Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шарловская средняя общеобразовательная школа»
Алгоритм составления технологической карты
современного урока
Мозина Наталья Сергеевна
учитель начальных классов
2018 г. Пояснительная записка
1. Вводная часть
Инновационные подходы в начальном общем образовании находят
выражение:
в целевой установке – от усвоения ЗУН к формированию УУД,
обеспечивающих умение школьника учиться;
в новом содержании программных требований к результатам обучения наряду
с требованиями к усвоению предметных ЗУНов заложены требования к
формированию УУД, необходимых учащимся при решении учебных творческих
задач, в практической деятельности и повседневной жизни.
Основными результатами начального образования являются:
• формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных
обеспечивающих возможность продолжения
способов действий,
образования в основной школе;
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью
решения учебных задач;
•
• индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития –
эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий,
инициирующих детское действие.
Системно деятельностный, личностно ориентированный подход,
направленный на формирование УУД и личностное саморазвитие позволяет
достичь нового образовательного результата.
Отразить системнодеятельностный подход в обучении поможет создание
технологической карты.
Технологическая карта – это новый вид методической продукции,
обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в
начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения
основных образовательных программ на ступени начального образования в
соответствии с ФГОС второго поколения.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока,
таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем
параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности
обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и
затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и
организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном
содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный
педагогический анализ.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность
максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить
рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания,
методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания,
адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год
посредством перехода от поурочного планирования к проектированию
темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися
на каждом этапе освоения темы.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать
технологическую карту урока (ее можно рассматривать как минипроект
учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на
задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и
деятельности обучающихся на каждом этапе, формулировка результатов. В
связи с этим, мы рекомендуем использовать материал, данный в Приложениях.
2. Методические рекомендации
Новизна нашего опыта в том, что в таком виде технологическая карта ранее не
была представлена. Данный материал может быть использован учителями
начальной и основной школы, работающим по разным УМК. При составлении технологической карты мы структурируем урок по следующим
параметрам:
1) Название этапа урока.
2) Цели этапа урока.
3) Содержание этапа.
4) Деятельность учителя.
5) Деятельность учащихся.
6) Формы работы.
7) Результат.
Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики
деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт
впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного
процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью
современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая
обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам
развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает
учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому
в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы
специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.
Этапы работы над технологической картой
1. Определить место урока в изучаемой теме и вид.
2.
воспитательные).
3. Обозначить этапы урока в соответствии с его видом. (Приложение 1)
4. Сформулировать цели каждого этапа урока.
5. Определить результаты каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
(Приложение 2)
6. Выбрать формы работы на уроке:
индивидуальная;
фронтальная;
парная;
групповая.
7. Разработать характеристики деятельности учителя и ученика.(Приложение
3)
Сформулировать цели урока
(образовательные,
развивающие, Приложения
Приложение 1
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию
можно распределить на четыре группы:
1.Урок
нового знания.
«открытия»
формирование
Деятельностная цель:
способности учащихся к новому способу
действия.
Образовательная
расширение
понятийной базы за счет включения в нее новых
элементов.
цель:
2.Урок рефлексии.
3.Урок
общеметодологической
направленности.
Деятельностная цель: формирование у
учащихся способностей к рефлексии
коррекционноконтрольного типа и реализации
коррекционной
(фиксирование
собственных затруднений в деятельности,
выявление их причин, построение и реализация
проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг
изученных понятий, алгоритмов и т.д.
нормы
Деятельностная цель:
формирование
способности учащихся к новому способу
действия, связанному с построением структуры
изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная
теоретических
содержательнометодических линий.
выявление
построения
цель:
основ
4.Урок
контроля
развивающего
Деятельностная цель:
формирование
способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель:
самоконтроль
алгоритмов.
и
изученных понятий и
контроль
Приложение 2
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего
образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный
(включая действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
I. Личностные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию
учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект
поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных
действий:
1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
2. Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом обучения и
тем, что побуждает деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик
должен задать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня
учение? – и уметь на него отвечать;
3. Нравственноэтическая ориентация, в т.ч. и оценивание усваиваемого
содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее
личностный моральный выбор.
II. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной
деятельности. К ним относятся:
1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
2. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата; составление плана и последовательности
действий.
3. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его
временны´х характеристик.
4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
5. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
6. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще
нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению
препятствий.
III. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные,
логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия
1.
2.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств
Структурирование знаний
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных
текстов различных жанров; определение основной и второстепенной
информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного,
научного, публицистического и официальноделового стилей; понимание и
адекватная оценка языка средств массовой информации.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково
символические действия
а) Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель,
где выделены существенные характеристики объекта (пространственно
графическая или знаковосимволическая).
б) Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. Логические универсальные действия
1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных)
2. Синтез – составление целого из частей, в т.ч. самостоятельное достраивание с
3.
восполнением недостающих компонентов
Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации
объектов
4. Подведение под понятие, выделение следствий
5. Установление причинноследственных связей
6. Построение логической цепи рассуждений
7. Доказательство
8.
Выдвижение гипотез и их обоснование
Постановка и решение проблемы
1. Формулирование проблемы
2. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера
IV. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и
учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности ; умение
слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие
и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям
относятся:
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение цели, функций участников, способов взаимодействия
2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации
3. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация
4. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его
действий
5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Приложение 3 Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Проверяет готовность обучающихся к
уроку.
Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися
поставленных целей урока.
Выдвигает проблему.
Создает эмоциональный настрой на…
Формулирует задание…
Напоминает обучающимся, как…
Предлагает индивидуальные задания.
Проводит параллель с ранее изученным
материалом.
Обеспечивает мотивацию выполнения…
Контролирует выполнение работы.
Осуществляет:
индивидуальный контроль;
выборочный контроль.
Побуждает к высказыванию своего
мнения.
Отмечает степень вовлеченности
учащихся
в работу на уроке.
Диктует.
Дает:
комментарий к домашнему
заданию;
задание на поиск в тексте
особенностей...
Организует:
взаимопроверку;
коллективную проверку;
проверку выполнения упражнения;
беседу по уточнению и
Записывают слова, предложения.
Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.
Выполняют упражнение в тетради.
По очереди комментируют…
Обосновывают выбор написания…
Приводят примеры.
Пишут под диктовку.
Проговаривают по цепочке.
Выделяют (находят, подчеркивают,
комментируют) орфограммы.
На слух определяют слова с изучаемой
орфограммой.
Составляют схемы слов
(предложений).
Проводят морфемный анализ слов.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания по карточкам.
Называют правило, на которое
опирались
при выполнении задания.
Читают и запоминают правило,
проговаривают его друг другу вслух.
Озвучивают понятие…
Выявляют закономерность…
Анализируют…
Определяют причины…
Формулируют выводы наблюдений.
Объясняют свой выбор.
Высказывают свои предположения в
паре.
Сравнивают…
Читают текст.
Читают план описания…
Подчеркивают характеристики… конкретизации первичных знаний;
оценочные высказывания
обучающихся;
обсуждение способов решения;
поисковую работу обучающихся
(постановка цели и план действий);
самостоятельную работу с
учебником;
беседу, связывая результаты урока
с его целями.
Подводит обучающихся к выводу о…
Наводящими вопросами помогает
выявить причинноследственные связи
в…
Обеспечивает положительную реакцию
детей на творчество одноклассников.
Акцентирует внимание на конечных
результатах учебной деятельности
обучающихся на уроке
Находят в тексте понятие,
информацию.
Слушают стихотворение и
определяют…
Слушают доклад, делятся
впечатлениями
Высказывают свое мнение.
Осуществляют:
самооценку;
самопроверку;
взаимопроверку;
предварительную оценку.
Формулируют конечный результат
своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового
материала и как они их усвоили (что
получилось, что не получилось и
почему)
Выступление на тему «Алгоритм составления технологической карты современного урока»
Выступление на тему «Алгоритм составления технологической карты современного урока»
Выступление на тему «Алгоритм составления технологической карты современного урока»
Выступление на тему «Алгоритм составления технологической карты современного урока»
Выступление на тему «Алгоритм составления технологической карты современного урока»
Выступление на тему «Алгоритм составления технологической карты современного урока»
Выступление на тему «Алгоритм составления технологической карты современного урока»
Выступление на тему «Алгоритм составления технологической карты современного урока»
Выступление на тему «Алгоритм составления технологической карты современного урока»
Выступление на тему «Алгоритм составления технологической карты современного урока»
Выступление на тему «Алгоритм составления технологической карты современного урока»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.