Выступление на тему "Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушениями зрения"
Оценка 4.6

Выступление на тему "Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушениями зрения"

Оценка 4.6
Лекции
doc
дефектология
1 кл—4 кл
07.02.2018
Выступление на тему "Формирование  коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушениями зрения"
Данное выступление на тему «Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушениями зрения» рассказывает о том, что занятия с детьми с нарушениями зрения по формированию навыков общения жизненно необходимы и направлены на то, чтобы помочь проникнуть в загадочный мир речи и языка жестов. В выступлении подчеркивается важность того, что создание условий развития навыков общения, при которых ребенок с нарушением зрения чувствовал бы себя комфортно, необходимо для успешной социальной адаптации при обучении в начальной школе.Выступление на семинаре для учителей-дефектологов и педагогов-психологов.
Формирование коммуникативных умений и навыков.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Альметьевска Формирование  коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушениями зрения                                                                            Учитель­дефектолог  МАОУ «СОШ №16» Назарова Наталья Михайловна г.Альметьевск 2018             Качество жизни с точки зрения отдельного человека ­ это здоровье физическое и духовное, оптимизм, энтузиазм, возможность удовлетворения потребностей творческого самовыражения. Качество жизни зависит от многих субъективных и объективных причин и, в частности, от общения в социуме.           Общение ­ процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями   совместной   деятельности.   Оно   имеет   огромное   значение   для   общего развития человека, становления его как личности, формирование самооценки и воспитания характера.   Умение   продуктивно   общаться   является   одним   из   критериев   социальной зрелости и готовности людей к самостоятельной жизни. В общении рождается духовная близость, обогащается наш внутренний мир, исчезает чувство одиночества.                    На современном этапе развития педагогики и психологии младший школьный возраст рассматривается как период интенсивного психического развития ребенка. Именно в   этом   возрасте   происходят   прогрессивные   изменения   во   всех   сферах,   начиная   от совершенствования   психофизиологических   функций   и   заканчивая   возникновением сложных личностных новообразований.  У детей с нарушением зрения восприятие действительности осуществляется через призму своего   дефекта,   что   безусловно   накладывает   отпечаток   на   их   взаимодействие   с окружающими и, в частности, со сверстниками и взрослыми. Поэтому важно создать такие условия развития общения, при которых ребенок с нарушением зрения чувствовал бы себя комфортно,   нужно   помочь   ребенку   освоить   достаточно   широкий   круг   отношений, необходимых для успешной социальной адаптации при обучении в начальной школе.              При нарушениях зрения отмечается бедность, вялость, смазанность, амимичьность. Дети с нарушением зрения часто не смотрят друг другу в лицо в случаях общения, в процессе диалога во время игры.  У детей с нарушением зрения значительно отстает в своем развитии координация рук,   развитие   тонкой   моторики   пальцев.   Жестикуляция   может   быть   бедной, маловыразительной, вялой, неадекватной, порывистой.            Движения детей с нарушением зрения, как правило, угловаты, резки, запас движений беден, двигательная активность снижена, иногда можно наблюдать навязчивые движения. Дети с нарушением зрения видят чаще всего в пантомимике физические характеристики, реже эмоциональное состояние человека; плохо ориентируются в элементах выразительных движений   тела,   не   умеют   их   использовать   для   выражения   своего   настроения,   своих желаний. Исходя из  выше  изложенного, можно с уверенностью утверждать,  что занятия  с детьми   с   нарушениями   зрения   по   формированию   навыков   общения   необходимы     и направлены на то, чтобы помочь проникнуть в загадочный мир речи и   языка жестов.   В процессе проведения занятий необходимо использовать средство наглядной информации: портретную живопись, натуральные объекты, рисунки, шарнирные куклы и т.д.            Занятия строятся на первоначальном этапе обучения через показ и активное речевое описание – «азбука эмоций», «азбука движений». Активная предметно ­ практическая и игровая   деятельность   на   занятиях   позволяет   наиболее   эффективно   формировать   как сенсорные, так и интеллектуальные качества детей с нарушениями зрения.                       В   связи   с   этим   детям   со   зрительной   патологией   очень   важно   научиться самостоятельно и правильно воспроизводить мимические и пантомимические действия и интонацию с целью: 1)   в   своих   действиях   и   поведении   не   выделяться   среди   нормально   видящих; 2) передавать адекватными неречевыми действиями свое эмоциональное состояние. Основные задачи обучения неречевым средствам общения детей:  развитие,   укрепление   и   стимуляция   мышечного   аппарата,   осуществляющего мимические, жестовые и пантомимические движения; развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;   формирование алгоритма восприятия лица и тела;  обучение   способам   ориентировки   «на   себе»,   «от   себя»   —   в   микропространстве   и макропространстве; обучение   механизму   произвольного   воспроизведения   изолированных   элементов мимики, жестов, интонации; обучение   восприятию   и   воспроизведению   выразительных   поз   и   жестов,   присущих человеку при выполнении различных видов деятельности; обучение   адекватному   восприятию   выразительных   поз   животных   (в   соответствии   с программой);     формирование приемов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;  формирование потребности в сопереживании;  формирование интереса к общению;  формирование самоконтроля и произвольной психорегуляции.                      В начале обучения   навыкам коммуникативной деятельности упор делается на развитие   и   укрепление   мышечного   аппарата,   производящего   мимические   и   жестовые движения,   а   также   на   формирование   умения   адекватно   воспринимать   и   правильно воспроизводить несложные мимические жестовые движения.                     Обучение новому движению начинается с его выполнения вместе с действиями педагога, затем ребенок выполняет движения за педагогом отраженно.   После успешного выполнения   и   закрепления   сформированного   умения   педагог   предлагает   ребенку выполнить действие по словесной установке, самостоятельно.                       Когда дети усвоили  необходимые  умения, которые превратились  в навыки, придумываются короткие несложные этюды с использованием адаптированного наглядного материала, в которых участвуют 1—2 ребенка. Педагог направляет, и уточняет действия детей,   стараясь   добиться   полной   самостоятельности   в   использовании   сформированных средств общения.   Этапы развития коммуникативной деятельности. I.   Развитие   мышечного   аппарата   экспрессивных   зон   лица   и   обучение   элементам мимических движений:    развитие зоны бровей: обучение опускать и поднимать брови, сдвигать их; развитие   мышц   губ:   обучение   выпячивать   губы   вперед,   делать   улыбку,   показывать передние зубки; развитие мышц щек: обучение надувать и втягивать щеки; развитие   мышц   языка:   обучение   умению   уложить   широкий   и   узкий   язык,   поднять кончик языка вверх, на верхние зубы, на верхнюю губу, уложить язык на нижнюю губу, покачать язык из стороны в сторону «маятником», поиграть в «болтушку».   II.   Развитие   мышечного   аппарата,   участвующего   в   жестовых   и   пантомимических движениях: 1. развитие мышц шеи: медленные круговые движения головы слева направо и справа налево, наклоны головы к правому—левому плечу, к груди, вперед и назад; 2. развитие   мышц   плеч:   поднимать   плечи   вверх,   опускать   их   одновременно   и попеременно; 3. развитие мелкой моторики: использование комплексов пальчиковой гимнастики для обучения конкретным навыкам (бусы, шнуровка). III. Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела: 1. на себе, на другом человеке,   на схеме — символе лица и тела, на муляже, на рисунке.  IV.   Обучение   восприятию   и   правильному   воспроизведению   мимических   и   жестовых движений объекте: мимика:  соответствующей   живом   с     интонацией     на 1. мимика: улыбка, спокойное состояние, гнев, страх, удивление, вина, обида;  2. жесты: да; нет; нельзя; до свидания; здравствуйте; спасибо; можно, я отвечу; тише; это   я;   это   мое,   стой,   иди,   бранить   кого­то,   стучать   в   дверь,   чуточку;   набираю телефонный   номер,   давай   помиримся,   жест   упрямства,   садовника,   поливающего цветы, сгребающего листья, копающего яму; человека, подметающего пол. 3. интонация: в соответствии с мимикой и жестами. V. Формирование умения определять значение мимики, жеста, позы на картинке: 1. эмоция: радость, горе, спокойное состояние, удивление, вина, обида; 2. поза: мама качает ребенка, подметаю пол, поза идущего старого человека, позы, когда моют посуду, чистят зубы, обувь, развешивают белье, вытирают пыль. VI.   Формирование   умения   пользоваться   неречевыми   средствами   общения   на   практике, адекватно воспринимать, и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности (пантомима): 1. что я делаю: чищу зубы, мою лицо и руки, вытираю их, ем суп, качаю маленького ребенка, игра с котенком, что­то попало на зуб, гуляю с собакой, собираю грибы (цветы, ягоды), листаю книжку с картинками; 2. чью работу я делаю: садовника, дворника; 3. различные   походки:   спешащего   человека,   старого   человека,   усталого   человека, когда жмут ботинки; 4. что я чувствую: светит солнышко, болит живот (зуб), потерялся, когда пошел с мамой в магазин, ем вкусную конфету, очень жарко, хочу спать, разбил дорогую вазу, увидел радугу. VII. Формирование умения управлять своими эмоциями:   1. расслабление отдельных групп мышц; 2. развитие внимания.  VIII. Культура общения:  1. как   знакомиться   с   детьми,   прощаться,   здороваться,   благодарить,   попросить   у товарища игрушку, вести себя за столом, принимать гостей, как читать стихи, как слушать чтение художественных произведений другим человеком, как вести себя в магазине, как разговаривать по телефону; как войти, если опоздал. Примечание.  Все сформированные на первом году обучения и формируемые в данный момент действия и движения обязательно «оречевляются».                  Учитывая   особенности психического развития   детей   с нарушением зрения и особенно недостатки в развитии  навыков общения, включение в работу с детьми  данных направлений  формирования  коммуникативной  деятельности  имеет    большое значение  в рамках  работы по социально­психологической  реабилитации.                  Содержание работы по данным направлениям   дает возможность сформировать коммуникативные навыки, которые позволят младшим школьникам с нарушением зрения успешно   адаптироваться   в   обществе   нормальновидящих   и   стать   социализированной личностью.

Выступление на тему "Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушениями зрения"

Выступление на тему "Формирование  коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушениями зрения"

Выступление на тему "Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушениями зрения"

Выступление на тему "Формирование  коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушениями зрения"

Выступление на тему "Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушениями зрения"

Выступление на тему "Формирование  коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушениями зрения"

Выступление на тему "Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушениями зрения"

Выступление на тему "Формирование  коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушениями зрения"

Выступление на тему "Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушениями зрения"

Выступление на тему "Формирование  коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушениями зрения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2018