Данное выступление может использоваться в первую очередь классными руководителями в рамках педсоветов, заседаний методических объединений или на родительских собраниях. В выступлении содержатся основные рекомендации по организации работы с родителями в сотрудничестве, ее задачи, формы. Особое внимание уделено такому виду работы как родительское собрание.
Семья и школа. От диалога к партнерству..doc
Школа и семья: от диалога к партнерству.
МКОУ Девицкая СОШ
Беленова С.А.
Какие бы задачи не ставило общество перед школой, без помощи и поддержки
родителей , их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний
процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. И здесь роль педагога в
просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика. А мудром и
опытному педагогу, искренне любящих своих воспитанников, удается наладить отношения
детей и родителей даже в затянувшейся конфликтной ситуации.
Значительное место в системе работы школы отводится их психолого
педагогическому просвещению. Накопление педагогических знаний родителями связано с
развитием их педагогического мышления, привитием умений и навыков в области воспитания.
Психологопедагогическое просвещение родителей строится исходя из следующих
целей и задач:
1) сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
2) обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и
семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;
3) нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;
4) компенсировать пробелы семейного воспитания: выявлять, поддерживать,
развивать воспитательный потенциал семьи.
Принципы проектирования родительского всеобуча:
1) учет личных интересов, склонностей и возможностей родителей;
2) включение родителей в учебновоспитательные ситуации через интегрированные
широкие творческие задачи, образующие целесмысловое поле;
3) постоянная актуализация самоопределения родителей в целях и смыслах их
деятельности;
4) культивирование конструктивного взаимодействия и общения родителей;
5) увязывание содержания всеобуча и социальной поддержки педагогов.
Исходя из предложенных целей, задач и принципов можно выделить некоторые
основные направления, внутри которых создаются ситуации совместной продуктивной
деятельности и психологопедагогического образования родителей:
1) психологопедагогического самообразования родителей;
2) проведение семинаров, конференций, родительских собраний;
3) планирование, реализация, рефлексия мероприятий как крупномасштабной
продуктивной задачи всего коллектива;
4) разработка проектов стратегического и тактического значения (например,
создание совместных научноисследовательских проектов);
5) совместное оформление и описание опыта воспитательной деятельности.
К массовым формам работы с родителями относятся:
1) Научнопрактическая родительская конференция – форма сочетания
пропаганды педагогических знаний с практическим передовым опытом
семейного воспитания. Это могут быть заседания, посвященные отдельным
воспитательным проблемам. Конференции проводятся 1 – 2 раза в год.
Условиями успешного проведения конференций являются значимость и доступность предложено темы, тщательная предварительная подготовка,
организация консультаций в период подготовки, создание благоприятного
эмоционального климата во время проведения конференции.
2) Родительское собрание. Главным его предназначением является согласование,
координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для
развития личности ребенка. По конкретным задачам, которые решаются на
собраниях, их можно разделить на организационные, текущие и тематические и
др. На организационных собраниях утверждаются планы работы, избирается
родительский комитет, разрабатывается план мероприятий, распределяются
поручения и создаются инициативные группы родителей по различным
направлениям работы и т.д.
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
1) Анализ учебных достижений учащихся класса. В это части собрания
классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной
деятельности класса, с рекомендациями педагоговпредметников.
2) Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе.
Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся,
внешний вид и другие вопросы.
3) Психологопедагогическое просвещение. Этот компонент можно
выделить в отдельный пункт собрания, но можно естественным образом
включить в структуру других составляющих.
4) Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера,
приобретение учебной литературы и т.д.).
5) Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его
значимость, актуальность, полезность.
6) Личные беседы с родителями.
Организуя родительские собрания, следует придерживаться следующих
принципов:
1) Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать
ошибки и неудачи детей в учебе.
2) Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3) Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер
(разбор ситуаций, тренинги, дискуссии).
4) Классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями, давая им
возможность высказывать свое мнение в ходе собрания, а не после него.
5) Родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании
является четкость, лаконичность, системность.
6) Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для
размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо
ребенку. Психологопедагогическая стратегия помощи детям школьного возраста и их
Симптомы
проблемы
Суть
проблемы
В само
утверждении
В само
определении
В само
оценке
В само
признании
Утомляемость,
отвлекаемость,
низкая концентра
ция внимания,
раздражительность,
вспыльчивость,
истощаемость,
вялость, малая
выносливость.
Большое количество
страхов, высокий
уровень тревожности
неуверенность в себе,
вопросы о правиль
ности своего
поведения.
Навязчивые страхи
(фобии), мысли,
действия,
постоянные колеба
ния настроения,
мнительность.
Расстройства
настроения,
капризность,
эгоцентризм,
фиксация внимания
окружающих на
своем состоянии.
родителям.
Содержание
внутреннего
конфликта
Между
возможностями и
потребностями
(«могу» и «надо»),
когда потребность
со стороны родите
лей не
соответствует
возможностям
ребенка.
Между
способностью
защитить себя,
сохранением своего
«Я» от внутренних
и внешних угроз.
Между моральными
нормами и
входящих в проти
воречие с ними
желаниями и
чувствами ребенка
Межд субъективно
завышенными
желаниями и
возможностями их
реального
удовлетворения.
Цели «Родительской школы»
«Класс
родительского
мастерства»
(дети, родители)
Развитие знаний,
умений, навыков,
формирование
симпатий к себе и
привязанности к
родным.
«Клуб семейного
общения»
(родители)
Педагогическое
просвещение
родителей, развитие
способности
принятия ребенка.
Развитие
интеллекта,
физической силы,
саморегуляции,
умения «держать
удар».
Отреагирование
чувств, их
вербализация,
терапия успеха,
релаксация.
Установление
равновесия между
чувствами и
разумом,
релаксация.
Снижение
тревожности,
гиперсоциальности,
гиперопеки,
освоение техник
позитивной
коммуникации.
Снижение
агрессивности,
освоение критериев
понимания своего
ребенка.
Развитие чувств
принятия ребенка,
внимания и доверия
ему, преодоление
противоречия в
своих требованиях.
Как видно из таблицы, результатом конфликтов между насущными потребностями и
мерой их удовлетворения является возникновение проблем, связанных с самоутверждением,
самоопределением, самооценкой и самопризнанием.
Выступление на педсовете "Семья и школа".
Выступление на педсовете "Семья и школа".
Выступление на педсовете "Семья и школа".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.