Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя"
Оценка 4.9

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя"

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
воспитательная работа
5 кл
04.05.2017
Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика  в работе классного руководителя"
Материал для выступления на педагогическом совете - Реализация Программы воспитания и социализации обучающихся "Самоактуализация личности". Материал знакомит классных руководителей с вопросами диагностики, содержит теорию по вопросу владения основами психолого-педагогической диагностики. В данном документе предоставлен конкретный практический материал для работы. (Листы-приложения).
Педсовет по диагностике.doc
Денисенкова У.А., классный руководитель 5А класса МБОУ Сычевская СОШ №1 Материал для выступления  на педагогическом совете  «Реализация  Программы воспитания и социализации обучающихся  "Самоактуализация  личности"  в рамках реализации ООП ООО "Алгоритм успеха". Педагогическое побуждение к самопознанию « Психолого­педагогическая диагностика  в работе классного руководителя   Диагностика   –   не   панацея,   а   средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной. Д.Добсон               В   сентябре   2013   года   среди   учителей   был   проведён   мониторинг профессиональных   потребностей,   который   выявил   необходимость   более глубокого   знакомства   классных   руководителей   с   вопросами   диагностики. Классные   руководители   часто   оказываются   не   готовы   объективно   оценить суть   проблемы,   не   знают,   как   докопаться   до   её   истоков,   где     и   в   чём причины…             Психолого­педагогическая диагностика – не самоцель, она связана с управлением   педагогическим   процессом.  Функция   педагога­воспитателя   и состоит в том, чтобы своевременно получить соответствующую информацию о протекании процесса воспитания  и развития личности ребёнка.  Ранее шла речь только о психологической диагностике, которой занимались психологи. На   данном   уровне   развития   образования   стоит   вопрос   о   психолого­ педагогической   диагностике,  основами   которой   должны   владеть   не   только психологи, но и педагоги.            Диагностика в работе классного руководителя, комплексное изучение отдельных   учащихся   класса   и   всей   группы   в   целом,   является   частью сравнительно   нового   направления   ­   педагогической   диагностики,   которая представляет собой систему действий по изучению, анализу педагогического процесса,   определению   и   анализу   результатов   обучения.  Педагогическая диагностика, направленная на изучение процесса и результатов обучения и воспитания, важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе, для более оптимальной организации педагогического процесса.          Наука выделяет следующие ее функции:  ­ контрольно­корректировочную,  ­  прогностическую,  ­  воспитывающую.          Первая, как ясно уже из сказанного ранее, состоит в получении данных и корректировке   процесса   воспитания;   вторая   означает   предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем; третья   состоит   в   том,   что   в   процессе   диагностирования   и   в   связи   с   ним учитель   имеет   возможность   оказывать   воспитательные   воздействия   на учеников. Дело в том, что многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строится воспитательная работа.           Таким образом, диагностированию, то есть периодическому изучению, подлежит   уровень   знаний   учеников,   степень   социального   и   психического развития,   что   как   раз   соответствует   трем   функциям   процесса   обучения: обучающей, воспитывающей и развивающей.           Классный руководитель может проводить диагностику среди учеников, их родителей и педагогов. Однако проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей   накладывает   на   классного   руководителя   определенные обязанности.   Во­первых,   это   соблюдение   строгой   конфиденциальности   и нравственных   обязательств,   связанных   с   полученной   информацией.   Во­ вторых,   не   всегда   полученные   в   ходе     диагностики   материалы   носят объективный   характер.   Это   значит,   что   диагностический   материал, вызывающий   сомнение,   нуждается   в   дополнительной   проверке.   В­третьих, любой   диагностический   материал,   используемый   в   работе   с   родителями, должен быть составлен таким образом,   чтобы в нем не было некорректных фраз, которые бы могли прямо или косвенно  задеть достоинство человека. Использование   педагогом     психолого­педагогической   диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь психолого­педагогической     диагностикой,   классный   руководитель   должен задавать   себе   следующие   вопросы:  что   я   хочу   получить   в   результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?            В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа   являются   главным   образом  социально­нравственные   качества учеников   класса.   Классный   руководитель   может   диагностировать   самого ребенка, каждого школьника, его семью, его окружение, класс. Кроме того, классный   руководитель   изучает   и   класс   в   целом   как   группу,   коллектив: межличностные   отношения   в   классе,   сплоченность,   общественное   мнение, единство ценностей и др.             Наука предлагает большой  арсенал методов  диагностики классному руководителю,   однако   ему   нужны   методики   простые,   нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Я хочу познакомить вас с наиболее приемлемыми методами  психолого­педагогической диагностики, которые вы можете использовать в своей работе.        Наблюдение  более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся;   в   сущности,   любые   контакты   с   учениками   дают   возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно.   Наблюдение   состоит   в   сборе,   описании   фактов,   случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения ­ какие именно качества и особенности изучать, а также   длительность   и   способы   записи   результатов.   Например,   можно записывать на отдельные карточки в ходе урока, внеурочной работы или после того поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе.   Рекомендуется   вести   дневник   классного   руководителя,   где   на каждого ученика  или на тех, кто требует пристального внимания педагогов, будет место для записей по мере наблюдения. Наблюдение дает возможность видеть   ученика   в   естественных   условиях.   Мастерами   наблюдения   были   Я. Корчак,   В.А.   Сухомлинский.   А.С.   Макаренко   вел   записи   о   своих воспитанниках.       Анкеты и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах,   ценностях,   отношениях,   мотивах   деятельности   учеников.   По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты ­ непростое дело и требует определения состава качеств, сведений, которые учитель   хочет   получить.   Затем   нужно   ставить   однозначно   понимаемые   и понятные вопросы, которых не должно быть очень много. Анкета позволяет быстро   собрать   много   сведений   и   легко   их   обработать,   однако   ответы   не всегда могут быть полные, точные, искренние.           В ходе нашего педагогического совета я хочу не только познакомить вас с пониманием необходимости владения основами психолого­педагогической диагностики, но и предоставляю вам конкретный практический материал для работы. (Листы­приложения).           Выделяют следующие виды психолого­педагогической диагностики: 1. Предварительную. 2. Оперативную. 3. Итоговую.      Предварительная   диагностика    необходима   классному руководителю при подготовке:  родительских собраний;  тематических и индивидуальных консультаций;  внеклассных мероприятий;  организации поездок и экскурсий;  при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;  при анализе работы с классом.   Достаточно   Предварительная   диагностика   проводится   с   начальных   классов   и продолжается во всех последующих годах обучения  в школе. Для знакомства с родительским коллективом в 1 и в 5 классах можно предложить анкету «Экспресс­прогноза»(Приложение   №1).    информативной является  методика   неоконченных   предложений,  которая   поможет определить отношение родителей к школе, учителям и приходу собственного ребенка в учебное заведение (Приложение №2). Если  родители, отвечая на предложенные   вопросы,   больше   вспоминает     из школьной жизни, можно с уверенностью сказать, что невольно они уже будут искать   подобный негатив в школьной жизни   своего ребенка и даже иногда провоцировать его, чтобы сказать   фразу следующего содержания: «Я так и знал,  так  было  и  со  мной…».  Поэтому  классный  руководитель  во   многом может   избежать   проблемных   ситуаций,   если   изучит   уже   сформированные стереотипы   отношения   к   школе   отдельных   родителей,   обусловленные   их собственным  школьным опытом. Полученные результаты помогут классному руководителю    снять   напряженность конфликтных ситуаций уже в самом начале     работы   с   классным   коллективом.   Подобная   предварительная диагностика  поможет  классному руководителю с первых дней своей работы увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой  в работе с классом, а также  определить семьи, которым трудно  будет пережить   период своей собственной адаптации и адаптации своего  ребенка в школе.    негативные   моменты   Оперативная   диагностика  необходима   в   конфликтной   ситуации между родителями и детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем   во   взаимодействиях   школьников,   родителей   и   детей,   учителя   и учащихся.   Например,   к   родительскому   собранию   можно   провести анкетирование   самих   учащихся,   на   основе   которого   можно     провести родительское   собрание,   которое     позволит   классному   руководителю определить  отношение детей к своей семье, к взрослым  (Приложение №3).  Для   того,   чтобы     определить,   насколько  хорошо   родители  знают своего   ребенка,  можно   провести   анкетирование,   вопросы   которого   нужно предложить и детям, и родителям (Приложение №4).  Данные   исследования   Итоговую диагностику     помогут   организовать   сотрудничество   с родителями   и   сделать   его   полезным   и   направленным     на   развитие   их педагогической культуры, интереса к развитию и становлению своего ребенка.   уместно проводить в конце учебного года по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных  конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему «спасибо»  (хотя и этому надо учить), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми присутствующими.  Итоговая   диагностика проводится в классе для изучения результатов взаимодействия   учащихся,   классного   руководителя   и         родителей   по проблеме, которая была трудноразрешимой  в классном коллективе в течение длительного времени. К примеру, в коллективе   стояла проблема   общения ребят  друг  к  другу:  можно  провести    рисуночный  тест «Вечер встречи». Учащимся   класса   предлагается   отправиться     на   океанском   лайнере   в кругосветное   путешествие   спустя     какое­то   количество   времени     после окончания школы. Для  этого необходимо  нарисовать  корабль и расположить весь класс в каютах, где может быть   не более двух человек. Необходимо расселить   весь   класс   по   принципу   психологической   совместимости   и обосновать  свое мнение.   К итоговой диагностике, а также срезовой (по полугодиям или четвертям) можно отнести анкеты  «Воспитательная работа в классе глазами  родителей» и «Жизнь класса глазами учеников». (Приложение №5, №6)          Такое анкетирование помогает классному руководителю взглянуть на процесс   воспитания   учащихся   в   классе   по­новому,   позволяет   глубже   и серьезнее проанализировать свою реальную деятельность, да и у родителей такие   опросы   вызывают   и   заинтересованность,   и   ответственность.   У   них формируется уважительное отношение к классному руководителю, которому не безразличен внутренний мир их детей. Почувствовав заинтересованность классного руководителя к себе, родители с удовольствием откликаются на любое дело, готовы к сотрудничеству и партнерству в воспитательной работе в классе. На мой взгляд, одна из наиболее ценных методик, способствующая  рефлексии в работе классного руководителя, это «Методика изучения  удовлетворенности учащихся школьной жизнью» (Приложение №7) Анализ   положительных   и   отрицательных   ответов   учащихся   позволит определить   степень   удовлетворенности   учащихся   школьной   жизнью,   что является весьма важным показателем и помогает определить отношение не только к школе, но и к классу, учителям, классному руководителю. Классный   руководитель,   который   только   приступает   к   работе   с коллективом учащихся, особенно если это пятый класс, должен уделить самое серьезное   внимание   изучению   личности   школьника,   что   позволит   ему построить программу работы с классом с учетом особенностей личностного развития учащихся класса, учесть особенности развития личности школьника в организации воспитательной работы. Серьезная и целенаправленная работа классного руководителя па изучению личности учащихся класса поможет избежать просчетов и ошибок в работе с детьми,   проблем   во   взаимоотношениях   учащихся   со   сверстниками, родителями, обществом. Автор: Дереклеева Н.И.                                                                                                                            Приложение №1 ПРИЛОЖЕНИЯ Анкета «Экспресс­прогноз состава родительского коллектива» 1. Фамилия, имя и отчество родителей учащегося. 2. Профессии обоих родителей. 3. Образование родителей. 4. Возраст обоих родителей. 5. Возраст существования семьи. 6. С кем чаще ребёнок проводит время. 7. Полная или неполная семья. 8. Как складываются отношения, если семья не полная.  9. Количественный состав  членов семьи. 10. Адрес семьи, телефон, телефон экстренной  связи, рабочий телефон родителей. 11. Материальные возможности семьи (нуждается ли ребенок  в материальной помощи). 12.  Интересы, увлечения семьи. 13. Хобби членов семьи. Приложение №2. Анкета «Школьные годы родителей» 1. Мои школьные воспоминания __________________________________________________ 2. В классе я всегда чувствовал себя _______________________________________________ 3. Мой классный руководитель относился ко мне ____________________________________ 4. Мои школьные результаты были________________________________________________ 5. Мне нравилось, когда учитель __________________________________________________ 6. Мне не нравилось, когда учитель _______________________________________________ 7. Я обижался, если _____________________________________________________________ 8. Я радовался, если ____________________________________________________________ 9. Самой яркое событие школьной жизни – это _____________________________________ 10.  Из школьной жизни мне больно вспоминать о ___________________________________ 11.  Я хочу, чтобы мой ребенок в классе чувствовал себя  в классе______________________ 12. Я   не   хочу,   чтобы   мой   ребенок   пережил   в   свои   школьные   годы   то,   что ____________________________________________________________________________ Анкета «Близкие ребенку люди» Приложение №3. 1. Вы отправляетесь со своим классом в поход. Без взрослых вы не имеете права идти. Кого из взрослых вы бы пригласили в поход? классного руководителя; своих родителей; старших друзей; учителя физической культуры; взрослого вне школы. 2. Кого из взрослых вы считаете для себя примером нравственного поведения?                    учителей; родителей; героев книг; никого. родители; друзья; одноклассники; выдающиеся люди; никто. к родителям; учителям; своим друзьям; одноклассникам; никому. 3. Кто для вас является образцом для подражания? 4. Если у меня возникают в жизни проблемы, требующие помощи или подсказки, я всегда обращусь: 5. Если я добиваюсь определенных успехов, то мне сразу хочется сообщить об этом:  моим родителям;      друзьям; родственникам; учителям; одноклассникам; никому. 6. Если со мной случится неприятность, я могу, не боясь, сообщить об этом:  моим родителям;  моим друзьям;  родственникам;  учителям;  одноклассникам;  никому. 7. Место, где меня понимают, это: дом моих родственников; дом моих друзей;  мой дом;    школа;  такого места нет. 8. Чей номер телефона самый  важный в моей жизни? Это номер:  моих родителей;  моих родственников;  моих одноклассников;  моих учителей;  моих друзей;  ничей. 9. Если бы у меня была возможность , то самый дорогой подарок я подарил(а) бы: 10. Мне хотелось бы сделать  более теплыми и добрыми отношения:               своим родителям; своим учителям; родственникам; знакомым; одноклассникам; друзьям; никому. с родителями; друзьями; учителями; одноклассниками; приятелями; родственниками; ни с кем.   Анкета «Мой ребенок: какой он?» Приложение №4. 1. Представьте себе, что на пути вашего сына или дочери стоит человек, а ему или ей нужно пройти. Как он поступит, по вашему мнению?  Обойдет человека, не потревожив его.  Отодвинет и пройдет.  Все зависит от  настроения. 2.   Представьте   себе,   что   ваш   ребенок   находится   в   кампании,   в   которой   видит   человека, чувствующего себя очень неуютно и одиноко. Как он поступит?  Это проблема человека, а не моего ребенка.  Трудно сказать,  в зависимости от обстоятельств.   Подойдет и непременно заговорит. 3. Ваш ребенок опаздывает в школу. Но вдруг он замечает, что человеку стало плохо:    он должен спешить на уроки; он подойдет в том случае, если еще люди окажутся рядом; он непременно постарается помочь. 4. Вашим соседям, которые  переехали в другую квартиру, принесли письмо, но позвонили в вашу квартиру. Как поступит ваш ребенок?  Возьмет письмо с обязательством его передать.  Откажет в передаче письма.  Объяснит, что люди здесь больше не живут. 5. Ваш сын или дочь покупают продукты. Подходит старушка, которая просит купить булочку, так как у нее нет денег. Как поступит ваш ребенок?  Откажет в покупке.  Купит бабушке булочку.  Не обратит на ее просьбу внимание. 6. С вашим ребенком разговаривают оскорбительным тоном. Как он на это отреагирует?  Ответит тем же.  Сделает вид, что не замечает этого.  Ответит спокойным тоном. 7. К вашему ребенку приходят друзья. Как он будет их принимать?  Сам приготовит угощение.  Попросит родителей помочь ему.  Попросит денег для того, чтобы что­нибудь купить.                    Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей» (№5) 1. Какие мероприятия класса и школы этого года понравились вашему ребенку? 2. Какие мероприятия класса и школы понравились вам? 3. Какие мероприятия класса и школы вам не понравились? 4. Какие мероприятия класса и школы не понравились вашему ребенку и почему? 5. В каких мероприятиях класса и школы в будущем году мог бы участвовать ваш сын (или дочь)? 6. В каких мероприятиях класса и школы могли бы вы принять участие в будущем году? 7.   Какие   мероприятия   вы   хотели   бы   предложить   в   будущий   план   воспитательной работы? 8. На что необходимо обратить внимание  классного руководителя  в воспитательной работе в будущем году? 9.   Какие   традиции,   на   ваш   взгляд,   необходимо   развивать   в   коллективе   учащихся   в будущем учебном году? 10. Какие   совместные  мероприятия  детей   и  родителей   в будущем  учебном году  вы хотели бы предложить?                            Анкета «Жизнь класса глазами учеников» (№6) 1. Какие мероприятия этого года в классе тебе понравились? 2. Какие мероприятия этого года в школе тебе понравились? 3. Какие мероприятия этого года в классе тебе не понравились? 4. Какие мероприятия в школе тебе не понравились? 5. В каких мероприятиях ты принимал участие? 6. В каких мероприятиях не принимал участие, но хотел бы это сделать? Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (№7) Учащимся предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их  содержанием, используя следующие баллы: 0 ­ совершенно не согласен; 1 ­ не согласен; 2 ­ трудно сказать; 3 ­ почти согласен; 4 ­ совершенно  согласен. 1. Я иду в школу с радостью. 2. В школе у меня обычно хорошее настроение. 3. В нашем классе хороший классный руководитель. 4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 5. У меня есть любимый учитель. 6. В классе я всегда могу высказать свободно свое мнение. 7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. 8. У меня есть любимые школьные предметы. 9. Я считаю, что школа по­настоящему готовит меня к самостоятельности. 10. На летних каникулах я скучаю по школе. (Подсчитывается общее количество баллов: 40­30 –позитивное отношение к школе,  удовлетворённость школьной жизнью; 20­29 – частичная удовлетворённость; 10­19 –  отрицательное отношение к школьной жизни; менее 10 –полное неприятие школы Литература: 1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1­4 классы. М.­«ВАКО»,2004. 2. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М.,1997. 3. Захаров В.П. Социально­психологический тренинг. Л.,1989.

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика  в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика  в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика  в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика  в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика  в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика  в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика  в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика  в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика  в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя"

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическая диагностика  в работе классного руководителя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017