Выступление на педагогическом совете «Взаимоотношения педагога с учениками. Путь от общения к успеху"
Оценка 4.7
Педсоветы
doc
классное руководство +1
Взрослым
05.11.2019
Данный материал подойдет для выступления на методическом объединении или на педагогическом совете. Любое общение имеет свое начало, продолжение и окончание. Любое общение – это процесс. Любой процесс имеет свои закономерности развития. Рассмотреть общение педагога и ученика в школе предлагается в данной разработке.
Педсовет общение.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАДЕТСКАЯ ШКОЛАИНТЕРНАТ «СМОЛЕНСКИЙ
ФЕЛЬДМАРШАЛА КУТУЗОВА КАДЕТСКИЙ КОРПУС»
Выступление на педагогическом
совете
Тема:
«Взаимоотношения педагога с учениками.
Путь от общения к успеху»
Составила: Смирнова Ирина Владимировна
1 Смоленск, 2016 год
Педагогическое общение как особый вид
творчества.
Путь от общения к успеху.
Учитель – представитель профессии, которая относится к системе
«человекчеловек», и поэтому, что бы он ни делал, выполняя свои
профессиональные обязанности, ему приходится общаться с другими
людьми. Чем эффективнее умеет общаться учитель, тем более
профессионально компетентным специалистом является он, тем большее
удовольствие получает он от результатов и даже самого процесса своего
труда.
Давайте же отправимся в удивительную страну Общения и постараемся
узнать, какие законы существуют в ней, каких правил придерживаются те
граждане этой страны, которые чувствуют себя в ней уверенно и радостно.
Что же такое эффективное общение? Это когда мы в результате общения
получаем от партнера по общению нужный нам результат.
Главный закон страны общения: за качество общения всегда отвечает
инициатор общения. Неудовлетворенный качеством или результатом
общения инициатор всегда найдет причину непонимания: трудные ученики,
плохая дисциплина, несговорчивые родители, тяжелая администрация…
Чтобы быть успешным в общении и получать от собеседника нужный
нам результат, нужно знать по каким закономерностям развивается
процесс общения.
Итак, любое общение имеет свое начало, продолжение и окончание.
Любое общение – это процесс. Любой процесс имеет свои закономерности
развития.
Психологами установлено, что всю процедуру общения
можно условно разделить на 4 этапа.
Задачей первого является установление отношений доверия, контакта с
собеседником. В психологии такое отношение называется раппорт.
Установление раппорта – необходимое условие любой эффективной
коммуникации. И только после того, как раппорт установлен, можно
переходить ко второму этапу – изложению той проблемы, которую вы
хотите решить при контакте со своим собеседником. Третьим этапом
станет совместный поиск решения вашей проблемы. И, наконец, на
четвертом этапе вам, совместно с вашим собеседником, предстоит найти
2 ответ на заданный вопрос, т.е. получить нужный результат. Таков общий
закон грамотного общения.
Поговорим о том мостике, который мы должны построить при общении.
Этот мостик, открывающий дорогу к другому человеку, является раппорт.
Первая задача раппорта – остановить внимание партнера по общению на
нас. Сделать это надо ненавязчиво.
Отсутствие раппорта всегда приводит к тому, что со стороны партнера
по общению возникает сопротивление.
Примеры сопротивления – плохая дисциплина в классе, слабая
управляемость класса, проблемы поведения отдельных учеников,
трудности общения класс. руков. с родителями и многое другое.
Среди двух общающихся человек, устанавливающий раппорт, после его
установления является ведущим, а тот, с кем он устанавливается,
ведомым. Вы хотите вести когонибудь за собой – устанавливайте раппорт!
Итак, задача педагога научиться понимать других.
Несколько слов о способах обработки информации в процессе
общения.
Простое задание: подумайте о том, что вы делали вчера вечером?
Выполнили? А как вы об этом узнали? По каким критериям вы
определили, что задание выполнено?
Вы узнали, что задание выполнено по тому, что увидели, услышали или
почувствовали из вашего вчерашнего опыта. Да, когда мы думаем о чем
нибудь, мы это видим своим мысленным взором, слышим, как бы внутри
себя или испытываем какиелибо ощущения по этому поводу (вкус, запах,
эмоции..). Например, как мы понимаем, что понимаем значение слова
«корова»?
Ктото представит себе ее, ктото услышит долгое муу, или
почувствует прикосновение к ней. Так мы думаем. Этот предпочитаемый
нами способ думать, называется репрезентативной системой.
Если большую часть информации мы обрабатываем через зрительный
канал, то называемся визуалами, если слуховой – аудиалами, если через
чувства – кинестетиками.
На уроке часть учеников – визуалы, часть – аудиалы, часть – кинестетики.
Пример. Учительница – визуалка: «Дети, посмотрите на страницу 15, в
таблице вся информация, которая вам нужна».
Кто действительно сможет считать информацию со страницы 15?
Визуалы, т.е. те, чьей привычной системой репрезентации является
зрительный способ обработки информации.
3 Дорогие педагоги! Если вы хотите быть успешны, видеть успешных
учеников, не забывайте простое правило: в класс вы должны идти, будучи
готовыми, произнести «посмотрите, послушайте, почувствуйте» и дать им
такие задания, которые позволили бы одним – посмотреть, другим –
послушать, третьим – почувствовать ту информацию, которая заключена в
уроке. Это золотое правило успешности.
Для когото мир – это звучащая симфония, для когото – это краски и
красота, а для когото мир – это чувство полета или давления, простора
или тесноты, комфорта или дискомфорта.
Вот и получается теперь, сколько различных моментов необходимо
учитывать, чтобы выстроить мостик между собеседниками. Это и способы
фильтрации информации, и репрезентативная система, и умение читать не
только вербальную, но и невербальную информацию, которую посылает
тебе твой собеседник.
Поговорим о языке общения.
«Посмотрите на сцену! Какую надпись на кулисе прочитали?»
Я зафиксировала ваше внимание на том, что до этого вы не замечали.
Слово является ключиком к опыту, который закодирован в нашей нервной
системе.
Слышите слова, которые я произношу?
«Семья… Работа… Зарплата…Праздник…»
Что произошло? Слово запрограммировало ваше мышление, а,
следовательно, и поведение. Мозг выполняет именно ту программу,
которую вы в него вкладываете в словесной форме. Вполне уместно в этом
случае такое резюме: когда я говорю с тобой, я программирую тебя, когда
я говорю с собой, я программирую себя. Значение слова так велико,
необходимо грамотно пользоваться языком. В любом языке особое
значение имеют существительные, ибо именно они порождают
определенные образы мира у нас в голове. Словасуществительные можно
К первой группе относятся слова,
разделить на две группы.
имеющие общую информацию и аналоги в качестве реального предмета,
например, слово «кресло». Каждый из нас при произнесении слова
«кресло» имеет в виду конкретный предмет, а представления об этом
предмете у всех будут отличаться. Но то общее, что их объединяет,
составляет минимальный процент информации о предмете. Главной
характеристикой слов первой группы является минимальная, общая для
всех людей, информация, закодированная в каждом слове.
4 Вторая группа слов такой общей информации не имеет, как не имеет и
аналогов в качестве реальных предметов. Например, «любовь», «дружба»,
«образование», «дисциплина». Слова этой группы обозначают процесс,
действие. Скажите, что такое, на ваш взгляд, дисциплина? Это, когда
ученики не шумят, не отвлекаются, выполняют указания в течение урока,
или дисциплина это состояние активного поиска решения задачи, которое
сопровождается не только шумом, но и передвижением по классу, если это
необходимо для выполнения задания? Очень часто случается так, что
произносящий слово,
а
воспринимающий слово, слышит в нем другой смысл.
наполняет его одним содержанием,
Итак, итог, что мы знаем о языке. Слово фильтрует информацию, и в
наш мозг проникает не вся информация и не любая. Слово является
программой, по которой мозг реализует наше поведение. И поэтому те
слова, которые я произношу, влияют на результат моего общения с
собеседником, программируют его реакции на мои слова, задают общий
тон нашей совместной деятельности.
Запомните и постарайтесь всегда использовать правило: чтобы быть
уверенным, что тебя правильно понимают, проясняйте смыслы
употребляемых вами слов второй группы через определение
эквивалентных им действий.
Совершим небольшое путешествие по родному языку.
Искажение смысла производятся при использовании следующих
речевых приемов:
1.Чтение мыслей.
«Он терпеть не может мой предмет». Вопрос, который в данном случае
следует задать: «Как вы узнали, что он не может терпеть ваш предмет» Т.е.
вы должны перечислить свои наблюдения, полученные опытным путем и
подтверждающие его неприятие вашего предмета. Но имейте ввиду, что то,
что вы можете назвать в качестве аргумента, для другого человека может
иметь совершенно другой смысл. Ну, например, в данном случае вы можете
аргументировать свое умозаключение тем, что ученик редко посещает
ваши уроки. Но является ли непосещение урока абсолютным эквивалентом
неприязни к этому предмету? Разве нет других объяснений такого
поведения? Может, он плохо усваивает ваш предмет и боится показаться
смешным при опросе…
2.Безличность.
«Критиковать плохо». Почему вы решили, что это плохо? Разве не
существует противоположного мнения на этот счет (в споре рождается
истина).
5 3.Причинноследственные обороты.
«Он делает все, чтобы вывести меня из себя». Вопрос: «Что в его
поведении заставляет вас сердиться?» Помните: ваши чувства – это только
ваши чувства, и ответственность за них несете только вы!
4.Сложная равнозначность.
«Эти дети всегда плохо себя ведут на уроке, следовательно, они глупы».
Почему то дети, что дети отвлекаются от урока, означает уровень их
интеллектуального развития? Вы сами никогда не отвлекались, слушая
лектора?...
5.Пресуппозиции.
«Если бы родители знали, какие трудные у них дети, они бы относились
ко мне с большим почтением». Почему вы думаете, что родители никогда
не думали об этом. Почему считаете, что родители относятся к вам без
должного уважения?
Итак, это были речевые приемы. Теперь немного об обобщениях,
которые мы используем, сами того не замечая.
1.Кванторы общности.
Слова типа «всегда», «никогда», «все», «никто», «везде», «нигде» не
имеют подтверждения в реальном опыте, так как всегда найдется хоть
один пример, опровергающий подобное обобщение. «Ваш ребенок никогда
меня не слушает на уроке!» Действительно ли этот ребенок ни одного раза
не слушал вас? Как же он тогда узнает ваш голос? В каких конкретных
ситуациях этот ученик не слушает вас?
2.Модальные операторы необходимости.
Слова: «следует», «не следует», «необходимо», «должен», «обязан».
Что будет, если нарушить порядок исполнения…
3.Модальные операторы возможности.
Слова:
«можно»,
«возможно»,
«не способен»,
«невозможно», «не могу». Этот ученик не способен к усвоению физики».
Что мешает ученику усвоить предмет? Что необходимо изменить, чтобы
ученику стал понятен этот предмет?
«способен»,
Примеры оборотов речи, в которых происходит опущение части
информации:
1.Номинализации.
Это слова, которые имеют размытый смысл, так как у них нет в качестве
аналога никакого предмета в реальной действительности. Слова, которые
нельзя сложить в тележку, в ящик. Можете вы представить в ящике свое
удовлетворение, счастье, мышление учащихся. Поэтому использование
подобных слов всегда требует конкретизации их смысла.
6 2.Неопределенные глаголы.
«Вы меня обидели». Что конкретно в действиях вас обидело?
«Родители должны помогать своим детям в учении» Что конкретно
должны делать родители, чтобы дети чувствовали их помощь? «Ты должен
хорошо учиться» Что конкретно я должен делать, чтобы хорошо учиться?
3.Отсутствие точной ссылки.
«Дежурные не убрали кабинет». Кто конкретно не убрал.
4. Опущение при сравнении.
Слова: «хорошо», «плохо», «слабый», «сильный», «меньше», «больше».
Он способный ученик. Способный к чему? Способный по сравнению с кем?
«У нас строгий классный руководитель». Строгий по сравнению с кем?
Таким образом, становится понятно, насколько внимательно надо
относиться к словам, которые произносите вы или ваш собеседник.
Необходимо научиться внимательно слушать себя во время говорения и
своего партнера в процессе беседы и вовремя задавать вопросы,
уточняющие смысл произносимого. Навык внимательного слушания
развивается постепенно, по мере того, как вы все более и более
внимательно относитесь к тому, что звучит в речи.
Итак, теперь мы понимаем, что степень нашего вербального воздействия
на других людей во многом определяется словами, которые мы выбираем.
Учитель! Помни! Когда ты говоришь ребенку: «Ты – лентяй», ты
совершаешь реальное вторжение в подсознание ребенка и программируешь
его на проявление поведения лентяя, влияешь на его самооценку. Т.о.
готовишь сам себе нерадивых учеников.
Но если ты выражаешь уверенность в способности преодолеть
возникшие у него трудности, если помогаешь ему тем, что словом в
разговоре выделяешь те качества ученика, которые дадут ему возможность
справиться с той проблемой, ты программируешь его на успех. Твоему
ученику повезло, он будет успешен!
Поэтому, прежде чем произнести вслух, подумай, несет ли составленная
тобой фраза именно тот смысл, который ты хотел бы передать другому.
С точки зрения программирования своего и чужого поведения при
помощи слова будет интересна еще и такая информация. Сравните две
фразы. «Иванов получил два по математике, но пять по русскому» и
«Иванов получал пять по русскому и два по математике». Чувствуете
разницу? А дело всего в порядке слов в предложении. Какая часть
предложения несет более значительную информацию?
Другой пример «Ты можешь хорошо учиться, но у тебя есть проблемы»
или «Ты можешь хорошо учиться, даже если у тебя есть проблемы». Лично
7 вы какую из двух представленных фраз хотели бы услышать, когда учились
в школе? Можете этот прием использовать в своих целях и
программировать ученика на успех. Или даже самого себя делать более
успешным и оптимистичным.
Язык служит не только целям передачи информации, но и
программированию поведения собеседников. Поэтому крайне важно знать
особенности языка и грамотно их использовать. Каждый раз, готовясь к
серьезному разговору, продумайте заранее его содержание, определитесь с
результатом, которого вы хотите достичь, продумайте слова, которые
будете использовать, чтобы точнее выразить свою мысль. Чем удачнее
будет подбор использованных слов, тем больше шансов у вас быть понятым
вашим собеседником. В то же время относитесь с вниманием к тому, что
говорит ваш собеседник, уточняйте смысл в том случае, если чувствуете
неоднозначность того, что сказано твоим партнером по общению. Чаще
мысленно задавайте себе вопрос «Что ты имеешь в виду?»
Не только слышать, но и видеть!
Наше общение не является только тем, что мы говорим. Наше общение
как бы состоит из двух частей: вербальной и невербальной. Невербальная
информация очень значима для правильного понимания собеседника. По
мнению психологов, от 70 до 90% информации содержится в невербальной
части сообщения.
Что же включает в себя невербальная часть общения? Это позы, жесты,
мимика, позиция и дистанция общения между собеседниками,
синхронность или асинхронность движений собеседников, незаметные на
первый взгляд изменения напряженности мускулатуры лица и тела и т.д. О
языке тела много написано в специальной литературе.
Добавлю, что связь тела и психики неразрывна, они представляют собой
единую систему. Обратите внимание на то, в какой позе вы сейчас
пребываете. Что вы чувствуете? Какие мысли посетили вас в момент
пребывания в этой позе? А теперь резко измените позу, встаньте или
подвигайтесь. Состояние осталось прежним? Или изменилось вместе с
позой? Какие мысли у вас в голове?
Поза тела, мимика, жесты неслучайны, они являются прямым
выражением психологического состояния. Разверните плечи, откиньтесь на
спинку стула и почувствуйте себя самым несчастным, или согнитесь в три
погибели и вызовите состояние радости. Не получится. Потому, что
несчастье нас сгибает, а радость заставляет раскрыться.
8 Итак, подводим итоги. Любое общение, как и любой другой
природный процесс, развивается по определенной закономерности.
Задачей первого этапа общения является установление раппорта. Ведь
только в том случае, если раппорт установлен, можно рассчитывать, что
общение принесет ожидаемый результат. В процессе установления
раппорта мы присоединяемся к собеседнику по всем возможным
параметрам: позе, жестикуляции, интонации и т.д. Но самым
существенным способом присоединения является наша речь. Если мы
будем внимательно относиться к словам, это даст возможность создать
ситуацию готовности соучастия нашего партнера в решении нашей
проблемы.
Второй этап начинается с того момента, когда мы приступаем
непосредственно к изложению проблемы, которой посвящено общение.
На третьем этапе мы приступаем к совместному обсуждению
возможных путей решения проблемы. И на этом этапе главным словом
является «совместное». Если уж вы занимаете время другого человека, то
при одном непременном условии – он чувствует себя соучастником
процесса, а не простым слушателем.
Четвертый этап – это такая же совместная работа, как и на предыдущем
этапе. Это работа по формированию совместного решения проблемы. И
здесь вы даете право своему партнеру быть равноправным соучастником
вашей работы. Другое поведение никакого отношения к успешному
общению не имеет. Участие другого человека в решении нашей проблемы
иногда значительно облегчает ее решение.
Конечно можно досконально повторять все рекомендации по
эффективному общению и не получить нужного результата. Не забывайте
вкладывать душу в свое общение с детьми, с взрослыми собеседниками.
Ваша душевность – это то, что необходимо более всего! Желаю удачи!
9
Выступление на педагогическом совете «Взаимоотношения педагога с учениками. Путь от общения к успеху"
Выступление на педагогическом совете «Взаимоотношения педагога с учениками. Путь от общения к успеху"
Выступление на педагогическом совете «Взаимоотношения педагога с учениками. Путь от общения к успеху"
Выступление на педагогическом совете «Взаимоотношения педагога с учениками. Путь от общения к успеху"
Выступление на педагогическом совете «Взаимоотношения педагога с учениками. Путь от общения к успеху"
Выступление на педагогическом совете «Взаимоотношения педагога с учениками. Путь от общения к успеху"
Выступление на педагогическом совете «Взаимоотношения педагога с учениками. Путь от общения к успеху"
Выступление на педагогическом совете «Взаимоотношения педагога с учениками. Путь от общения к успеху"
Выступление на педагогическом совете «Взаимоотношения педагога с учениками. Путь от общения к успеху"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.