Выступление на ШМО учителей начальных классов. "Формирование первоначального навыка чтения"
Оценка 4.7

Выступление на ШМО учителей начальных классов. "Формирование первоначального навыка чтения"

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
чтение
1 кл
04.03.2018
Выступление на ШМО учителей начальных классов. "Формирование первоначального навыка чтения"
В выступлении затронуты очень важные вопросы по формированию первоначального навыка чтения, анализа и синтеза при обучении грамоте. анализ прямого и обратного слога.Я привожу примеры заданий и упражнений, используемых на уроках обучения грамоте. Это упражнения на развитие внимания, на развитие антиципации, словесно-логические и артикуляционные упражнения.Выступление на ШМО учителей начальных классо.
Формирование первоначального навыка чтения.doc
Формирование первоначального навыка чтения.                  Выступление на ШМО учителей н7ачальных классов.                                                                                                   Кожемяко Л.А.                                                                                                   МОУ гимназия.    Чтение – это средство извлечения информации, средство добывания самых  разнообразных знаний. И только на уроках обучения грамоте в начальной  школе, чтение является целью обучения.       Вопрос формирования первоначального навыка чтения не так прост, как  может показаться некоторым родителям. Учителя знают, что научить ребёнка  читать трудно, а переучивать ­ ещё труднее.    Процесс чтения требует очень сложной работы мозга, а у многих  первоклассников функции головного мозга ещё недосформированы. Ребёнок  способен механически складывать буквы в слоги, слоги в слова, слова в  предложения, но не в состоянии представить  слово или понять смысл  предложения. Происходит это от излишней рассеянности ребёнка,  неспособности подолгу заниматься одним и тем же делом.     Когда ребёнок читает вслух, ему приходится одновременно выполнять  сразу две операции: озвучивание слова и его понимание, осмысление. Для этого необходимо уметь распределять внимание, что у детей не всегда  получается.     Успешное обучение чтению и письму требует у детей так называемого  фонематического слуха. Д.Б.Эльконин определяет это как «слышание  отдельных звуков в слове при внутреннем их проговаривании». У детей с  недостатками звукового анализа чтение всегда медленнее и хуже по качеству.  Поэтому главное внимание мы должны направлять на формирование у детей  осознанного действия по анализу состава и последовательности звуков в  словах. Анализ звучащей речи – важнейшее и необходимое условие выработки у учащихся навыка чтения и письма. Звуковая работа имеет по преимуществу аналитический характер: звук  выделяется из слова или слога, звуки сопоставляются в разных словах и  позициях, определяется их количество и последовательность в слове, они  отыскиваются в разных позициях (в начале, середине, конце слова),  проводится наблюдение за артикуляцией.     Учитель знает, что наиболее просто выполняется анализ обратного слога,  так как переход от гласного звука к согласному достаточно лёгкий.      Прямые слоги  труднее для звукового анализа, так как при произнесении  согласному звуку придаётся призвук гласного. Поэтому обучение чтению  прямого слога уже требует использования до начала чтения особых приёмов  анализа и синтеза. Задача заключается в том, чтобы ребёнок мог осознать каждый звук в слове, выделить гласный, который воспринимается как призвук согласного.     Звуковая синтетическая работа может проводиться на любом этапе урока с  опорой на схемы­модели слогов и слов. Такая работа проводится в игровой  занимательной форме. Задания предъявляются в виде ребусов, шарад, загадок или столбиков и цепочек слов. Например, цепочки для «наращивания» слов:  рот – крот – кроты, роза – гроза – угроза.    Большинство текстов в букварях и азбуках поддираются так, чтобы дети  читали хорошо знакомые слова. Однако тексты начинаем читать не сразу, в  азбуках содержится много другого печатного материала (слогов, слов с  пометами, столбики слов), с которого начинается формирование навыка  чтения. Первоначальный навык чтения существенно отличается от чтения  текста ребёнком, который умеет читать с минимальной скоростью. У  первоначального чтения и чтения элементарного принципиально разные  задачи. Если целью элементарного чтения является понимание того, что  ребёнок прочитал, то для первоначального – узнавание графического образа  слова.     Отдельно стоящая буква и буква в тексте – это явления разного порядка.  В первом случае буква является объектом узнавания: ребёнок запоминает её  начертание и как она называется. Буква в тексте – это предмет анализа её  позиции, выяснение её функции. Большинство букв русского алфавита  неоднозначно. Так, например, буква А может обозначать только один звук  (фонему), а может обозначать гласный звук и твёрдость предшествующего  согласного звука. Поэтому необходимо упражнять детей в правильном  произношении слов по слогам. Поняв звуковой состав слова, ребёнок легче  переходит к позиционному чтению – с ориентировкой на гласные и ударение.         Формируя навык чтения, начинаем работать со словами, написание которых  не расходится с их произношением (односложные слова, слова из двух слогов, где все звуки слышим чётко). Постепенно вводим слова с безударными  гласными. В этих случаях правильное произнесение слов с ударением  является условием понимания прочитанного слова.         Существует ряд приёмов определения ударного слога, которые  используются в начальной школе: ­ приём быстрого многократного произнесения слова с выкрикиванием  ударного слога; ­ приём перемещения ударения в слове, например: атлас, замок, стоит,  кружки, гвоздики; ­ произнесение слова шёпотом, фиксируя внимание на ударном слоге; ­ приём использования слов­пустышек (ненастоящие слова: тата, нана, не  обладающие лексическим значением, способствуют восприятию ударения как  самостоятельного языкового явления).     Многие учителя на уроках обучения грамоте проводят чтецкие разминки,  которые способствуют совершенствованию навыка чтения. Разминка может  включать упражнения на развитие внимания, словесно­логические,  артикуляционные, упражнения на развитие и укрепление памяти.     Систематическая работа ускоряет автоматизацию и «шлифовку» таких  компонентов чтения, как быстрое узнавание букв, слогов, слов, устойчивость  внимания, зрительную и слуховую память.     Слова и задания учитель может выставить на наборном полотне, в печатном виде, использовать технические средства. К подбору заданий можно и нужно  привлекать самих учащихся. Самостоятельный подбор материала,  формулирование заданий, аналогичных  выполненным, развивает  самостоятельность, любознательность, творчество.                       Упражнения на развитие внимания. Найти лишнюю букву: А И Т О Ы У Ю   Найти лишний слог: СО НО РО ГО ТИ ВО БО  ДО  Найти лишнее слово: река          слон                 хлеб                                     речка         тигр               торт                                    ручка          лев                  сумка                                   ручей           мак                сушка                                 ручеёк          волк                пирог                 Упражнение на развитие антиципации.   Вставить пропущенные гласные: П ­ ­ Н              П – Н ­             Л – Г – В ­  ­  Р              Б ­ ­ Л              Р – Д – К – Н ­             С – Л ­            Б ­  ­ Н                Словесно­логические упражнения. Превращения слов. Добавить по одной букве в начале, середине или конце  слова: роль­..., пирог­…, село­…, пена­…, гроза­…, плюс­…, банка­… . Соединить начало и конец слова:                                 СА                 СЕЛЬ                                 МА                ТАН                                ПАЛЬ            РАЙ                              КАРУ            ШИНА                             КАПИ            МА Артикуляционные упражнения. Чтение слияний с одной согласной: са, со, су, сы, си,се. Чтение слияний с одной гласной: са, ма, на, ба, ва, га,ра, ка,фа,па,ла,да.   Чтение слияний с парными согласными: за­са,зо­со,зу­су,зи­си,зе­се,зы­сы. Таким образом, использование различных упражнений на уроках обучения  грамоте будет способствовать формированию положительной мотивации к  процессу чтения, снятию напряжения и тревожности, повышению интереса к  учению.

Выступление на ШМО учителей начальных классов. "Формирование первоначального навыка чтения"

Выступление на ШМО учителей начальных классов. "Формирование первоначального навыка чтения"

Выступление на ШМО учителей начальных классов. "Формирование первоначального навыка чтения"

Выступление на ШМО учителей начальных классов. "Формирование первоначального навыка чтения"

Выступление на ШМО учителей начальных классов. "Формирование первоначального навыка чтения"

Выступление на ШМО учителей начальных классов. "Формирование первоначального навыка чтения"

Выступление на ШМО учителей начальных классов. "Формирование первоначального навыка чтения"

Выступление на ШМО учителей начальных классов. "Формирование первоначального навыка чтения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018