффективными являются минутки создания хорошего настроения, проводимые в парах.     Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:  ­ Желаю (большой)  ­ Успеха (указательный)  ­ Большого (средний)  ­ Во всём (безымянный)  ­ И везде (мизинец)  ­ Здравствуй! (вся ладошка) На   этапе   постановки   цели   урока   и   актуализации   знаний   используется   метод «Корзина  идей».  В корзину собираются идеи обучающихся  по предполагаемой теме.  В процессе   работы   над   изучаемой   темой   идеи   либо   подтверждаются,   либо   оказываются неверными.    На   этапе   изучения   нового   материала   чаще   всего   применяются   следующие активные методы обучения. Метод   «Пометки   на   полях»  обычно   используется   при   ознакомлении   с   новым материалом.  Он   позволяет    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или  текста.  Пометки должны быть следующие: Знаком   «галочка»   (v)   отмечается   в   тексте   информация,   которая   уже   известна ученику.   Он   ранее   с   ней   познакомился.   При   этом   источник   информации   и   степень достоверности ее не имеет значения. Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком   «минус»   (­)   отмечается   то,   что   идет   вразрез   с   имеющимися   у   ученика представлениями, о чем он думал иначе. Знаком  «вопрос»   (?)  отмечается  то,  что  осталось  непонятным   ученику   и  требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного.   Он   обязывает   не   просто   читать,   а   вчитываться   в   текст,   отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На   практике   ученики   просто   пропускают   то,   что   не   поняли.   И   в   данном   случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование   маркировочных   знаков   позволяет   соотносить   новую   информацию   с имеющимися представлениями. «Направленное чтение» Направленное   чтение. Метод   позволяет   направлять   учащихся     при   чтении   с помощью   вопросов   на   уровне   понимания.   Читая   произведение   по   несколько   абзацев, учащиеся  ищут   ответы  на  поставленные  вопросы.   Чтение  происходит  с   остановками  и обсуждением прочитанного.  Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется   для   развития   слухового   восприятия,   внимания   и   памяти;   переключения эмоционального   состояния   детей   в   ходе   занятия;   для   настроя   детей   на   занятие   после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д. Активные  методы, которые  позволяют  снять усталость, напряжение,  восстановить энергию перед выполнением сложной учебной задачи.   Не   стоит   забывать   о   восстанавливающей   силе   релаксации   на   уроке.   Ведь   иногда нескольких   минут   достаточно,   чтобы   встряхнуться,   весело   и   активно   расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.    Я приведу пример самых любимых  упражнений релаксации: «Дирижер»  «Снежинки» "Четыре стихии"   “Дирижер”  Встаньте,   потянитесь   и   приготовьтесь   слушать   музыку,   которую   я   сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка) Представьте   себе   энергию,   которая   течет   сквозь   тело   дирижера,   когда   он слышит   все   инструменты   и   ведет   их   к   чудесной   общей   гармонии.   Если   хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое   тело.   Дирижируйте   всем   своим   телом   и   реагируй   на   слышимые   вами   звуки каждый   раз   по   –   новому.   Вы   можете   гордиться   тем,   что   у   вас   такой   хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт. Рефлексия. Подведение итогов мастер­класса.     Активные методы, которые позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. 1. Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока)       Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися       Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если   у   него   возникли   трудности   в   восприятии   материала   и   наоборот,   накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны. Оценка результата: преобладание солнышек   над   тучами   позволяет   сделать   вывод   о   том,   что   урок   был   плодотворным, интересным и цели были достигнуты. 2. Использование различных изображений: «Букет настроения».  В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на   уроке,   и   вы   узнали   что­то   новое,   то   прикрепите   к   вазе   красный   цветок,   если   не понравилось, ­ голубой». 3. Эмоционально­художественное оформление. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая ­ радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. 4. Рефлексия деятельности  Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В   конце   учебного   занятия   обучающимся   предлагается   устно   или   письменно   закончить следующие предложения. Варианты: * "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; * "Я похвалил бы себя…"; * "Особенно мне понравилось…"; * "После урока мне захотелось…"; * "Я мечтаю о …"; * "Сегодня мне удалось…"; * "Я сумел…"; * "Было интересно…"; * "Было трудно…"; * "Я понял, что…"; * "Теперь я могу…"; * "Я почувствовал, что…"; * "Я научился…"; * "Меня удивило…" и т.п. "Каким было общение на уроке?. ­ занимательным ­ познавательным ­ интересным ­ игровым ­ необычным ­ скучным ­радостным ­дружелюбным       Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ. 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным 5. Рефлексия "Благодарю…".        В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому   хочется   сказать   спасибо   за   сотрудничество   и   пояснить,   в   чем   именно   это сотрудничество   проявилось.   Учителя   из   числа   выбираемых   следует   исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось   наименьшее   количество   комплиментов, стараясь   найти   убедительные   слова признательности и этому участнику событий. 6. Рефлексия "Синквейн". В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа. 1­я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2­я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3­я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4­я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5­я строка – синоним ключевого слова (существительное). Синквейн   является   быстрым,   эффективным   инструментом   для   анализа,   синтеза   и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме. 7. «Мишень» 8. «Слон» Ученикам   дается   задание   на   листочках   нарисовать   слона.   Листочки   собираются учителем  для  дальнейшего  анализа  работы  учащегося  на  уроке.  Ученикам  затем  устно дается характеристика элементов. Уши ­ значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза ­ внимательно   смотрит,   воспринимает   больше   зрительно;   хобот   –   знания,   которые   вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища:   большая   голова   –   автор   рисунка   больше   действует   головой;   ноги   тонкие   – неуверенность 9. «10 баллов» Оценить по 10­бальной шкале работу на занятии с позиции: „Я“ 0________10 „Мы“ 0________10 „Дело“ 0________10 10. «Дерево» Учащиеся   записывают   свое   мнение   об   уроке   на   бумаге   в   форме   листьев   дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате В заключение хочу сказать, что неуспеваемость учащихся – это постоянная головная боль   учителей.   И   наша   задача,   независимо   от   причины,   по   которой   ученик   является отстающим, помочь ему, прежде всего, на уроке.  Информация к размышлению…. Любому   профессиональному   педагогу   понятно,   что   выставление неудовлетворительной   оценки   должно   сопровождаться   целой   системой   мер   по   ее дальнейшему предотвращению.

Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"

Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"

Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"

Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"

Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"

Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"

Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"

Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"

Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"

Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"

Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"

Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"

Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"

Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"

Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"

Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"

Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"

Выступление на Образовательном форуме по теме "Активные формы и методы работы с низкомотивированными обучающимися"
Скачать файл