Выступление на тему"Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках технологии"
Оценка 4.9
Семинары
docx
труд
6 кл
10.02.2017
Данное выступления было представлено мною на педагогическом совете. В тексте выступления содержится информация о компетенциях, которые формируются у учащихся во время работы над проектом. Также приведены примеры заданий при работе над проектом, с помощью которых формируются те или иные компетенции.
Проектная деятельность.docx
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на
уроках технологии
Развитие общества, современной науки, введение в учебный процесс новых технологий требуют от нас,
педагогов, нового подхода к достижению поставленных целей в обучении учащихся. В Стандартах нового
поколения впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания
образования базовые (ключевые) компетентности, которые определены как система универсальных
учебных действий. В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания,
которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает
необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Цель ключевых
образовательных компетенций – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире и решать в
повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных.
Наиболее удачными для формирования ключевых компетенций на уроках технологии является
проектная деятельность, так как она дает возможность:
освоения новых способов деятельности на интегрированном содержании;
появления опыта соорганизации ресурсов для достижения цели;
стимулировать практическую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор
компетенций;
конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.
Для включения учащихся в проектную деятельность необходимо создать мотивационнопроблемные
задачи, которые отображают практический смысл изучения определённой темы. На данном этапе у
обучающихся формируются учебнопознавательные компетенции. В рамках компетентностного подхода
можно организовать групповой подход к проектной деятельности, позволяющий ученикам ощущать себя
главными участниками учебного процесса. В группе создается особая атмосфера творчества и
психологического комфорта. Учащиеся могут входить в состав не только постоянных, но и временных
групп, что способствует увеличению количества межличностных связей. Такая организация
взаимодействия с учениками способствует формированию у них коммуникативных компетенций. На
уроках технологии при выполнении творческих проектов у обучающихся формируются и
совершенствуются год от года: социальнотрудовые компетенции (рациональное планирование рабочего
времени, правильная организация рабочего места; аккуратность, ритмичность, самоконтроль; правильное
использование справочной и технической документации; экономичное расходование материалов, бережное
отношение к оборудованию; умение анализировать результаты своей работы, предупреждать и исправлять
недочеты).
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную,
парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени по выбранной
теме проекта. Такой подход благодатная среда для формирования ключевых образовательных
компетенций учащихся (по классификации А. В. Хуторского – доктор педагогических наук, директор
Института образования человека).
1.Ценностносмысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с
ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые
установки для своих действий и поступков, принимать решения.
В своей работе в данном направлении я использую различные формы организации учебного занятия:
фронтальная, групповая, индивидуальная; а также методы обучения: частичнопоисковый (по уровню
познавательной активности), упражнения и практические работы.
2.Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо
осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и
общечеловеческой культуры, духовнонравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль
науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурнодосуговой
сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
Пример. Разработка дизайнлистов. Выбор и обоснование проекта. Историческая справка по выбранной
теме проекта и т. д.
3. Учебнопознавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере
самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической,
общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В рамках данных
компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать
факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и
иных методов познания.
В данном случае уместно применение созидающих и исследовательских методов обучения.
Пример. Разработка дидактических материалов «Пирамида нужд (потребностей) А. Маслоу». Поисковая
лабораторная работа. С помощью инструкции учителя учащиеся самостоятельно выполняют исследование,
на основе которого формулируют выводы о свойствах тех или иных материалов, о взаимосвязи и
зависимости между исследуемыми фактами, процессами, явлениями исследовательской деятельности,
Исследовательские методы обучения: «Думай и слушай»,
самодеятельности, научного мышления.
«Обсуждение вполголоса», самостоятельная исследовательская работа учащихся.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (Цифровой фотоаппарат, телефон,
компьютер) и информационных технологий (,электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения
самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать,
преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Пример. Самостоятельная подготовка сообщений, проектов, оформление дизайн листов, мультимедийных
презентаций, с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников,
энциклопедий, Интернета.
5. Коммуникативные компетенции.
Включают знание необходимых способов взаимодействия с
окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными
социальными ролями в коллективе.
В данном случае используется дискуссионные методы обучения:
Дискуссия – обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями между двумя или более лицами. Цель
– обнаружить различия в понимании вопроса и в дружеском споре установить истину, прийти к единой
точке зрения. Первый шаг в каждой дискуссии – определить желаемый результат. Следующий – понять
точку зрения другой стороны. Очень важно в конце дискуссии сделать эффективное обобщение,
сформулировать единые выводы, показать, к чему ведет несогласие с ними, отметить все идеи
обучающихся.
Пример. «Группа шума» и «Мозговая атака»
6. Социальнотрудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере технологической
деятельности в социальнотрудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в
сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального
самоопределения.
Формирование данных компетенции почти на всех этапах выполнения проекта, когда тематика занятия
пересекается с соответствующими категориями сферы гражданскообщественной деятельности.
Достигается это путем постановки перед учащимися проблемной практической задачи, требующей для ее
решения владения простейшими исследовательскими умениями и навыками. 7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического,
духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки,
организация рефлексии собственной деятельности по внедрению новой технологии в практику. Данную
группу компетенций можно развивать практически всеми вышеуказанными формами и методами.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: выполняя творческий проект на уроках технологии и во
внеурочное время, у обучающихся формируются ключевые компетенции.
Об эффективности моей работы как руководителя проектной деятельности свидетельствуют следующие
результаты:
2011год Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников (Голозубцева А.
победитель)
2012 год Научнопрактическая конференция школьников «Исследование и творчество» Заозерная
СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 16 (Голозубцева А. I место)
2012 год VII региональный фестиваль медиапроектов (Голозубцева А.II место)
2012 год Научнопрактическая конференция «Новый интеллект» (Голозубцева А. победитель)
2013 год Научнопрактическая конференция «Новый интеллект» (Массольд Полина, Шараева
Елизавета – лауреаты)
2014 год Научнопрактическая конференция «Новый интеллект» (Щелканова Елена, Теущакова
Арина, Кириллова Татьяна победители)
2014 год – I открытая проектноисследовательская конференция «Шаг в будущее», с. Кожевниково
(Щелканова Елена, Теущакова Арина, Кириллова Татьяна победители)
2015 год – Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. Защита проекта «Вазочка
для мелочей» (Качина А. победитель)
2016 год – Региональный конкурс «Творческая мастерская педагога». Защита проекта «Серия
мастер – классов «Свободу новогодней елочке» (Быканова А., Носкова И., Волоскова М.
победители)
2016 год – Региональная конференция школьников «Глобальные проблемы глазами молодежи»
(Качина А. лауреат)
2016 год – Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. Защита проекта «Чудеса
из ничего» (Качина А. победитель)
Выступление на тему"Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках технологии"
Выступление на тему"Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках технологии"
Выступление на тему"Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках технологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.