Выступление на тему "Рефлексия на уроках"
Оценка 4.7

Выступление на тему "Рефлексия на уроках"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +1
Взрослым
07.04.2018
Выступление на тему "Рефлексия на уроках"
Слово рефлексия происходит от латин¬ского reflexior - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самооблада¬ние, самопознание. Это форма теоретичес¬кой деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов. В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. И, наконец, в современной педагогичес¬кой науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способа¬ми добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии. При традиционной системе обучения, когда преподаватель излагает
рефлексия на уроках ИЗО .doc
Тема статьи: Рефлексия на уроках изобразительного искусства. Искусства полезны лишь в том случае,  если они развивают ум, а не отвлекают его. Сенека Слово рефлексия происходит от латинского reflexior ­ обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание,  самопознание. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на  осмысление его собственных действий и их законов. В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он  воспринимается партнером по общению.  И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают  самоанализ деятельности и ее результатов. Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя  самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение  самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии. При традиционной системе обучения, когда преподаватель излагает готовые знания, а  учащиеся пассивно их усваивают, вопрос о рефлексии обычно не стоит. Принцип сознательности и активности ­ один из принципов развивающего обучения. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое  его действие является осознанным и понятным. Осуществлять рефлексию можно по­разному: это элементы рефлексии на отдельных  этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к  постоянной внутренней рефлексии. Пытаясь систематизировать знания и опыт работы по данному вопросу, в педагогической  литературе мы нашли следующую классификацию видов рефлексии: 1) рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2) рефлексия содержания учебного материала; 3) рефлексия деятельности. Данные виды рефлексии могут проводиться в индивидуальной и в коллективной  (групповой) формах. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и  трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и  психологические особенности учащихся. Подробнее остановимся  на каждом виде рефлексии. Рефлексия настроения и эмоционального состояния Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать на уроке. 1.Самый простой вариант ­ показываем учащимся карточки с изображением трех лиц:  веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям  также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание  разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и  вставляют  лучики. Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их  настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как  меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать  интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация  для размышления и корректировки своей деятельности. Эффективен прием «Букет  настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На  доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и  вы узнали что­то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, ­  голубой». Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый,  синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки  красного  цвета, если нет,  зелёного. Нет ошибок 1 ошибка 3­4 ошибки Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: красный ­ восторженное; оранжевый ­ радостное, теплое; желтый ­ светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий ­ неудовлетворенное, грустное; фиолетовый ­ тревожное, напряженное; черный ­ упадок, уныние. Если учитель хочет закончить урок на более высоком эмоциональном уровне, к чему  располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант  ­ эмоционально­художественную рефлексию: • Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута  грустным, печальным настроением, другая ­ радостным, веселым. Ученики выбирают ту  картину, которая соответствует их настроению. • Эмоционально­музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух  музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит  тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный  фрагмент, который соответствует их настроению. • Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное  настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков. Более старшие ребята (учащиеся 3­4 классов) могут оценить не только настроение, но и  своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты  испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В  помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также  способствует повторению и расширению лексического запаса. Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют разнообразием чувств и переживаний. Рефлексия содержания учебного материала Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы: 1. Прием незаконченного предложения. (учебник «Родная речь», 3класс, Л.Ф.Климанова).  Тема: В.Ф.Одоевский  «Мороз Иванович». Мне (не) понравилась Рукодельница, так как она: ­  трудолюбива, ­  добра ­  почтительна ­  скромна Мне (не) понравилась Ленивица, так как она: ­ ленива ­ зла ­ неуважительна ­ груба ­ высокомерна 2. Прием «Выбор афоризма или пословицы».   Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2­3 высказывания выдающихся людей или пословицы.  Затем учащиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им  больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к  этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу,  которые соответствует теме урока, обосновывая свой выбор.  Например:  «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин  «Чтоб поверить в добро, надо начать делать его». Л.Н. Толстой Индивидуальная письменная (личностная) рефлексия Данный вид рефлексии должен служить как бы логическим завершением урока, его  осмыслением. Формы проведения самые разнообразные и хорошо известные учителю –  тесты, мини­сочинения, письмо другу, схема, таблица, а также синквейн о котором мы уже говорили выше. Остановимся на приёмах, стимулирующих речемыслительную  деятельность учащихся и наиболее полно способствующих реализации развивающей цели  обучения. Коллективная или групповая рефлексия   Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных  режимах (индивидуальный, групповой, коллективный). Коллективная учебная  деятельность в группе как организационная форма создаёт оптимальные условия для  овладения знаниями. 1. Для организации рефлексии в группе, прежде всего, использую опорные слова и фразы  для высказываний: Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются  ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем. Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт  свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и  ответственности в своей деятельности. Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы  стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. Конкурентоспособность. Умеет делать что­то лучше других, действует в любых  ситуациях более эффективно. Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо  получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У  рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.  Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя. Электронные ресурсы: 1. http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe­iskusstvo/library/2015/06/03/prezentatsiya­k­ uroku­refleksiya 2. https://yandex.ru/images/search?text=все%20о%20рефлексии%20на%20уроках %20изо&stype=image&lr=63&noreask=1&source=wiz 3. http://900igr.net/prezentacija/izo/sistema­kontrolno­otsenochnoj­dejatelnosti­na­urokakh­ izo­89846/metody­refleksii­12.html

Выступление на тему "Рефлексия на уроках"

Выступление на тему "Рефлексия на уроках"

Выступление на тему "Рефлексия на уроках"

Выступление на тему "Рефлексия на уроках"

Выступление на тему "Рефлексия на уроках"

Выступление на тему "Рефлексия на уроках"

Выступление на тему "Рефлексия на уроках"

Выступление на тему "Рефлексия на уроках"

Выступление на тему "Рефлексия на уроках"

Выступление на тему "Рефлексия на уроках"

Выступление на тему "Рефлексия на уроках"

Выступление на тему "Рефлексия на уроках"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2018