Выступление на тему"Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках технологии"

  • Семинары
  • docx
  • 10.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данное выступления было представлено мною на педагогическом совете. В тексте выступления содержится информация о компетенциях, которые формируются у учащихся во время работы над проектом. Также приведены примеры заданий при работе над проектом, с помощью которых формируются те или иные компетенции.
Иконка файла материала Проектная деятельность.docx
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках технологии      Развитие общества, современной науки, введение в учебный процесс новых технологий  требуют от нас, педагогов, нового подхода к достижению поставленных целей в обучении учащихся. В Стандартах нового поколения  впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования   базовые   (ключевые)   компетентности,   которые   определены   как   система   универсальных учебных   действий.   В   современном   обществе   быстрыми   темпами   растет   поток   информации.   Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний.  Цель ключевых образовательных   компетенций  –   помочь   ребёнку   адаптироваться   в   социальном   мире   и   решать   в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных.            Наиболее   удачными   для   формирования   ключевых   компетенций   на   уроках   технологии   является проектная деятельность, так как она дает возможность: освоения новых способов деятельности на интегрированном содержании; появления опыта соорганизации ресурсов для достижения цели; стимулировать   практическую   деятельность   учащихся,   позволяя   формировать   весь   набор компетенций; конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.              Для включения учащихся в проектную деятельность необходимо создать мотивационно­проблемные задачи,   которые   отображают   практический   смысл   изучения   определённой   темы.   На   данном   этапе   у обучающихся формируются учебно­познавательные компетенции. В рамках компетентностного подхода можно организовать групповой подход к проектной деятельности, позволяющий ученикам ощущать себя главными   участниками   учебного   процесса.   В   группе   создается   особая   атмосфера   творчества   и психологического комфорта. Учащиеся могут входить в состав не только постоянных, но и временных групп,   что   способствует   увеличению   количества   межличностных   связей.   Такая   организация взаимодействия   с   учениками   способствует   формированию   у   них   коммуникативных   компетенций.   На уроках   технологии   при   выполнении   творческих   проектов   у   обучающихся   формируются   и совершенствуются год от года: социально­трудовые компетенции (рациональное планирование рабочего времени, правильная организация рабочего места; аккуратность, ритмичность, самоконтроль; правильное использование справочной и технической документации; экономичное расходование материалов, бережное отношение к оборудованию; умение анализировать результаты своей работы, предупреждать и исправлять недочеты).       Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся ­ индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени по выбранной теме   проекта.   Такой   подход   благодатная   среда   для   формирования   ключевых   образовательных компетенций учащихся (по классификации А. В. Хуторского –    доктор педагогических наук, директор Института образования человека). 1.Ценностно­смысловые   компетенции.  Это   компетенции   в   сфере   мировоззрения,   связанные   с ценностными   ориентирами   ученика,   его   способностью   видеть   и   понимать   окружающий   мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. В   своей   работе   в   данном   направлении   я   использую   различные   формы   организации   учебного   занятия: фронтальная,   групповая,   индивидуальная;   а   также   методы   обучения:   частично­поисковый   (по   уровню познавательной активности), упражнения и практические работы. 2.Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен,   обладать   познаниями   и   опытом   деятельности,   это   –   особенности   национальной   и общечеловеческой культуры, духовно­нравственные основы жизни человека и человечества, отдельныхнародов,   культурологические   основы   семейных,   социальных,   общественных   явлений   и   традиций,   роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно­досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.  Пример.  Разработка дизайн­листов.  Выбор и обоснование проекта. Историческая справка по выбранной теме проекта и т. д. 3.   Учебно­познавательные   компетенции.  Это   совокупность   компетенций   ученика   в   сфере самостоятельной   познавательной   деятельности,   включающей   элементы   логической,   методологической, общеучебной   деятельности,   соотнесенной   с   реальными   познаваемыми   объектами.   В   рамках   данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. В данном случае уместно применение созидающих и исследовательских методов обучения. Пример. Разработка дидактических материалов «Пирамида нужд (потребностей) А. Маслоу». Поисковая лабораторная работа. С помощью инструкции учителя учащиеся самостоятельно выполняют исследование, на   основе   которого   формулируют   выводы   о   свойствах   тех   или   иных   материалов,   о   взаимосвязи   и зависимости   между   исследуемыми   фактами,   процессами,   явлениями   исследовательской   деятельности,  Исследовательские   методы   обучения:  «Думай   и   слушай», самодеятельности,   научного   мышления. «Обсуждение вполголоса», самостоятельная исследовательская работа учащихся.  4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (Цифровой фотоаппарат, телефон, компьютер) и информационных технологий (,электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно   искать,   анализировать   и   отбирать   необходимую   информацию,   организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Пример. Самостоятельная подготовка сообщений, проектов, оформление дизайн листов, мультимедийных презентаций,   с   использованием   различных   источников   информации:   книг,   учебников,   справочников, энциклопедий, Интернета. 5.   Коммуникативные   компетенции.  Включают   знание   необходимых   способов   взаимодействия   с окружающими   и   удаленными   людьми   и   событиями,   навыки   работы   в   группе,   владение   различными социальными ролями в коллективе. В данном случае используется дискуссионные методы обучения: Дискуссия – обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями между двумя или более лицами. Цель – обнаружить различия в понимании вопроса и в дружеском споре установить истину, прийти к единой точке зрения. Первый шаг в каждой дискуссии – определить желаемый результат. Следующий – понять точку   зрения   другой   стороны.   Очень   важно   в   конце   дискуссии   сделать   эффективное   обобщение, сформулировать   единые   выводы,   показать,   к   чему   ведет   несогласие   с   ними,   отметить   все   идеи обучающихся. Пример. «Группа шума» и «Мозговая атака»  6. Социально­трудовые компетенции  означают владение знаниями и опытом в сфере технологической деятельности в социально­трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Формирование данных компетенции почти на всех этапах выполнения проекта, когда тематика занятия пересекается   с   соответствующими   категориями   сферы   гражданско­общественной   деятельности. Достигается это путем постановки перед учащимися проблемной практической задачи, требующей для ее решения владения простейшими исследовательскими умениями и навыками.7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного   и   интеллектуального   саморазвития,   эмоциональной   саморегуляции   и   самоподдержки, организация рефлексии собственной деятельности по внедрению новой технологии в практику. Данную группу компетенций можно развивать практически всеми вышеуказанными формами и методами. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: выполняя творческий проект на уроках технологии и во внеурочное время, у обучающихся формируются ключевые компетенции.  Об эффективности  моей работы как руководителя проектной деятельности свидетельствуют следующие результаты:             2011год   ­   Муниципальный   этап   всероссийской   олимпиады   школьников   (Голозубцева   А.­ победитель) 2012 год ­ Научно­практическая конференция школьников «Исследование и творчество» Заозерная СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 16 (Голозубцева А. ­ I место) 2012 год ­ VII  региональный фестиваль медиапроектов (Голозубцева А.­II место) 2012 год ­ Научно­практическая конференция «Новый интеллект» (Голозубцева А. ­ победитель) 2013 год ­  Научно­практическая конференция  «Новый интеллект» (Массольд Полина, Шараева Елизавета – лауреаты) 2014 год ­ Научно­практическая конференция «Новый интеллект» (Щелканова Елена, Теущакова Арина, Кириллова Татьяна ­ победители) 2014 год – I открытая проектно­исследовательская конференция «Шаг в будущее», с. Кожевниково (Щелканова Елена, Теущакова Арина, Кириллова Татьяна ­ победители) 2015 год – Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. Защита проекта «Вазочка для мелочей» (Качина А. ­ победитель) 2016   год   –   Региональный   конкурс   «Творческая   мастерская   педагога».   Защита   проекта   «Серия мастер   –   классов   «Свободу   новогодней   елочке»   (Быканова   А.,   Носкова   И.,   Волоскова   М.   ­ победители) 2016   год   –   Региональная   конференция   школьников   «Глобальные   проблемы   глазами   молодежи» (Качина А. ­ лауреат) 2016 год – Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. Защита проекта «Чудеса из ничего» (Качина А. ­ победитель)