Данное выступления было представлено мною на педагогическом совете. В тексте выступления содержится информация о компетенциях, которые формируются у учащихся во время работы над проектом. Также приведены примеры заданий при работе над проектом, с помощью которых формируются те или иные компетенции.
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на
уроках технологии
Развитие общества, современной науки, введение в учебный процесс новых технологий требуют от нас,
педагогов, нового подхода к достижению поставленных целей в обучении учащихся. В Стандартах нового
поколения впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания
образования базовые (ключевые) компетентности, которые определены как система универсальных
учебных действий. В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания,
которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает
необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Цель ключевых
образовательных компетенций – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире и решать в
повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных.
Наиболее удачными для формирования ключевых компетенций на уроках технологии является
проектная деятельность, так как она дает возможность:
освоения новых способов деятельности на интегрированном содержании;
появления опыта соорганизации ресурсов для достижения цели;
стимулировать практическую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор
компетенций;
конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.
Для включения учащихся в проектную деятельность необходимо создать мотивационнопроблемные
задачи, которые отображают практический смысл изучения определённой темы. На данном этапе у
обучающихся формируются учебнопознавательные компетенции. В рамках компетентностного подхода
можно организовать групповой подход к проектной деятельности, позволяющий ученикам ощущать себя
главными участниками учебного процесса. В группе создается особая атмосфера творчества и
психологического комфорта. Учащиеся могут входить в состав не только постоянных, но и временных
групп, что способствует увеличению количества межличностных связей. Такая организация
взаимодействия с учениками способствует формированию у них коммуникативных компетенций. На
уроках технологии при выполнении творческих проектов у обучающихся формируются и
совершенствуются год от года: социальнотрудовые компетенции (рациональное планирование рабочего
времени, правильная организация рабочего места; аккуратность, ритмичность, самоконтроль; правильное
использование справочной и технической документации; экономичное расходование материалов, бережное
отношение к оборудованию; умение анализировать результаты своей работы, предупреждать и исправлять
недочеты).
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную,
парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени по выбранной
теме проекта. Такой подход благодатная среда для формирования ключевых образовательных
компетенций учащихся (по классификации А. В. Хуторского – доктор педагогических наук, директор
Института образования человека).
1.Ценностносмысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с
ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые
установки для своих действий и поступков, принимать решения.
В своей работе в данном направлении я использую различные формы организации учебного занятия:
фронтальная, групповая, индивидуальная; а также методы обучения: частичнопоисковый (по уровню
познавательной активности), упражнения и практические работы.
2.Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо
осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и
общечеловеческой культуры, духовнонравственные основы жизни человека и человечества, отдельныхнародов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль
науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурнодосуговой
сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
Пример. Разработка дизайнлистов. Выбор и обоснование проекта. Историческая справка по выбранной
теме проекта и т. д.
3. Учебнопознавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере
самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической,
общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В рамках данных
компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать
факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и
иных методов познания.
В данном случае уместно применение созидающих и исследовательских методов обучения.
Пример. Разработка дидактических материалов «Пирамида нужд (потребностей) А. Маслоу». Поисковая
лабораторная работа. С помощью инструкции учителя учащиеся самостоятельно выполняют исследование,
на основе которого формулируют выводы о свойствах тех или иных материалов, о взаимосвязи и
зависимости между исследуемыми фактами, процессами, явлениями исследовательской деятельности,
Исследовательские методы обучения: «Думай и слушай»,
самодеятельности, научного мышления.
«Обсуждение вполголоса», самостоятельная исследовательская работа учащихся.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (Цифровой фотоаппарат, телефон,
компьютер) и информационных технологий (,электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения
самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать,
преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Пример. Самостоятельная подготовка сообщений, проектов, оформление дизайн листов, мультимедийных
презентаций, с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников,
энциклопедий, Интернета.
5. Коммуникативные компетенции.
Включают знание необходимых способов взаимодействия с
окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными
социальными ролями в коллективе.
В данном случае используется дискуссионные методы обучения:
Дискуссия – обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями между двумя или более лицами. Цель
– обнаружить различия в понимании вопроса и в дружеском споре установить истину, прийти к единой
точке зрения. Первый шаг в каждой дискуссии – определить желаемый результат. Следующий – понять
точку зрения другой стороны. Очень важно в конце дискуссии сделать эффективное обобщение,
сформулировать единые выводы, показать, к чему ведет несогласие с ними, отметить все идеи
обучающихся.
Пример. «Группа шума» и «Мозговая атака»
6. Социальнотрудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере технологической
деятельности в социальнотрудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в
сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального
самоопределения.
Формирование данных компетенции почти на всех этапах выполнения проекта, когда тематика занятия
пересекается с соответствующими категориями сферы гражданскообщественной деятельности.
Достигается это путем постановки перед учащимися проблемной практической задачи, требующей для ее
решения владения простейшими исследовательскими умениями и навыками.7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического,
духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки,
организация рефлексии собственной деятельности по внедрению новой технологии в практику. Данную
группу компетенций можно развивать практически всеми вышеуказанными формами и методами.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: выполняя творческий проект на уроках технологии и во
внеурочное время, у обучающихся формируются ключевые компетенции.
Об эффективности моей работы как руководителя проектной деятельности свидетельствуют следующие
результаты:
2011год Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников (Голозубцева А.
победитель)
2012 год Научнопрактическая конференция школьников «Исследование и творчество» Заозерная
СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 16 (Голозубцева А. I место)
2012 год VII региональный фестиваль медиапроектов (Голозубцева А.II место)
2012 год Научнопрактическая конференция «Новый интеллект» (Голозубцева А. победитель)
2013 год Научнопрактическая конференция «Новый интеллект» (Массольд Полина, Шараева
Елизавета – лауреаты)
2014 год Научнопрактическая конференция «Новый интеллект» (Щелканова Елена, Теущакова
Арина, Кириллова Татьяна победители)
2014 год – I открытая проектноисследовательская конференция «Шаг в будущее», с. Кожевниково
(Щелканова Елена, Теущакова Арина, Кириллова Татьяна победители)
2015 год – Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. Защита проекта «Вазочка
для мелочей» (Качина А. победитель)
2016 год – Региональный конкурс «Творческая мастерская педагога». Защита проекта «Серия
мастер – классов «Свободу новогодней елочке» (Быканова А., Носкова И., Волоскова М.
победители)
2016 год – Региональная конференция школьников «Глобальные проблемы глазами молодежи»
(Качина А. лауреат)
2016 год – Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. Защита проекта «Чудеса
из ничего» (Качина А. победитель)