Выступление на республиканском семинаре по теме "Типичные речевые ошибки младших школьников в изложениях и пути их устранения."
Оценка 4.9

Выступление на республиканском семинаре по теме "Типичные речевые ошибки младших школьников в изложениях и пути их устранения."

Оценка 4.9
Особые потребности
docx
дефектология
Взрослым
08.01.2017
Выступление на республиканском семинаре по теме "Типичные речевые ошибки младших школьников  в изложениях и пути их устранения."
В устной и письменной речи младших школьников встречается много недочётов, неправильностей. Неудачно подобранное слово, неверно построенное предложение, искажённая морфологическая форма - все эти ошибки называются речевыми. Бороться с ними трудно, так как невозможно бывает использовать какие – либо правила. Учитель следит за устной речью школьников, проверяет тетради, исправляет ошибки. Но нельзя удовлетворяться всего лишь исправлением допущенных ошибок, нужно их предупреждать . Этой проблеме и посвящена данная статья.
текст выступления.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2» НМР РТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типичные речевые ошибки младших школьников

 в изложениях и пути их устранения.

 

 

                                  

 

 

                                     

 

 

 

                                       Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

                                                          Шимина Жанна Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижнекамск

Типичные речевые ошибки младших школьников в изложениях и пути их устранения.

     В устной и письменной речи младших школьников встречается много недочётов, неправильностей. Неудачно подобранное слово, неверно построенное предложение, искажённая морфологическая форма - все эти ошибки называются речевыми.

     В отличие от грамматических ошибок речевые недочёты — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических норм. 
     Бороться с ними трудно, так как невозможно бывает использовать какие – либо правила. Учитель следит за устной речью школьников, проверяет тетради, исправляет ошибки. Но нельзя удовлетворяться всего лишь исправлением допущенных ошибок, нужно их предупреждать . Необходима
 планомерная работа, система совершенствования речи детей . Необходимо привлечь самих школьников к исправлению допущенных ошибок, научить их предупреждать ошибки, совершенствовать культуру своей речи . 
     Методика исправления и предупреждения речевых ошибок используется в опыте многих учителей, хотя дело это сравнительно трудное . Поэтому у меня и появилось желание поделиться опытом своей работы именно по данному вопросу.
 

В чём же трудности?
 
     Во- первых , в исправлении речевых ошибок школьник не может опереться на такую чёткую систему определений и правил, как, например, в работе над орфографией, а « чувство языка» у него развито ещё слабо.
     Во- вторых, уровень грамматических и других теоретических знаний
 по языку у младших школьников ещё невысок .
     В– третьих, речевые ошибки учащихся в своём большинстве индивидуальны , что почти полностью исключает привычные
 общеклассные формы работы . 
     Однако, исследовав научные и методические статьи, я стала успешно использовать методику исправления и предупреждения речевых ошибок в собственной практике .

Речевые ошибки младших школьников условно можно разделить на 3 группы:

- словарные или лесико-стилистические

- морфолого-стилистические

- синтаксико-стилистические
      1.    На первом месте по частоте стоят
 словарные, или лексико – стилистические ошибки .
     1) Повторение одних и тех же слов , например :
Многие мальчишки любят активные спортивные игры. В футбол, баскетбол, волейбол и хоккей мальчишки готовы играть часами. Бегать за мячом или шайбой мальчишки  могут в любую погоду и время суток.
Причинами повторов могут быть малый объём внимания пишущего,
 бедность словаря. Младшие школьники относительно легко обнаруживают и устраняют повторы, если они, получив соответствующее указание учителя, внимательно перечитывают свой текст ( лучше вслух ).
     2) Употребление слова в неточном или в несвойственном ему
 значении в результате непонимания его.
Примеры из речи учащихся :
 
Надоел «рыбий» ( надо : рыбный ) суп . 
Охотник «одел»
 ( надо : надел ) шапку и вышел .
     Ошибки такого типа -следствие низкого общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря

   3) Нарушение сочетаемости употребляемых слов : 
Коле «выдали» благодарность
 ( надо : объявили благодарность ).
Причины ошибок данного типа : бедность фразеологии, малый
 языковой опыт .
     4) Употребление просторечных и диалектных слов и
 словосочетаний :
Никита шёл  «взади» (нужно: сзади ).
     Подобные слова дети употребляют обычно под влиянием речи родителей, своего семейного речевого окружения. Нелегко бывает убедить ребёнка в том, что слова, употребляемые его отцом или мамой, которые он слышит от рождения, на самом деле
 « неправильные» слова, их употреблять нельзя. Учитель должен обладать большим тактом, чтобы не оскорбить чувства ребёнка.
     Устранить диалектизмы и просторечные слова можно на основе формирующегося понятия о литературном языке. Младшие школьники уже могут понять, что наряду с литературным языком существуют местные говоры, встречаются отклонения от нормы.

     Хотя причины лексических ошибок неодинаковы и , следовательно , неодинаковы и способы их разъяснения, исправления, но есть и общий путь их предупреждения : это языковой анализ текстов, выяснение оттенков значения слова именно в этом тексте, анализ роли и целесообразности именно этого, а не другого слова в этом тексте . 
 2.    К группе
 морфолого – стилистических ошибок можно отнести неправильное образование слов и особенно форм слов .
     1) В начальных классах ещё встречается детское словотворчество. Как правило, дети создают собственные слова в соответствии сословообразовательной системой русского языка:
В соревнованиях принимали участие штангисты, волейболисты, борьбисты. (нужно – борцы)
     Ошибки данного типа требуют индивидуального разъяснения .
     2) Образование просторечных форм слов общелитературного языка :
«они хочут», «ихняя мама»,  «стрельнул» и пр.
     Искореняются эти ошибки медленно, в результате многократных исправлений, разъяснений, под влиянием общеязыкового развития,благодаря созданию хорошей речевой среды.
     3) Пропуск морфем , чаще всего суффиксов :

«трудящие» вместо трудящиеся , «волнующее» вместо волнующееся море . 
     Причины : влияние просторечия, ребёнку трудно произносить громоздкие, фонетически усложнённые слов . В устной речи говорящий «теряет»отдельные звуки и звукосочетания и даже морфемы,
 и это часто отражается на письме . 
     Для предупреждения подобных ошибок, помимо общего языкового развития, нужна работа над дикцией, артикуляцией звуков, нужно
 развивать гибкость и подвижность речевого аппарата . 
     4) Образование форм множественного числа существительных, употребляемых согласно правилам грамматики только в единственном
 числе:
У воинов не хватало «оружий» ( нужно : оружия).
     Причина этих ошибок - в стремлении детей к конкретности .
    

3. Синтаксико- стилистические ошибки весьма многообразны . 
     1) Нарушение управления :

Все радовались красотой природы (надо: радовались (чему?) красоте).
Глагольное управление не регулируется правилами. Дети усваивают его по образцам, в живой речи, в читаемых текстах. Поэтому ошибки в употреблении могут быть предупреждены на основе анализа образцов и путём составления словосочетаний. Я использую также словарик сочетаний, в которых особенно часто допускаются ошибки.
 
     Ошибки в управлении очень стойки, трудноустранимы . Для их искоренения нужно предусмотреть систему упражнений с наиболее
  «опасными» глаголами, например:

верить - кому ? чему ? во что ?
упрекать – кого ? в чём ?
 и пр.
     2 ) Нарушения согласования, чаще всего сказуемого с подлежащим, нередко определения с определяемым словом, например:
Вся семья радостно встретили Новый год  (нужно: семья встретила) .
На день рождении (нужно: на дне рождения)
   Причины таких ошибок - логический, смысловой ( а не грамматический ) подход ученика к построению предложения, а также в подражании образцу речи взолслых.
     3) Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к
 искажению смысла: 
Только равнодушным оставался кот Борька  (нужно: Равнодушным оставался только кот Борька). 
     Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение
 целиком, прежде чем записать его.
     Работу над правильным порядком слов я начинаю в 1 классе. Дети сами, перечитывая текст, могут улучшить порядок слов в своих предложениях . Очень полезны для предупреждения подобных ошибок упражнения с деформированным текстом, позволяющие переставлять слова, изменять их последовательность в предложениях .
     4) Нарушение смысловой или грамматической связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают :
Когда отец впервые привел Колю на тренировки,  он ( Кто? Отец или Коля?) и не надеялся стать чемпионом.
     Пишущему ясно, о ком идёт речь. Взглянуть же на текст глазами читателя он пока не умеет, этому надо учить, нужна практика самопроверки и взаимопроверки. Привыкнув задумываться над ролью местоимений, школьники в подобных случаях сами исправляют текст, перестраивают предложения, переписывают заново .
     5) Местоимённое удвоение подлежащего:
Кирилл – он был самый сильный в отряде.
Можно указать две причины таких ошибок: во- первых , ученик начинает писать предложение, не зная, как закончит его; во – вторых, влияние разговорного языка, где двойное подлежащее встречается довольно часто и признаётся правомерным. В письменном же тексте оно является ошибкой.
     6) Употребление глаголов в несоотнесённых временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же
 вид:
Незнакомец входит в хижину и поздоровался.
     Ошибки свидетельствуют о низком общем языковом развитии учащихся, об отсутствии у них языкового чутья. Устраняются на основе смыслового анализа текста, так как грамматической основы младшие школьники ещё не имеют.
     7) Неумение находить границы предложений. Встречаются в двух
 вариантах:
а) неоправданное деление сложного предложения на простые:
Когда ребята пришли в лес. Там было много грибов.

б) неумение делить текст на предложения.
Основа исправления таких ошибок - работа над предложением.
 
     Таковы основные типы речевых ошибок, допускаемых младшими школьниками не только в творческих работах, но и в устной речи при общении.


Список литературы .
1. А. А. Бондаренко , М. Л. Калинчук . Формирование навыков
 
литературного произношения у младших школьников .
2. В. А. Закожурникова . Работа над предложением и связной речью
 в начальной школе.
3. В. А. Синицын . Путь к слову . – М., АО « Столетие» , 1996 г.
4. « Использование игр – драматизаций при развитии связной речи у детей»
 
// Начальная школа , № 4 , 2008 г. //
 
5. Л. Н. Ефименкова . Коррекция устной и письменной речи учащихся
 начальных классов . – М., Просвещение , 1991 г. 
6. М. Р. Львов . Речь младших школьников и пути её развития . – М.,
 Просвещение , 1985 г.
7. М. Р. Львов . Тенденции развития речи учащихся в начальной школе . –М., Просвещение , 1980 г.



 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Типичные речевые ошибки младших школьников в изложениях и пути их устранения

Типичные речевые ошибки младших школьников в изложениях и пути их устранения

Примеры из речи учащихся :

Примеры из речи учащихся :

Причина этих ошибок - в стремлении детей к конкретности

Причина этих ошибок - в стремлении детей к конкретности

Кирилл – он был самый сильный в отряде

Кирилл – он был самый сильный в отряде
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017