Сообщение "Здоровьесберегающие технологии в школе" Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни Учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе.
Здоровьесберегающие технологии в школе.docx
Здоровьесберегающие технологии в школе
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и
народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских
школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем
неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их
сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное
увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды,
совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребенка, его социальнопсихологическая адаптация, нормальный рост и развитие
во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой
средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования
связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит
наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь,
организм ребенка наиболее чувствителен к факторам окружающей среды.
Учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и
укреплении здоровья учащихся.
Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья
учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностноориентированного
подхода. Осуществляемые на основе личностноразвивающих ситуаций, они относятся к
тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и
эффективно взаимодействовать. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по
определению Н.К. Смирнова, это все те психологопедагогические технологии,
программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья,
личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование
представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология это:
1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований,
адекватность методик обучения и воспитания);
2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными,
половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; 4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Принципы здоровьесбережения
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном
этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации
образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили
их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических
технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике
любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения
здоровья учителя и учеников.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения:
1. «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства
должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью
ученика и учителя.
2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно
быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников
образовательного процесса.
1. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от
случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
2. Субъектсубъектные взаимоотношения — учащийся
является непосредственным участником
здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в
процессуальном аспектах.
3. Соответствие содержания и организации обучения
возрастным особенностям учащихся — объем учебной
нагрузки, сложность материала должны соответствовать
возрасту учащихся.
4. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в
действиях педагогов, психологов и врачей.
5. Успех порождает успех — акцент делается только на
хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют
положительное, а только потом отмечают недостатки.
6. Активность — активное включение, а любой процесс
снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать
ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного
обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации
школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие
технологии.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно
воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
7. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные
условия образовательного процесса;
8. технологии оптимальной организации учебного процесса и
физической активности школьников;
9. разнообразные психологопедагогические технологии,
используемые на уроках и во внеурочной деятельности
педагогами и воспитателями.
Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного
процесса
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят
функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность
длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и
предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья
учащихся и учителя.
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни
гигиенической рациональности урока представлены в таблице.
Критерии здоровьесбережения
Характеристика
Обстановка и гигиенические условия
в классе
Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски,
монотонные неприятные звуковые раздражители
Количество видов учебной
деятельности
Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание,
рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание,
списывание и т. д.
Средняя продолжительность и
частота чередования видов
деятельности
Количество видов преподавания
Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная
работа
Чередование видов преподавания
Наличие и место методов,
способствующих активизации
Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа
действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая
игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и
развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)
Место и длительность применения
ТСО
Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии,
беседы, обсуждения
Поза учащегося, чередование позы
Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует
смены позы
Наличие, место, содержание и
продолжительность на уроке
моментов оздоровления
Наличие мотивации деятельности
учащихся на уроке
Психологический климат на уроке
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика,
гимнастика для глаз, массаж активных точек
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка,
соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к
изучаемому материалу
Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт
— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных
особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество,
дружелюбие — враждебность, активность — пассивность,
заинтересованность — безразличие)
Эмоциональные разрядки на уроке Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка,
поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие
Определяется в ходе наблюдения по
возрастанию двигательных или
пассивных отвлечений в процессе
учебной деятельности
Момент наступления утомления и снижения учебной активности
Темп окончания урока
Учителя начальной школы очень ответственно относятся к здоровьюсбережению
младших школьников. С первых дней в школе идет обучение правильной посадки за партой
во время письма и чтения, расположение тетради, учебника на рабочем месте.
Чередование видов деятельности очень важно для детей в первые дни учебы. Кунц С.И. и Досова В.И. применяют игровые технологии на всех уроках в первом классе, снижая
напряжение и делая процесс обучения легкодоступным. Игра мощный лечебный
фактор. Благодаря ей ребёнок освобождается от страха, агрессии, нарушения поведения.
При планировании урока не допускаю т однообразия работы. В норме должно быть 47
смен видов деятельности на уроке. Физминутки с проговариванием и повторением
движений на уроке через каждые 10 минут в 1 классе –норма.
Пузырева М.В. на уроках русского языка, математики, окружающего мира организует
групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно
возрастает, детям значительно легче учиться. Такая работа проходит по разному: место
размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или ученики работают
стоя. Групповая работа, в какой то стихии, помогает решить одно из условий организации
здоровьесберегающего обучения избежать длительного сидения за партой.
Малоподвижность во время урока негативно влияет на скелет учащихся. Учитывая это не
требуется от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.
Большое значение в вопросах здоровьясбережения детей имеет организация и проведение
двигательных перемен. Так как плохо организованные перемены , во время которых
учащиеся не успевают отдохнуть, "сбросить" накопившуюся на уроке усталость, повышают
вероятность наступления утомления, особенно на последних уроках. Помимо развития
физической активности детей, двигательные перемены способствуют сохранению
психического здоровья детей. Двигательные разминки дают возможность "выпустить пар",
разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться , а затем с новыми
душевными силами взяться за трудное дело учения.
На уроках Кудрявцевой В.И. ежедневно проводятся две обязательные зарядки: для глаз и
для различных групп мышц. В процесс урока введена минутка переключения ближнего
зрения на дальнее, Это способствует не только предупреждению общей утомляемости , но
и поддержанию естественного хода развития зрения.
Панюхина О.В. не начинает урока не проветрив кабинет. Пересаживание учеников по
рядам и партам раз в неделю исключает искривление позвоночника у ребенка.
Кузнецова С.М. проводит комплекс дыхательных упражнений на уроках литературного
чтения, при работе с КТ не превышает длительность работы более 7 минут, при
работе с индивидуальными компьютерами чередует беседу и самостоятельную работу.
1. Физкультурные минутки
Физкультурные минутки кратковременные перерывы на занятиях для проведения
физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель
предупреждение утомления,
восстановление умственной работоспособности,
профилактика нарушений осанки.
Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активи
зируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Физкультурные минутки я провожу на начальном этапе утомления. Упражнения должны быть просты, интересны и знакомы учащимся, доступны для выполнения на
ограниченной площади.
Двигательноречевые физкультурные минутки.
Учащиеся коллективно читают
небольшие весёлые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения. Подготовка
двигательноречевых минуток развивает творческие способности самого учителя и
способствует развитию интереса учащихся к изучению того или иного предмета, например
природоведения:
Мы отправились в поход,
Посмотреть кто как живёт.
На пути у нас овраг
Перепрыгнули вот так.
Переплыли Ниагару,
Посмотрели на Сахару,
И пришли мы вновь домой
. Вот такой наш шар земной!
2.
Ежедневная утренняя зарядка
перед первым уроком
Утренняя зарядка не предназначена для того, чтобы тренировать организм. Утренняя
зарядка призвана для того, чтобы снабдить организм энергией и поднять настроение перед
насыщенным событиями днем. Физические упражнения ускоряют кровоток, позволяя
мышцам, связкам и сухожилиям получить повышенную дозу питательных веществ, что
благотворно сказывается на их тонусе. Стоит лишь начать двигаться, как силы сразу же
появятся.
3. Динамические перемены
Динамические перемены организованная форма активного отдыха на открытом
воздухе. Их обычно проводят после второго урока. Длительность динамической перемены
3540 минут. (Я провожу по пятницам после третьего урока )
4.Гимнастика для глаз.
Это специальные упражнения для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и
расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз. 1 Плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 56 раз с интервалом в 30 сек.)
2 Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
3 Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
4 Сесть, крепко зажмурить глаза на 35 сек., а затеи открыть их на 35 сек
(повторить68 раз).
5 Встать, посмотреть прямо перед собой 23 сек. Затем поставить палец руки на
расстояние 2530 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него35 сек.
Опустить руку (повторить 1012 раз).
6 Сесть, закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение
1мин.
7 Сесть, голова неподвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и
обратно (повторить 1012 раз).
8 Круговые движения глазами в одном и обратном направлениях (повторить 46
7. Участие во всех спортивных мероприятиях района и школы
раз).
9
10 (грамоты….)
11
12 8.Организация спортивных соревнований, праздников в классе.
13 («Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья»)
14
15 9.Участие детей класса в спортивных секциях и кружках
16 ( 55 % детей из класса занимаются такими видами спорта: хоккей, футбол, лыжи,
коньки, бокс, дзюдо, волейбол, плавание.)
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.