Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» НМР РТ
Типичные речевые ошибки младших школьников
в изложениях и пути их устранения.
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Шимина Жанна Михайловна
г. Нижнекамск
Типичные
речевые ошибки младших школьников в
изложениях и пути их
устранения.
В устной и письменной речи младших школьников
встречается много недочётов, неправильностей. Неудачно подобранное слово, неверно
построенное предложение, искажённая морфологическая форма - все эти ошибки
называются речевыми.
В отличие от
грамматических ошибок речевые
недочёты — это ошибки не в построении, не в структуре языковой
единицы, а в её использовании,
чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических норм.
Бороться с ними трудно, так как невозможно
бывает использовать какие – либо правила. Учитель следит за устной речью
школьников, проверяет тетради, исправляет ошибки. Но нельзя удовлетворяться
всего лишь исправлением допущенных ошибок, нужно их предупреждать . Необходима планомерная работа, система совершенствования речи детей . Необходимо привлечь самих
школьников к исправлению допущенных ошибок,
научить их предупреждать ошибки, совершенствовать культуру своей речи .
Методика исправления и предупреждения
речевых ошибок используется в опыте многих учителей, хотя дело это сравнительно
трудное . Поэтому у меня и появилось желание поделиться опытом своей работы
именно по данному вопросу.
В чём же трудности?
Во- первых , в исправлении
речевых ошибок школьник не может опереться на такую чёткую систему определений
и правил, как, например, в работе над орфографией, а « чувство языка» у него
развито ещё слабо.
Во- вторых, уровень грамматических и других теоретических знаний по языку у младших школьников ещё невысок .
В– третьих, речевые ошибки
учащихся в своём большинстве индивидуальны , что почти полностью исключает
привычные общеклассные формы работы
.
Однако, исследовав научные и методические
статьи, я стала успешно использовать методику исправления и предупреждения
речевых ошибок в собственной практике .
Речевые ошибки младших школьников условно можно разделить на 3 группы:
- словарные или лесико-стилистические
- морфолого-стилистические
- синтаксико-стилистические
1. На первом месте по частоте стоят словарные, или лексико – стилистические ошибки .
1) Повторение одних и тех же слов ,
например :
Многие мальчишки любят активные спортивные игры. В футбол,
баскетбол, волейбол и хоккей мальчишки
готовы играть часами. Бегать за мячом или шайбой мальчишки могут в любую
погоду и время суток.
Причинами повторов могут быть малый объём
внимания пишущего, бедность словаря. Младшие
школьники относительно легко обнаруживают и устраняют повторы, если они,
получив соответствующее указание учителя, внимательно перечитывают свой текст ( лучше вслух ).
2) Употребление слова в неточном или в
несвойственном ему значении в результате
непонимания его.
Примеры из речи учащихся :
Надоел «рыбий» ( надо : рыбный ) суп .
Охотник «одел» ( надо : надел ) шапку и вышел .
Ошибки такого типа -следствие низкого
общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря
3)
Нарушение сочетаемости употребляемых слов :
Коле «выдали» благодарность ( надо : объявили благодарность ).
Причины ошибок данного типа : бедность
фразеологии, малый языковой опыт .
4) Употребление просторечных и диалектных
слов и словосочетаний :
Никита шёл «взади» (нужно: сзади ).
Подобные слова дети употребляют обычно под
влиянием речи родителей, своего семейного речевого окружения. Нелегко бывает
убедить ребёнка в том, что слова, употребляемые его отцом или мамой, которые он
слышит от рождения, на самом деле « неправильные» слова, их употреблять нельзя. Учитель должен обладать большим тактом, чтобы не оскорбить чувства
ребёнка.
Устранить диалектизмы и просторечные слова
можно на основе формирующегося понятия о литературном языке. Младшие школьники
уже могут понять, что наряду с литературным языком существуют местные говоры,
встречаются отклонения от нормы.
Хотя причины лексических ошибок неодинаковы и , следовательно , неодинаковы
и способы их разъяснения, исправления, но есть и общий путь их предупреждения :
это языковой анализ текстов, выяснение оттенков значения слова именно в этом
тексте, анализ роли и целесообразности именно этого, а не другого слова в этом
тексте .
2. К группе морфолого – стилистических ошибок можно отнести неправильное образование слов и особенно форм
слов .
1) В начальных классах ещё встречается
детское словотворчество. Как правило, дети создают собственные слова в
соответствии сословообразовательной системой русского языка:
В соревнованиях принимали
участие штангисты, волейболисты, борьбисты. (нужно – борцы)
Ошибки
данного типа требуют индивидуального разъяснения .
2) Образование просторечных форм слов
общелитературного языка :
«они хочут», «ихняя мама», «стрельнул» и пр.
Искореняются эти ошибки медленно, в результате
многократных исправлений, разъяснений, под влиянием общеязыкового развития,благодаря
созданию хорошей речевой среды.
3) Пропуск морфем , чаще всего суффиксов :
«трудящие»
вместо трудящиеся , «волнующее» вместо волнующееся море .
Причины : влияние просторечия, ребёнку
трудно произносить громоздкие, фонетически усложнённые слов . В устной речи
говорящий «теряет»отдельные звуки и звукосочетания и даже морфемы, и это часто отражается на письме .
Для предупреждения подобных ошибок, помимо
общего языкового развития, нужна работа над дикцией, артикуляцией звуков, нужно развивать гибкость и подвижность речевого
аппарата .
4) Образование форм множественного числа
существительных, употребляемых согласно правилам грамматики только в
единственном числе:
У воинов не хватало
«оружий» ( нужно : оружия).
Причина этих ошибок - в стремлении детей к
конкретности .
3. Синтаксико-
стилистические ошибки весьма
многообразны .
1) Нарушение управления :
Все радовались красотой природы (надо: радовались (чему?)
красоте).
Глагольное управление не регулируется правилами.
Дети усваивают его по образцам, в живой речи, в читаемых текстах. Поэтому
ошибки в употреблении могут быть предупреждены на основе анализа образцов и путём
составления словосочетаний. Я использую также словарик сочетаний, в которых
особенно часто допускаются ошибки.
Ошибки в управлении очень стойки,
трудноустранимы . Для их искоренения нужно предусмотреть систему упражнений с
наиболее «опасными» глаголами, например:
верить - кому ? чему ? во что ?
упрекать – кого ? в чём ? и пр.
2 ) Нарушения согласования, чаще всего
сказуемого с подлежащим, нередко определения с определяемым словом, например:
Вся семья
радостно встретили Новый год (нужно: семья встретила)
.
На день рождении (нужно: на дне рождения)
Причины таких ошибок - логический, смысловой
( а не грамматический ) подход ученика к построению предложения, а также в
подражании образцу речи взолслых.
3) Неудачный порядок слов в предложении,
приводящий к искажению смысла:
Только
равнодушным оставался кот Борька (нужно: Равнодушным оставался
только кот Борька).
Причина ошибки в том, что ученик не
проговорил предложение целиком, прежде чем записать его.
Работу над правильным порядком слов я
начинаю в 1 классе. Дети сами, перечитывая текст, могут улучшить порядок слов в
своих предложениях . Очень полезны для предупреждения подобных ошибок упражнения
с деформированным текстом, позволяющие переставлять слова, изменять их
последовательность в предложениях .
4) Нарушение смысловой или грамматической
связи между местоимениями и теми словами,
на которые они указывают :
Когда отец впервые привел Колю на
тренировки, он ( Кто? Отец или
Коля?) и не надеялся стать чемпионом.
Пишущему ясно, о ком идёт речь. Взглянуть же на текст глазами
читателя он пока не умеет, этому надо учить, нужна практика самопроверки и
взаимопроверки. Привыкнув задумываться над ролью местоимений, школьники в
подобных случаях сами исправляют текст, перестраивают предложения, переписывают
заново .
5) Местоимённое удвоение подлежащего:
Кирилл –
он был самый сильный в отряде.
Можно указать две причины таких ошибок: во-
первых , ученик начинает писать предложение, не зная, как закончит его; во –
вторых, влияние разговорного языка, где
двойное подлежащее встречается довольно часто и признаётся правомерным. В
письменном же тексте оно является ошибкой.
6) Употребление глаголов в несоотнесённых
временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один
и тот же вид:
Незнакомец
входит в хижину и поздоровался.
Ошибки свидетельствуют о низком общем
языковом развитии учащихся, об отсутствии у них языкового чутья. Устраняются на
основе смыслового анализа текста, так как грамматической основы младшие
школьники ещё не имеют.
7) Неумение находить границы предложений.
Встречаются в двух вариантах:
а) неоправданное деление сложного предложения на
простые:
Когда
ребята пришли в лес. Там было много грибов.
б) неумение делить текст на предложения.
Основа исправления таких ошибок - работа над
предложением.
Таковы основные типы речевых ошибок,
допускаемых младшими школьниками не только в творческих работах, но и в устной
речи при общении.
Список литературы .
1. А. А. Бондаренко , М. Л. Калинчук .
Формирование навыков
литературного произношения у младших школьников
.
2. В. А. Закожурникова . Работа над предложением
и связной речью в начальной школе.
3. В. А. Синицын . Путь к слову . – М., АО «
Столетие» , 1996 г.
4. « Использование игр – драматизаций при
развитии связной речи у детей»
// Начальная школа , № 4 , 2008 г. //
5. Л. Н. Ефименкова . Коррекция устной и
письменной речи учащихся начальных классов . – М., Просвещение , 1991 г.
6. М. Р. Львов . Речь младших школьников и пути
её развития . – М., Просвещение , 1985 г.
7. М. Р. Львов . Тенденции развития речи
учащихся в начальной школе . –М., Просвещение , 1980 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.