Выступление на педсовете, тема "Управление познавательной деятельностью на уроках математики"
Оценка 4.9

Выступление на педсовете, тема "Управление познавательной деятельностью на уроках математики"

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
математика
5 кл—11 кл
27.02.2017
Выступление на педсовете, тема "Управление познавательной деятельностью на уроках математики"
Математика в школе — это учебный предмет, а не наука, а учебный предмет должен быть интересен. Если будет интерес, тогда и «учение будет с увлечением». Будет развиваться и память, и мышление, и внимание. А это в свою очередь приводит к формированию культуры познавательной деятельности, потребностей в непрерывном самообразовании. Реализовывать новые образовательные цели невозможно без развития познавательных возможностей учащихся.
Управление познавательной деятельностью на уроках математики.docx

 

Управление познавательной деятельностью на уроках математики.

 

Математика в школе — это учебный предмет, а не наука, а учебный предмет должен быть интересен. Если будет интерес, тогда и «учение будет с увлечением». Будет развиваться и память, и мышление, и внимание. А это в свою очередь приводит к формированию культуры познавательной деятельности, потребностей в непрерывном самообразовании. Реализовывать новые образовательные цели невозможно без развития познавательных возможностей учащихся.

Актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей интереса не только к знаниям, но и к способам их приобретения.

Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий.

 Его условия:

теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться - по способностям;

принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;

принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;

принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит;

установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания;

принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;

мышление должно главенствовать над памятью.

В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы, приемы обучения.

Управление  познавательной деятельности учащихся можно добиться средствами современных педагогических технологий. В своей работе я применяю технологию проблемного обучения.

Данная технология позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;

- сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;

- использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;

- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.

Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеют познавательные задачи. Если ученик воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это есть главнейшее условие развития его мыслительных способностей.

Использование технологии проблемного обучения требует от меня значительных затрат времени при подготовке уроков, т. к. сформулировать проблемный вопрос достаточно сложно, важно продумывать каждое задание и каждое слово, чтобы они вызвали затруднение у учащихся и в то же время не отбили желания это затруднение преодолеть. Достаточно много времени тратится и на уроке на разрешение той или иной проблемы, но это время более ценно по сравнению с тем, которое тратилось бы на подачу готовых знаний.

«Игра» - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны понять». – писал А.М.Горький. Познание математики через игры прививает к ней любовь. Элементы игры я включаю в урок.

В процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные.

Стандартный вид обучения является самым частым и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль-оценка. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, так как определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.

Нестандартные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки.  Нестандартные уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.

Наиболее частые типы нетрадиционных уроков - урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-викторина, урок-игра, урок-аукцион, урок-конференция, урок-соревнование, урок-эстафета... Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного.

 Необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий я считаю ИКТ.

• Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

• Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

• В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения.

• В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

• В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

  Можно выделить наиболее эффективные приемы применения компьютерных технологий:

при проведении устного счета – даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения;

при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами;

при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов;

при решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.

Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

 

Учитель математики Савина Л.Л.


 

Управление познавательной деятельностью на уроках математики

Управление познавательной деятельностью на уроках математики

Управление познавательной деятельности учащихся можно добиться средствами современных педагогических технологий

Управление познавательной деятельности учащихся можно добиться средствами современных педагогических технологий

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017