«Особенности работы с текстом на уроках литературы в
рамках технологии продуктивного чтения»
Выступление на РМО
учителей русского языка и литературы
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №2» п. Бабынино
Костина Наталья Викторовна. 2017 год.
Читать это еще ничего не значит;
что читать и как понимать
прочитанное – вот
в чем главное. К.Д.Ушинский
Современный человек, каким бы родом деятельности он ни занимался,
всегда является читателем, поэтому должен не только усваивать содержание,
но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.
Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном
обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по
установлению его смысла на основе читательского опыта.
В Образовательной системе «Школа 2100» существует технология
формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного
чтения), поддержанная заданиями к тексту, обучающими ведению диалога с
автором, пониманию текста, что развивает умение видеть в нем не только
фактуальную,
самостоятельно
формулировать главную мысль, преобразовывать полученную информацию.
Данная технология универсальна. Она эффективна как на уроках русского
языка, литературы, так и на других уроках.
но и подтекстовую информацию,
Какие же надо использовать приемы, чтобы помочь учащимся понять
текст? Вопервых, это прием «диалога с текстом», т.е. прием работы с
текстом во время его чтения. Это естественная беседа читателя с автором
через текст. А чтобы диалог был содержательным и полноценным, учащимся
необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в
тексте прямые и авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать
предположения о дальнейшем содержании текста, проверять совпадают ли
они с замыслом автора, включать воображение. Другим важным приемом
является использование продуктивных заданий, требующих преобразования
информации с целью получения ответа. Следовательно, данный прием учит
детей решать возникающие перед ними задачи, проблемы, связанные с
пониманием текста.
Подробно остановлюсь на этапах работы с текстом во время чтения
романа А.Дюма «Три мушкетера» (урок литературы в 5 классе). (1 слайд)
(2 слайд) 1этап. Работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию
автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая
предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме,
содержании. Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации
сохраняется. Работа в классе начинается с вопросов учителя: какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что обратили
внимание перед чтением и почему?
(3 слайд)2 этап. Работа с текстом во время чтения. На данном
этапе может быть предложено два варианта прочтения текста. 1) Дети
самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой
провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания. 2)
Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Объем
текста, требующего подобного «медленного» чтения, определяет учитель с
учетом темы, цели урока, художественной задачи текста и читательской
компетентности детей.
Мною было предложено дома прочитать текст и проверить совпали ли их
предположения. Главной задачей на уроке было выяснение, что значит
жить по законам чести,(4 слайд) поэтому работали с отдельными
эпизодами текста. Это позволило сделать вывод, насколько хорошо дети
владеют материалом, насколько внимательно был прочитан роман. По ходу
чтения велась словарная работа. В этом случае она стала мотивированной и
интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова
нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.
Вопросы: 1) Объясните значение слов совесть, благородство, достоинство,
честь, мужество. (5 слайд) Перечитайте диалог д, Артаньяна и Атоса
(гл.5) и докажите, что герои соревнуются в благородстве. Обратите внимание
на речь героев: как они обращаются друг к другу, как судят друг о друге.2)
Что позволило автору так сказать о своем герое: «… д,Артаньян был человек
не совсем обыкновенный»? Найдите ответ на этот вопрос в тексте главы 5. 3)
Проследите по тексту и докажите, что вражда мушкетеров и гвардейцев
кардинала была враждой благородных людей и т.д.
Все эти вопросы помогают понять идею произведения, замысел автора,
почувствовать его эмоциональный настрой и красоту языка художественного
произведения. Мои наблюдения показывают, что составление вопросов по
содержанию текста возможно и самими учениками (предлагалось в качестве
домашнего задания во время прочтения романа Ж.Верна «Дети капитана
Гранта»). Это положительно влияет на понимание текста учащимися,
развивает такой прием чтения, как смысловая догадка, а значит, развивает их
мышление и повышает скорость чтения.
Считаю, что умение и желание ученика задавать вопросы к тексту (один
из приемов работы с текстом) свидетельствуют об активной позиции во время
чтения, о том, что он вступил в диалог с автором. Это умение ставит ученика
в позицию исследователя текста, развивает такие качества, как критичность
ума и наблюдательность; постановка проблемных вопросов, выявляющих
причинноследственные связи, является показателем хорошего развития
логического мышления учащихся. Умение самостоятельно составлять
вопросы к тексту эффективное направление в моей деятельности. На данном этапе работы с целью лучшего понимания содержания текста
может быть предложено и составление плана (коллективное составление
плана по главе 19. План кампании). Составляя план текста, ученик выполняет
операции, связанные с анализом структуры и содержания текста: проводит
смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст
на смысловые части и озаглавливает их, осуществляет смысловое и
логическое соотнесение частей плана друг с другом. (Выделяет главные
мысли или микротемы и вокруг них группирует текст). Важно учить ребят не
только составлять план, но и раскрывать перед ними его основную роль в
качестве опоры для будущего пересказа текста и понимания его содержания.
Этапы работы над планом: (6 слайд)
1. Внимательно прочитай текст.
2. Выдели главные мысли текста.
3. Проверь, как они соотносятся друг с другом.
4. Сгруппируй текст вокруг главной мысли (раздели его на смысловые части).
5. По количеству главных мыслей определи количество пунктов плана.
6.Сформулируй главные мысли кратко (запиши их в виде пунктов плана).
7. Прочитай текст повторно, проверь, не пропустил ли чтото.
Надо помнить о том, что в наши учебники включено немало произведений,
воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, – здесь и без диалога
все понятно. Не всегда уместен диалог с автором при чтении лирической
зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа и т.д.
(7 слайд) 3. Работа с текстом после чтения. На этом этапе предлагается
повторное обращение к заглавию произведения и к иллюстрации, проводится
беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д.
Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал
художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен
ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?
В качестве домашней работы дается творческое задание: (8 слайд)
Сформулируйте законы, составляющие «международный» кодекс
чести, по которому живут и действуют герои А.Дюма.
Используя данную технологию на своих уроках в дальнейшем, надеюсь,
увеличится доля самостоятельной читательской деятельности учащихся,
повысится интерес к чтению, ребята станут больше читать, возрастет
результативность труда.
технология осмысленного развивающего чтения поможет
сформировать у детей умение выражать свою позицию и аргументированно её
защищать, устно и письменно оформлять свои мысли по поводу прочитанного,
понимать художественный текст и видеть позицию автора.
Думаю, используется на этапе введения нового задания или отработки
Памятка для учителя.
1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для
чтения на уроке (от полноценного рассказа до абзаца, формулировки правила,
таблицы, схемы и т.п.).
2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:
фактуальную (то, о чем говорится напрямую);
подтекстовую (то, о чем сказано между строк). Данный уровень может
быть не во всех текстах.
концептуальную (основная идея, о которой думал автор, создавая текст)
3. Определите роль данного текста на уроке:
изученного?
в чем основная цель чтения этого текста учениками на уроке?
ставится ли специальное продуктивное задание к тексту (составить
список особенностей, причин, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему
и т.д.)?
4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения, с целью
предвосхищения читателями будущего содержания текста, создания мотива
для знакомства с текстом:
судя по заглавию, иллюстрациям, о чем будет этот текст?
из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, схемы, иллюстрации
и т.п.
5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения:
короткие комментарии для облегчения понимания какихто слов,
оборотов;
вопросы к автору текста, которые могут возникать по ходу чтения и
места, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы;
(предвосхищение, предугадывание будущего текста).
6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения:
вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или
система вопросов для беседы);
или проверка выполнения продуктивного задания к тексту.
реплики, которые позволяют включить механизм антиципации
Выступление на РМО
Выступление на РМО
Выступление на РМО
Выступление на РМО
Выступление на РМО
Выступление на РМО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.