Выступление на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»
Оценка 4.8

Выступление на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
русская литература
Взрослым
01.06.2017
Выступление на тему: «Формирование функциональной   грамотности на уроках русского языка и литературы   как новая парадигма   образовательного процесса»
«Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» - писал Василий Александрович Сухомлинский, подчеркивая особую роль культурной составляющей педагога и преподавателя как в развитии способностей, наклонностей, талантов ученика, так и в системе образования в целом. Культура представляет весь исторически накопленный духовный и материальный социальный опыт, поэтому к педагогической культуре учителя предъявляются высокие требования, одним из которых является функциональная грамотность.«Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» - писал Василий Александрович Сухомлинский, подчеркивая особую роль культурной составляющей педагога и преподавателя как в развитии способностей, наклонностей, талантов ученика, так и в системе образования в целом. Культура представляет весь исторически накопленный духовный и материальный социальный опыт, поэтому к педагогической культуре учителя предъявляются высокие требования, одним из которых является функциональная грамотность.
Формирование ФГ. .docx
«Формирование функциональной   грамотности на уроках русского  языка и литературы   как новая парадигма   образовательного  процесса»        «Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море  света» ­ писал Василий Александрович Сухомлинский, подчеркивая особую  роль культурной составляющей педагога и преподавателя как в развитии  способностей, наклонностей, талантов ученика, так и в системе образования в  целом. Культура представляет весь исторически накопленный духовный и  материальный социальный опыт, поэтому к педагогической культуре учителя  предъявляются высокие требования, одним из которых является  функциональная грамотность. В педагогическом наследии Василия  Александровича Сухомлинского термина «функциональная грамотность» не  встретить, но его мысли об интеллектуальном воспитании ученика  оказываются требованием к педагогической культуре и функциональной  грамотности учителя: «Оно включает в себя приобретение знаний и  формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и  творческих способностей, выработку культуры умственного труда,  воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике». Так  педагогическое наследие В.А.Сухомлинского приобретает  новое звучание,  актуализируя вечные проблемы системы образования.  Современному обществу требуется личность, владеющая основами коммуникативной культуры, способная неординарно мыслить и действовать, обнаруживающая широкий кругозор. Поэтому в формировании такой  личности  огромную роль играет русский язык.    Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются  общечеловеческие  ценности, воспитывается личность, с помощью языка  происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других  учебных дисциплин. Гуманность общества, выражаемая через обучение языку, состоит в  стремлении расширить рамки познания, поднять планку интеллектуального  развития ученика.  Нынешние школьники имеют бедный словарный запас, используют жаргонизмы и иноязычную лексику в общении, не используют в своей речи цитаты, высказывания, фразеологические обороты из русской и мировой литературы. Низким качеством отличаются творческие работы,  которые в своем большинстве являются плагиатом. Одна из  причин того, что учащиеся теряют интерес к русскому языку, заключается в том, что учителя и учебник  не всегда ярко и убедительно показывают  учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны  и  оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких. Резкое падение интереса учащихся к русскому языку влечет за собой  снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить  свою мысль.  На практике воспитать грамотного ученика  можно только в рамках хорошо продуманной системы образования, включающей в себя и элементы риторики,  и умение анализировать и конструировать тексты, и умение общаться, используя разные стили языка, и понимание необходимости  изучения языка как средства коммуникации, успешной профессиональной карьеры, средства для успешного изучения других предметов.  Сегодня учителю не всегда просто создать среду обучения, стимулирующую развитие сознательно­коммуникативных навыков учащихся,   уделить достаточное внимание работе над речевой культурой учащихся.    Методы преподавания русского языка  не в полной мере ориентированы на речевое развитие учащихся, развитие их творческих способностей, на самостоятельную деятельность школьников по приобретению и  использованию  знаний, на сотворчество учителя и ученика. Осваиваемые  учителями  современные образовательные технологии, основанные на  коммуникативной компетентности, требуют времени для усвоения,  внедрения,  вживания в стиль преподавания.   Желание идти в ногу со временем, воспитывать конкурентоспособную личность заставляет педагога искать пути совершенствования своей деятельности, которые максимально приблизят уровень преподавания  русского  языка  к современным требованиям.  PISA «Международная программа  оценки учебных достижений 15­ летних учащихся  PISA–  уникальное исследование, в котором оценивается не только степень  усвоения учебного материала, но и способность использовать полученные  навыки и знания для решения самых разных жизненных задач, то есть  функциональная грамотность учащихся.  В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области   функциональной грамотности:  1. грамотность в чтении; 2. математическая;   3. естественнонаучная грамотность.          В фокусе программы PISA в 2009 году была читательская грамотность. В 2013 году Организацией экономического сотрудничества и развития  обнародованы результаты PISA– 2012.              Казахстанские участники среди 65 стран мира заняли 49 позицию по  математике,   52 –  естественнонаучным дисциплинам и  63 –  читательской  грамотности.  Функциональная грамотность – это способность человека использовать  навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом  (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной  связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку  возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро  адаптироваться и функционировать в ней.   В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки  чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи  такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и  других сообщений.  («Формирование навыков функционального чтения». Авторы: ЛЮДМИЛА  РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, ИРИНА ЛОГВИНА )  Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»? Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения  культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных  проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и  самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание  текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают  один и тот же текст по­разному в силу своих индивидуальных  особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский). Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для  решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При  функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения  (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор  цитат, составление схем, графиков, таблиц).      Признаки функциональной грамотности:  ­ знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений,  составляющих познавательную основу решения стандартных задач в  различных сферах жизнедеятельности;  ­ умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты,  работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила  личной безопасности в жизни;  ­ готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;  принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.  Система работы на уроках русского языка по формированию  функциональной грамотности:  1.Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в  зависимости от цели чтения (гибкое чтение).  2. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать  текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.  3. Развитие устной и письменной речи:  ­ развитие орфоэпических навыков;  ­ работа по обогащению словарного запаса;  ­ развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;  ­ развитие устной разговорной, учебно­научной, художественной речи;  ­ развитие письменной разговорной, учебно­научной, художественной речи.  В 5­м и 6­м классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к  упражнениям по степени сложности могут быть разными:  ­ определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части,  составить план ;  ­ прочесть, определить основную мысль текста, соотнести с темой;  ­ вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную  мысль .  Механизм речи развивается на таких упражнениях:  ­ механизм эквивалентных замен;  ­ механизм памяти;  ­ механизм сжатия текста;  ­ механизм предвидения, предугадывания.  Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения  заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов  (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в  художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям.  Сочинения­повествования, сочинения­рассуждения, письменный ответ на  вопрос по изученной теме использую с целью развития письменной учебно­ научной речи, сочинения­описания (миниатюры) по опорным словам,  редактирование художественного текста – для развития письменной  разговорной речи с элементами художественной и современной  художественной речи.  В 8­м классе работа по овладению функциональной грамотностью  продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание  уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям  усложняются:  ­ по ходу чтения подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к  определенному стилю ;  ­ подготовь устный рассказ о текстах какого­либо стиля по плану. В каком стиле будет твой рассказ? ;  ­ из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю ;  ­ подробно изложи текст публицистического стиля ;  ­ определи тип и стиль текстов .    Работая с классом, учитывая психофизиологические свойства учащихся,  нацеливаю ребят на осознанное освоение материала, создаю ситуацию успеха  для всех. Это возможно при продуманном дозировании материала, учете  возможностей каждой из групп детей, например: для 1­й группы ­ сжатое  изложение, для 2­й ­ подробное изложение, для 3­й ­ изложение сжатое или  подробное с элементом рассуждения. Оценивать работы стараюсь так, чтобы  оценка была стимулирующей. Предоставляю свободный выбор заданий.    Комплексное использование текста на уроках русского языка даёт  возможность на одном и том же материале, эффективно используя время,  рассмотреть вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и развития речи,  что обеспечивает систематическое повторение, связь с изучаемым материалом на уроках литературы.  В учебнике выстроена система упражнений, направленных на развитие устной  и письменной речи.      Устной: разговорной, учебно­научной, художественной.      Письменной: разговорной, разговорной с элементами художественной,  учебно­научной, художественной.  На развитие устной речи направлены следующие виды заданий: задать  вопросы к тексту, устно составить план рассказа на грамматическую тему,  устно пересказать учебно­научный текст; подготовить устный развернутый  ответ, устное сообщение на лингвистическую тему; дать формулировки.    Развитие устной художественной речи осуществляется в ходе выполнения  заданий к изложениям художественного текста, составления текста по  опорным словосочетаниям.  На развитие письменной учебно­научной речи направлены такие виды  упражнений и заданий, как изложение учебно­научного текста и письменный  ответ по изучаемой теме, сочинения­повествования «Что я знаю…»;  сочинения­рассуждения о красоте русского языка. Кроме того, предлагается  множество заданий по созданию собственных текстов: «Моё любимое время  года» ­ сочинение с использованием имён прилагательных; «Мое любимое  животное», «Моя любимая игрушка» ­ сочинение­повествование . Одним из  важнейших условий формирования функциональной грамотности является  развитие всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения,  письма    Работая над письменной речью, я стараюсь добиться точности  словоупотребления, выразительности и грамотности. Под функциональной грамотностью  чтения и письма  подразумевается способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его  понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в  реальном общении.      Функциональная грамотность чтения  – это и умение пользоваться  различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;  умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к  другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов  (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.         В образовательном процессе актуальны следующие технологии: развивающего обучения; проблемного обучения; разноуровневого  обучения; проектного метода обучения; использования в обучении  игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;  обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);  информационно­коммуникативные технологии; критического  мышления;    Из общего показателя интереса – активности, можно    вычленить могут охарактеризовать его интенсивность и устойчивость:  ­ Выведение причинных связей, зависимостей, закономерностей самими  учениками.  ­ Самостоятельность сделанных выводов и обобщений.  ­ Эмоциональная активность.  ­ Стремление учащихся участвовать в деятельности.      Чтобы ребёнок учился в полную силу своих способностей, надо вызвать у  него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои  способности.  Все дело в том, что не любая деятельность развивает  способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают  положительные эмоции    Приёмы для создания комфорта:     показатели уровня познавательного интереса    , которые  1. Систематическое одобрение, похвала, направленное формирование  положительных оценочных суждений. 2. Создание обстановки доверия, уверенности в успехе. 3. Организация деятельности, а не поведения. 4. Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов. Модель  работы можно   представить   в  виде  плодового  дерева.    ­ Дерево – функционально  грамотная  личность  ­ Вода – педагогические  технологии  ­ Яблочки – ключевые  компетенции  ­ Лейка – учитель Поливая  это  дерево,  спланированной, чётко  продуманной,  слаженной  работой,   по  технологиям,  дерево  незамедлительно  даст  плоды –  замечательные,  достойны  восхищения  яблочки  (ключевые  компетенции), т.е.  образованных,  успешных,  сильных, способных  к  саморазвитию,   людей.    Лейка ­  учитель,  для  того,  чтобы  поливать,  должен  постоянно  пополняться  т.е.  заниматься  самообразованием.    Как  без  полива  дерево  зачахнет,  так  и  без грамотной  компетентной  работы  педагога  нельзя  добиться  развития  функциональной  грамотности.

Выступление на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»

Выступление на тему: «Формирование функциональной   грамотности на уроках русского языка и литературы   как новая парадигма   образовательного процесса»

Выступление на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»

Выступление на тему: «Формирование функциональной   грамотности на уроках русского языка и литературы   как новая парадигма   образовательного процесса»

Выступление на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»

Выступление на тему: «Формирование функциональной   грамотности на уроках русского языка и литературы   как новая парадигма   образовательного процесса»

Выступление на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»

Выступление на тему: «Формирование функциональной   грамотности на уроках русского языка и литературы   как новая парадигма   образовательного процесса»

Выступление на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»

Выступление на тему: «Формирование функциональной   грамотности на уроках русского языка и литературы   как новая парадигма   образовательного процесса»

Выступление на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»

Выступление на тему: «Формирование функциональной   грамотности на уроках русского языка и литературы   как новая парадигма   образовательного процесса»

Выступление на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»

Выступление на тему: «Формирование функциональной   грамотности на уроках русского языка и литературы   как новая парадигма   образовательного процесса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017