ОЦЕНИВАНИЕ. ОЦЕНКА. ОТМЕТКА
Из истории оценки знаний.
1738 г. Киевская духовная семинария:
Хорощие успехи - изрядные (преизрядные),
надежные
(благонадежные,
добронадежные),
честные,
хорошие, похвальные.
-
среднего,
посредственного,
умерительного;
нехудой, неслабый, не всегда худой.
Хуже средних - учения слабого, подлого,
прехудого, худенного, малонадежного,
безнадежного, ленивого.
добрые,
учения
Средние
успехи
Баллы (с 1848г.) (граф С.С.Уваров)
весьма хороший успех: знает пройденное основательно,
отлично хороший успех: ученик твердо знает все пройденное
весьма основательно, отвечает идею ясно, опровергает все
возражения (12)
отвечает определительно, важнейшие вопросы разрешает,
выражается ясно и связно (11-10)
хороший успех: знает пройденное хорошо, но идеи развивает
не совсем точно, вопросы разрешает иногда не свободно,
говорит не довольно плавно, повторяется (9-8)
пройденное довольно хорошо, отвечает неточно, но
пропущенное вспоминает легко, при вопросах
затрудняется, выражается неточно и неясно (7)
многое неясно, сбивчиво, отвечает с ошибками и говорит
заученное наизусть (6-5)
худой успех:- много не знает или ошибочно понимает;
впрочем, оставшись в классе в будущем году, курсу
следовать может (4-3)
весьма худой успех: так мало знает, или так худо понимает,
что курсу и в будущем году следовать не может и должен
быть переведен на низший класс (2-1)
успех удовлетворительный: понимает и знает все
посредственный успех: знает посредственно, понимает
31.05.1918 года Наркомпросс издает Постановление
«Об отмене отметок»: «1. Применение балльной системы
для оценки познаний и поведения учащихся во всех без
исключения случаях школьной практики. 2. Перевод из
класса в класс и выдача свидетельств производится на
основании успехов учащихся по отзывам педагогического
света об использовании учебной работы».
В 1935 году – дифференцированная пятибалльная
система оценок через словесные отметки («отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо»).
В 1944 году словесные отметки были заменены
цифровой пятибалльной системой оценок.
от
(от 100 до 1000)
задание
В 1990-е переход от пятибалльной на многобалльную
систему
- модульно-рейтинговую
(каждое
сложности,
нестандартности,
по
определенной, пропорционально увеличивающейся шкале).
В конце 90-х гг. стали применяться подходы к
оцениванию знаний распространенные в США. Такая
система получила название учебное портфолио.
в
креативности
зависимости
оценивалось
Оценка: «за» и «против»
«Отсутствие оценки является поэтому
самым худшим видом оценки,
поскольку это воздей ствие не
ориентирующее, а дезориентирующее.
(Б. Г. Ананьев)
«Я далек от намерения вообще изгнать
отметку из школьной жизни. Нет, без
отметки не обойтись»
(В.А.
Сухомлинский)
«Оценка знаний учащихся в той или иной форме является
необходимой частью учебного процесса» (В.М. Полонский)
«Отметки, с одной стороны, подменяют прямые мотивы
учения косвенными, а с другой насаждают в процессе
обучения нервозность, страх, неприязнь к учителю. Можно
заставить учиться, но невозможно принудить к позна
вательной активности, заставить быть увлеченным в про
цессе познания. Вот это та радость и покидает
школьника, когда его учебная деятельность управляется
с помощью отметок» (Ш.А.Амонашвили)
«Главные противоречия и недостатки существующей
системы контроля и оценки учебной работы у учащихся
показывают, что эта система, унаследованная нами от
старых времен, давно устарела и требует замены» (Л.М.
Фридман)
Оценивание
Наиболее очевидный показатель уровня
школьного образования, основной
индикатор диагностики проблем
обучения .
Отметка - это цифровое выражение знаний
учащихся, фиксирующее уровень их
обученности, выражается в баллах.
Отметка выводится из оценки.
Оценивание – это процесс измерения
обученности, отметка – это результат
обученности.
Функции отметки:
контролирующая;
стимулирующая
констатирующая;
уведомляющая;
карательная;
регулирующая.
Соотношение между тремя рассматриваемыми понятиями в
школе выглядит следующим образом
ОТМЕТКА ИЛИ ОЦЕНКА?
значит
уровень,
определить
ОЦЕНИТЬ
качество
степень,
выполнения
задач,
поставленными перед ними в процессе
обучения.
-
учащимися
ОТМЕТКА - это результат процесса
оценивания, т.е. знаковое,
установленное государственными
стандартами количественное выражение
оценки учебных достижений
обучающегося в цифрах и баллах.
!
ОТМЕТКА ВЫВОДИТСЯ ИЗ ОЦЕНКИ
ОЦЕНКА ДОЛЖНА ПРЕДШЕСТВОВАТЬ
ОТМЕТКЕ.
Виды оценивания. Функции оценивания
Проблемы
школьной оценки
1. Дети учатся не ради знаний, а ради
оценок
2. Трехбалльная система оценок
недостаточна для определения уровня
знаний
3. Оценки относительны
4. Оценки случайны
5. Нет единых критериев оценки
В практике различных школ
используются преимущественно три
алгоритма
В качестве итоговой выставляется средняя отметка с
учетом всех полученных (и выставленных в журнал) в
течение четверти отметок.
В качестве итоговой выставляется средняя отметка за
контрольные работы.
В качестве итоговой выставляется средняя отметка по журналу
с учетом весовых коэффициентов (среднее взвешенное всех
отметок).
Алгоритм выставления итоговых отметок фактически
определяет, что показывает итоговая отметка и для чего
она выставлена.