Выступление на педагогических чтениях "Медиативные технологии-способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов"
Оценка 4.7

Выступление на педагогических чтениях "Медиативные технологии-способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов"

Оценка 4.7
Лекции
doc
психологическая работа +1
1 кл—11 кл
13.02.2017
Выступление на педагогических чтениях "Медиативные технологии-способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов"
В выступлении на традиционных Рябовских педагогических чтениях, проводимых в нашем лицее, обозначены причины необходимости создания школьных служб примирения (медиации), а также представлены основные виды медиативных технологий, восстановительных программ, медиативных техник, стили общения сторон в конфликтной ситуации. Большое внимание отведено роли медиатора.
Медиативные технологии.doc
Медиативные технологии ­ способ  разрешения  разногласий  и предупреждения конфликтов.                                                                                                                                                                             "Лишь тот в совете — солнце, в битвах —  лев,                                  Кто разумом смирять умеет гнев".                                                                                                                       Саади  Рост   числа   суицидов   и   суицидальных   попыток,   агрессия,   насилие, преступность, уход в секты и др.) – эти негативные явления,  имеющие место в подростковой среде, свидетельствуют о необходимости изменения подходов к работе с детьми.  По   мнению     Садовниковой   М.   Н.,  кандидата   юридических  наук,   доцента кафедры уголовного права Иркутского государственного университета, такая ситуация вызвана совокупностью причин, к числу которых относятся: ­   отсутствие   единой   государственной   политики,   направленной   на ориентирование специалистов на конечный результат работы с детьми в виде психологического здоровья ребенка, его социальной зрелости и способности выстраивать свою дальнейшую самостоятельную жизнь; ­ несоответствие используемых мер педагогического воздействия специфике существующих вокруг современного подростка проблем; ­   недостаточность   у   специалистов   навыков,   основанных   на   знании психологических   особенностей   современных   детей,   понимании   механизмов возможного воздействия на них; ­ отсутствие личностно­центрированного подхода в работе с подростком; ­   отсутствие   у   специалистов   необходимых   навыков   для   конструктивного взаимодействия с ребенком, сотрудничества с целью оказания содействия в разрешении возникающих вокруг него проблем; ­  преобладание   таких   средств   воздействия   на  подростков   как   устрашение, запугивание,   давление,   манипулирование,   морализирование,   формирующих сиюминутный эффект; такие средства чаще всего впоследствии приводят к обратным реакциям; ­   недостаточность   позитивного   взаимодействия   с   семьей   и   ближайшим окружением   подростка,   отсутствие   сотрудничества   с   семьей   в   вопросах воздействия на ребенка. Совокупность   обозначенных   причин   и   их   результат   в   виде   комплекса неблагополучия вокруг современных подростков требует принятия решений, ориентированных на внедрение инновационных технологий в работу с детьми. К числу инновационных технологий относятся медиативные технологии.   1 Внедрение института медиации в Российской Федерации в активном темпе началось с 2011 года, что связано со вступлением в силу Федерального Закона №   193   –   ФЗ   «Об   альтернативной   процедуре   урегулирования   споров   с участием посредника (процедуре медиации)». В соответствии со статьей 2 закона, процедура медиации определяется как способ   урегулирования   споров   при   содействии   медиатора   на   основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.  В медиативной практике очень помогают материалы разработок   Максудова Рустема   Рамзиевича,   президента   Центра   «Судебно­правовая   реформа»,     и Антона   Юрьевича   Коновалова,   разработчика   концепции   Школьных   Служб примирения. Медиативный   подход   в   работе   с   несовершеннолетними   и   семьями, находящимися   в   социально   опасном   положении   или   трудной   жизненной ситуаций  –   использование   инструментов   и   технологий   медиации, направленных   на   конструктивное   общение   и   разрешение   конфликтов, возникающих в деятельности сотрудников различных органов и учреждений с несовершеннолетними   и   семьями,   находящимися   в   трудной   жизненной ситуации или социально опасном положении. Медиативные технологии – способ разрешения разногласий и предупреждения конфликтов в повседневной, в том числе профессиональной сфере с целью сохранения/восстановления   отношений   с   другой   стороной   и   выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного, отражающего интересы обеих сторон, решения.  Несмотря   на   то,   что   институт   медиации   является   достаточно   новым   для российской   действительности,   государственная   политика   ориентирует специалистов на использование медиации и медиативных технологий в работе с   несовершеннолетними,   в   том   числе   несовершеннолетними правонарушителями. В Российской Федерации Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 утверждена   Национальная   стратегия   действий   в  интересах   детей   на  2012– 2017   годы,   в   соответствии   с   которой   принят   План   первоочередных мероприятий   до   2014   года   по   реализации   важнейших   положений Национальной   стратегии   действий   в   интересах   детей   на   2012–2017   годы, утвержденный   Распоряжением   Правительства  Российской  Федерации  от 15 октября 2012 года № 1916­р. Представляется,   что   использование   медиативных   технологий   в   школах позволит, во­первых, на более ранних стадиях диагностировать конфликты, во­вторых, способствовать более конструктивному их разрешению, поскольку эффективность  деятельности третьей стороны в урегулировании затяжного конфликта   является   более   низкой,   чем   в   случае   скоротечного   конфликта. Кроме того, специалисты могут осуществлять процедуры «квазимедиации», когда   при   использовании   медиативных   технологий   проводится   процедура 2 примирения,   которая   отличается   тем   не   менее   от   медиации   рядом характеристик. Семейная медиация Семейная   медиация   –   это     процесс,   в   котором   независимое   третье   лицо помогает участникам семейного конфликта улучшить взаимодействие друг с другом и принимать для обеих сторон осознанные решения по некоторым или всем   вопросам,   связанным   с   расставанием,   разводом,   детьми,   а   также   по финансовым или имущественным вопросам. Семейная   медиация   может   касаться   различных   аспектов:   вариантов сохранения   или   прекращения   супружеских   отношений   между   взрослыми участниками и последствий этих действий; решений, с кем будут жить дети, каково будет их общение с каждым из родителей и любыми другими лицами, например,   бабушками   и   дедушками;   любых   других   аспектов   родительской ответственности,   таких   как   образование   и   отдых;   того,   что   произойдет   с жилой площадью, другим имуществом или средствами взрослых участников, выплат сторон друг другу в пользу взрослого участника или детей; другие вопросы. Большинство   обратившихся   на   процедуры   медиации   семей   обращаются именно по вопросам внутрисемейных конфликтов (около 95 % случаев). Это объясняется, с одной стороны, тем, что для близких людей более значимым является выяснение ситуации и разрешение разногласий, больше перспектив успешности именно у семейной медиации. С другой стороны, конфликтов в иных сферах вокруг ребенка (например, в образовательных или социальных учреждениях)   не   меньше   (чаще   всего   это   выясняется   в   ходе   проведения семейной  медиации),  однако  либо   их  значение   умаляется  взрослыми,  либо такие конфликты скрываются. Из всех процедур семейной медиации большая часть касалась вопросов между родителями и детьми. Конфликты между родителями и детьми чаще всего происходят: ­   из­за   преобладающего   авторитарного   стиля   воспитания,   используемого родителями   и   нежелания   родителей   принять   и   попробовать   понять повзрослевшего ребенка; ­ из­за недостаточной мотивации детей к обучению; ­   из­за   компьютерной   зависимости   ребенка   и   отсутствия   альтернативного интереса; ­ из­за недостатка внимания со стороны родителей («Она все время только разговаривает по телефону и орет на меня!»); ­ из­за бытовых, материальных проблем в семье; ­ из­за конфликтов у ребенка в школе, в которых родители занимают роль стороннего наблюдателя; ­   из­за   манипуляции   детьми   в   бракоразводных   процессах,   при   разделе имущества. Как следствие всего вышесказанного – уходы детей из семьи, попытки свести счеты с жизнью. 3 Проведение   процедур   медиации   показало   их   востребованность   и необходимость   для   несовершеннолетних   и   семей,   попавших   в   трудную жизненную ситуацию. Разрешение одного спорного момента позволяет всем членам семьи проанализировать другие разногласия, взаимоотношения в семье в целом; родители приобретают навыки эффективного общения с детьми, а дети стараются лучше понимать своих родителей. В процессе и по окончании процедуры семьи поддерживают связь с медиатором по телефону, обсуждая наиболее острые вопросы, делясь успехами в самостоятельном разрешении спорных вопросов. Часто разрешив ситуацию в своей семье, родители и дети обращаются   в   центр   повторно   для   разрешения   конфликтов   с   учителями, другими   родственниками;   рекомендуют   медиацию   своим   родственникам, друзьям и знакомым. Школьная медиация Школьную медиацию определяют как процесс, в котором независимое третье лицо   помогает   конфликтующим   участникам   образовательного   процесса (ученики   между   собой;   ученики   и  учителя;   учителя   и   родители;   родители одних   детей   и   родители   других   детей;   учителя   и   представители администрации образовательного учреждения) понять друг друга, улучшить взаимодействие   и   принять   взаимоприемлемое   решение   в   возникшем конфликте. Процедуры   школьной   медиации   «ученик­ученик»   проходят   быстро   и эффективно, так как дети открыты и искренни в проявлении своих эмоций. Другое   дело,   если   конфликт   касается   учителя   и   ученика.   Здесь   учителя занимают оборонительную позицию: «Это вы с ним что­нибудь сделайте, со мной­то   все   в   порядке».   Используя   в   общении   с   детьми   исключительно авторитарный стиль, учителя часто не думают о том, что в конфликте всегда участвуют две стороны, даже если одна из них «старше и умнее». Бывает обидно,   когда   инициируемая   детьми   процедура   медиации   получает   резкий отказ со стороны педагогов и тем более родителей. Восстановительная медиация Восстановительная   медиация   касается   урегулирования   конфликтов   между несовершеннолетним правонарушителем и жертвой (потерпевшим или иным лицом).   Значение   восстановительной   медиации   определяется   спецификой совершения   правонарушений   несовершеннолетними.   Чаще   всего правонарушения   совершаются   в   отношении   знакомых   людей   (сверстники, одноклассники, соседи и т. д.) либо в отношении лиц, проживающих в одном населенном пункте (на той же улице, в том же доме), с которыми предстоит общаться или сталкиваться в дальнейшем. Восстановительная   медиация   проводится   как   до,   во   время,   так   и   после вынесения   меры   воздействия   в   отношении   несовершеннолетнего правонарушителя Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Во всех этих случаях рассмотрение совершенного правонарушения со стороны официальных   структур   не   разрешает   конфликта   как   такового.  Чаще   всего конфликтные   отношения   между   несовершеннолетним   правонарушителем   и 4 жертвой   продолжаются,   видоизменяясь,   вовлекая   новых   третьих   лиц, накаляясь и вновь превращаясь в правонарушение. Восстановительная   медиация   направлена   на   создание   условий   для взаимодействия   между   двумя   сторонами,   в   процессе   которого   происходит принятие   ответственности   за   свои   действия   сторонами   –   участниками конфликта.   Причем   зачастую   сторонами   конфликта   являются   не   только непосредственные   стороны   (правонарушитель   и   жертва),   но   и   иные, выявляемые   в   ходе   медиации   стороны   конфликта.   В   результате восстановительной   медиации   происходит   заглаживание   вреда   и восстановление отношений. Таким образом, основная задача медиатора – не помирить стороны, а создать такие условия для сторон и их взаимодействия друг   с   другом,   в   которых   они   смогут   сами   прийти   к   важному восстановительному эффекту примирения и заключению договоренностей.   При проведении процедуры медиации с клиентами заключается соглашение, определяются   даты   проведения   медиационной   сессии,   уточняются   иные условия. По результатам проведения программы медиации между клиентами должно заключаться медиативное соглашение.  Основные программы медиации: круги сообществ, школьные конференции, круги заботы, семейные  конференции. 1.Восстановительная медиация Процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления  способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для  них вариантах решения проблем (при необходимости – о заглаживании  причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы  стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная  медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон  по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора. 2.Восстановительная программа Круг  Направлена на разрешение конфликтов, в которые втянуты от четырех и  более человек. Важнейшей особенностью Кругов является привлечение к  обсуждению проблемы всех заинтересованных людей, что обеспечивает их  активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его  выполнение. 3.Семейная конференция  5 Созывается для решения вопроса о правонарушении ребенка или когда  ребенок оказался в трудной жизненной ситуации и имеет своей целью: 1) рассмотреть в отношении ребенка, по поводу которого созвана  конференция, вопросы (какие конференция сочтет нужными), касающиеся заботы о ребенке или его  защиты; 2) в случае, если на конференции принято решение, что ребенку необходима  забота или защита, принять такие решения или рекомендации и  сформулировать планы в отношении ребенка, которые участники  конференции сочтут необходимыми или желательными. Важной составляющей Семейной конференции является активизация  потенциала семьи и ближайшего социального окружения для выработки  самостоятельного решения по поводу кризисной ситуации в семье. Ведущие во всех этих программах лишь создают условия для того, чтобы  люди услышали друг друга, осознали долю своей ответственности в  произошедшем (загладили вред) и смогли договориться (восстановить  разрушенные связи) о том, чтобы подобное в будущем не повторилось. Конфликтные ситуации происходят среди учащихся очень часто. Этот факт  подтверждается, статистикой правонарушений и преступлений, а так же  материалами опросов старших школьников. На первом месте по результатам  опроса стоят конфликты с друзьями и одноклассниками (57% и 48%  соответственно), на втором месте конфликты с родителями (32%), и на  четвертом – с педагогами (12 %). При этом школы, с одной стороны, не  стремятся афишировать такие ситуации, чтобы не портить "жизнь ребенку" и  статистику ­ себе, а с другой стороны, не имеют иного способа разрешения,  кроме административного, и, как правило, не эффективного воздействия. Стили общения в конфликтной ситуации Соперничество Соперничество отражает желание удовлетворить собственные потребности за  счёт других. Наиболее напористые, агрессивно настроенные люди выбирают  данный способ (стиль) разрешения конфликта. При всем при этом, они  способны воспользоваться любыми способами для достижения цели: своей  властью, авторитетом, опытом, связями и т.д. Уход от конфликтной ситуации. Люди, предпочитающие данный стиль поведения, стараются не акцентировать  внимание на конфликте, им по сути дела безразличны как их собственные, так и ваши потребности. Данный стиль характеризуется не желанием  сотрудничать. Он может быть эффективным лишь в том случае, если его  использовать как промежуточную (краткосрочную) стратегию до тех пор,  пока ситуация не прояснится и не улягутся все эмоции. 6 Уступки. Уступки означают, что вы ставите потребности противоположной стороны  выше ваших собственных. Идти на уступки следует лишь тогда, когда одна из  конфликтующих сторон не столь заинтересована в том, чтобы полностью  отстоять свои собственные интересы (а возможно, она посчитает, что  интересы другой стороны важнее). Данный стиль поведения наиболее  эффективен, когда необходимо сохранить гармонию и предотвратить раскол в отношениях. Сотрудничество. Люди, которые выбирают данный стиль, стремятся удовлетворить и свои  потребности, и потребности другой стороны. Сотрудничество требует куда  больше времени и энергии, чем другие стили поведения. Как правило люди,  отдающие предпочтения данному стилю изначально больше стремятся к  разрешению конфликта. Если конфликт распознан и понят, если стороны  готовы к тому, чтобы разрешить его так, чтобы обе стороны выиграли, то  такой конфликт ведёт к обновлению отношений и улучшает взаимодействие. Компромисс. Компромисс – это нечто среднее между всеми известными стилями  поведения. Компромисс, так или иначе, приведёт к частичному  удовлетворению потребностей /опасений/ задач обоих сторон. Компромисс  приемлем, когда цели обоих сторон важны, но не на все 100%, и когда они не  стоят больших усилий и времени, которые так необходимы при  сотрудничестве.  Медиативные техники      Применение данных техник позволяет прийти к сотрудничеству, тем  самым прийти к конструктивному  разрешению конфликта   «Петля понимания» ­ уточнение правильности понимания того, что сказал  собеседник через использование фраз: «Если я Вас понимаю, то…»,  «Правильно ли я Вас понимаю, имеется в виду…». Раскрывая детально то, что Вам сказали, используйте слова­синонимы. Пример: ­ Как мне надоели эти уроки!!! Не хочу больше их делать!!! ­ Правильно ли я тебя понимаю, что ты просто устал и хочешь отдохнуть.   «Активное слушание» ­ способ ведения беседы, при котором слушающий  показывает, что он слышит, понимая чувства собеседника. Пример: жестикулирует, смотрит в глаза, кивает головой, поддакивает.   «Я ­ сообщение» ­ проговаривание своих эмоций и чувств, которые Вы  испытываете в связи с конкретным поступком человека или событием с  использованием местоимений «Я», «Мне», «Меня». 7 Пример: Меня очень огорчает; я расстроен.   «Рефрейминг» ­ изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного  значения. Пример: Посмотреть на происходящее с другой стороны.    «Резюмирование» ­ обобщение сказанного, выделение главного в сказанном. Пример: ­ Как мне все надоело! Меня никто не любит, я никому не нужен! Вчера  посуду не помыл, в комнате забыл убраться, с мамой поссорился, она у меня  телефон забрала и сказала, что не отдаст больше. Меня никто не понимает! Я  устал! У меня ничего не получается! ­ Ты просто поругался с мамой и из­за этого у тебя плохое настроение.  Попробуй просто помириться.   «Парафраз» или отражение – повторение сказанного собеседником своими словами Пример: ­ Я ничего не успеваю! ­ Тебе не хватает времени.   «Открытые вопросы» ­ использование вопросов, предполагающих  свободный ответ Пример: ­ Объясни мне, пожалуйста, за что ты получил двойку по физике? ­ Что ты собираешься делать, чтобы исправить своё положение? 8

Выступление на педагогических чтениях "Медиативные технологии-способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов"

Выступление на педагогических чтениях "Медиативные технологии-способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов"

Выступление на педагогических чтениях "Медиативные технологии-способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов"

Выступление на педагогических чтениях "Медиативные технологии-способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов"

Выступление на педагогических чтениях "Медиативные технологии-способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов"

Выступление на педагогических чтениях "Медиативные технологии-способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов"

Выступление на педагогических чтениях "Медиативные технологии-способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов"

Выступление на педагогических чтениях "Медиативные технологии-способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов"

Выступление на педагогических чтениях "Медиативные технологии-способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов"

Выступление на педагогических чтениях "Медиативные технологии-способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов"

Выступление на педагогических чтениях "Медиативные технологии-способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов"

Выступление на педагогических чтениях "Медиативные технологии-способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов"

Выступление на педагогических чтениях "Медиативные технологии-способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов"

Выступление на педагогических чтениях "Медиативные технологии-способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов"

Выступление на педагогических чтениях "Медиативные технологии-способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов"

Выступление на педагогических чтениях "Медиативные технологии-способы разрешения разногласий и предупреждения конфликтов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017