Выступление на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
русская литература
Взрослым
01.06.2017
«Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» - писал Василий Александрович Сухомлинский, подчеркивая особую роль культурной составляющей педагога и преподавателя как в развитии способностей, наклонностей, талантов ученика, так и в системе образования в целом. Культура представляет весь исторически накопленный духовный и материальный социальный опыт, поэтому к педагогической культуре учителя предъявляются высокие требования, одним из которых является функциональная грамотность.«Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» - писал Василий Александрович Сухомлинский, подчеркивая особую роль культурной составляющей педагога и преподавателя как в развитии способностей, наклонностей, талантов ученика, так и в системе образования в целом. Культура представляет весь исторически накопленный духовный и материальный социальный опыт, поэтому к педагогической культуре учителя предъявляются высокие требования, одним из которых является функциональная грамотность.
Формирование ФГ. .docx
«Формирование функциональной грамотности на уроках русского
языка и литературы как новая парадигма образовательного
процесса»
«Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море
света» писал Василий Александрович Сухомлинский, подчеркивая особую
роль культурной составляющей педагога и преподавателя как в развитии
способностей, наклонностей, талантов ученика, так и в системе образования в
целом. Культура представляет весь исторически накопленный духовный и
материальный социальный опыт, поэтому к педагогической культуре учителя
предъявляются высокие требования, одним из которых является
функциональная грамотность. В педагогическом наследии Василия
Александровича Сухомлинского термина «функциональная грамотность» не
встретить, но его мысли об интеллектуальном воспитании ученика
оказываются требованием к педагогической культуре и функциональной
грамотности учителя: «Оно включает в себя приобретение знаний и
формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и
творческих способностей, выработку культуры умственного труда,
воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном
обогащении научными знаниями, в применении их на практике». Так
педагогическое наследие В.А.Сухомлинского приобретает новое звучание,
актуализируя вечные проблемы системы образования.
Современному обществу требуется личность, владеющая основами
коммуникативной культуры, способная неординарно мыслить и действовать,
обнаруживающая широкий кругозор. Поэтому в формировании такой
личности огромную роль играет русский язык.
Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого
чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается
чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются
общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка
происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других
учебных дисциплин.
Гуманность общества, выражаемая через обучение языку, состоит в
стремлении расширить рамки познания, поднять планку интеллектуального
развития ученика.
Нынешние школьники имеют бедный словарный запас, используют
жаргонизмы и иноязычную лексику в общении, не используют в своей речи
цитаты, высказывания, фразеологические обороты из русской и мировой
литературы. Низким качеством отличаются творческие работы, которые в
своем большинстве являются плагиатом. Одна из причин того, что учащиеся
теряют интерес к русскому языку, заключается в том, что учителя и учебник
не всегда ярко и убедительно показывают учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны
и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких.
Резкое падение интереса учащихся к русскому языку влечет за собой
снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить
свою мысль.
На практике воспитать грамотного ученика можно только в рамках
хорошо продуманной системы образования, включающей в себя и элементы
риторики, и умение анализировать и конструировать тексты, и умение
общаться, используя разные стили языка, и понимание необходимости
изучения языка как средства коммуникации, успешной профессиональной
карьеры, средства для успешного изучения других предметов.
Сегодня учителю не всегда просто создать среду обучения,
стимулирующую развитие сознательнокоммуникативных навыков учащихся,
уделить достаточное внимание работе над речевой культурой учащихся.
Методы преподавания русского языка не в полной мере ориентированы
на речевое развитие учащихся, развитие их творческих способностей, на
самостоятельную деятельность школьников по приобретению и
использованию знаний, на сотворчество учителя и ученика. Осваиваемые
учителями современные образовательные технологии, основанные на
коммуникативной компетентности, требуют времени для усвоения,
внедрения, вживания в стиль преподавания.
Желание идти в ногу со временем, воспитывать конкурентоспособную
личность заставляет педагога искать пути совершенствования своей
деятельности, которые максимально приблизят уровень преподавания
русского языка к современным требованиям.
PISA «Международная программа
оценки учебных достижений 15
летних учащихся
PISA– уникальное исследование, в котором оценивается не только степень
усвоения учебного материала, но и способность использовать полученные
навыки и знания для решения самых разных жизненных задач, то есть
функциональная грамотность учащихся.
В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области
функциональной грамотности:
1. грамотность в чтении;
2. математическая;
3. естественнонаучная грамотность.
В фокусе программы PISA в 2009 году была читательская грамотность. В 2013 году Организацией экономического сотрудничества и развития
обнародованы результаты PISA– 2012.
Казахстанские участники среди 65 стран мира заняли 49 позицию по
математике, 52 – естественнонаучным дисциплинам и 63 – читательской
грамотности.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать
навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом
(оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной
связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку
возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и функционировать в ней.
В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки
чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи
такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и
других сообщений.
(«Формирование навыков функционального чтения». Авторы: ЛЮДМИЛА
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, ИРИНА ЛОГВИНА )
Чем понятие «чтение»
отличается от понятия
«функциональное
чтение»?
Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения
культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных
проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и
самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание
текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают
один и тот же текст поразному в силу своих индивидуальных
особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский).
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для
решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При
функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения
(сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор
цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Признаки функциональной грамотности:
знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений,
составляющих познавательную основу решения стандартных задач в
различных сферах жизнедеятельности;
умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты,
работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила
личной безопасности в жизни;
готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;
принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Система работы на уроках русского языка по формированию
функциональной грамотности:
1.Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в
зависимости от цели чтения (гибкое чтение).
2. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать
текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.
3. Развитие устной и письменной речи:
развитие орфоэпических навыков;
работа по обогащению словарного запаса;
развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;
развитие устной разговорной, учебнонаучной, художественной речи;
развитие письменной разговорной, учебнонаучной, художественной речи.
В 5м и 6м классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к
упражнениям по степени сложности могут быть разными:
определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части,
составить план ;
прочесть, определить основную мысль текста, соотнести с темой;
вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную
мысль .
Механизм речи развивается на таких упражнениях:
механизм эквивалентных замен;
механизм памяти;
механизм сжатия текста;
механизм предвидения, предугадывания.
Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения
заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов
(подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в
художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям.
Сочиненияповествования, сочинениярассуждения, письменный ответ на
вопрос по изученной теме использую с целью развития письменной учебно
научной речи, сочиненияописания (миниатюры) по опорным словам,
редактирование художественного текста – для развития письменной
разговорной речи с элементами художественной и современной
художественной речи.
В 8м классе работа по овладению функциональной грамотностью
продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание
уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям
усложняются:
по ходу чтения подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к
определенному стилю ;
подготовь устный рассказ о текстах какоголибо стиля по плану. В каком стиле будет твой рассказ? ;
из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на
принадлежность к публицистическому стилю ;
подробно изложи текст публицистического стиля ;
определи тип и стиль текстов .
Работая с классом, учитывая психофизиологические свойства учащихся,
нацеливаю ребят на осознанное освоение материала, создаю ситуацию успеха
для всех. Это возможно при продуманном дозировании материала, учете
возможностей каждой из групп детей, например: для 1й группы сжатое
изложение, для 2й подробное изложение, для 3й изложение сжатое или
подробное с элементом рассуждения. Оценивать работы стараюсь так, чтобы
оценка была стимулирующей. Предоставляю свободный выбор заданий.
Комплексное использование текста на уроках русского языка даёт
возможность на одном и том же материале, эффективно используя время,
рассмотреть вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и развития речи,
что обеспечивает систематическое повторение, связь с изучаемым материалом
на уроках литературы.
В учебнике выстроена система упражнений, направленных на развитие устной
и письменной речи.
Устной: разговорной, учебнонаучной, художественной.
Письменной: разговорной, разговорной с элементами художественной,
учебнонаучной, художественной.
На развитие устной речи направлены следующие виды заданий: задать
вопросы к тексту, устно составить план рассказа на грамматическую тему,
устно пересказать учебнонаучный текст; подготовить устный развернутый
ответ, устное сообщение на лингвистическую тему; дать формулировки.
Развитие устной художественной речи осуществляется в ходе выполнения
заданий к изложениям художественного текста, составления текста по
опорным словосочетаниям.
На развитие письменной учебнонаучной речи направлены такие виды
упражнений и заданий, как изложение учебнонаучного текста и письменный
ответ по изучаемой теме, сочиненияповествования «Что я знаю…»;
сочинениярассуждения о красоте русского языка. Кроме того, предлагается
множество заданий по созданию собственных текстов: «Моё любимое время
года» сочинение с использованием имён прилагательных; «Мое любимое
животное», «Моя любимая игрушка» сочинениеповествование . Одним из
важнейших условий формирования функциональной грамотности является
развитие всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения,
письма Работая над письменной речью, я стараюсь добиться точности
словоупотребления, выразительности и грамотности.
Под функциональной грамотностью чтения и письма
подразумевается способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его
понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в
реальном общении.
Функциональная грамотность чтения – это и умение пользоваться
различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к
другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов
(гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.
В образовательном процессе актуальны следующие технологии:
развивающего обучения; проблемного обучения; разноуровневого
обучения; проектного метода обучения; использования в обучении
игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
информационнокоммуникативные технологии; критического
мышления;
Из общего показателя интереса – активности, можно
вычленить
могут охарактеризовать его интенсивность и устойчивость:
Выведение причинных связей, зависимостей, закономерностей самими
учениками.
Самостоятельность сделанных выводов и обобщений.
Эмоциональная активность.
Стремление учащихся участвовать в деятельности.
Чтобы ребёнок учился в полную силу своих способностей, надо вызвать у
него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои
способности. Все дело в том, что не любая деятельность развивает
способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают
положительные эмоции
Приёмы для создания комфорта:
показатели уровня познавательного интереса
, которые
1. Систематическое одобрение, похвала, направленное формирование
положительных оценочных суждений.
2. Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
3. Организация деятельности, а не поведения.
4. Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.
Модель работы можно представить в виде плодового дерева.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель
Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной
работой, по технологиям, дерево незамедлительно даст плоды –
замечательные, достойны восхищения яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.
Лейка учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно
пополняться т.е. заниматься самообразованием.
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной
работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.
Выступление на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»
Выступление на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»
Выступление на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»
Выступление на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»
Выступление на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»
Выступление на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»
Выступление на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.