выступление на тему "Рефлексия на уроках"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 07.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Слово рефлексия происходит от латин¬ского reflexior - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самооблада¬ние, самопознание. Это форма теоретичес¬кой деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов. В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. И, наконец, в современной педагогичес¬кой науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способа¬ми добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии. При традиционной системе обучения, когда преподаватель излагает
Иконка файла материала рефлексия на уроках ИЗО .doc
Тема статьи: Рефлексия на уроках изобразительного искусства. Искусства полезны лишь в том случае,  если они развивают ум, а не отвлекают его. Сенека Слово рефлексия происходит от латинского reflexior ­ обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание,  самопознание. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на  осмысление его собственных действий и их законов. В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он  воспринимается партнером по общению.  И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают  самоанализ деятельности и ее результатов. Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя  самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение  самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии. При традиционной системе обучения, когда преподаватель излагает готовые знания, а  учащиеся пассивно их усваивают, вопрос о рефлексии обычно не стоит. Принцип сознательности и активности ­ один из принципов развивающего обучения. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое  его действие является осознанным и понятным. Осуществлять рефлексию можно по­разному: это элементы рефлексии на отдельных  этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к  постоянной внутренней рефлексии. Пытаясь систематизировать знания и опыт работы по данному вопросу, в педагогической  литературе мы нашли следующую классификацию видов рефлексии: 1) рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2) рефлексия содержания учебного материала; 3) рефлексия деятельности.Данные виды рефлексии могут проводиться в индивидуальной и в коллективной  (групповой) формах. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и  трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и  психологические особенности учащихся. Подробнее остановимся  на каждом виде рефлексии. Рефлексия настроения и эмоционального состояния Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать на уроке. 1.Самый простой вариант ­ показываем учащимся карточки с изображением трех лиц:  веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям  также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание  разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и  вставляют  лучики.Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их  настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как  меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать  интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация  для размышления и корректировки своей деятельности. Эффективен прием «Букет  настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На  доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и  вы узнали что­то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, ­  голубой». Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый,  синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки  красного  цвета, если нет,  зелёного. Нет ошибок 1 ошибка 3­4 ошибкиХочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: красный ­ восторженное; оранжевый ­ радостное, теплое; желтый ­ светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий ­ неудовлетворенное, грустное; фиолетовый ­ тревожное, напряженное; черный ­ упадок, уныние. Если учитель хочет закончить урок на более высоком эмоциональном уровне, к чему  располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант  ­ эмоционально­художественную рефлексию: • Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута  грустным, печальным настроением, другая ­ радостным, веселым. Ученики выбирают ту  картину, которая соответствует их настроению. • Эмоционально­музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух  музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит  тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный  фрагмент, который соответствует их настроению. • Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное  настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков. Более старшие ребята (учащиеся 3­4 классов) могут оценить не только настроение, но и  своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты  испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В  помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также  способствует повторению и расширению лексического запаса. Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют разнообразием чувств и переживаний. Рефлексия содержания учебного материала Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:1. Прием незаконченного предложения. (учебник «Родная речь», 3класс, Л.Ф.Климанова).  Тема: В.Ф.Одоевский  «Мороз Иванович». Мне (не) понравилась Рукодельница, так как она: ­  трудолюбива, ­  добра ­  почтительна ­  скромна Мне (не) понравилась Ленивица, так как она: ­ ленива ­ зла ­ неуважительна ­ груба ­ высокомерна 2. Прием «Выбор афоризма или пословицы».   Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2­3 высказывания выдающихся людей или пословицы.  Затем учащиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им  больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к  этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу,  которые соответствует теме урока, обосновывая свой выбор.  Например:  «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин  «Чтоб поверить в добро, надо начать делать его». Л.Н. Толстой Индивидуальная письменная (личностная) рефлексия Данный вид рефлексии должен служить как бы логическим завершением урока, его  осмыслением. Формы проведения самые разнообразные и хорошо известные учителю –  тесты, мини­сочинения, письмо другу, схема, таблица, а также синквейн о котором мы ужеговорили выше. Остановимся на приёмах, стимулирующих речемыслительную  деятельность учащихся и наиболее полно способствующих реализации развивающей цели  обучения. Коллективная или групповая рефлексия   Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных  режимах (индивидуальный, групповой, коллективный). Коллективная учебная  деятельность в группе как организационная форма создаёт оптимальные условия для  овладения знаниями. 1. Для организации рефлексии в группе, прежде всего, использую опорные слова и фразы  для высказываний: Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются  ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем. Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт  свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и  ответственности в своей деятельности. Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы  стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. Конкурентоспособность. Умеет делать что­то лучше других, действует в любых  ситуациях более эффективно. Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо  получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У  рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.  Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя. Электронные ресурсы: 1. http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe­iskusstvo/library/2015/06/03/prezentatsiya­k­ uroku­refleksiya 2. https://yandex.ru/images/search?text=все%20о%20рефлексии%20на%20уроках %20изо&stype=image&lr=63&noreask=1&source=wiz 3. http://900igr.net/prezentacija/izo/sistema­kontrolno­otsenochnoj­dejatelnosti­na­urokakh­ izo­89846/metody­refleksii­12.html